скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Интернет-технологии в учебном процессе

5.1. WWW - (всемирная паутина World Wide Web)

На сегодняшний день это наиболее продвинутый и интересный ресурс - гипертекстовая система навигации в Internet.

От обычного гипертекста WWW отличается главным образом тем, что позволяет устанавливать ссылки не только на соседний файл, но и на файл, находящийся на компьютере в другом полушарии Земли. От вас же не требуется никаких усилий - компьютер установит связь самостоятельно.

В WWW к ресурсам можно обращаться, непосредственно указывая их адрес. В этом случае приходится сталкиваться с сокращением URL

Что такое URL?

Базовое понятие в WWW-навигаторах - универсальный способ обозначения ресурса Internet (Uniform Resource Locators - URL).

URLs используются для идентификации размещения ресурсов, на которые ссылаются в документах. Например, URL для главного индекса (home page) набора документов в Национальном Центре по Прикладным Программам для Суперкомпьютеров (NCSA) задается следующим способом:

http://www.ncsa.uiuc.edu/Genaral/NCSAHome.html

Компонента "http:" определяет метод доступа - через сервер HyperText Transfer Protocol (HTTP) - простейший и достаточно быстрый для распределенных и взаимодействующих информационных гипермедиа систем.

HTTP - это общий объектно-ориентированный протокол, который может использоваться для многих схожих проблем, таких как Name Servers и распределенных объектно-ориентированных систем.

Следующая часть URL - "//www.ncsa.uiuc.edu" - описывает, на каком узле размещены данные. Наконец, компонента "/Genaral/" определяет, где размещается файл с документом "NCSAHome.html".

Таким образом, обозначение URL состоит из двух частей: первая указывает тип связи, который следует установить с нужным вам источником, вторая - имя требуемого сервера.

Типы связи соответствуют стандартным услугам Internet. Вот основные из них:

http - HiperText Transfer Protocol,основа WWW, - тип связи, необходимый при обращении к любому WWW-серверу;

ftp - используется при обращении к FTP-серверам;

gopher - предназначен для взаимодействия с Gopher;

telnet - предназначен для получения терминального доступа к удаленной машине;

news - открывает доступ к телеконференциям.

Информация на WWW может включать в себя текст, рисунки, таблицы, звук, мультипликацию и многое другое. Благодаря своим широким возможностям, красоте и простоте в использовании "всемирная паутина" завоевала огромную популярность во всем мире.

При гигантском объеме данных в сети необходимо иметь развитые инструментальные системы, которые делают информационный поиск более эффективным.

Система Web базируется на методе связывания слов и фраз в документе для ссылки к соответствующей информации в этом же или другом документе. Поскольку другие документы могут быть на разных серверах, эти ссылки образуют своеобразную "паутину" взаимных связей, которая пронизывает сеть Intеrnet.

Но что же можно делать с этой технологией на Вашей локальной сети?

Web-технология (или Internet-технология) может использоваться и в том случае, если Вашf сеть не включена в Internet. Все компоненты этой технологии доступны для многих платформ.

Ряд ведуших программных фирм срочно реализуют первые коммерческие инструментальные системы для этой новой сетевой Internet-технологии.

Они ориентированы на более оптимальную интеграцию Internet-технологии в среду рабочих станций и будут более удобными с точки зрения системного сопровождения и администрирования.

Для понимания сути Internet-технологии и используемых программных средств, следует напомнить об основных навигационных и инструментальных средствах, доступных пользователям сети Internet.

Самыми простые средства - FTP и Telnet.

Ftp - это программа, которая использует протокол TCP/IP File Transport Protocol для передачи файлов между компьютерами.

Telnet - это программа для доступа к удаленному компьютеру в режиме эмуляции локального терминала.

Хотя эти программы работают безотказно, они являются "слепыми", поскольку обрабатывают только те данные, размещение которых уже известны Вам и предназначены для выполнения только основных операций. Фактически они были инструментальными средствами первого поколения в сети Internet.

Следующее поколение инструментальных средств - "навигационные" - ориентировалось на проблему поиска требуемых информационных ресурсов.

Сервис WWW– всемирная паутина, обеспечивает представление и взаимосвязи огромного количества гипертекстовых документов, включающих текст, графику, звук и видео, расположенных на различных серверах по всему миру и связанных между собой посредством ссылок в документах.

Что же можно получить с помощью WWW?

Почти все, что ассоциируется с понятием «работа в системе Internet»,– от самых последних финансовых новостей до информации о медицине и здравоохранении, музыке и литературе, домашних животных и комнатных растениях, кулинарии и автомобильном деле.

Можно заказывать авиабилеты в любую часть мира (реальные, а не виртуальные), туристические проспекты, находить необходимое программное и техническое обеспечение для своего ПК, играть в игры с далекими (и неизвестными) партнерами и следить за спортивными и политическими событиями в мире.

Наконец, с помощью большинства программ со средствами доступа к WWW можно получить доступ и к телеконференциям, куда помещаются сообщения на любые темы– от астрологии до языкознания, а также обмениваться сообщениями по электронной почте.

Благодаря средствам просмотра WWW хаотические джунгли информации в Internet приобретают форму привычных аккуратно оформленных страниц с текстом и фотографиями, а в некоторых случаях даже с видеосюжетами и звуком.

Привлекательные титульные страницы (home pages) сразу же помогают понять, какая информация последует дальше. Здесь есть все необходимые заголовки и подзаголовки, выбирать которые можно с помощью линеек прокрутки как на обычном экране Windows или Macintosh.

Каждое ключевое слово соединяется с соответствующими информационными файлами посредством гипертекстовых связей. Вместо того, чтобы листать страницы книги, Вам достаточно щелкнуть мышью на нужном ключевом слове (для удобства оно выделяется на экране цветом или шрифтом), и перед вами появится требуемый материал. Очень удобно, что программа позволяет возвращаться к ранее просмотренным материалам или, щелкнув мышью, двигаться дальше.

5.2. E-MAIL (электронная почта)

Один из видов информационных услуг, которые предоставляют компьютерные сети, - электронная почта (E-mail). В этом случае оба абонента - отправитель и получатель - имеют дело с посредниками (провайдерами), выполняющими функции местных отделений почтовой связи.

Сервер посредника включен постоянно и на его винчестере официально зарегистрированным абонентам выделены «почтовые ящики» для временного хранения входящей и исходящей переписки.

Для обеспечения функционирования локальной сети часто выделяется специальный компьютер — сервер, или несколько таких компьютеров.

На дисках серверов располагаются совместно используемые программы, базы данных и т.д. Остальные компьютеры локальной сети часто называются рабочими, станциями.

На тех рабочих станциях, где требуется обрабатывать только данные на сервере (например, вводить сведения в совместно используемую базу данных о заказах и продажах), часто для экономии (или по соображениям безопасности) не устанавливают жестких дисков.

В сетях, состоящих более чем из 20-25 компьютеров, наличие сервера обязательно — иначе, как правило, производительность сети будет неудовлетворительной. Сервер необходим и при совместной интенсивной работе с какой-либо базой данных.

Иногда серверам назначается определенная специализация (хранение данных, программ, обеспечение модемной и факсимильной связи, вывод на печать и т.д.). Серверы, как правило, не используются в качестве рабочих мест пользователей. Серверы, обеспечивающие работу с ценными данными, часто размещаются в изолированном помещении, доступ в которое имеют только специально уполномоченные люди (как в банковское хранилище).

Многие серверы стоят значительно дороже (в 10-20 и более раз) обычных компьютеров. Не удивительно — ведь они не только являются весьма мощными компьютерами с большим количеством оперативной и дисковой памяти, но в них вдобавок обеспечиваются исключительная надежность, высокая производительность ввода-вывода, дублирование устройств и хранимых данных, средства контроля над состоянием сервера, средства обеспечения бесперебойной работы при отказе некоторых устройств и т.д.

Местный сервер, как правило, располагает достаточно качественными каналами связи с одним из узлов сети, входящей в состав Internet. Посредник взимает со своих абонентов небольшую ежемесячную плату и выписывает дополнительный счёт, пропорциональный объёму передаваемой информации (в пределах страны и за её границами действуют разные тарифы).

Одновременно с регистрацией в местном «почтовом отделении» абоненту сообщается уникальный (с точки зрения местного сервера) электронный адрес и выдаётся специально настроенное программное обеспечение, которое позволяет автоматически установить связь с посредником, за несколько минут получить поступившую в ваш адрес корреспонденцию и отправить заранее подготовленные вами сообщения.

На сеанс связи с провайдером можно выйти в любое удобное для вас время. Но длительно не востребованные поступления сервер возвратит отправителю.

Взаимодействие с программой обслуживания почты очень напоминает работу в текстовом редакторе.

Заголовок электронного письма включает три обязательные раздела:

адрес отправителя;

адрес получателя;

тема письма.

Письмо, переданное провайдеру, немедленно обрабатывается, и специальная программа-маршрутизатор определяет оптимальный путь передачи послания следующему компьютеру сети.

От пользователя скрыты такие внутренние детали, как разбивка передаваемой информации на порции — пакеты, присоединение к пакетам служебной информации, сжатие данных, контроль за передаваемой порцией и повторная её посылка в случае обнаружения неустранимой ошибки и т.п.

Следует обратить внимание на оперативность и дешевизну электронной почты по сравнению с традиционными средствами общения — телеграммами, междугородними телефонными разговорами, обычными письмами.

Электронная почта доходит до абонента, расположенного в любой точке земного шара за считанные минуты. В отличие от обычных почтовых отделений, E-mail не «теряет» свои письма.

5.3. FTP - (File Transfer Protocol – передача файлов)

FTP сервис Интернет - сервис, который дает максимальную нагрузку на каналы связи. Расшифровывается эта аббревиатура как протокол передачи файлов, но при рассмотрении ftp как сервиса Интернет имеется в виду доступ к файлам на удаленных компьютерах и в файловых архивах. FTP - стандартная программа, работающая по протоколу TCP, как правило, поставляющаяся с операционной системой.

Ее исходное предназначение - передача файлов между разными компьютерами, работающими в сетях TCP/IP: на одном из компьютеров работает программа-сервер, на втором пользователь запускает программу-клиента, которая соединяется с сервером и передает или получает файлы. Тут предполагается, что пользователь зарегистрирован на обоих компьютерах и соединяется с сервером под своим именем и со своим паролем на этом компьютере. Протокол FTP, разумеется, оптимизирован для передачи файлов.

Данная черта и послужила причиной того, что программы FTP стали частью отдельного сервиса Интернет. Дело в том, что сервер FTP можно настраивается таким образом, что соединиться с ним можно не только под своим именем, но и под условным именем anonymous.

Тогда Вам становятся доступна не вся файловая система компьютера, но некоторый набор файлов на сервере, которые составляют содержимое FTP-сервера anonymous - публичного файлового архива. Итак, если кто-то хочет предоставить в публичное пользование файлы с информацией, программами и прочим, то ему достаточно организовать на своем компьютере, включенном в Интернет, FTP сервер.

Если Вы, например, хотите представить миру демо-версию Вашего программного продукта - использование FTP сервера является удачным решением такой задачи. Если, с другой стороны, Вы хотите найти, скажем, последнюю версию Вашей любимой свободно распространяющейся программы, то искать ее нужно именно на серверах FTP.

Несмотря на распространенность, у FTP есть и множество недостатков. Программы-клиенты FTP могут быть не всегда удобны и просты в использовании. Не всегда можно понять, а что это за файл перед Вами. Нет простого и универсального средства поиска на серверах FTP – хотя для этого и существует специальный сервис ARCHIE, но это независимая программа, неуниверсальная и не всегда применимая.

Описания файлов на сервере выдаются в формате операционной системы сервера, а список файлов операционной системы UNIX может привести в недоумение пользователя DOS. Проблема тут в том, что со списком файлов выдается лишняя информация, а слишком много знать вредно.

Серверы FTP нецентрализованы, и это несет свои проблемы. FTP - сервис прямого доступа, требующий полноценного подключения к Интернет, но возможен и доступ через электронную почту – большая часть FTP серверов может прислать свои файлы по E-mail, а так же существуют серверы, которые могут прислать Вам по электронной почте файлы с любых FTP серверов.

Однако это не всегда удобно, ибо такие серверы сильно загружены, и Ваш запрос может долго ждать своей очереди. Кроме того, большие файлы при отсылке делятся сервером на части ограниченного размера, посылаемые отдельными письмами - и если одна часть из сотни потеряется или повредится при передаче, то остальные 99 тоже окажутся ненужными.

5.4. GOPHER (гипертекстовая система)

Одним из достаточно известных и распространенных сервисов Интернет является GOPHER (правда устаревшим). Хотя сейчас он уже практически не развивается, или, во всяком случае, развивается гораздо медленнее прочих сервисов похожего назначения, но тем не менее через GOPHER доступно довольно-таки большое количество информации - в первую очередь, по историческим причинам.

Был период, когда GOPHER был лучшим средством публичного доступа к информации. Современные средства работы с информацией в Интернет (например, WWW просмотрщики) обеспечивают в том числе доступ к серверам GOPHER, поэтому специальных программам-клиентов GOPHER в настоящий момент не используется.

Что касается использования сервера GOPHER для предоставления новой информации в публичный доступ - вряд ли целесообразно использовать морально устаревший сервис GOPHER.

GOPHER - это распределенная система экспорта структурированной информации. При работе с GOPHER Вы находитесь в системе вложенных меню, из которых доступны файлы различных типов - как правило, простые тексты, но это может быть и графика, и звук и любые другие виды файлов.

Таким образом, в публичный доступ экспортируются файлы с информацией, но не в виде файловой системы, как в FTP, а в виде аннотированной древовидной структуры. GOPHER - сервис прямого доступа и требует, чтобы и сервер, и клиент были полноценно подключены к Интернет.

Основное преимущество Gopher состоит в том, что вам не нужно запоминать адрес или название ресурса и последовательность команд, необходимую для доступа к нему: двигаясь по меню программы, вы на самом деле перемещаетесь по разным компьютерам, подключенным к Сети.

5.5. NEWS/USENET (доски объявлений/всемирный дискуссионный клуб)

Usenet– это всемирный дискуссионный клуб. Он состоит из набора конференций («newsgroups»), имена которых организованы иерархически в соответствии с обсуждаемыми темами.

Сообщения («articles» или «messages») посылаются в эти конференции пользователями посредством специального программного обеспечения. После посылки сообщения рассылаются на серверы новостей и становятся доступными для прочтения другими пользователями.

Можно послать сообщение и просмотреть отклики на него, которые появятся в дальнейшем. Так как один и тот же материал читает множество людей, то отзывы начинают накапливаться. Все сообщения по одной тематике образуют поток, таким образом, хотя отклики могли быть написаны в разное время и перемешаться с другими сообщениями, они все равно формируют целостное обсуждение.

Вы можете подписаться на любую конференцию, просматривать заголовки сообщений в ней с помощью программы чтения новостей, сортировать сообщения по темам, чтобы было удобнее следить за обсуждением, добавлять свои сообщения с комментариями и задавать вопросы.

Для прочтения и отправки сообщений используются программы чтения новостей, например встроенная в броузере Netscape Navigator– Netscape News или Internet News от Microsoft, поставляемая вместе с последними версиями Internet Explorer.

5.6. Proxy-сервер

Proxy («ближний») сервер предназначен для накопления информации, к которой часто обращаются пользователи, на локальной системе. При подключении к Internet с использованием proxy-сервера Ваши запросы первоначально направляются на эту локальную систему.

Сервер извлекает требуемые ресурсы и предоставляет их Вам, одновременно сохраняя копию. При повторном обращении к тому же ресурсу предоставляется сохраненная копия. Таким образом, уменьшается количество удаленных соединений.

Использование proxy-сервера может несколько увеличить скорость доступа если канал связи Вашего провайдера Internet недостаточно производителен.

Если же канал связи достаточно мощный, скорость доступа может даже несколько снизиться, поскольку при извлечении ресурса вместо одного соединения от пользователя к удаленному компьютеру производится два: от пользователя к proxy-серверу и от proxy-сервера к удаленному компьютеру.

Несмотря на то, что Интернет, несомненно, самое мощное средство в сетевой информации, существуют и другие источники, которые увеличили использование Интернет. В их число входят компьютерные доски объявлений и коммерческие информационные службы.

Проблемы информационной культурно-образовательной среды в интернет

Одной из важных характеристик современного общества является бурное развитие информационных и коммуникационных технологий, их активное внедрение не только в научную, учебную и производственную деятельность, но и в духовно-культурные сферы, в повседневную жизнь человека.

Основными целями информатизации общества является наиболее полное удовлетворение его информационных потребностей во всех сферах деятельности.

Источником экономического потенциала в современном мире являются знания, которые приобретаются путем получения соответствующего образования и умения их использовать.

Образование - сложный социальный институт, имеющий относительную самостоятельность функционирования, обладает способностью оказывать активное воздействие на развитие социальной, демографической, профессиональной и духовной жизни. Поэтому взаимосвязь и взаимозависимость образования от общества имеет гуманистическое значение.

Развитие глобальной сети Интернет начинает влиять на все стороны жизни человечества. В связи с развитием Интернета актуальным для человечества становится создание открытого общества, т. н. общества без границ.

Интернет имеет уникальные возможности для повышения качества обучения и сохранения культурного наследия.

С помощью Интернет можно представить свою образовательную или культурно-познавательную информацию в самом удобном и наглядном виде на основе гипертекста или гипермедиатекста, организовать теле- или видеоконференцию, использовать для общения chat или электронную почту.

Технические и информационные возможности глобальной сети Интернет постоянно совершенствуются и развиваются. Пользователи этой сети имеют неограниченный доступ к этому мировому хранилищу информации независимо от возраста, местонахождения и времени суток.

Этот новый феномен Интернет имеет все технические, программные и коммуникационные возможности для использования в саморазвитии личности и организации учебного процесса с использованием самого широкого спектра информационных ресурсов, о которых мечтало не одно поколение педагогов. Однако с появлением такого феномена, обладающего всеми этими возможностями, их использование происходит стихийно, хаотически и не системно.

Возникает ряд вопросов:

Каким будет дальнейшее распространение этого влияния?

В чем польза и в чем вред?

Можно ли управлять процессами формирования информационных ресурсов?

Как эффективно использовать информационный и программно-технический потенциал Интернет?

Достижения, имеющиеся в настоящее время в области информатизации, обусловлены в первую очередь высочайшим уровнем аппаратного и программного обеспечения современных и коммуникационных технологий (мультимедиа-, гипермедиатехнологии, виртуальная реальность, система Интернет).

Между тем, использование современных компьютерных и телекоммуникационных технологий зачастую не имеет достаточного научно-педагогического обоснования, создание информационных ресурсов происходит стихийно, а также просматривается недостаточная изученность негативных факторов использования этих технологий.

Ограниченность представления в сети Интернет научно-популярной, научной, культурной и образовательной информации приводит к тому, что у молодого поколения вырабатывается стереотип об Интернет как развлекательном и коммерческом инструменте.

Вместе с тем Интернет является очень мощным информационным оружием, которое можно использовать для выработки у молодого поколения духовных и культурных ценностей, получения научной и образовательной информации для своего многогранного развития.

Для решения этих проблем необходим научно-обоснованный подход, целенаправленная психолого-педагогическая работа ученых и преподавателей. Приобретает значимость привлечение ведущих ученых, известных деятелей культуры и искусства к созданию региональных информационных ресурсов.

Обобщая вышесказанное, можно выделить проблему исследования, обусловленную следующей группой противоречий:

Возрастание роли информации и знаний, реализуемых образованием, напрямую начинает влиять на социальные процессы. Понятия «образование» и «культура» становятся едиными и взаимодополняемыми понятиями.

Бурное развитие Интернет, массовое подключение пользователей к Интернету не только на производстве, в учебных заведениях, но и в быту и недостаточное использование уникальных возможностей Интернета для воспитания и образования личности порождают противоречие.

Большой спектр разнородной информации в глобальной сети Интернет.

Широкие возможности Интернета по созданию источников, фиксирующих культурное наследие, и недостаточная их реализация на практике.

Хотя Интернет развивается как сверхсложная самоорганизующаяся транспортно-информационная система, обусловленная открытостью и нелинейностью, тем не менее, , при некоторых условиях и подходах этими процессами в какой-то мере можно управлять, создавая, целевое информационное наполнение.

Создание в сети Интернет региональной информационной культурно-образовательной среды позволит в какой-то мере ликвидировать этот пробел, осуществит информационное взаимодействие в сети и позволит начать целевое создание информационной среды во всем российском сегменте сети Интернет.

Заключение

Стремительное развитие сетевых информационных технологий, кроме заметного снижения временных и пространственных барьеров в распространении информации, открыло новые перспективы в сфере образования.

Можно с уверенностью утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных, в частности, на Интернет-технологиях.

С использованием Интернет-технологий появилась возможность неограниченного и очень дешевого тиражирования учебной информации, быстрой и адресной ее доставки.

Обучение при этом становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы обучающихся, серьезно усиливается интенсивность учебного процесса и т. д.

Эти преимущества обусловили активизацию работы коллективов многих вузов по внедрению информационных технологий в традиционную модель учебного процесса

Список литературы

Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы. Кручинина Г.А. Нижний Новгород, 2000.

Основы web-технологий. Курс лекций. П.Б. Храмцов, С.А. Брик, А.М. Русак, А.И. Сурин. Интернет-Университет Информационных Технологий, 2003

Настольная книга web-мастера: эффективное применение HTML, CSS И JavaScript. С. Н. Коржинский./"КноРус", 2000

Энциклопедия Интернет, СПб, 2002

Журналы Мир Internet.


Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.