скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Использование компьютерных технологий для управления учебным процессом в средней общеобразовательной школе

Этот документ включил в себя систему взглядов и положений, определяющих ближние и дальние цели, достижение которых путем информатизации должно было обеспечить повышение качества образования в России и решение проблемы обеспечения отраслей народного хозяйства страны высококвалифицированными кадрами.

Предварительная редакция Концепции, разработанная в ГосНИИ системной интеграции, была рассмотрена 26 сентября 1997 года на заседании Рабочей группы, в состав которой по решению Минобразования России от 2 сентября 1997 г. вошли специалисты и эксперты, представляющие основные структуры системы образования России.

Одним из основных направлений информатизации образования стало создание и развитие системы дистанционного образования, концепция которой была выдвинута на Втором международном конгрессе "Образование и Информатика: политика в области образования и новые технологии", созванного ЮНЕСКО в сотрудничестве с Российской Федерацией в Москве с 1 по 5 июля 1996 года. В развитие Постановления Правительства РФ №498 от 23.5.95 в 2000 г. были организованы два совета (межведомственный по открытому образованию и по дистанционному обучению в сфере профессионального образования). 10.01.2003 Президент РФ утвердил ФЗ №11-ФЗ о поправках по дистанционной образовательной технологии в оба ФЗ, а Минобразование утвердило методику по организации дистанционного обучения в учреждениях профессионального (среднего, высшего и дополнительного) образования (приказ от 18.12.02 №4452) и лицензионные нормативы (приказ №4452 и распоряжение №985-24 от 26.08.03). До 1998 г. было создано достаточно большое число систем дистанционного обучения и разработаны программы на основе их использования.

Дальнейшему развитию и реализации разработанной концепции помешал экономический кризис, который разразился в стране в августе 1998 г. С этого момента начали развиваться тенденции децентрализации в сфере образования, в том числе и в процессах информатизации: разрабатываются и начинают реализовываться региональные и даже локальные (вплоть до рамок отдельных учебных заведений) программы информатизации образования. Финансирование этих программ было отдано на откуп самих разработчиков и осуществлялось из различных источников: местные бюджеты, внебюджетные средства организаций, поддержка со стороны различных фондов и т.д.

Анализ различных документов этого периода позволяет сделать следующие выводы:

l  федеральные документы (Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 г.г., 1993; Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации, 1998) не дали оснований и механизмов для реализации федеральной политики на региональном уровне;

l  регионы считали, что наблюдался период нестабильности управленческого звена на федеральном уровне, с учетом расширившихся компетенций местных органов управления образованием (субъектов Федерации и муниципальных), центр тяжести в управлении процессами, протекающими в системе образования, постепенно смещался на региональный уровень;

l  со стороны регионов считалось, наблюдалась ситуация "безвластия" и "вседозволенности" в системе общего образования при отсутствие инструктивно-методической поддержки федерального центра;

l  регионы считали, что имелась необходимость создании регионального нормативного правового "коридора", являющегося своеобразным регулятором процессов информатизации образования.

Только в 2001 г. в связи с постепенным выходом из кризиса государство вновь приступает к целенаправленной деятельности по информатизации образования. С этого времени финансирование принимает конкурсный характер.

В 2001 г. во исполнение поручения Президента от 1 сентября 2000 г. № Пр-1769 и Постановления Правительства РФ № 224 от 23.3.01 Минобразованием России определены основные мероприятия проекта "Компьютеризация сельских школ - 2001". В развитие проекта Минобразованием России подготовлена и утверждена Постановлением Правительства РФ № 630 от 28.8.01 ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 - 2005 годы" (РЕОИС). В ней предусматривается комплексное решение: обеспечение УО современными аппаратно-программными средствами, развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступ к информационным ресурсам и гарантированное обслуживание техники, повышение соответствующей квалификации работников образования, разработка электронных обучающих средств, позволяющих дистанционно учащимся и педагогам обучаться, а лучшим педагогам - обучать.

В 2002 г. организуются мероприятия Минобразования по реализации утвержденных на коллегии 28 февраля 2002 г. основных направлений информатизации образования по конкурсам 2002 года, а в 2003 г. - мероприятия Минобразования по реализации направлений информатизации образования по конкурсам 2003 года.

На этом этапе основными являлись следующие направления информатизации образования:

l  Подготовка кадров для информационного общества

l  Развитие электронных образовательных ресурсов

l  Компьютеризация и коммуникационное обеспечение образования

l  Поддержка региональных программ информатизации

l  Развитие информационно-коммуникационных технологий управления образованием

Присоединение России в 2002 г. к Болонскому соглашению привело к пересмотру отечественной системы образования. В последнее время наметились тенденции к интеграции ее в мировое образовательное пространство, что повлекло начало ее модернизации. Одним из главных направлений модернизации отечественного образования является его информатизация, которая на современном этапе развивается по следующим четырем основным направлениям:

l  Оснащение образовательных учреждений современными средствами информатики и использова-ние их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Это направление получило в нашей стране название педагогической информатики. Начавшись с освоения и фрагментарного внедрения НИТ в традиционные учебные дисциплины, педагогическая информатика стала развивать и предлагать педагогам новые методы и организационные формы учебной работы, которые в дальнейшем стали использоваться повсеместно и сегодня способны поддерживать практически все многообразие образовательного процесса, как в системе высшего образования, так и в средней школе. Проблема здесь заключается лишь в уровне оснащенности образовательных учреждений современными средствами информатизации.

l  Использование современных средств информатики, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации, как в своей стране, так и в других странах мирового сообщества.

l  Развитие и все более широкое распространение дистанционного образования - нового метода реализации процессов образования и самообразования, позволяющего существенным образом расширить масштабы образовательного пространства и обеспечить возможность доступа все большей части населения к образовательным ресурсам данной страны и других стран мирового сообщества.

l  Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества. Эти изменения сегодня ориентируются не только на все большую общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики, но также и на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков. [3]

Современное состояние проблемы и пути ее решения

В 2005 г. в рамках приоритетных национальных проектов был выдвинут на государственном уровне проект "Образование"[8]. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Образование" были утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.). По направлению "Внедрение современных образовательных технологий" основными мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.

Если техническое оснащение школ в настоящее время находится на приемлемом уровне, то этого нельзя сказать об обеспечении образовательных учреждений ПО. На сегодняшний день, основные проблемы, стоящий перед образовательными учреждениями, в области программного обеспечения выглядят следующим образом:

l  Малое количество специализированного ПО для управления учебным процессом

l  Все существующее на сегодняшний день ПО для управления учебным процессом — коммерческое

l  Современное ПО не охватывает весь класс задач, которые приходится решать, при управлении учебным процессом, оно, как правило, узко специализировано.

Анализ современных направлений развития процесса информатизации образования показывает [4], что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему. Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государственной власти. [7]

Руководителю образовательным процессом на любом управленческом уровне важно знать специфику становления человека, на которую влияют как внутренние, так и внешние установки. Немаловажную роль в определении профессиональных приоритетов играет и философское осмысление происходящего. Это подтверждает внезапно дарованная нам свобода, ставшая следствием колоссального исторического опыта России. Именно она оказалась разрушительной по своим нравственным последствиям. [10]

Период революционных преобразований общества, его глобальной переориентации стал мощным тормозом на пути прогресса. Качества, становящиеся все более персонально значимыми и востребованными в современной социальной жизни и деятельности – инициативность, творчество, креативность, коммуникативность, гибкость мышления, диалогичность, умение делать выбор, умение поиска информации и активной работы с нею, личная ответственность, способность к смене позиций и видов деятельности, адаптивность и т.д. – просто не предусмотрены традиционной школьной системой. Но многие коллективы нуждаются в конкретных указаниях для организации своей работы, они страдают по общепринятым лозунгам и не понимают, что различия, привносимые в образование личными инициативами учащихся и их родителей, должны сегодня иметь полное право на существование. Крутой перелом, требующий от человека большей индивидуальной инициативы, принятия на себя ответственности за собственные действия встречает немалое сопротивление в учительской среде. Педагог не готов к восприятию социальных изменений и расчету границ возможности своего участия в инновациях.

Между тем образование становится одной из ведущих сфер в структуре общественной жизни: происходит осознание роли образования как универсального инструмента социализации, изменяются требования к системе образования как со стороны отдельно взятой личности, так и со стороны государственных институтов и общества в целом. Включение в систему изменений является для педагогов принципиально важным, что отнюдь не подтверждает практика работы большинства образовательных учреждений. Несмотря на активную пропаганду новаторских идей, имеющих эффективное продолжение в практической деятельности авторских и частных школ, большинство педагогических работников отдают предпочтение стереотипам. Идти проторенными путями легче, поэтому путешествие по новым дорогам кажутся сложным лабиринтом и частенько приводят в тупик. Нужно приложить достаточные усилия, чтобы выбраться из него. Осознание непривычной ответственности за свободу выбора и множественность возможных перспектив пугает.

Педагогические работники, привыкшие выполнять социальный заказ с конкретными правилами внешнего и внутреннего распорядка, значительно тормозят развитие российского образования. Эти осложнения вызваны негативным отношением к действительности, и педагог, который всегда служил государству, становится его противником. Конечно, большую роль в процессе формирования образовательной политики играет материальное положение учителя. Это неоспоримый факт, но нельзя, на мой взгляд, под эту проблему накручивать все направления организационно-педагогической деятельности, особенно содержание образования. Разве может педагог скрыть знания от детей, если он получает меньше своего коллеги? Как определить объем выдаваемого материала в финансовом эквиваленте? Однако агрессивность имеет место быть. Учителя достаточно убедительно выдвигают аргументированные на их счет предположения: "Все делается с целью разрушения образовательной системы. Нашему государству не нужны умные люди. Идет открытая война против интеллекта." [10] и т.п. Социальная напряженность стала оказывать отрицательное влияние на различные проявления учителей. Ностальгическое настроение по прошлому для некоторых оборачивается изменой профессиональному долгу. Складывается впечатление, что педагоги вступили в борьбу против собственного развития. На мой взгляд, эта борьба педагогов с обновлением школьной жизни, без всякого предъявления требований, уже является своего рода бунтом.

Однако далеко не каждый педагог способен строить свою практическую деятельность на основе самостоятельного выполнения государственных установок и удовлетворения общественных запросов населения на образовательные услуги. Отсутствие стремления создать новые отношения между всеми участниками педагогического процесса приводят к абсолютному исключению из практики демократичного поведения в школе. Социальное пространство за пределами школы резко отличается от образовательной среды. Жизнь учит одному, школа – другому.

В редких случаях используются компьютерные технологии и проектная деятельность; в исключительных – семейное образование и экстернат; в ряде случаев внедряются гимназические и лицейские программы, заключаются договоры о совместной деятельности с высшими учебными заведениями. Именно такие школы мы называем инновационными, несмотря на то, что современное общество заставляет выбирать для данного направления работы более яркие краски. Так, может быть, не зря государство так нерешительно по отношению к учителям. Негодование педагогических работников по вопросам организации профильного обучения, внедрения в систему оценивания качества знаний формы единого государственного экзамена, активизации использования в школах инновационных программ значительно замедляет включение в эти процессы учащихся и их родителей.[10]

Современная Россия предъявляет новые требования к качественному уровню управления системой образования, характеру решаемых при этом задач, а также к методам их решения. Это в полной мере относится ко всем типам и видам образовательных учреждений. Подходить со старыми мерками к новым явлениям в образовательной политике совершенно недопустимо. Необходима новая концепция управления, адекватным образом отражающая перемены в образовательной сфере. Сегодня очевидно, что в каждом коллективе педагоги должны четко понимать миссию своей школы. Ведь время для кого-то ярко выраженной, а для кого-то почти незаметной конкуренции определило, что каждая школа должна иметь свое лицо.


Глава 2. Организация управления учебным процессом на основе системы дистанционного обучения Moodle

На сегодняшний день существует множество систем, призванных облегчить работу учителям и школьной администрации. Большинство из них распространяются на коммерческой основе. В нашем исследовании мы отдаем предпочтения системе дистаниционного обучения Moodle (в дальнейшем СДО Moodle) по следующим причинам:

·  Она имеет открытый исходный код, который распространяется по лицензии GPL (это означает, что ее можно распространять бесплатно)

·  Она не ориентирована на конкретную систему образования, ее можно настроить под любую форму организации учебной деятельности

·  Ее можно использовать в любом учебном заведении (как в школе, так и в ВУЗе, или специализированном учебном заведении)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.