скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук

Реферат: Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук

Крымский экономический институт

Киевского национального экономического университета


Кафедра общественных дисциплин


Курсовая работа

По дисциплине «Методика преподавания экономики»

На тему: «Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук».

Выполнил:

Студент  группы  43

Цырульников А. И.

Научный руководитель:

Доцент Гужва Г. А.


Симферополь

2000

Оглавление.

Введение.                                                                                              2

1.Основы методики преподавания.                                                    3

1.1.     Методика обучения: потенциал преподавателя и студента.  -

1.2.Сущность и содержание методики преподавания.                     4

1.3. Предмет методики.                                                                        6

1.4. Сущность и  место в учебном процессе лекции.                        9

1.5.Сущность и место в учебном процессе практических занятий.12

1.6. Сущность и  место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.                                                                                              15

1.7. Функции, требования и основные формы контроля в учебном процессе.                                                                                                17

2.    Современные основы преподавания экономики  в ВУЗе.          20

2.1. Современная система высшего экономического образования.  -

2.2. Экономическое образование и хозяйственная практика.           21

2.3. Основы преподавания экономической теории и экономической политики.                                                                                                22

2.4. Роль математики в экономическом образовании.                       23

2. 5. Фундаментальная подготовка и специализация.                        24

Заключение                                                                                             27

Список использованной литературы                                                   29


Введение.

Проблема высшего образования вообще и экономического в частности многоаспектна. Если образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, то большинство гуманитарных дисциплин самым непосредственным образом реагирует на вызовы общественного развития. В значительной мере это относится и к экономическому образованию. Однако традиционно высшее образование при любых обстоятельствах отличается своей основательностью, фундаментальностью. И эту особенность университетского образования не может смести никакой ветер перемен ни в самой системе образования, ни в украинском обществе в целом.

В настоящее время в Украине все актуальнее становится проблема методики преподавания экономики. Мы становимся свидетелями реформирования системы высшего образования. Все большее внимание уделяется самостоятельной работе. Заметны также и другие тенденции.

Цель данной курсовой работы – изучить основы методики преподавания в целом и экономических дисциплин в частности, а также проанализировать основные тенденции развития высшего экономического образования в Украине.

1.Основы методики преподавания.

1.1             . Методика обучения: потенциал преподавателя и студента.

Не секрет, что эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания. Широкое использование унифицированных методов и переход на исключительно письменный контроль за усвоением студентами предметов изучения формально снижает роль преподавателя в непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия звена преподаватель—студент.

В учебном процессе обе стороны должны играть творческую роль. Важно избегать так называемого трафаретного обучения, когда студенты натаскиваются на решение определенного типа задач, а развитие их экономического мышления кладется в жертву числу рассмотренных задач. Студент должен научиться разбираться не только в смоделированных, но и реальных экономических процессах.

Существенную роль в подготовке студентов играет их самостоятельная работа, особенно развитие навыков самостоятельного поиска при выполнении рефератов, курсовых и других исследовательских работ. Здесь важность деятельности кафедр трудно переоценить.

Использование учебной и вспомогательной литературы может иметь больший эффект, если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный процесс Интернет. В этом случае границы общения студентов с преподавателем раздвигаются и в пространстве, и во времени.

Предложение курсов и спецкурсов по выбору не должно становиться самоцелью. Во-первых, любой выбор должен находиться в русле основного стержня подготовки. Во-вторых, дисциплины по выбору следует подбирать на одном уровне сложности и масштаба освоения, а также выступающие как альтернативные стороны одного общего предмета изучения.

Применение зарубежных моделей обучения достигает цели тогда, когда в аудитории учитываются национальные и культурные традиции основной массы студентов, когда в стандартных теоретических ситуациях умело, анализируются явления национальной экономики в целом или отдельного региона.

1.2.Сущность и содержание методики преподавания.

Понятие «методика» имеет древнегреческие корни и пе­реводится как путь исследования, теория, учение.

Отсюда методика (в самом общем смысле слова) — от­расль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (предметам).

Методика вычленилась из теории обучения — дидактики, которая впервые в полном объеме и с сохранением в своей основе до наших дней была обобщена великим педагогом Яном Амосом Коменским в XVII веке.

В узком смысле слова методика преподавания — это уче­ние о методах обучения и воспитания. Но было бы неверно рассматривать методику только как сумму методов, приемов или организационных мер. Это наука, которая имеет свою теорию, практику, методологию. Отсюда и подход к ней дол­жен быть таким же, как к любой другой науке.

Зададимся вопросом — каков предмет методики препода­вания как науки?

Предмет методики преподавания — процесс обучения обу­чаемых, его закономерности. На основе познанных (скажем откровенно, и объективных, и субъективных) закономернос­ти методика разрабатывает, с одной стороны, средства, спо­собы и организационные формы учебно-воспитательного про­цесса; с другой — нормативные требования к деятельности педагогов.

Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровненности методики.

Первый уровень — это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимо­действия и взаимопроникновения педагогики (теории обра­зования) и дидактики (теории обучения)

Второй уровень — учение (научная дисциплина) о мето­дах обучения и воспитания, закономерностях обучения.

Третий уровень — закрепленная сумма приемов и орга­низационных мер по изучению конкретной учебной дисцип­лины (группы дисциплин).

Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) мето­дики преподавания группы дисциплин, отдельной дисцип­лины, ее разделов и даже отдельных тем.

Так в методике проявляется органичное и диалектичес­кое сочетание общего, особенного и единичного.

Вместе с тем, роль и значение методики в современных условиях не только не снижается, но и возрастает. Это можно пояснить целым рядом факторов.

Во-первых, практически любой специалист с высшим об­разованием выступает не только исполнителем, но и твор­цом: следовательно, он должен уметь квалифицированно и четко довести свои идеи и замыслы до подчиненных и коллег.

Во-вторых, экономическое, политическое, идеологическое настолько переплелись в современной жизни, что очень важ­но уметь выделять и разрабатывать экономические задачи и проблемы

В-третьих, успех любого дела зависит от убежденности, знания, информированности и морального единства исполнителей; немаловажно отметить, что убедить — значит уже увлечь за собой.

В-четвертых, экономическая практика на переломном эта­пе (как никогда прежде) нуждается в теоретическом обос­новании и практическом подкреплении теории, а необходи­мость связать теорию с практикой является одной из важ­нейших задач педагогики, а в частности - методики.

Наконец, в-пятых, право преподавать должно подкреп­ляться соответствующей профессиональной психолого-педа­гогической подготовкой, в т. ч. такими учебными дисципли­нами, как: основы психологии и педагогики; психология де­ятельности: коммуникационные процессы обучения; методи­ка преподавания экономики.

Таким образом, методика — не просто наука и учебная дисциплина, но и актуальный рычаг постижения актуальной экономичес­кой реальности.

1.3. Предмет методики.

Методика в точном смысле слова есть учение о методах обуче­ния и воспитания. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины. Ее за­дача заключается в изучении закономерностей этого обучения и установлении на их основе нормативных требований к деятель­ности преподавателей. Иначе говоря, методика есть совокупность определенных методов, через которые реализуются требования, предъявляемые к преподаванию.

Методика преподавания общественных наук призвана обеспечить высокий теоретический уровень преподавания, стро­гую научность, яркость и доходчивость изложения материала. Как совокупность опреде­ленных приемов, методика преподавания неразрывно связана с содержанием изучаемой науки и ее методологией.

На многих примерах можно наглядно проследить взаимо­связь методологии и методики преподавания. Так, например, не разработанность методики неизбежно и самым отрицательным образом сказывается на методологическом уровне лекций и се­минаров, и наоборот.

Методика как учение о методах обучения и воспитания пред­ставляет собой часть общей теории образования и обучения — дидактики, разрабатывающей весь комплекс вопросов содержа­ния, методов и форм обучения. Последняя же выступает в каче­стве органической составной части педагогики, имеющей своим предметом образование, обучение и воспитание людей.

Частные методики преподавания отдельных дисциплин явля­ются звеньями общей системы педагогических наук. Они включа­ют в себя и используют основные принципы педагогики и дидак­тики применительно к особенностям преподавания конкретных дисциплин.

Методика имеет дело с закономерностями преподавания и изучением той или иной науки. Имея в виду ее служебную роль по отношению к последней, можно определить методику как форму, при помощи которой в процессе изучения и обучения раскры­вается содержание данной науки, ее значение для практики, ее связь с другими науками, ее воспитательное значение.

B методике преподавания общественных наук следует разли­чать общее, особенное и частное.

Преподавание всех общественных наук ведется на основе об­щих методических требований. В то же время для преподавания каждой из этих наук необходима своя, особенная методика, отра­жающая специфику содержания данной науки.

Известно, что всякое особенное является в этом отношении также и общим. Поэтому и методика преподавания каждой из общественных наук, выступая как особенная по отношению к ме­тодике преподавания всех общественных наук, в то же время яв­ляется общей применительно к частным методикам.

Методика призвана обеспечить реализацию принципов дидактики, а именно:

связи теории с практикой;

систематичности и последовательности в подготовке специали­стов;

сознательности, активности и самостоятельности студентов в учебе;

соединения индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;

сочетания абстрактности мышления с наглядностью в пре­подавании;

прочности усвоения знаний;

доступности научных знаний;

единства обучения и воспитания во всех формах учебного про­цесса.

Научные основы методики пронизывают все звенья учебно-воспитательной работы.

В вузовской учебной практике сложились вполне оправдав­шие себя следующие формы учебного процесса в преподавании общественных наук: лекции, самостоятельная работа студентов, семинарские занятия, консультации, зачеты, экзамены, различ­ные формы внеаудиторной работы.

Ни одна из этих форм не может быть признана универсаль­ной, способной заменить другие. Поэтому с методической точки зрения нельзя признать правильным, когда некоторые кафедры встают на путь искусственного разъединения отдельных звеньев учебного процесса, необоснованно заменяя их другими.

Формы учебного процесса находятся во взаимосвязи, взаимо­обусловленности и логической последовательности. Методика од­ной формы работы оказывает существенное влияние на другую.

Следует иметь в виду, что количественное соотношение и роль различных методов обучения могут изменяться. Так, на старших курсах возрастает роль семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. На методы обучения влияют и такие факторы, как количество времени, выделенного на предмет учебным пла­ном, обеспеченность современными техническими средствами обу­чения и оборудование ими учебных аудиторий и т. д.

1.4. Сущность и  место в учебном процессе лекции.

Лекция (от латин.) lectio — чтение) — специфи­ческая форма устного общения преподавателя с аудито­рией с целью передачи научных знаний.

Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности:

— она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины;

— вооружает студентов методологией изучения данной науки;

— лучше и полнее других форм компенсирует устарева­ние или отсутствие современных учебников и учебных посо­бий, оперативно знакомит с последними данными наук;

— органично сочетает обучение с воспитанием;

— нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления.

Лекционная форма преподавания обладает рядом досто­инств: это наиболее экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, одно из наиболее действенных средств формирования мировоззрения и убеждений, сред­ство прямого личного воздействия лектора на большую аудиторию одновременно.

Выдающийся  ученый Н. Е. Жуковский так писал о лекции: «По силе впечатлений лек­ционный способ стоит выше всех других приемов препода­вания и ничем не заменим. Вместе с тем он есть и самый экономичный по времени».

Однако лекция не свободна и от недостатков, в частности: она не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин; она обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к лектору; на­конец, чем многочисленнее лекционная аудитория, тем сла­бее влияние лектора на конкретного обучаемого.

Эта неоднозначность не раз приводила не только к ост­рым дискуссиям о роли и месте лекций, но и к периодичес­ким запретам на нее.

Ведущее место лекции в учебном процессе определяется тем, что-

— во-первых, курс лекций по предмету передает основ­ное его содержание;

— во-вторых, именно лекции определяют не только со­держание, но и идейно-теоретическую и профессиональную направленность всего учебного процесса:

— в-третьих, от них зависят направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса

Это подкрепляется и тем, что на лекции отводится не ме­нее 50% времени каждой экономической дисциплины.

Современные учебные лекции принято делить на три ви­да обзорные, проблемные и предметные. Если обзорная лек­ция направлена на восстановление прежних знаний или знакомство с каким-то еще не изученным или мало знакомым материалом для формирования целостного знания, то проб­лемная — подает материал как проблему, комплекс проб­лем, палитру разнообразных точек зрения на ту или иную сторону современной экономической жизни, при этом — готового выхода из проблемы нет. его надо искать вместе и преподавателю, и студентам.

Предметная лекция является обычной составной частью лекционного курса, хотя вполне может нести в себе как эле­менты проблемности, так и отдельные крупицы обзорности.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.