скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Структура тренировочных нагрузок в занятиях с юными бегунами на средние дистанции

Реферат: Структура тренировочных нагрузок в занятиях с юными бегунами на средние дистанции

Министерство образования Российской Федерации

Уральский государственный педагогический университет

Институт Физической культуры.

Структура тренировочных нагрузок в занятиях с юными бегунами на средние дистанции

Выпускная квалификационная работа.

Исполнитель

Научный руководитель –    Цивилева Любовь Владимировна

кандидат педагогических

наук

Екатеринбург 2001 год.


Оглавление

Введение

Глава 1. Литературный обзор

1.1    Возрастные закономерности становления и сохранения спортивного мастерства.

1.2    Эволюция методики подготовки юных бегунов на средние дистанции.

1.3    Этапы многолетней спортивной тренировки юных атлетов.

1.3.1          Этапы начальной подготовки.

1.3.2          Этап начальной специализации

Глава 2. Структура тренировочных нагрузок юных бегунов на средние дистанции.

 2.1    Подготовка юных бегунов по Якимову А. М. (1983)

   2.1.1 Объем беговых средств тренировки.

   2.1.2 Соревновательный и контрольный бег.

 2.2    Подготовка юных бегунов на средние дистанции по

     Ивочкину В. В. (1986)

 2.3    Подготовка юных бегунов на средние дистанции по Травину Ю.Г. (1986)

 2.4    Структура соревновательных нагрузок юных бегунов на средние дистанции.

 2.5    Сравнительный анализ подготовки юных бегунов на средние дистанции

Выводы

Список литературы


Введение

         Уровень результатов российских л/атлетов за последние несколько лет заметно снизился. И если в спринте, спортивной ходьбе и технических видах программы соревнований наши спортсмены завоевывают призовые места на международной арене, то мужском беге на средние и длинные дистанции отставание более чем заметно. По мнению тренеров сборной команды страны по видам выносливости (Евстратов В. М.; Епишин С. Д.; Кулаков Ю. С. 1986 ) проблема тут не только в том, что лидеры сборной не могут проявить себя, но и в низких результатах в беге на средние и длинные дистанции в стране в целом. Так, для прохождения в финальную часть чемпионата России в беге на 800 м, 1500 м, 5000 м, 3000 м с препятствиями достаточно показать результат уровня КМС, а иногда и 1-го взрослого разряда.

         Одной из основных причин такого положения вещей является не качественная подготовка юных спортсменов. Речь не только о том, что результаты лидеров юношеских и юниорских сборных также отстают от мировых, но и большинство членов этих команд, одаренные атлеты, подающие большие надежды, не добиваются в дальнейшем по-настоящему высоких результатов или заканчивают занятия спортом, едва достигнув 20 – 22лет.

         Это объясняется, в первую очередь, большой загруженностью юных атлетов соревнованиями (Попов В. 2000). Многие юные спортсмены «закрывают» одновременно юношеские, юниорские и взрослые календари.

Другая причина - частые ошибки в работе тренеров, нарушающих принципы постепенности, применяющих форсированные методы тренировки, либо «взрослые» нагрузки в работе с юношами и особенно - с юниорами.

         В то же время анализ спортивной практики и литературных данных, касающихся подготовки юных бегунов на средние дистанции, показывает слабую изученность вопроса. Исследований по этому вопросу явно недостаточно (Травин Ю. Г. 1986; Кулаков В. Н. 1986). По мнению ряда специалистов (Травин Ю. Г. 1980; Куличенко В. Г. 1986; Горшков В. А. 1983, Якимов А. В. 1983) данное положение на современном этапе развития бега на средние дистанции не в состоянии обеспечить должного уровня подготовки бегунов в достижении результатов мирового класса.

В юношеском спорте направленность на достижение высоких результатов является отдаленной целью, а на первое место выдвигается эффективность базовой подготовки. Поэтому спортивный результат, как справедливо утверждают многие специалисты (Димин, 1973; Валик, 1974; Наватников, 1980) не может являться главным критерием в работе с детьми и юношами. В этой связи тренировочные нагрузки в юношеском спорте не должны быть максимальными. И как указывает Суслов Д. П. (1979), каждому уровню спортивных достижений должен соответствовать свой уровень объемов и интенсивности тренировочных нагрузок. То есть каждому результату должна быть своя «цена в нагрузках».

Поэтому определение оптимальных объемов тренировочных нагрузок, в зависимости от возраста, уровня подготовленности, а так же планируемого спортивного результата представляется очень важным.


Объект исследования: Структура тренировочных нагрузок юных бегунов на средние дистанции.

Предмет исследования: Структура тренировочных нагрузок юных бегунов на средние дистанции (15 – 16, 17 – 18).

Цель: Выявить рациональную структуру тренировочных нагрузок юных бегунов на средние дистанции.

Задачи:

1.  Проанализировать литературу по данной проблеме

2.  Выявить оптимальный объем беговых нагрузок у юных средневиков.

3.  Выявить оптимальное соотношение средств подготовки юных бегунов к объему беговой нагрузки.

В работе использовался метод теоретического анализа, описания, обобщения.


1.1 Возрастные закономерности становления и сохранения спортивного мастерства в беге на средние дистанции

В последние десятилетия в печати получил широкую поддержку тезис всеобщего омоложения спорта высших достижений. Минуя строгую научную проверку, это закрепляется директивными документами. Так, в Положении о ДЮСШ (1987г.) возраст занимающихся в учебно-тренировочных группах легкой атлетики (этап начальной спортивной специализации) жестко регламентирован: 1-й год обучения - 12 лет, 2-й - 13 , 3-й - 14, 4-й - 15 лет.

Это не оправдано ни с научной, ни с практической точек зрения. Так, например, никто из числа победителей и призеров Всесоюзных спартакиад школьников 1984 года в Ташкенте в беге на 800 и 1500 м не попал впоследствии в сборную команду страны, и лишь 3 человека выполнили нормативы мастера спорта. По данным Бойко А. (1989), из восьми поколений (1945 - 1952 гг. рождения) ведущих юниоров в беге на средние дистанции только 15,9% сохранили свое представительство в списках 25 лучших бегунов страны в оптимальном для этих дистанций возрасте.

Группа исследователей (Линец М.; Оренчак И., 1990)изучила 26 персоналий высококвалифицированных бегунов на 800 м и 20 - на 1500м, имеющих личные рекорды в диапазоне 1.45,2 - 1.41,73 и 3.34,57 - 3.29,46 соответственно. При анализе исходили из того, что бегуны приступали к специализированным тренировкам за год до начала систематических выступлений в соревнованиях на избранной дистанции.

Оптимальный возраст начала специализации в беге на 800 м находится в диапазоне 12 - 16 лет, в беге на 1500 м – 13 - 16 лет, возраст первых крупных международных успехов - в диапазоне 19 - 21 года (1500 м – 20 - 22 года), возраст высших достижений - в диапазоне 22 - 25 лет (1500м – 27 - 33 года). (Линец М., 1990г.)

Исходя из вышеизложенного, в учебно-тренировочные группы ДЮСШ целесообразно зачислять юных бегунов на средние дистанции в возрасте от 12 - 13 до 15 - 16 лет, не придерживаясь строго возрастной регламентации Положения, иначе можно потерять большой отряд потенциально перспективных бегунов. Практика показывает, что около 70% ведущих бегунов мира на 800 м приступили к специализированным тренировкам в 14 лет и позже, а среди выдающихся бегунов на 1500 м вообще нет таких, кто начал бы специализацию в 12 лет. Первые крупные успехи в соревнованиях следует планировать на возраст 19 - 22 года, а наивысшие достижения - на возраст от 22 - 23 до 25 - 27 лет. В последующем особо одаренные бегуны могут еще в течение 4 - 6 лет показывать спортивные результаты, близкие к личным рекордам и позволяющие успешно выступать на международной арене. (Линец М.; Оренчак И., 1990г.).


1.2 Эволюция методики подготовки юных бегунов на средние дистанции

В отечественной методической литературе отдельные советы и рекомендации, посвященные тренировке в беге на средние дистанции, можно встретить уже в работах 1916 – 1930г.г., однако эти указания имеют слишком общий характер и относятся в основном к возрасту 18 –19 лет.

Относительно невысокий уровень достижений в беге на средние дистанции наблюдается у членов сборной команды страны, областей, городов, что говорит о недостаточной подготовке резервов в этом виде легкой атлетики.

Наблюдающийся в последние годы рост достижений на этапе углубленной тренировки в беге на средние дистанции связан, главным образом, с увеличением объема и интенсивности тренировочной нагрузки (Бондарчук А. 1991).

Уже в настоящее время объем тренировочных нагрузок сильнейших бегунов за рубежом достиг 3500 – 5000 км и более в год. Этого можно достигнуть только при полном соответствии объема и интенсивности тренировочных нагрузок возрастным особенностям подростков и юношей. Выполнение таких нагрузок требует ежедневных занятий, включающих пробегание 15 – 20 км.

В связи с этим изучение и рациональное использование в тренировочной работе юных спортсменов повышенных объемов беговой нагрузки и правильное определение ее интенсивности становится необходимым на этапе углубленной тренировки.


Наличия со второй половины 30-х годов и до 50-х годов общее направление в подготовке юных бегунов шло от малоинтенсивной тренировки в виде ходьбы, медленного и кроссового бега к пробеганию отрезков дистанций от 300 до 1000 м со скоростью, близкой к соревновательной. Большое значение придавалось скоростной подготовке. Конкретных указаний об объемах тренировочных нагрузок в методической литературе этого периода не содержится.

В середине 50-х годов взрослые бегуны на средние дистанции в подготовке начинают придавать большое значение повышению абсолютной скорости и развитию специальной выносливости (Денисов Г., Коробков Г. 1953; Зайцев Н. А. 1955; Вакуров С. А. 1960, и др.). Это направление в методике тренировки нашло свое отражение и у юных бегунов. Ряд авторов (Озолин Н. Г., Елфимов И. Т, Ратов П. В. 1955; Ильинич В. И. 1960, 1961, и др.) считали, что тренировку юных бегунов на средние дистанции целесообразно строить на основе скоростной подготовки.

Рекомендации авторов в 60-ые годы о подготовке бегунов на этапе углубленной тренировки по объему и интенсивности нагрузки разноречивы и связаны, видимо, с различным направлением в работе и возрастом начала спортивной специализации.

Объем беговой нагрузки колеблется от 300 до 1800 км в год для юношей 15 - 16 лет и от 300 до 3000 км и более - для юношей 17 - 18 лет. Объем бега на отрезках с целью повышения скорости бега и специальной выносливости составляет от 12 до 35 % суммарного объема тренировочной нагрузки.

В 1970 годах ход развития методики тренировки показывает, что дальнейшее совершенствование системы подготовки легкоатлетов должно предусматривать разработку подробных 4-х летних планов подготовки в отдельных видах легкой атлетики, конкретных индивидуальных планов тренировки, увеличение количества стартов и повышение тренировочных нагрузок, обеспечение новых средств эффективного восстановления.

Важнейшей задачей тренеров на современном этапе развития легкой атлетики является проведение тренировок на самом высоком научно-методическом уровне не только с сильнейшими легкоатлетами, но со спортсменами массовых разрядов.

Это главная основа эффективной подготовки легкоатлетов.


1.3 Этапы многолетней спортивной тренировки юных бегунов.

1.3.1 Этап начальной подготовки (12 – 13 лет)

Задачи: всестороннее физическое развитие, закаливание организма и укрепление здоровья занимающихся; развитие моральных, волевых и физических качеств, необходимых юному легкоатлету; изучение техники бега, прыжков и простейших метаний; ознакомление с некоторыми теоретическими сведениями по легкой атлетике; приобретение опыта участия в соревнованиях. (Коробов А., 1987; Озолин Н. Г.,1979)

Средства: обычная ходьба в равномерном темпе – 100, 150, 300м, высокий старт.

Бег на короткие дистанции, низкий старт. Бег с ускорениями 30 – 40м. Повторное пробегание отрезков 20 – 30м с различной скоростью. Бег с низкого старта 30 – 60м.

Барьерный бег. Упражнения барьериста. Преодоление барьеров высотой 40 – 50см. Бег между барьерами. Высота барьеров – 76,2см.

Упражнения для укрепления силы ног. Прыжки в высоту способом «перешагивание». Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание мяча (гранаты) из-за спины через плечо.

Участие в соревнованиях на первенство отделения по видам легкой атлетики, в троеборье и в эстафетах. (Коробов А.,1978; Озолин Н. Г., 1979)

1.3.2 Этап начальной специализации.

Возраст (юноши 14 – 15 лет, девочки 13 – 14 лет)

Задачи: повышение уровня всестороннего физического развития, закаливания организма и укрепления здоровья занимающихся, развитие нормальных, волевых и физических качеств; изучение техники видов легкой атлетики; расширение знаний по вопросам теории; накопление опыта участия в соревнованиях и приобретение инструкторских и судейских навыков.

Средства: обычная ходьба, ходьба с отягощениями. Ходьба на 200 – 400м. Ходьба обычная в среднем и быстром темпе повторно на дистанцию 60 – 100м. Быстрая ходьба (180 и 200 шагов в минуту) на отрезках 100 – 200м повторно.

Специальные упражнения бегуна: ходьба выпадами вперед, бег высоко поднимая бедра, бег забрасывая голени назад; прыжкообразный бег.

Бег на короткие дистанции. Бег с высокого и низкого старта по сигналу на 20 – 100м с различными интервалами и скоростью. Повторный бег с ходу на отрезках 8 х 30, 40м; 2 – 3 х 60, 80м. Бег с низкого старта на повороте. Бег на дистанции 60 – 120м на прямой и повороте.

Эстафетный бег. Передача и прием эстафеты в зоне передачи. Эстафетный бег 8 х 50м и 4 х 100м.

Барьерный бег. Бег с высокого старта через 2 – 3 барьера уменьшенной высоты. Пробегание с высокого старта 1 – 3 барьера уменьшенной высоты. Пробегание с высокого старта 1 – 3 барьера в 3 шага; расстояние между барьерами – до 7,5м. Высота барьеров для мальчиков 91,4 – 100см.

Кроссы. Бег с ходьбой 1 – 3км. Прыжки в высоту способом «перекат». Совершенствование техники прыжка в длину «согнув ноги». Тройной прыжок с места. Совершенствование техники прыжков.

Специализированные упражнения: имитация метаний без снарядов в медленном темпе на правильность выполнения; в быстром темпе – для развития скорости применительно к данному виду. Упражнения с набивными мячами (1 – 3кг). Упражнения с весом (мешок с песком 1 – 3кг). Метание резинового литого мяча (200г). Метание диска (1 – 1,5кг), копья (500 – 600г.). Толкание ядра (4 – 6 кг).

Троеборье. Бег 60м, прыжки в высоту, толкание ядра. Участие в соревнованиях на первенство отделения в отдельных видах.


Глава 2. Структура тренировочных нагрузок юных бегунов на средние дистанции.

2.1    Подготовка юных бегунов по Якимову А. М. (1983)

Якимов А. М. изучил и обобщил практический опыт тренировки юных бегунов на средние дистанции путем анализа дневников и планов юных спортсменов и тренеров, анкетного опроса, бесед и пед. наблюдений.

Основное внимание было сосредоточено на следующих вопросах:

1. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки по годам, периодам, месячным циклам и в отдельных тренировочных занятиях.

2. Средства и методы, применяемые в тренировке юных бегунов, на различных этапах учебно-тренировочного процесса.

3. Взаимосвязь между объемом и интенсивностью нагрузки и ростом спортивных результатов.

Анализ беговых средств тренировки, основных в подготовке юных бегунов на средние дистанции, проводился по следующим показателям тренировочного процесса:

1. Медленный, продолжительный бег, применяемый юными спортсменами в разминке и заключительной части тренировочного занятия; бег между интенсивными пробежками; бег в утренней специализированной зарядке; кроссовый бег с равномерной и переменной скоростью.

2. Бег на отрезках с различной скоростью от 5 до 8 м/сек. В эту группу мы включены следующие виды беговой работы :

а) бег с максимальной или околопредельной скоростью;

б) бег с повышенной (на 4 - 10%) скоростью относительно соревновательной скорости на 800м;

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.