скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Развитие силы у старшеклассников

Существует три способа  создания максимальных  силовых напряжений:

1.     повторное поднимание непредельного веса до выраженного утомления («до отказа»);

2.      поднимание предельного веса;

3.     поднимание непредельного веса с максимальной скоростью.

       Соответственно предлагается различать три метода воспитания силы: методы повторных, максимальных и динамических усилий.

Характеристика метода повторных усилий.

Движения с непредельными отягощениями отличаются по своим  физиологическим механизмам от работы с предельными и околопредельными  напряжениями. Однако по мере утомления картина меняется. Вес, который в первых подъемах легко можно быть поднять, оказывается теперь  близким к предельному и является  физиологическим раздражителем большой силы. Изменяется концентрация усилий.  В итоге наблюдаемая  физиологическая картина становится близкой к той, которая существует при выполнении предельных усилий.  Эти совпадающие во многом черты координации  - основная причина, из-за которой поднимание непредельного веса «до отказа»  оказывает тренирующее  влияние на мышечную силу. Поскольку ведущим фактором  является сходство в последних подъемах, то, очевидно, что именно их выполнение имеет основную ценность. При методе повторных усилий обязательно выполнение упражнений до выраженного  утомления, как говорят, «до отказа».

Отсюда 2 основных положения.

1.                 Работа «до отказа» невыгодна в энергетическом отношении. Здесь приходится поднимать  гораздо большее количество груза,  чем при методе максимальных усилий.

2.                 При данном методе последние, наиболее ценные, попытки выполняются на фоне сниженной вследствие утомления  возбудимости центральной нервной системы.

Работами же школы Т.П. Павлова показано, что условнооефлекторная деятельность  протекает успешнее при оптимальном  состоянии центральных нервных структур. Выполнение упражнений на фоне утомления затрудняет образование тех тонких условнорефлекторных отношений, которые, собственно, и обеспечивают дальнейшее развитие силы. Это снижает эффективность  метода повторных усилий по сравнению с методами максимальных усилий.

         Меньшая эффективность метода  повторных усилий является  причиной того, что спортсмены высокой  квалификации все больше отказывается  от этого метода воспитания  силы как от основного, и пользуются  главным образом методом  максимальных усилий.

         Однако, несмотря на меньшую  эффективность, между повторных усилий широко, и вполне оправданно,  используется в практике. Объясняется это рядом его существенных преимуществ.

1.   Большой объем выполняемой работы,  естественно, вызывает значительные сдвиги в обмене веществ. Активизация трофических процессов  создает возможности для усиления пластического обмена, что может привести к эффективной гипертрофии мышц и тем сказаться на росте силы. Высокая степень  энерготрат может быть также последней, если занятие проводится  преимущественно с оздоровительной направленностью.

2.   Использование метода повторных усилий, в особенности, если  выбираются упражнения локального  характера, позволяет уменьшить  натуживание, которое  имеет место при  выполнении упражнений с предельными напряжениями.

3.   Упражнения с непредельными силовым напряжением  дают больше возможностей для контроля за  техникой. Особое значение это имеет для  начинающих. Как известно, в начале образования  двигательного навыка происходит иррадиация  возбуждения, что внешне выражается включением в работу ненужных групп мышц и  в следствии этого скованностью движений. При прочих равных условиях иррадиация тем шире, чем сильнее возбуждение. Работа с малыми весами позволяет, снизить величину  возбудительного процесса, в следствии чего иррадиация становится относительно небольшой, а движение – более  координированным. При поднимании  же предельного веса, когда сила  возбудительного процесса велика,  у начинающих, не имеющих еще  автоматизированного навыка, происходит  значительная генерализация возбуждения, в следствии чего координация ухудшается.

4.   Лицам, не занимавшимся ранее силовыми упражнениями, метод повторных усилий  дает возможность избегать травм,  вероятность проявления которых при работе с  предельными напряжениями не исключена.

         Указанные рекомендации подкрепляются тем, что у начинающих эффективность воспитания силы почти не зависит от величины сопротивления, коль скоро эта величина превосходит определенный минимум – примерно 35 – 40% максимальной силы.

         С увеличением продолжительности тренировок выявляются все преимущества метода  максимальных усилий. Поэтому в тренировке квалифицированных спортсменов  метод повторных усилий  используется лишь как дополнительный. При этом  чтобы компенсировать его неэкономичность, применяют обыкновенно упражнения локального характера. Суммарная величина поднятого  груза оказывается в таком случае сравнительно небольшой. При методе повторных усилий используют упражнения с большими и умеренно большими сопротивлениями. Работа  с малыми и очень малыми  сопротивлениями, как правило, нецелесообразна. Пример: ученик выполняет  отжимы в упоре лежа с опорой руками о гимнастическую скамейку.  Как только его сила увеличивается настолько, что он сможет выполнять это движение более 10-12 раз, упражнение надо усложнить до  степени, позволяющей выполнять его лишь 4-7 раз. Не следует при  воспитании силы  доводить число повторений в одном подходе до 20 – 50, как это  иногда к сожалению, делают. Столь большое число повторений целесообразно лишь при воспитании  выносливости.

         Метод максимальных усилий, как уже отмечалось, основной в  тренировке квалифицированных  спортсменов.

         Переход к работе с  околопредельными весами произошел в послевоенные годы. Он привел к существенному росту результатов. Если в 20-30-х годах спортсмены, в частности тяжелоатлеты, значительное время уделяли методу повторных усилий, то в настоящее время они  используют в основном  предельные и околопредельные отягощения.

         Следует, однако,  подчеркнуть,  что метод максимальных усилий не является более эффективным  вообще,  безотносительно к месту  и времени использователя. Бесспорно, что при  соответствующих условиях он лучше  способствует образованию тех  нервнокоординационных отношений,  которое обеспечивают рост силы.  Но, во-первых, увеличение силы связано не только с совершенствованием  координации, метод максимальных  усилий не всегда выгоден; во-вторых, любой  метод при его  однообразном использовании  стане привычным и будет оказывать  со  временем все меньший эффект. Поэтому метод максимальных усилий, будучи основным, ни в коем случае не должен стать единственным.

          Предельный вес – это понятие, на  применение которого основан метод  максимальных усилий,  нуждается в некотором уточнении. Под таким весом везде понимается  предельный тренировочный вес, т.е. тот наибольший вес, который может поднять  без значительного эмоционального  возбуждения. Благодаря соответствующей психологической настройке этот вес можно и увеличить. В этом случае он будет подлинно предельным, но, как показывает опыт, тренировка с такими  весами оказывается малоэффективной. Она быстро вызывает значительное  эмоциональное утомление.  Исходя из этого, в тренировке используют  в основном предельные и околопредельные веса, которые можно  поднять без значительного эмоционального возбуждения  2, максимум 3 раза.

         Веса больше, чем предельный  тренировочный, используют  лишь   изредка; в большинстве случаев  - раз в  7-14 дней. Впрочем, здесь возможны индивидуальные колебания; есть спортсмены, которые делают  подобные попытки гораздо реже.  Также весьма индивидуальна разница между предельным тренировочным весом и лучшими результатами спортсмена;  обычно в легких весовых категориях эта разница меньше, в тяжелых – больше.

         Квалифицированные спортсмены,  хорошо знающие свои возможности, могут при определении предельного веса  ориентироваться на частоту пульса.  Если перед подходом  частота пульса повышается, это говорит  об эмоциональном возбуждении, вес слишком велик.

         Если величина  отягощения превышает возможности спортсмена, в центральной нервной системе может развиться охранительное торможение, из-за чего  спортсмен не проявит свою максимальную  силу. Например, спортсмен, для  которого предельный вес  равен 100 кг., поднимал 110 кг., может вследствии охранительного торможения  прикладывать к этому большому  весу меньшую  силу, чем к более легким весам. Поэтому пытаться часто применять веса выше предельного нецелесообразно.

ГЛАВА II

П. 2.1. СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ.

При воспитании силы  пользуются упражнениями с повышенным сопротивлением – силовыми упражнениями.  В зависимости от природы  сопротивления они делятся на 2 группы.

1.   Упражнения с высшим сопротивлением. Для создания его обычно используют:

                а) вес предметов,

                б)  противодействие партнера,

                в)  сопротивление упругих предметов,

                г) сопротивление внешней среды.

2.   Упражнения с отягощением,  равным весу собственного тела. С точки зрения  воздействия на  организм причина, вызвавшая сопротивление, не является ведущим фактором. Поднимает ли человек гирю, мешок  с песком или противодействует  собственной тяжести – во всех  случаях воздействие на организм будет сходным, если только величина сопротивления одинакова. Однако  в методическом отношении  различные упражнения все же  обладают некоторой спецификой.

Во всех силовых упражнениях, кроме  движений с тяжестями, величина высшего сопротивления указывается лишь косвенно: по числу  возможных повторений данного упражнения.

Статические силовые  упражнения. Эти упражнения  используются как дополнительное средство в процессе  воспитания силы. Они имеют ряд  достоинств. В упражнениях,  рассмотренных вше,  максимальное напряжение мышц достигается лишь  в отдельные моменты движения. В статических – возможно сохранение иммунного напряжения  сравнительное длительное время. Тренировка с  использованием изометрических упражнений требует мало времени, оборудования для ее проведения весьма простое.  С  их помощью можно  воздействовать на любые  мышечные группы. Особенно ценны  изометрические упражнения в том случае, если ограничена возможность движения с  большой амплитудой.

Однако широкому применению  статических упражнений  препятствуют их недостатки. Эффективность этих упражнений меньше, если эффективность динамических. В сравнительных экспериментах показано, что у людей, использовавших лишь  статистические упражнения, сила росла медленнее, чем у  тех, кто прибегал к общепринятым средствам воспитания силы.

В то же время многие исследователи не находили статистически существенных различий в приросте силы при использовании статистических  и динамических упражнений. Это, помимо слабой физической подготовленности испытуемых, может объясниться их малым числом и небольшой  продолжительностью эксперимента (1-5 мес.).

Выводы же некоторых авторов о  большей эффективности статистических  упражнений (Хеттингер и Мюллер, 1953; Мэтьюз и Крюз, 1957) не могут  быть признаны доказательными: в их  экспериментах были допущены существенные ошибки, на что не  раз обращалось внимание в  литературе (Слействер-Хаммель, 1960; Петерсен, 1960 и др.). У спортсменов показатели силы в изометрических условиях обычно увеличивается  гораздо медленнее, чем в динамических. Отличались случаи,  когда переход на  изометрические упражнения приводил к падению  силовых  показателей (Викстрем, 195). Тренировка  с использованием лишь статических усилий  очень быстро ( в среднем через 6-8 недель)  перестает оказывать  положительный эффект,  уровень достигнутой силы  стабилизируется (Мюллер, 1963; Мюллер и  Ромерт, 1963).

Следует учитывать также,  что нервно-мышечная регуляция при  выполнении изометрических и  динамических усилий во многом  различна (Генри, 1961 и др.), из-за  чего тренировка в  статических упражнениях может мало  сказаться на показателях силы, проявленной  в динамическом режиме. Между приростами статической и динамической  силы  координация может отсутствовать. В частности, в одном из экспериментов изометрические упражнения привели к мышечному приросту результатов в   прыжке вверх с места, чем  упражнения с весом 10 ПМ и  выпрыгивания с весом 50-60% от 10 ПМ (Бергер, 1963), а в другом вообще не сказывались на прыгучести, хотя изометрическая  сила и выросла (Линдербург и сотр., 1963).

Адаптация мышц к работам статического и динамического типа выражается в различных  морфологических и биохимических  изменениях (А.К. Кожевникова, 1956;Н.Н. Яковлев, 1958; Ваххолдер, 1936). Широкое использование  изометрических усилий  вызывает приспособительные сдвиги,  не соответствующие требованиям динамических упражнений. После Олимпийских игр в Токио отмечали, что  наиболее рьяные приверженцы изометрических упражнений (штангисты Б. Марч, Г. Рублер, пловец И. Ястремский,  метатели Р. Конноли и П.О. Брайен) не показали результатов, которых  от них ждали (Ц. Желещзков, 1965).

Учитывая сказанное, изометрические  упражнения следует  применять лишь как дополнительное средство воспитания силы. Они выполняются  в виде максимальных напряжений  длительностью 506 сек. (меньшая  или наоборот, большая продолжительность  усилий дает меньший эффект – Хеттингер, 1953, 57).

При использовании изометрических упражнений рост силы  проявляется по преимуществу при том  положении тела, в котором  проводилась тренировка. Например, если  выполнялись изометрические упражнения для  сгибаний локтевого сустава при   учете в этом  суставе 90, то  при углах,  выходящих за приделы 90+20,  прирост силы будет очень мал. Поэтому при выборе положений тела для изометрических упражнений  надо лишь добавить для одной и той де  мышечной группы несколько упражнений при разных углах в  суставе, либо выбирать положения,   соответствующие наиболее трудным моментам соревновательного движения.

Что касается статических силовых упражнений, что здесь  рациональна следующая  последовательность тренировки: сначала лучше  использовать упражнения  динамического характера, а затем,  когда будет  создана необходимая  силовая база, включать все чаще  статические задержки.

Дыхание при выполнении силовых упражнений. Хорошо известно, что предельные усилия возможны лишь при натуживании напряжении мышц,  обеспечивающих выход, при закрытой голосовой щели.

Во избежание испытательных влияний при выполнении силовых упражнений надо придерживаться нескольких  основных правил: 1)  допускать натуживание можно в том случае, когда оно необходимо, т.е. при кратковременных максимальных напряжениях. У начинающих  приходится наблюдать задержку дыхания, когда условия не  требуют этого. Преподаватель должен  ограничивать подобные потуживания; 2) начинающим нельзя давать в  большом объеме упражнения с  предельным и околопредельным напряжением; 3) не следует   делать перед выполнением силовых упражнений максимальный вдох, так как это  неоправданно увеличит  внутреннегрудное дыхание и  усугубит те сдвиги, которые наблюдаются при натуживании; 4) поскольку при выдохе с суженной голосовой щели достигаются  почти такие же показатели, как и при натуживании, можно делать максимальные усилия на выдохе без  задержки дыхания; 5) у начинающих при работе со штангой надо требовать выполнения вдоха и выдоха в середине упражнения, в частности в тот момент, когда штанга находится на груди. Конечно, такой режим дыхания затрудняет выполнение, но с этим какое-то время надо мерится. Квалифицированные спортсмены могут делать вдох средней величины только одни раз – перед  взятием штанги. И, наконец, последнее замечание, лишь косвенно относящееся   к рассматриваемому вопросу. Учитывая, что шоковые состояния бывают  только при медленном темпе, надо добиваться  быстрого поднимания даже  предельного веса. Возможной причиной  появления  шоковых состояний при жиме  штанги является сильное  сдавливание сонной артерии  мышцами шеи. Во избежании этого  при поднимании  штанги нельзя  опускать вниз подбородок. Голову следует держать прямо,  не наклоняя ее.

оптимальный темп выполнения  упражнений. Силовые упражнения в одном подходе можно выполнить  с разной частотой. Показано, что  применение максимального темпа дает относительно небольшой эффект. Предпочтителен некоторый средний темп; при этом  причиной меньшей эффективности работы в максимальном темпе является, по-видимому, иррадиация возбуждения в   центральной нервной системе,  возникающая под влиянием  мощного потока афферентных импульсов. Это затрудняет формирования необходимой для проявления силы  координации нервных процессов.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.