скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Психологический климат туристической группы

      Упражнение 1. "Hаблюдение за участниками". При комплектовании группы      сформулировать и записать характеристики каждого нового участника.    Делать это либо сразу после первого знакомства,  либо после    организационной встречи (в плановом туризме - после первой беседы с группой). Второй вариант легче, поскольку сеть возможность учитывать    поведение людей в контакте друг с другом. В заранее установленные сроки      регистрировать' динамику своих впечатлений. Скажем, после  тренировочного похода, в пути следования к основному маршруту, в начальной части маршрута, итоговые впечатления.  Собрав все записи, сопоставить и проанализировать их. Выводы так же  записать. В следующий раз повторить упражнение, учитывая сделанные  выводы. Получив новые выводы, сопоставить их с предыдущими и т. д.  Задачу мочено облегчить, ограничив число участников, за которыми ведется наблюдение. Упражнение можно выполнять и не будучи    руководителем группы. В этом случае особенно интересно включить

     последнего в круг анализируемых.

           Упражнение 2. "Hаблюдение за собой". Проделать то же, что в упражнении  1, но с акцентом на фиксации своих надежд, сомнений, опасений,   пристрастий.

           Упражнение 3. "Мой самый трудный турист". За время похода из всех  эпизодов необходимо выбрать и описать самую сложную ситуацию - одну или   несколько - в плане личных отношений. Канва описания: а) ситуация; б) в чем именно трудность для себя и в чем для партнера; в) что   чувствовал физические ощущения. переживания; г) как вышел из положения;      д) доволен ли собой; е) как можно было поступить лучше.

           Упражнение 4. "Ситуации". Разбор взаимоотношений в походе. Он может   вестись в виде особого дневника, посвященного этой теме, либо  сопровождать другие походные записи. Фиксируются и анализируются  характерные эпизоды, конфликты (все или выборочно). В этом случае   акцент переносится с личных свойств участников, с собственного восприятия на ситуацию, на динамику взаимоотношений.

          Отношения в группе можно подвергнуть анализу и по окончании похода – лучше до итоговой встречи, с тем чтобы потом сравнить свои позиции до и после собрания группы.

          Эффект упражнений возрастает, если удается организовать совместное обсуждение результатов. При этом, однако, необходимо позаботиться о максимальной тактичности. Все сведения и наблюдения (кроме самонаблюдений) должны быть поданы только в обезличенном виде.

          Совершенно ясно, что для ведения дневника, как и для выполнения приведенных упражнений, требуются время и возможность сосредоточиться. То и другое в походных условиях найти не так-то просто. Задача облегчается, если с самого начала обеспечить уважительное отношение участников к занятиям руководителя, понимание, что ему надо отгородиться, "побыть одному". Могут понадобиться и ухищрения - позже лечь или раньте встать, отказаться от экскурсии, от участия в не слишком ответственной разведке, а может быть, наоборот, - уйти в разведку, но часть времени сэкономить для записей. Выкроить время можно на дневках, за счет развлечений или на "отсидках", когда все спят. Hо всегда нужно соблюдать чувство меры и никогда не посягать на обще групповое время, когда собираются все вместе друг для друга - за едой, вечером у костра. В эти моменты отсутствие любого туриста, а тем более руководителя разрушает, гармонию "совместного бытия", которая так ценна и привлекательна в туристском походе.

6. О системе морально-психологической подготовки в спортивном туризме.

       Психологический климат в туристской группе, ее сплоченность и надежность в чрезвычайных обстоятельствах зависят, с одной стороны, от морально-психологических свойств каждого отдельного участника и, с другой, от установившейся в группе системы отношений.

       Взаимоотношения членов группы - более подвижный, гибкий фактор, легко подверженный всевозможным внешним влияниям и вариациям. Именно поэтому он служит для руководителя конкретного путешествия наиболее реальным средством управления группой, о чем было сказано ранее. Отсюда, однако, не следует, что личные свойства участников имеют меньшее значение. Hапротив, как раз от них в большой мере зависят взаимоотношения в группе., Более того, будучи относительно инертным фактором, личные свойства участников вносят ограничения во взаимоотношения, удерживают их в определенных рамках, уменьшают их податливость любым воздействиям.

      Моральные свойства туриста - результат предшествующего воспитания (стихийного и целенаправленного), самовоспитания, жизненного опыта, в том числе и туристского.

      Практика, однако, показывает, что высокая туристская квалификация не  является гарантией правильного поведения на маршруте. К сожалению, среди туристов встречаются такие, у которых по мере накопления опыта развивается переоценка собственных возможностей, легкомысленное отношение к опасности, пренебрежение дисциплиной.

       Почему так происходит? Одна из причин состоит в том, что руководство спортивным ростом туристов осуществляется преимущественно по линии контроля и ограничений. Это позволяет обеспечить соблюдение принципа последовательности в накоплении опыта, дает возможность предотвратить появление технически незрелых туристов на сложных маршрутах. Hо любой контроль, по сути дела, завершающий этап, предполагающий, что ему должен предшествовать важный процесс, результаты которого и оцениваются с его помощью. Сам по себе контроль не может ни заменить этот процесс, ни восполнить его пробелы.

      Что же предшествует контролю в туризме? Здесь можно видеть обилие   всевозможных путей и форм подготовки, включая разнообразные туристские кружки, секции, школы. Кроме того, существует весьма внушительный слой практически неорганизованных любителей путешествий. Другими словами, процесс  подготовки и совершенствования спортсмена-туриста не систематизирован. В таких условиях появляется возможность раздельного развития физических и технических навыков, с одной стороны, и морально-волевых свойств личности -  с другой. Здесь таится опасность, что развитие морально-волевых свойств, примет случайное неблагоприятное направление.

      Контроль и ограничения, безусловно, необходимы. Hо они должны быть дополнены, а точнее - предварены системой продуманных постоянных воспитательных воздействий, пронизывающих всю туристскую деятельность и охватывающих всю армию туристов-спортсменов. Цель такой работы -1- формирование у каждого, кто занимается туризмом, туристской этики, т. е. такой внутренней системы ценностей, которая исключала бы не только любую возможность отступления от установленных норм и правил, но даже появление подобных соблазнов. Туристы с

выработанным этическим чувством не нарушают правил, скажем, не отклоняются   от маршрута не потому, что боятся дисквалификации или иных неприятностей. Им просто не приходит в голову мысль сойти с маршрута, что бы рядом ни сияло и как бы ни манило. Точно так же, как честный человек остается равнодушным к возможности присвоить чужие деньги, независимо от того, станет ли. Это кому-нибудь известно. Добиться такого отношения одними ограничительными или  контрольными мерами невозможно. Оно прививается в процессе методической продуманной воспитательной работы, которая должна начинаться с самых первых

шагов в туризме. Существующие школы инструкторов вряд ли способны решить эту задачу, поскольку имеют, дели с уже сформировавшимися туристами, часть из которых к тому же посещает школу только по необходимости - ради получения спортивного звания.

       Перспективным представляется путь, которым шли, к примеру, в Клубе туристов Петроградской стороны в Ленинграде. Там стремились приступать к подготовке новичков как можно раньше - задолго до начала сезона. Преимущества этого  наглядно выступают летом в горном лагере клуба при сравнении групп, прошедших полный курс подготовки, с группами, сформированными непосредственно перед выездом.

       Туристы, получившие опыт путешествий первой и второй категорий сложности, занимаются по более серьезной программе с прицелом уже на руководство группами.

       Другим примером может служить Латвийская горная школа, где разработана двухгодичная программа занятий. Интересно, что между первым и вторым "курсами" допускается и даже поощряется разрыв. Hа обучение по программе первого года принимаются все желающие - как имеющие уже начальный опыт горных путешествий, так и новички. К программе второго года туристы допускаются уже после определенного отбора по результатам обучения и на основании того, как они проявят себя в путешествиях. К концу второго года обучения турист получает квалификацию инструктора.

      И в Клубе туристов Петроградской стороны и в Латвийской горной школе решены два важных условия успеха: разработана стройная продуманная программа обучения и подготовлены кадры, способные квалифицированно обучать и воспитывать.

     Но пока таких "очагов туристской культуры" единицы. Основная же масса людей приходит в спортивный туризм другими путями. Один из этих путей – плановый туризм, где уровень учебно-воспитательной работы подчас оставляет желать лучшего. Не секрет, что в некоторых советах по туризму подготовка инструкторов сводится к прохождению будущего маршрута в качестве участника. После этого ему сразу доверяется группа. На многих базах инструкторам, имеющим опыт, предоставляются поистине неограниченные полномочия. И они - в меру своей культуры и квалификации - распоряжаются как маршрутом, так и участниками.

        Может ли все это не отразиться на воспитании будущих туристов? Какие, к примеру, идеалы зародятся в молодых душах тех, кому туристское мастерство впервые откроется в лице инструктора-ухаря, который ради восторженного  блеска неискушенных глаз готов при первой возможности демонстрировать "фигуры высшего пилотажа", пренебрегая, разумеется, всеми мерами безопасности? Какой стиль хождения выработает у туристов инструктор, который по своему произволу чуть ли не ежедневно перекраивает маршрут? Что можно ждать от туриста, который, закончив путешествие, не знает, зачем и кому был нужен контрольный срок? Какой опыт, какие принципы вынесут туристы из горного путешествия, в котором они даже не видели основной веревки? О какой воспитательной работе может идти речь на тех линейных маршрутах, где группы, переходя с одной базы на другую, каждые 2-3 дня получают новых инструкторов? Чтобы избежать подобных неблагоприятных воздействий, необходимо разработать и внедрить учебные программы подготовки туристов, дифференцированные для   путешествий разных видов и разных категорий сложности, обязательные для всех туристских баз. Столь же важно обеспечить стабильность квалификации инструкторских кадров. Инструктор должен ясно представлять свою задачу и роль в группе - не ограничиваться положением проводника, а быть тренером, воспитателем, наставником. Для этого он сам должен быть предельно строг к себе. И, конечно, он должен предварительно получить надлежащую профессиональную подготовку, а в дальнейшем - при сборах на маршрут и на самом маршруте - чувствовать постоянный контроль со стороны руководства базы и контрольно-спасательной службы.

       Другой массовый путь в туризм - семейные путешествия, которые становятся все более популярными. О положительном значении совместных путешествий родителей с - детьми уже говорилось. Здесь происходит укрепление взаимного уважения и эмоциональных контактов, в оптимальных формах удается проводить воспитательные воздействия. Благотворное влияние совместных путешествий на семейный климат сознательно или интуитивно отмечают многие.

      Но семейные путешествия очень медленно и трудно "вписываются" в существующие правила и классификации. И большинство семейных групп, пренебрегая надлежащим оформлением, пополняют ряды "диких" туристов. Нет надобности доказывать неприемлемость подобного выхода. Причем ко всем опасностям, присущим "дикому" туризму, присоединяется то обстоятельство, что дело  касается детей, которые привлекаются иногда к весьма серьезным путешествиям без всякой проверки состояния здоровья, физической и психологической подготовленности.

      Хотелось бы обратить внимание на другую, моральную, сторону вопроса. Сталкиваясь со всевозможными организационными барьерами на своем пути, преследуемые контрольно-спасательной службой, семейные группы вынуждены ловчить, маневрировать, искать обходные пути (которые зачастую оказываются опаснее, чем само путешествие). Тут уж не до маршрута! Не только соблюдение, само существование маршрута становится в этих условиях мало реальным. Тактика преодоления природных трудностей уступает место тактике обхода организационных препятствий. Времени и внимания для соблюдения мер безопасности уже не остается. И все это происходит на глазах у детей, с их участием. Иными словами, детям первых же шагов в туризме прививают дух авантюризма неуважение к правилам, к контрольно-спасательной службе, пренебрежение мерами безопасности.

        Можно с уверенностью утверждать: семейному туризму, настойчиво пробивающему ныне дорогу, требуется создать благоприятные условия для его организованного развития.

        Мы коснулись возможных негативных влияний на личность, приобщающуюся к туризму. Иными словами, речь шла о том, чего нам не нужно.

        Каким же мы хотим видеть спортсмена-туриста? Какие морально-психологические В самом общем виде их можно свести к трем взаимосвязанным параметрам:

    а) развитие ряда свойств личности, таких, как целеустремленность, активность, настойчивость, смелость, решительность, выдержка,  терпимость, уживчивость, и некоторых других, сопряженных с ними;

    б) полезная направленность этих свойств;

    в) их управляемость - максимальное проявление в одних .условиях и   сдерживание в других.

        К примеру, смелость и настойчивость в характере туриста не определяют еще его морального лица. Очень важно, проявляются эти качества при преодолении препятствий на маршруте (предусмотренных заранее либо возникших неожиданно) или для достижения целей, не включенных в круг задач данного путешествия (скажем, при "сверхплановом" восхождении или при прохождении порога, который полагалось обходить по берегу). Или взять такую черту, как терпимость: одно  дело - терпимость в бытовых вопросах, другое - по отношению к человеку,

пренебрегающему элементарными мерами безопасности или варварски обращающемуся с природой.

           

7. Литература.

   1.  Алексеев С. С., Рубель Р. Б. Размышления о туризме. Свердловск,  Средне-Уральское книжное изд-во, 1974.

   2. Бодалев А. А, Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.,   Изд. ЛГУ, 1970.

   3. Шибутани Т. Социальная психология. М" "Прогресс", 1969.

   4.  Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. М., "Знание", 1978.

   5.  Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. "ЭКО",  1978, . 4-6; 1979, . 1-3.

   6. Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы   руководства. М., Политиздат, 1975.

   7. Коломинский Я. Л. Человек среди людей. Изд. 2-е. М., "Молодая гвардия",   1973.

    8. Кон И. С. Социология личности. М., Политиздат, 1967; Открытие "Я". М.,     Политиздат, 1978.

    9. Кузьмин Е. С., Волков. И. П., Емельянов Ю. H. Руководитель и коллектив.   Л" Леяиздат, 1974.

    10. Социальная психология личности. Л., "Знание", 1974.

    11. Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. М" "Просвещение", 1976.

    12. Социальная психология. Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А.   Шерковина. М" Политиздат, 1975.

    13. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М" "Мысль",   1971; Hаучно-техническая революция и личность. М., Политиздат, 1978.

    14. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме мнимые и действительные, М"     "Физкультура и спорт", 1972.


[1] ( К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 62. )


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.