скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Откуда пошли Олимпиады

Критяне считались хорошими мореходами, но их гребные суда со вспомогательным парусным осна­щением были небольшими и тесными. Большую часть экипажа составляли гребцы, которым подолгу приходилось сидеть за веслами. После длительного плавания, сойдя на берег, моряки хотели размяться и побегать. Не потому ли древнейшим видом состяза­ний в Олимпии был бег?

Как уже упоминалось, Геракл отмерил для состя­заний дистанцию в шестьсот ступней. Случайно ли это? Ведь такая мера длины применялась в Египте уже в III тысячелетии до н. э. и была хорошо из­вестна в государствах, поддерживающих с ним куль­турные связи, в том числе и на Крите. Можно пред­положить, что приплывавшие в Олимпию критяне устраивали там игры по образцу состязаний, про­водившихся на их родине. Уже в XV в. до н. э. на Крите ежегодно проводились Андрогеи — гимна­стические и конные состязания в честь царевича Андрогея, сына критского царя Миноса. Кстати, как и Олимпийские игры, Андрогеи проводились под эгидой Зевса.

Во всех мифах о Геракле упоминается посажен­ная им в Олимпии олива, которая считалась ста­рейшей в Греции. Родина оливковых деревьев — Малая Азия. Следовательно, саженцы были завезены в Грецию, и, вероятнее всего, критскими море­ходами.

О влиянии Крита на развитие античного спорта свидетельствует тот факт, что в Древней Греции, насчитывающей более 20 областей и свыше 200 на­селенных островов, почти повсеместно устраивались спортивные состязания, но комплексные панэллин-ские (общегреческие) игры регулярно проводились лишь в Арголиде, Аттике, Элиде, Фокиде и на остро­вах Делос, Кос, Мендос,— там, где когда-то были колонии или поселения критян.

Значит ли это, что культура спортивных состязаний заимствована греками у критян, или у нее бо­лее глубокие корни? Спортивные упражнения были широко распространены и у более древних народов. Уже в III тысячелетии до н. э. в Древнем Египте проводились состязания по бегу, фехтованию, борьбе, плаванию, стрельбе из лука и другим упраж­нениям с соблюдением определенных правил и ого­воренных приемов. Например, на рельефах гробни­цы Бени-Гассана показана последовательность действий борцов — выбор отличительных поясов, принятие исходного положения перед схваткой, виды захватов и проводимых приемов, финальная сцена с поверженным на землю борцом и удержи­вающим его победителем. Не менее выразительны изображения фехтовальщиков, бегунов, лучников, гребцов. Все это свидетельствует о том, что в Древ­нем Египте за две тысячи лет до н. э. существовала довольно развитая культура спортивных соревнова­ний, в том числе комплексных.

Подобные спортивные состязания проводились и в древних сирийских царствах. В городе Амрит у подножия холма на берегу реки Амрит археоло­ги обнаружили стадион подковообразной формы с десятиступенчатыми трибунами на двенадцать тысяч зрителей. Рядом находились спортивные пло­щадки, бассейн для плавания, храмы. Стадион очень напоминает олимпийский. Даже размеры их почти одинаковы: длина амритского 225 м, ширина 30 м, олимпийского — соответственно 213,7 и 29,6 м. Со­впадение удивительное! Ведь стадион в Амрите от­носится к XVIII—XVII вв. до н. э., т. е. на тысячу лет «старше» стадиона в Олимпии. И все же это сов­падение не случайное. Мостом во времени между Ам-ритом и Олимпией, по-видимому, был остров Крит.

Многое свидетельствует о тесных культурных и экономических связях древнейших государств Крита и Ближнего Востока. В .городе Угарите, который в XIX—XVIII вв. до н. э. был столицей сирийского государства, раскопан целый квартал, который не­когда населяли минойцы — жители древнего Крита. Широки были связи Крита с древним Тиром, столи­цей Финикии — страны прославленных мореходов, чьи корабли бороздили Средиземное море уже в III тысячелетии до н. э. А ведь и в финикийских городах проходили спортивные состязания. Ученые находят здесь остатки спортивных сооружений, возраст которых исчисляется многими десятками веков.

Несомненно, на развитие спорта в Элладе оказала влияние культура более древних народов, но роди­ной Олимпийских игр как уникального общественно-политического и культурного события является Греция.

Благо

священного перемирия

В конце весны олимпийского года из Элиды во все греческие государства направлялись глашатаи спондофоры. С радостью встречали их в эллинских городах. Услышав о прибытии спондофора, кузнец оставлял молот на наковальне, торговец закрывал лавку, гончар торопливо вытирал руки, аристократ спешил облачиться в нарядные одежды.

Все население города собиралось на рыночной площади. В торжественной тишине вестник Элиды оповещал народ о времени начала Олимпийских игр, напоминал правила состязаний и провозглашал традиционный призыв: «Пусть будет свет без убийств и преступлений, без войн и бряцания ору­жием!» Отныне во всей Греции устанавливалось священное перемирие — экехерия, а Олимпия объ­являлась нейтральной.

Бели вначале Олимпийские игры проводились как сугубо местные праздники, в которых участ­вовали только жители Элиды, то по мере укрепления в Греции культа Зевса на играх в Олимпии стали выступать представители соседних греческих госу­дарств. Спортивные состязания, проводившиеся под покровительством Зевса, давали приемлемый для всех повод к перемирию. Известно, что в 884 году до н. э. между элидским царем Ифитом, правителем Спарты Ликургом и представителем города Пизы Клеосфеном был заключен договор о провозглаше­нии священного перемирия на время проведения Олимпийских игр.

Текст договора, выгравированный на медном дис­ке, гласил: «Олимпия является священным местом, и тот, кто посмеет вступить в нее с оружием в руках, будет заклеймен как богохульник. Нарушившим волю богов станет и тот, кто, имея возможность, не отомстит богохульнику».

Этот диск был вывешен в Олимпии возле алтаря Зевса. Аристотель видел его в середине IV в. до н. э. Павсаний, посетивший Олимпию в 170 году н. э., писал, что диск с текстом договора хранился в Герайоне (храме Геры).

Есть основания предполагать, что в договоре о священном перемирии участвовали не отдельные го­рода, а союзы племен. Ифит представлял элийцев, Ликург — дорийские племена Мессении и Лаконии, Клеосфен — ахейцев Аркадии и Ахайи. Видимо, по­этому условиям договора подчинялись все жители Пелопоннеса.

Позже к договору об экехерии присоединились другие народы Греции. В VI в. до н. э. священное перемирие признавалось во всем греческом мире. Продолжительность экехерии увеличилась от одного до трех месяцев и включала время перед началом и после окончания Олимпийских игр. Специальными соглашениями, принятыми представителями всех эл­линских государств, условия экехерии были дополне­ны обязательством не взимать пошлины за проезд в Олимпию и обеспечивать безопасность тех, кто направляется на Олимпийские игры.

Греки верили, что соблюдение перемирия контро­лируется самим Зевсом. Это заставляло их строго выполнять предписанные священным перемирием правила. Даже могущественные Спарта и Македония

вынуждены были выплачивать значительные штра­фы за нарушение экехерии.

Но не только страх перед Зевсом побуждал греков соблюдать мир. Время священного перемирия было, наверно, единственным временем, когда можно было свободно проехать по всей Греции, обычно раздира­емой междуусобными войнами. На время игр в Олим­пию собирались делегации всех эллинских госу­дарств, сюда привозили образцы новых товаров, здесь совершали торговые сделки, решали спорные вопросы, заключали мирные договоры, политические и военные союзы. Так, мирный договор 445 года до н. э. между Афинами и Спартой был заключен в Олимпии. Его условия были высечены на каменной стеле в Альтиде.

В Олимпии находились сокровищницы некоторых греческих городов, которые верили в неприкосновен­ность Альтиды больше, чем в прочность собствен­ных крепостных стен. Здесь производились межго­сударственные финансовые расчеты, обмен денег, выдача ссуд, взимались штрафы и долги.

Во время игр в Олимпию приезжали видные поли­тические деятели, лучшие представители античной науки и культуры.

С арены олимпийского стадиона блестящий ора­тор Исократ призывал греков к объединению против персов. Неистовый Демосфен обращал к народу свои пламенные речи— «филиппики», обвиняющие маке­донского царя Филиппа в покушении на свободу Эллады. Отцы истории Геродот и Фукидид со сту­пенек храмов Альтиды читали отрывки из своих сочинений. Здесь выступали великие философы Пла­тон, Сократ, Анаксагор, Диоген, Фалес Милетский и Гераклит из Эфеса.

Когда наступала вечерняя прохлада, гости Олим­пии за пиршественными столами восторженно руко­плескали самым знаменитым поэтам Греции Пинда-ру, Семониду, Еврипиду и Архилоху, посвящавшим свои лучшие произведения красоте состязаний и доб­лести олимпиоников.

Чтобы увидеть лучших атлетов Эллады, в Олим­пию приезжали скульпторы и художники. Участники Олимпийских игр были идеальной натурой. Не случайно Олимпия объединяла скульпторов разных греческих городов. Здесь создавали замечательные творения великие скульпторы Древней Гре­ции — афиняне Фидий и Пракситель, аргосец Поликлет, Лисипп из Сикиона, галикаркасец Скопас и другие. Храмы и служебные помещения Олимпии были украшены статуями и художественной резь­бой. В храме Геры статуй и барельефов было так мно­го, что Герайон напоминал музей.

Архитекторы и ваятели многих городов Греции участвовали в создании одного из величественней­ших зданий Эллады — Олимпийского храма Зевса. Он возвышался над Альтидой более чем на 20 мет­ров. В храме находилось одно из чудес античного мира — двенадцатиметровая статуя Зевса из золота и слоновой кости, созданная величайшим скульпто­ром Фидием, который работал над ней около восьми лет. Об этом выдающемся произведении искусства греки говорили: «Самое большое несчастье — это умереть, не увидев статую Зевса в Олимпии».

Священное перемир'ие сделало Олимпию центром общегреческой национальной культуры. Олимпий­ские игры были не только выдающимся спортивным событием. Они во многом способствовали сближению греческих племен, формированию единого языка, развитию экономики и культуры.

Игры Олимпиад

Во все времена года, в памятные даты, перед началом полевых работ и после жатвы — по самым разным поводам в античных городах проводились состязания атлетов. Большинство игр носило мест­ный характер, но были и такие, которые собирали участников из многих эллинских государств. Это Алкатаи — мужские состязания в г. Мегары, спар­танские праздники в честь Ахилла, состязания для женщин — Гереи в Олимпии и Аргосе и Арте-мидии в Спарте, Гермеи — общие для юношей и девушек состязания в Горгиппии (ныне г. Анапа) и другие.

Но особое место в античном мире занимали такие панэллинские состязания, как Олимпийские игры, Истмии, Панафинеи, Немей, Пифии, Гераклеи и Делии, составлявшие удивительно стройную систему общегреческих спортивных праздников. Они прово­дились в четырехлетний период между Олимпий­скими играми, который назывался олимпиадой.

Олимпиады носили имена победителей в беге на один стадий. Эти имена вырезались на мраморной стеле, установленной в Альтиде в 776 году до н. э. Олимпийские игры были настолько популярны, что олимпиады стали обще греческой мерой времени (равной 1425 дням), введение которой было очень важно для Древней Греции, где каждое государство имело свой календарь.

В III в. до н. э. римский историк Тимей, составляя хронологию эллинов, начал ее с олимпиады Корэба (776—773 гг. до н. э.) — первого известного Тимею олимпионика, одержавшего победу на Олимпийских играх 776 года до н. э. В последующем в хронологии Тимея были значительные пробелы, так как постоян­ными записи олимпиоников стали лишь с 580 года до н. э. К этому времени укрепились межгосударст­венные связи эллинов и окончательно сложилась система общегреческих состязаний, включающая игры в Олимпии и других областях Эллады.

Истмийские игры, или Истмии, проводились в честь бога морей Посейдона на Истмийском пере­шейке возле Коринфа каждые два года — во второй и четвертый годы олимпиады. Запись победителей Истмии велась с 583 года до н. э. Однако начало игр восходит, по-видимому, к середине II тысячелетия до н. э., потому что ко времени расцвета древнегре­ческих государств эти состязания были уже тради­ционным и регулярно проводившимся праздником. Возникнув как погребальные игры, Истмии были преобразованы афинским царем Тесеем в комплекс­ные спортивные состязания союзных племен Аттики и Арголиды. Позже к играм стали допускать атле­тов других эллинских государств.

Программа Истмии включала бег, пятиборье, борьбу, кулачный бой, панкратион, гонки колесниц и скачки. Не менее популярными были гимнастиче­ские и конные состязания.

Истмии играли важную роль в формировании общенациональной культуры греков. В мусических (от греческого музы — богини пения, поэзии, ис­кусств и науки) состязаниях Истмии участвовали пи­сатели, поэты, певцы и музыканты Средней и многих областей Северной Греции, Пелопоннеса, островов,

Традиционной наградой победителей Истмийских игр был венок из листьев сельдерея или ветвей сосны-пинии с вплетенным листом пальмы.

Во время проведения Истмии объявлялся свя­щенный мир, однако соблюдался он не так строго, как во время Олимпийских игр.

Немаловажное значение имели Истмии в полити­ческой и экономической жизни греков. Во время игр заключались договоры и соглашения, тексты кото­рых вывешивались на специальном столбе в сосновой роще возле храма Посейдона.

С именем Тесея связаны и Панафинейские игры в Афинах. Первоначально это был местный общин­ный праздник — Афинеи, проводившийся ежегодно в честь покровительницы города — Афины Полиады (т. е. городской). Этот праздник учредил царь Эрихтоний.

Тесей  стал  проводить  один  раз  в  четыре  года так называемые Великие Панафинеи — игры, на ко­торые   приглашали   жителей   других   государств — союзников Афин.

Согласно греческой мифологии, он впервые про­вел Панафинеи после возвращения с Крита, где побе­дил принадлежавшее царю Миносу чудовище Мино­тавра и избавил Афины от страшной дани: афиняне должны были приносить в жертву Минотавру юно­шей и девушек.

По-видимому, в этом мифе отразились воспоми­нания о том времени, когда Аттика (и ее столица Афины) была колонией Крита. Древнегреческий историк Фукидид описывал Тесея как историческую личность — афинского вождя, высадившегося с вой­ском на Крите во второй половине XV в. до н. э., разгромившего критян и объединившего аттические племена под властью Афин.

Панафинеи проводились в августе третьего года каждой олимпиады и включали конные, гимнасти­ческие и аналогичные истмийским мусические состязания.

Победителей игр награждали оливковыми венка­ми и амфорами с освященным оливковым маслом. В Афинах изготавливали специальные амфоры с изображением видов состязаний. Такие награды по­лучили распространение в других античных государ­ствах и их колониях. Позже, в I—II вв. н. э., амфоры стали заменять кубками.

Для игр в Афинах был построен подковообразный стадион со ступенчатыми трибунами примерно на 50 тысяч мест и ареной длиной 204 и шириной 33,4 м, где проводились гимнастические состязания в беге, прыжках, метании, борьбе и кулачном бое. Здесь выступали музыканты, поэты и певцы. Конные состязания проводились за чертой города у крепост­ных стен, которые превращались в зрительские три­буны.

На острове Делос в годы проведения Олимпий­ских игр проходили общегреческие игры — Делии, посвященные Аполлону и поэтому иногда называ­емые Аполлонеями.

В Греции культ Аполлона распространился в XV—XIII вв. до н. э. Греки считали Аполлона отличным музыкантом, дискоболом, лучником и ку­лачным бойцом и почитали его почти так же, как Зевса.

Для участия в Делиях весной на остров приплы­вали делегации греческих полисов. Игры были свое­образной репетицией для атлетов. Прежде чем от­правляться на игры в честь Зевса, они состязались в честь его сына — Аполлона. Поэтому программа Делий соответствовала олимпийской.

На Делосе находился храм и жертвенники Апол­лона, но главное его святилище, в котором находился Дельфийский оракул, было на материке. Здесь, в общегреческом религиозном центре Дельфах, у под­ножия горы Парнас, проводились Пифийские игры. Эти панэллинские праздники устраивались в память победы Аполлона над змеем Пифоном, жившим в пещере Парнаса.

Вначале Пифийские игры проводились как состя­зания поэтов и музыкантов. Достоверные сведения о включении в программу Пифийских игр гимнасти­ческих и конных состязаний по образцу Олимпий­ских игр относятся к 586 году до н. э., хотя, по-види­мому, они проводились и раньше. Игры устраивались через четыре года, в каждый третий год олимпиады. Для состязаний в Дельфах был построен стадион длиной 192 и шириной 25,5 м, беговая дорожка которого (длиной 177,5 м) начина­лась каменной полосой с желобами — своеобразными стартовыми колодками. Стадион окружали подково­образные ступенчатые трибуны на 7—8 тысяч зрите­лей. Еще не менее 20 тысяч зрителей могли разме­ститься на склоне примыкающего к стадиону холма. Конные состязания проводились недалеко от Дельф, на Криссейской равнине.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.