Реферат: Основные направления деятельности ГИБДД
Собранные первичные материалы рассматриваются начальником горрайоргана внутренних дел.
К проведению осмотров автомототранспорта могут привлекаться также и станций технического обслуживания, которые оснащены необходимым диагностическим оборудованием.
Результаты технического осмотра транспортных средств оформляются актами, документами диагностических станций, на основании которых ГИБДД производит отметку в регистрационной карточке на каждое транспортное средство.
По окончании проведения ТО на все ТС, прошедшие государственный технический осмотр выдаётся талон о прохождении государственного технического осмотра, в котором инспектор производит запись «Техосмотр пройден» и заверяет его подписью и личным штампом.
4. Контроль за подготовкой водительских кадров
Современный уровень автомобилизации, повышение интенсивности транспортных потоков, проблемы в оптимальной организации дорожного движения, высокий уровень аварийности требуют более высокого уровня подготовки водительский кадров. Теория и передовой опыт свидетельствуют о том, что подготовку необходимо осуществлять по четырехзвенной системе (теория — тренажер — автодром — дорога).
Существующий же уровень подготовки водителей остается еще достаточно низким: в среднем каждый третий курсант с первого раза не сдает экзамены на право управления транспортными средствами1.
Основными формами контроля за подготовкой водительских кадров, осуществляемого регистрационно-экзаменационными подразделениями ГИБДД, являются:
— регистрация учебных организаций, осуществляющих подготовку водительских кадров и контроль, за ходом этой подготовки,
— прием экзаменов по Правилам дорожного движения и навыкам практического вождения транспортных средств;
— выдача удостоверений на право управления транспортными средствами различных категорий.
Лица, желающие получить квалификацию водителя, должны пройти: специальное медицинское обследование; обязательное обучение в школах или на курсах по подготовке водителей; безупречно знать Правила дорожного движения; иметь необходимые практические навыки вождения соответствующего транспортного средства.
Проверку знаний Правил дорожного движения осуществляют регистрационно-экзаменационные подразделения ГИБДД. При приеме экзаменов, как правило, используются технические средства с автоматизированной системой оценки знаний экзаменуемого.
Квалификационные экзамены проводятся с целью определения возможности выдачи кандидатам в водители водительских удостоверений в порядке, предусмотренном Инструкцией по применению Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденной приказом МВД России № 860-97 г.1
Квалификационные экзамены состоят из трех частей:
теоретического экзамена и двух этапов практического экзамена (первый этап - на закрытой от движения площадке или автодроме, второй этап - на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения).
Каждая из частей экзамена оценивается независимо друг от друга по следующей системе: положительная оценка - “СДАЛ”, отрицательная - “НЕ СДАЛ”.
В случае если кандидат в водители получил отрицательную оценку, за какую либо из частей экзамена, пересдача ранее сданных частей экзамена не требуется.
Положительная оценка, полученная на теоретическом экзамене, действительна в течение определённого срока, установленного законодательством.
Кандидатами в водители считаются лица, впервые допущенные к сдаче экзаменов, лица, желающие получить право на управление другой категорией транспортных средств, а также другие лица, которым действующими нормативными документами предусмотрено сдавать квалификационные экзамены.
Положительная оценка, полученная на первом этапе практического экзамена, считается действительной в течение срока действия положительной оценки, полученной на теоретическом экзамене.
Оценки, полученные кандидатом в водители, заносятся в экзаменационный лист и протокол.
Практический экзамен принимается на транспортном средстве той категории, на право управления которой будет выдаваться водительское удостоверение:
“А” - на двухколесных мотоциклах без бокового прицепа;
“В” - на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8 мест, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 километров в час;
“С” - на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 килограммов;
“D” - на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7 метров;
“Е” - на составах транспортных средств, тягачом у которых является транспортное средство следующей категории:
“В” - с прицепом, разрешенная максимальная масса которого более 750 килограммов, а разрешенная максимальная масса состава сцепленных транспортных средств превышает 3500 килограммов;
“С” - с полуприцепом или прицепом, имеющим не менее 2 осей с расстоянием между ними более 1 метра,
Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков самостоятельного управления ТС конкретной категории в условиях реального дорожного движения и вынесения решения о возможности выдачи ему водительского удостоверения.
При проведении второго этапа практического экзамена у кандидатов в водители проверяется умение применять и выполнять требования ПДД по следующим разделам:
- общие обязанности водителей;
- применение специальных сигналов;
- сигналы светофоров и регулировщиков;
- применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки;
- начало движения, маневрирование;
- расположение транспортного средства на проезжей части;
- скорость движения;
- обгон, встречный разъезд;
- остановка и стоянка;
- проезд перекрестков;
- пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных
средств;
- движение через железнодорожные пути;
- приоритет маршрутных транспортных средств;
- пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Второй этап практическою экзамена проводится на испытательном маршруте.
Необходимое количество маршрутов определяется с учетом местных условий.
На каждый маршрут оформляется маршрутная карта форматом А4 и присваивается порядковый номер. Все маршруты утверждаются главным государственным автомобильным инспектором района, города (района в городе).
Маршрут должен содержать определенный набор элементов улично-дорожной сети, дорожных, знаков и дорожной разметки, а также предусматривать возможность выполнения кандидатом в водители обязательных действий по заданию экзаменатора с соблюдением ПДД.
4.1. Организация проведения экзамена
Форма проведения экзамена - индивидуальная.
При проведении экзамена в экзаменационном ТС должны находиться кандидат в водители и экзаменатор. Допускается также присутствие собственника ТС.
Второй этап практического экзамена проводится одним из двух методов:
несколько кандидатов в водители поочередно осуществляют поездки по одному маршруту;
несколько кандидатов в водители осуществляют поездки по нескольким маршрутам одновременно.
Метод проведения экзамена выбирается в зависимости от количества маршрутов, количества экзаменаторов, экзаменуемых и используемых экзаменационных ТС.
Для оптимизации временных затрат на проведение экзамена целесообразно, чтобы каждый из маршрутов начинался и заканчивался в одном и том же месте.
Маршрут и последовательность выполнения заданий в процессе движения по маршруту определяются экзаменатором.
ТС должно соответствовать требованиям ПДД и Основных положений по допуску ТС к эксплуатации.
Исправное техническое состояние ТС должно быть подтверждено соответствующим документом о прохождении государственного технического осмотра.
Перед началом экзамена ТС должно быть установлено экзаменатором или собственником ТС в начале маршрута, двигатель - прогрет и выключен, рычаг коробки переключения передач - в нейтральном положении, стояночный тормоз - включен.
Маршрут должен обеспечить возможность выполнения
- кандидатом в водители следующих заданий экзаменатора:
- проезд регулируемого перекрестка;
- проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог;
- проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
- левые, правые повороты и разворот на перекрестках:
- перестроение в рядах на участке дороги, имеющей две и более полосы
- для движения в одном направлении;
- обгон;
- движение с максимальной разрешенной скоростью:
- проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных ТС. Маршрут должен учитывать особенности выполнения
- вышеперечисленных действий на ТС различных категорий.
Продолжительность экзамена на маршруте должна быть не менее 20 минут.
Не допускается проведение экзамена в следующих случаях:
ТС не отвечает установленным требованиям;
маршрут не отвечает установленным требованиям;
пользование участками дорог на маршруте угрожает безопасности дорожного движения.
4.2. Порядок проведения экзамена
Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой и методом проведения экзамена, системой оценки, порядком и последовательностью выполнения заданий на маршруте.
Экзаменатор указывает в экзаменационном листе номер маршрута.
По команде экзаменатора кандидат в водители занимает, место водителя в экзаменационном ТС, осуществляет подготовку к движению и начинает движение по маршруту, следуя указаниям экзаменатора.
При движении по маршруту экзаменатор четко и своевременно подает команды кандидату в водители, обеспечивает безопасность движения экзаменационного ТС (при отсутствии собственника ТС), контролирует правильность выполнения заданий, классифицирует с помощью контрольной таблицы и фиксирует в экзаменационном листе допущенные ошибки, суммирует количество набранных кандидатом в водители штрафных баллов и выставляет итоговую оценку за экзамен.
Запрещается провоцировать кандидата в водители к каким-либо действиям в нарушение требований ПДД.
При возникновении угрозы безопасности движения с целью предотвращения возникновения дорожно-транспортного происшествия экзаменатор или собственник ТС (при его присутствии в автомобиле) обязан незамедлительно вмешаться в процесс управления экзаменационным ТС.
Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором.
4.3. Система оценки
Второй этап практического экзамена в итоге оценивается по системе: положительная оценка "СДАЛ", отрицательная - "НЕ СДАЛ".
Для оценки экзамена определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую - 5, за среднюю - 3, за мелкую - 1
Оценка "СДАЛ" выставляется, когда кандидат в водители во время экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила менее 5.
Оценка "НЕ СДАЛ" выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 и более.
Заключение.
Подводя итог вышеизложенного мне хотелось бы обметить, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Государственная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, с военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.
Принятые органами внутренних дел меры по обеспечению безопасности дорожного движения способствовали тому, что в течение последних шести лет в Российской Федерации отмечается последовательное сокращение дорожно-транспортных происшествий и числа пострадавших в них людей.
В то же время использование методов и форм влияния на обстановку с аварийностью, ориентированных на широкое применение мер административного воздействия, к кардинальным изменением не привело. Сложившая практика не находит понимания у участников дорожного движения и приводит к обострению отношений между ними и сотрудниками милиции, порождает жалобы и негативные публикации в средствах массовой информации.
Деятельность сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России не нацелена на обеспечение бесперебойного и безопасного процесса дорожного движения, оказание помощи его участникам. Не налажено должного взаимодействия с общественными объединениями.
Недостаточный уровень профессиональной подготовки, индивидуально-воспитательной работы, контроля за несением службы предопределили возросшее число должностных правонарушений, совершенных сотрудниками ГИБДД МВД России. Выявленные контрольно-профилактическими подразделениями и службой собственной безопасности негативные факты в деятельности ГИБДД МВД России не предаются широкой огласке.
Проявляется медлительность в реализации положений Концепции развития и совершенствования Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации на период 1998-2005гг.
В соответствии с Приказом МВД РФ № 329 от 1.06.1998г. "О реформировании деятельности ГИБДД МВД РОССИИ" в целях устранения имеющихся недостатков в деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности дорожного движения, повышения ее эффективности следует:
1. Считать главной задачей Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации на текущий период и ближайшую перспективу защиту законных прав и интересов участников дорожного движения.
2. Установить, что основанием для остановки транспортных средств сотрудниками милиции являются:
· нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;
· наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления;
· нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;
· необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, очевидцам которого они являются;
· выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
· необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
· проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах дорожного патрульной службы ГИБДД МВД России, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах:
Остановку транспортных средств в иных случаях расценивать как нарушение служебной дисциплины.
3. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник милиции должен представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. В случае обращения гражданина сотрудник, выполнив те же требования, обязан принять меры по оказанию непосредственной помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
4. При привлечении к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения сотрудник милиции обязан разъяснить нарушителю права, предусмотренные законодательством: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу (статья 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
5. Установить, что контроль за соблюдением водителями транспортных средств Правил дорожного движения в системе органов внутренних дел Российской Федерации является исключительной компетенцией сообщников ГИБДД МВД России и участковых инспекторов милиции.
Сотрудники других служб милиции могут осуществлять указанный контроль в случаях введения в действие специальных планов, а также выполнения совместно с сотрудниками ГИБДД МВД России задач, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности, по решению руководителя органа внутренних дел.
6. Запретить сотрудникам дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России проверку содержания окиси углевода в отработавших газах двигателя, а также технического состояния транспортных средств, прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр.
Что касается законодательной базы, то Государственная инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными Конституционными законами, законом РСФСР "О Милиции", кодексом РСФСР об Административных правонарушениях, Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", другими Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также положением «О государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел РФ».
Список использованной литературы
1. Конституция РФ. – М., Юрид. лит., 1993.
2. Гражданский кодекс РФ, - М.: Юрид лит., 1996.
3. http://www.gibdd.good.ru/DOKUMENT/zakon/z2.htmЗАКОН РФ "О МИЛИЦИИ" от 18 апреля 1991 года 1026-1 // СЗ РФ 1992, №5.
4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ от 15 ноября 1995 года // СЗ РФ 1995, №12.
5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 24.06.1997 // Российская газета, 1997, 4 июля.
6. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ от 15 июня 1998 года // Российская юстиция, 1998, №7.
7. ПОСТАНОВЛЕНИЕ "О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" от 23 октября 1993 г. // СЗ РФ 1993. №1090.
8. Приказ МВД РФ «О реформировании деятельности ГИБДД МВД России» от 01.06.1998 №329 // Компьютерная правовая система «Консультант Плюс».
9. Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7.
10. КоАП РСФСР. – М., Юрид. лит., 1991.
11. Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. – М., БЭК, 1999.
12. Семенов В.М. Правоохранительные органы РФ. – М., Норма, 1997.
13. Катанян К. КоАП имени ГИБДД // Новое время, 2000, №17-18.
14. Новиков И. Договор хранения, навязанный ГИБДД, незаконен. // Российская юстиция, 2000, №3.
15. Лыков В. Люди долга и отваги. - М., Юристъ, 1996.
16. Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. – М.: Транспорт, 1993.
17. Алехин С.Н. На страже законности и порядка. – М., Юристъ, 1998.
18. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник. М.: МЮИ МВД России, 1996.
19. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. М.: МЮИ МВД России, 1997.
20. Газета «Российская газета».
21. Журнал «Российская юстиция».
22. Журнал «Государство и право».
23. Журнал «Новое время».
Приложение
1 СУ РФ 1998, №7.
1 Компьютерная правовая система «Консультант Плюс»
1 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. М.: МЮИ МВД России, 1997, с. 47.
1 Компьютерная правовая система «Консультант Плюс»
1 Российская газета, 1993, 4 апреля.
1 Российская газета, 1993, 26 июля.
2 Российская юстиция, 1993, №8.
1 Гражданский кодекс РФ, М.: Юрит. лит., 1996.
1 Гражданский кодекс РФ, М, 1993.
2 Постановления ВС СССР, 1974, №5.
1 Постановления ВС СССР, 1991, №4.
1 Государство и право, 1991, №11.
2 Российская газета, 1992, 13 апреля.
1 Гражданский кодекс РФ, М, 1996.
2 Там же, с.116.
1 Российская юстиция, 1998, №7.
1 СУ РФ, 1998, №7.
1 Новое время, 1997, №6.
1 Новое время, 1997, №6.