скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Организация приема иностранных туристов в Байкальском регионе

Показательными являются изменения в туристских поездках по цели и способу прибытия (виду транспорта). Цели туризма обычно разбивают на три группы:

1) отдых, рекреация, развлечения;

2) деловая (бизнес) ;

3) посещение друзей, здоровье, религия, культура и другие.

В последнее время происходит увеличение доли двух последних групп, особенно третьей (где возрастает значение познавательного и экотуризма).

 

 Рис. 2 Международный туризм по целям визита в 2003 году (%)

Важной характеристикой развития туристской индустрии является изменение суммарной вместимости мировых отелей, т.е. тех мест, где преимущественно туристы размещаются и тратят на это определенное количество денег.

На 2003 год в мире насчитывалось свыше 29 млн. мест в отелях и подобных им учреждениях (мотелей, туристских деревень и т.п.) . Хотя достаточно сложно указывать показатели из-за некоторых неточностей в определении и довольно посредственного качества статистики. Но все же будем оперировать известными данными (они приведены в табл.). Между 1980 и 2003 годами вместимость всех размещающих туристов учреждений, выраженная в количестве мест, выросла на 80 %, увеличиваясь в среднем на 3,5 % в год. 

Таблица №3

Суммарная вместимость отелей и подобных им учреждений, разделение рынка размещения туристов в 1980-2003 годах

Количество мест (тыс.) Разделение рынка (%)
1980 1985 1997 1980 1985 2003
Европа 8542 8637 11731 52,5 47,3 40,0
Америка 6436 6933 9346 39,5 38,0 31,8
АТР 763 1694 6726 4,7 9,3 22,9
Африка 269 525 835 1,7 2,9 2,8
Ближ Восток 141 254 400 0,9 1,4 1,4
ЮжнаяАзия 126 198 310 0,8 1,1 1,1
Мир 16277 18241 29347 100,0 100,0 100,0

Наиболее быстрый рост вместимости отелей произошел в Восточной Азии и Океании, где за рассматриваемый период количество мест возросло на 5,9 млн. (в среднем на 13,7 % в год). Самые медленные темпы увеличения мест отмечаются в Европе и Америке, но при всем этом в Европе было сосредоточено 40 % , а в Америке 32 % всех имеющихся в мире мест. Это при том, что свободных земель меньше всего именно в этих регионах, поэтому дальнейшие перспективы развития потребуют качественной перестройки всей системы строительства и реконструкции туристской инфраструктуры.

Если попробовать сделать краткий обзор развития туризма как отрасли мирового хозяйства за последние 10 лет, то основные выводы будут следующими:

·           Быстрый рост прибытий туристов (даже опережающий рост численности населения);

·           Постоянное увеличение поступлений от туризма;

·           Рост значимости мировой туристской отрасли в торговле (особенно в торговле услугами);

·           Увеличение положительного сальдо торгового и туристского балансов вследствие роста доходов от туризма;

·           Снижение долей Европы и Америки в основных туристских показателях;

·           Дальнейшее развитие туристской инфраструктуры и создание новых рабочих мест (в том числе строительство новых и расширение старых отелей).

Но подобное описание туристской индустрии является неполным, точнее даже сказать односторонним. Внушительные количественные показатели туризма создают некую "иллюзию благополучия". Но если произвести качественный анализ, то открываются и другие характеристики этой отрасли.

Прежде всего, туризм отличается от других отраслей – это очень сложный сектор. Имеется огромное разнообразие туристских программ: от нескольких дней в обычном месте отдыха для среднего гражданина до роскошного праздника для состоятельных персон, от простых экскурсий для путешественника с низким бюджетом до поездки на арендованной яхте с экипажем для верхних сегментов рынка.

Надо отметить, что для обслуживания туристской инфраструктуры требуется обычно большее количество ресурсов, по сравнению с обычными территориями, она дает и большое количество отходов.

Характерно, что прибыль от туризма отнюдь не всегда получают те, кто несет издержки. Крупнейшие корпорации вкладывают средства в строительство новых объектов в развивающихся странах, пользуясь дешевой рабочей силой, они получают большие прибыли, а уровень благосостояния местного населения почти не увеличивается. Туристы нередко нарушают спокойное течение жизни людей и их социальный уклад, а местные органы самоуправления вынуждены расходовать больше средств на строительство и эксплуатацию таких сооружений, как водоочистные установки и дороги, необходимые для обслуживания большого числа гостей.

Неудивительно, что при таких показателях, воздействие туризма на окружающую среду, которое прежде недооценивалось, ныне становится объектом все более пристального внимания. Потенциальные векторы такого воздействия весьма многочисленны и разнообразны, но в первую очередь они касаются потребления природных ресурсов. Отрасль находится в сложном взаимодействии с окружающей средой. Ни одна отрасль мировой экономики не зависит в такой степени от чистоты воды, пляжей, воздуха, и вообще от идеального состояния природы, как индустрия отдыха.

Таким образом, туризм сможет развиваться лишь при рациональном использовании природных ресурсов. Защита окружающей среды и охрана природы – естественные союзники индустрии туризма. С этим согласны как ведущие экологи, так и руководители туристского бизнеса. Они считают, что туризм будет использовать свой растущий потенциал в интересах охраны природы и окружающей среды на мировом уровне. Сегодня задача дальнейшего развития туризма формируется как сведение к минимуму его отрицательного воздействия на среду вокруг.

А положительная роль туризма в этой области весьма наглядна. Например, китобои могут организовывать для туристов морские экскурсии и показывать им китов в непосредственной близости; их заработок при этом будет намного выше, чем если бы они занимались промыслом этих животных. Благодаря развитию туризма за последние 50 лет на порядок увеличилось количество природных заповедных зон: сегодня в мире насчитывается почти 10 тыс. национальных парков и заповедников.

Другим аспектом влияния туризма можно назвать создание "благоприятного имиджа" развивающихся стран среди населения Запада. Так, когда они слышат про Индонезию, они думают о нестабильности, нарушениях человеческих прав на Восточном Тиморе, а при упоминании Бали, они падают в край великолепных почти не тронутых пляжей и красивых культурных танцев. В разговоре о Кении они думают о студенческих бунтах и политическом притеснении, но название Масаи-Мара открывает бесконечные пространства со слонами, львами и жирафами. Гватемала – страна с суровой тайной полицией и пытками в тюрьмах, при упоминании Тикала открываются красивые джунгли и чудесный комплекс древнейшего храма.

   По последним данным ВТО в международном туризме наблюдается такие тенденции как: резко возросший спрос на круизные поездки, увеличивающийся спрос на поездки по программам для пенсионеров, сокращение спроса на "отдых у моря" в пользу туризма по специализированным программам и экологического туризма.

1.2. Тенденции туризма в России

Основными посетителями России являются её ближайшие соседи – страны СНГ, российская статистика не учитывает их как иностранцев, поэтому возникает различие с данными ВТО. Так в 2001 году ВТО сообщает, что Россию посетило свыше 15 млн. человек, но из-за пределов СНГ (по данным российской статистики), лишь около 3 млн., поэтому и получается некоторая промежуточная оценка.По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, в 2003 г. Россию посетило 3,3 млн. иностранных граждан.

Таблица №4

Въезд иностранных граждан в РФ

- ЧИСЛО ПОЕЗДОК (ТЫС.) ДОЛЯ (%)
2003г. 1993г. 2003в % к 1993г. 2003г. 1993г.
Организованный туризм 914,7 1543,4 59,3 27,6 28,6
Деловые (служебные) поездки 1267,1 2203,4 57,5 38,2 41,0
Частные поездки 411,6 836,3 49,3 12,4 15,5
Транзит 96,5 125,1 77,5 3,0 2,3
Обслуживающий персонал 621,6 675,9 92,0 18,7 12,5
Всего 3311,7 5384,2 61,5 100 100

В 2003 г. число поездок иностранных граждан в нашу страну практически по всем видам туризма сократилось на 38,5 % по сравнению с 1993 г. В этом году первое место заняли деловые визиты, на долю которых пришлось менее 40% от общего числа поездок в Россию.

Въездной поток из-за рубежа по-разному формировался в регионах России. Основными центрами "притяжения" иностранных гостей по прежнему остаются Москва и Санкт-Петербург. Также выделяются некоторые приграничные районы Восточной Сибири, Дальнего Востока и Калининградской области.

Въездной поток из различных регионов мира выглядит следующим образом.

Таблица №5

Въезд иностранных граждан в РФ из разных регионов мира (по всем видам поездок)

РЕГИОН ЧИСЛО ПОЕЗДОК(ТЫС.) ДОЛЯ (%) ИЗМЕНЕНИЕ К 1993 (%)
Восточная и Центральная Азия 745,7 22,5 -35,5
Восточная Европа 621,1 18,7 +75,1
Страны Балтии 615,3 18,5 -63,0
Северная Европа 516,3 15,6 -30,6
Западная Европа 409,5 12,3 -40,8
Юго-Западная Азия 156,5 4,7 +2,2
Америка 148,6 4,5 -55,1
Южная Европа 46,0 1,4 -71,5
Юго-Восточная Азия 17,9 0,5 -45,8
Африка 13,7 0,4 -58,4
Австралия и Океания 10,5 0,3 -17,9
Южная Азия 7,0 0,2 -79,1
Без гражданства 3,0 0,09 -70,5
Всегов 3311,7 100 -38,5

Наибольшее количество прибытий наблюдалось из Восточной и Центральной Азии, Восточной Европы и стран Балтии. Особо выделим тот факт, что на фоне общего сокращения поездок в нашу страну поток из Восточноевропейского региона, наоборот, увеличился. В частности, в 2 раза возросло количество турпоездок (правда, преимущественно за счет польских туристов).

Отмечен прирост деловых и частных визитов из Болгарии, Венгрии, Чехии и Словакии.

Из Северной Европы, занимающей четвертое место по числу прибытий иностранных граждан в РФ и выделявшейся, особенно в прежние времена, массовыми "наездами" туристов в нашу "северную столицу", число посещений сократилось почти в 1,5 раза. Например, из Финляндии количество поездок организованных туристов в Россию уменьшилось в два с лишним раза, но по-прежнему популярны поездки с деловыми и частными целями, число которых по сравнению с другими видами поездок возросло на 12% и 42,6% соответственно. На долю таких стран Северной Европы, как Швеция, Норвегия и Дания, хотя и приходится 17,4 % всех посещений России гражданами этого региона, число прибытий по всем видам поездок в 2003 г. сократилось.

В прошлом году количество западноевропейских граждан, посетивших Россию, уменьшилось в 1,7 раза по сравнению с 1993 г. Поездки с туристскими частными целями сократились из всех государств региона. Что касается деловых визитов, то здесь были некоторые исключения. В частности, британские бизнесмены стали активнее посещать нашу страну, их число по сравнению с 1993 г. увеличилось на 24%. Деловые люди из Австрии также повысили свой интерес к России.

Среди государств Юго-Западной Азии выделяется Турция. Именно на нее приходится более половины всех визитов из этого региона. На фоне общего небольшого прироста посещений России представителями Юго-Западной Азии число посещений из Турции увеличилось в 1,7 раза.

Число визитов граждан обоих американских континентов в прошлом году сократилось по всем категориям поездок более чем в два раза, в частности из США уменьшилось в два с половиной раза.

Из Южно-европейского региона (большая часть представителей которого была из Италии) отмечался довольно высокий спад поездок по линии турфирм (в четыре с половиной раза).

Что же касается других регионов мира, то их общая доля во въездном потоке в Российскую Федерацию составила в 2003 г. всего 1,5% .

Таблица №6

 Въезд иностранных граждан в РФ в 2000 году по странам

СТРАНА ЧИСЛО ПОЕЗДОК(ТЫС.) ДОЛЯ (%) ИЗМЕНЕНИЯ К 1993 (%)
Польша 488,3 14,7 +98,3
Литва 430,0 12,9 -30,8
Финляндия 425,9 12,8 -29,7
Монголия 366,7 11,0 +28,4
Китай 328,3 9,9 -56,2
Германия 186,0 5,6 -46,2
Латвия 107,8 3,2 -78,7
США 103,7 3,1 -60,5
Великобритания 101,2 3,0 +5,3
Турция 101,1 3,0 +79,4
Эстония 77,4 2,3 -85,5
Болгария 60,5 1,8 +123,8
Швеция 49,5 1,5 -27,3
Австрия 41,8 1,2 +0,4
Франция 34,2 1,0 -68,1
Норвегия 26,4 0,8 -36,3
Япония 23,1 0,7 -62,4
Италия 20,9 0,63 -78,8
Прочие страны 338,1 10,87
Всего 3311,7 100,0 -38,5

Выездной же поток туристов из России, наоборот, за последние годы заметно вырос. Граждане нашей страны долгое время не имевшие совсем или имевшие крайне ограниченные возможности поехать за рубеж, в начале 1990-х годов пользовались любым удобным случаем для загранпутешествий, позже стали уже формироваться определенные потоки. Традиционным стал отдых в Средиземноморских странах. Одним из направлений стал "челночный" туризм. Некоторые коррективы внес кризис августа 1998 года, но спрос на турпоездки за рубеж после него стал вновь довольно быстро возрастать. Сейчас выездной потенциал России оценивается в 15 - 17 млн. человек. Правда, на фоне роста внешних туристов, число внутренних не увеличивается, а согласно разработкам ВТО для сбалансированного туристского рынка оптимальная пропорция:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.