Реферат: Организация перевозок и управление на транспорте
Реферат: Организация перевозок и управление на транспорте
Организация безопасности дорожного движения
1. Федеральный закон.
Принят гос.думой 15.11.95г. Настоящий Ф.З.определяет правовые положения, основы обеспечения безоп-ти дорожного движения на территории Р.Ф. Задачами настоящего Ф,З, являются : охрана жизни, здоровья, имущество граждан.
Защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и гос-ва путем предуп-я ДТП и снижения тяжести происшествий. Для целей настоящего Ферального закона применяются следующие основные термины:
Дорожное дв-е - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
БДД – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспорных происшествий и их последствий;
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе дв-я дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;
Обеспечение безопасности дорожного дв-я – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновение дорожно-транспорных происшествий, снижение их последствий;
Участник дор-го дв-я – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дор-го дв-я в качестве водителя транспорного средства, пешехода, пассажира транс-го сред-а;
Организация дор-го дв-я – комплекс организационно-правовых организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению дв-ем на дорогах;
дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для дв-я транс-х средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога вкл. в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;
транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
3. Нормативные документы по орган-ии и без-ти дорожног дв-я.
Дорожное дв-е – система взаимод-я транс-х и пешеходных потоков, упорядочение этого процесса осущ-ся нормативными и положит-ми , основными из кот. явл правила дор.дв-я. первые правила были подписаны 10июня 1920г. С 1 января 1961г. были введены первые еденные правила дв-я по улицам, по дорогам СССР. В Р.Ф. Действует гос-я система бдд, сущность кот. закл. В убеждениях или при необходимости, в принуждении используя силу гос-ой власти. Соблюдать законы дорожного дв-я всеми учреждениями, а также гражданами и должностными лицами. В 1968г в Вене на конференции ООН по дорожному дв-ю были приняты 2 междун-х соглашения:
-конвенция о дорожном движении
- конвенция о дорожных знаках и сигналах.
В конвенции о дорожном дв-ии содержится общие положения по орган-ии дорожного дв-я, требования к транс-м средствам допускаемых к междун-му движению, требования к образцам водительских удостоверений и порядок их выдачи. Требования к водителям и порядок присоединения гос-в к конвенции, кроме того, приводятся определения термина конвенция о дорожных знаках - определяет соответствующие термины и обозначения, устанавливает общие требования к дорожным знакам, сигналам, указателям и разметкам дорог. В 1973г были введены правила дор-го дв-я разработанные с учетом требований этих конвенций. Междун-е нормативные документы по орган-ии и без-ти дв-я разрабатываются следующими организ-ми: 1 комитетом по внутреннему тран-ту, 2 европейской экон-ой комиссии организаций обьедененных наций,3 международной орган-ей стандартизации iso. В Р.Ф. нормативными док-ми явл. ГОСТ (госуд-ый стандарт), ОСТ (отраслевой стандарт), ОТ (отраслевые нормативы), РТМ (руководящие технические материалы) ГОСТ, касающиеся элементов консруктивной без-ти а/м разработаны в соответствии с правилами ЕЭК ООН (единая экон-я комиссия) и их действие распространяется на все организации изготовители нормируемой продукции. Действие отраслевых стандартов и отраслевых нормативов распространяется только на отрасль ??/
РТМ на одну или группу заводов или какую либо категорию транс-х средств. Нормативными документами в области проектирования и строительства а/м дорог явл. строительные нормы и правила (СНИП). В странах регламентированы расчетные скорости нагрузки на ось а/м, геометрические параметры дорог, пересечения и примыкания улиц, коэф-т сцепления, обустройство дорог, тротуаров, пешеходных переход и озеленения.
4. Лицензирование деятельности, связанной с обеспечением без-ти дор-го дв-я.
1. В целях обеспечения без-ти дорожного дв-я лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
- транспортно-экспедиционное обслуживание юр. и физ. лиц
- ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств, осуществляемые на коммерческой основе
- проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений на них
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации водителей транс-х средств, руководителей и специалистов предприятий транспорта непосредственно связанных с обеспечением безоп-ти дорожного дв-я, в порядке, предусмотренном для лицензирования образовательной деятельности в соответствии с законодательством Р.Ф.
-изготовление, установка и эксплуатация технических средств и систем регулирования дор-го дв-я
- проведение инструментальной проверки технического состояния транс-х средств
- изготовление бланков водительских удостоверений, гос-х регистрационных знаков на транспортные средства, справок-отчетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транс-х средств и их водителей к участию в дорожном дв-ии
- торговля транспортными средствами и номерными агрегатами.
5. Система, водитель – автомобиль – дорога - среда.
Среда. Освещенность; осадки; туман; пыль; шум; вибрация; |
Водитель. Психофизиологические и личностные хар-ки; профессиональные кач-ва; уровень априорной информации; состояние (утомление, болезнь, опьянение, наркотическое состояние); Рецепторы Зрение, слух, и т.д. Переработка информации (интерпретация, синтез, анализ) Действия |
Дорога Ширина проезжей части и обочин; число полос дв-я; уклоны; кривые в плане и профиле; тип и состояния покрытия и обочин; пересечения; подвижные объекты; не подвижные объекты; пешеходы; средства управления и орган-ии дор-го дв-я. |
Автомобиль. Габариты (длина, ширина, высота); форма; цвет; внешние сигналы; внутренние сигналы; |
6. Безопасность транспорных средств. Виды безопасности.
Виды безопасности, различают активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность транспортного средства. Безопасность транспортного средства вкл. в себя комплекс конструктивных и эксплутационных св-в снижающих вероятность возникновения ДТП, тяжесть их последствий, отрицательное влияние на окр, среду.
Активная безопасность - св-во транспортного средства снижающее вероятность ДТП.
Анализ св-в активной без-ти позволяет с определенной степенью условности обьеденить их в следующие основные группы:
- св-во в знач-ой степени зависящее от действий водителя по управ-ию транс-м средством (тяговоскоросные, тормозные, устойчивость, управляемость, информативность)
- св-во независящее или зависящее в не значительной степени от действий водителя по упр-ию транс-м сред-вом (надежность элементов конструкции, весовые и габаритные параметры тран-го сред-ва)
- св-ва определ-е возмож-ть эффек-ной деятельности водителя по управ-ю транс-м сред-вом (рабочее место водителя)
Пассивная безоп-ть- св-во транс-го средства снижающее тяжесть последствий ДТП.
Различают внутреннюю и внешнюю пассивную безоп-ть.
Внутренняя - определяет конструктивные возможности транс-го средства по сохранению жизни и повышению травмы, безоп-ти водителей и пассажиров находящихся в транс-м средстве в момент ДТП.
Внешняя – по снижению тяжести последствий ДТП для других участников движения.
Послеаварийная – св-во трас-го средс-ва снижающее тяжесть последствий ДТП т.е. тех последствий которые могут возникнуть после самого ДТП (возгорание, наезд других участников)
Экологическая – св-во транс-го средства снижающая степень его отрицательного влияния на окр. среду по определению это транспортное средство в отличае от первых 3 связано в той или иной степени с ДТП. Определено самим существованием и работой тран-го сред-а и появляется на протяжении всего срока службы транс-го сред-а. Все виды безоп-ти транс-го сред-а взаимосвязаны и взаимовлияют на конечный результат перевозочной деятельности. Правило безоп-ти изложено в требованиях ЕЭК ООН (единая экономическая компания ООН).
8. Организация дор-го дв-я. Основные задачи.
Основными принципами в организации дорожного движения явл. разработка мероприятий обеспечивающих эффек-ть и безоп-ть транс-х и пешеходных потоков.
О существовании этого прнципа основывается на:
- исследовании хар-к дорожного движения, анализы статистики ДТП;
- выявление очагов повышенной аварийности;
- выявление мест снижения эффективности дв-я;
-разработки мероприятий по снижению уровня аварийности и повышение эффек-ти дв-я на выявленных местах;
- совершенствовании сущ-х орган-ий дв-я внедрения новаых техн-х средств регулирования;
- прогнозирование, изменение параметров дв-я;
- разработки элементов и систем автоматизированного управ-я дорожным дв-ем.
В качестве основных конкретных мероприятий могут быть названы следующие:
- строительство многоуровневых пересечений
- введение принудительного регул-я напересечении
- запрещение лево и право паворотних маневров, разворотов, обгонов
- введение принудительного разделения транспортных потоков по направлению или траектории дв-я (канализир-е дв-е)
- запрещение остановок тр-х средств
- размещение и оборудование необходимого числа стоянок и остановочных пунктов
- организация и обустройство дорог своевременными и необходимыми средствами информации
- распределение потоков в пространстве (дополнительные полосы, парралельные дороги)
и во времени (смещения начала и окончание работы пред-я)
- размещение в пространстве объектов передвижения, а также грузо и пассажирообразующих объектов
- рациональное распределение видов перевоза в течение суток
- выделение полос для пассажирского транспорта
- организация одностороннего дв-я
-
запрещение дв-я отдельным видам тран-х средств, в районе, по магистрали, улицам
- обеспечение высокого коэф-та на дороге
- ограничение скоростей дв-я
-выравнивание скоростного режима дв-я при помощи ограничении верхнего и нижнего предела
- оперативное управление скоростью дв-я потока управляемыми знаками в зависимости от условий видимости и состояния покрытия
- создание бестранспортных зон. На практике используют ряд частных критериев оценки мероприятия по организации дорожного дв-я, задержки состояния потока, скоростной режим. При внедрении новых мероприятий по организации дв-я эффек-м можно считать мероприятия изменившие оценочные критерии в нужную сторону.
9. Организация работы служб АТП по без-ти дорожного дв-я.
Без-ть дв-я обеспечивается:
- высокой квалификацией водительского состава
- качественным уровнем тех-го состояния и укомплектованности транс-х средств
- необходимым состоянием улично-дорожной сети и организацией дв-я
- руководством и контролем за перевозками и использования п.с.
Обеспечение этих условий требует от службы без-ти дв-я АТП:
- разработки проектов, планов, профилактической работы
- систематического контроля за выполнением нормативных документов
- проверки выполнения всеми службами АТП необх-ых мероп-ий по обесп-ию без-ти дв-я
- введение учета ДТП
- проведение анализа материала ДТП и нарушений, допущенных водителем
- участие в проведении служебных расследований в ДТП
- организации кабинета б.д.
-осуществление контроля за стажированием водителей.
В свою очередь служба эксплуо-ии осущ-т решение следующих задач для предуп-я ДТП:
- обеспечение нормальной продолжительности рабочего дня водителя
- разработки графиков дв-я соответствующих условиям дв-я на маршрутах и осуществлением контроля за их соблюдением
- обследование дорожных условий на маршрутах атп, выявление неблагоприятных участках на маршрутах
- организация работы мед. работников предрейсовым обследованием водителей
- организация стажировки водителей
- обеспечение, соблюдение требований правил дор-го дв-я при перевозке крупногабаритных, опасных грузов
- составление паспортов и схем маршрутов и ознакомление водителей со спецификой маршрутов
- систематическое проведение, нормирование скоростных режимов
- не реже 2 раза в год проведение проверок состояния дорог и искусственных сооружений на автобусных маршрутах
- осуществление связи между п.с и диспетчерскими пунктами.
Служба эксплуатации атп проводит обязательную стажировку вновь принимаемых на работу водителей на тех маршрутах, где им предстоит работать. При направлении на другие маршруты служба эксплуатации обязана ознакомить их с особенностями новых маршрутов.
10. Организация предрейсового осмотра на АТП
Без-ть работы на линии зависит, прежде всего, от технич-го состояния а/м. Перед выездом на линию ответственный за выпуск автотранс-та совместно с водителем обязан проверить состояние наиболее важных деталей, узлов и механизмов а/м таких как:
- рулевое управление
- тормозная система
- ходовая часть
- трансмиссия
- внешние световые приборы.
Кроме того проверяются укомплектованность а/м необходимыми приспос-ми, обор-ем и инвентарем и их исправность. А/м должны быть укомплектованы набором исправных инструментов, мед. аптечкой, знаком аварийной остановки, огнетушителем. Грузовые а/м с полной массой более 3,5 т. и автобусы с выше 5 т должны быть обеспечены противооткатными упорами. При направлении в дальни рейсы автобусы и грузовые авто дополнительно снабжают лопатой, буксирными приспособлениями, метал-ми козелками, предохранительной вилкой для замочного кольца, а зимнее время цепями противоскольжения. А/м – цистерна для перевозки горючих жидкостей должна иметь не менее: 2-х огнетушителей, лопату, заземляющее устройство, технически исправные сливные краны и шланги (не допускается подтекание жидкости).
11. Организация кабинета по безопасности дор-го дв-я на АТП
Методическим центром профилактической работы по предупреждению ДТП на атп явл. кабинет без-ти дв-я. Основные направления, по которым в каждом кабинете должны быть в наличии материалы и соответствующая экспозиция:
- правила дорожного дв-я
- данные учета и анализа ДТП и нарушений правил дорожного дв-я водителями
- передовой опыт безаварийной работы
- техника и тактика управления а/ми в условиях перевозок, характерных для атп
- основы психофизиологии труда водителя
- особенности эксплуатируемых тран-х средств и грузов, перевозимых атп
- харак-ка дорожных условий на основных маршрутах.
В крупных атп, где насчитывается 600-700 водителей и более, кроме кабинета без-ти дв-я, может быть создан спецпункт по медицинскому и психофизиологическому обследованию водителей, а также класс повышения квалификации водителей. В этом классе сосредотачивают экзаменационные аппараты для программированной проверки знаний правил дорожного дв-я, уст-ют тренажеры и экспонируют весь раздел техники и тактики вождения а/м. В пассажирских атп (автобусных парках) необходимо в работе кабинета без-ти дв-я обеспечить заблаговременной информацией водителей об условиях дв-я на всех маршрутах, особенно для водителей, вновь закрепляемых за маршрутом, а также при изменении условий дв-я на маршруте. Информацию о маршрутах обычно оформляют в виде схем, на которые наносят остановочные пункты, регулируемые пересечения, места повышенной концентрации пешеходного дв-я, опасные по дорожным условиям участки пути, ж/д и трамвайные переезды и т.д. Эти схемы используют в сочетании с паспортными данными маршрута, данными о схемах ДТП, а также скоростными расчетными режимами дв-я. Часть разработанной и имеющейся в кабинете информации по без-ти дор-го дв-я должна экспонироваться в подразделениях, наиболее посещаемых водителями, в частности, в диспетчерских, метах стоянки а/м по колоннам и т.д. Здесь прежде всего необходима оперативная информация об условиях дв-я, одтп и грубых нарушениях правил дор-го дв-я. Важное место в оперативной информации имеет гидрометеорологическая информация. К основным ее видам относят:- регулярную информацию о погоде и гидрологическом режиме водных объектов, пересекаемых а/м дорогами
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17