скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Менеджмент

           Ситуационный подход стремится связать конкретные приемы и концепции с реальной ситуацией для того, чтобы наиболее эффективно достичь целей организации. Он концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций, пытается определить значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

            Методологию ситуационного подхода можно рассмотреть как четырехшаговый процесс:

1.         Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, количественных методов принятия решения.

2.         Каждая из управленческих концепций и методик в конкретной ситуации имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики. Руководитель обязан уметь предвидеть вероятные последствия (положительные и отрицательные) от применения данной методики или концепции.

3.         Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Для этого нужно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

4.         Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы с конкретной ситуацией, обеспечивая достижение целей организации самым эффективным в условиях существующей обстановки путем.

              Успех ситуационного подхода в значительной мере зависит от правильности выполнения 3-го шага. Иначе невозможно полностью оценить сравнительные характеристики или приспособленность метода к ситуации. Менеджеры в состоянии рассмотреть только те факторы, которые наиболее значимы для организации, которые скорее влияют на ее успех.

3. Достоинства и недостатки этих подходов.

Практика управления имеет древнюю историю, но научной дисциплиной управление стало лишь в ХХ веке. Школа научного управления (видные представители – Ф.У.Тейлор, Френк и Лилия Гилбрст, Г. Гант) сконцентрировала свое внимание на проблеме изменения организации работ для повышения производительности труда на конкретном рабочем месте. Классическая или административная школа управления – 1920 – 1950 гг. – пыталась определить более широкие и универсальные принципы управления организацией (видные представители – Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Д. Муни). Точка зрения бихевиаристской школы (или школы человеческих отношений, видными представителями которой в 1930 – 50 гг. были Мери Паркер Фолетт и Элтон Мэйо, позднее – Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг, а исследования Абрахама Маслоу и других психологов помогли им понять причины основных проблем) заключается в том, что понимание человеческих потребностей и социальное взаимодействие имеет ключевое значение для достижения успеха организацией.

           Эти школы внесли ощутимый вклад в развитие менеджмента, но, отстаивая «единственный лучший способ», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду. Ни одна из них не гарантировала полного успеха.

             Школа науки управления (1950 г. и по н.в.), использующая количественные методы, никогда не претендовала на свою исключительность и ставила цель оказать помощь в принятии решения. В настоящее время ощущается возрастание ее влияния на управленческую мысль

           Процессный подход в управлении, возникший в рамках классической школы, применим для всех организаций. Основными функциями в процессном подходе считаются функции планирования, организации, мотивации и контроля. Основной недостаток – полная зависимость организации от личности руководителя и полноты информационного поля, сосредоточение внимания только на каком-либо одном важном элементе, неумение видеть целое за частным.

             Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителю понять взаимосвязь между отдельными частями организации, между организацией и средой. Эта теория помогла также интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления. Основной недостаток – теория систем не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления, не говорит о влиянии окружающей среды на результаты деятельности организации.

            Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, влияющие на организацию. Он утверждает, что методики и концепции управления должны быть адекватны конкретной ситуации. Основной недостаток данного подхода –  в расчет могут быть взяты только те факторы, которые наиболее значимы для организации и ее руководителя. Но, как известно, идеальных людей, так же, как и идеальных отношений, не существует. Поэтому возможны проблемы морального плана.

                                     Аналитическая часть.

             По моему мнению, менеджмент – это синтез науки (теории, концепции, принципы) и искусства (опыт и навыки). Зачем отрицать достижения науки и «изобретать велосипед», используя уже устаревший метод проб и ошибок. Молодому руководителю всегда необходимо начинать с анализа, отбора и применения на практике знаний, а умение и опыт – при желании – дело наживное. Метод проб и ошибок допустим только при инновациях, но при этом всегда должен быть оправдан с точки зрения целеполагания. Конечно, есть гении, которые чисто интуитивно выходят на действенные результаты, но в основном искусство управления – умение выбирать единственно правильное решение и прогнозировать результаты деятельности – приходит с годами, на основе применения достижений науки и практического опыта. Американский менеджмент создал двенадцать заповедей хорошего руководителя, которые можно найти в любом практическом руководстве по менеджменту. Природные данные, личный опыт, большая или меньшая приверженность той или иной менеджерской заповеди, оптимальный стиль своей деятельности – это те элементы мозаики, из которой строится неповторимый облик незаурядного управленца.

            Моему руководителю в своей работе приходится выполнять множество функций. Ему необходимо спланировать, организовать, скоординировать, проконтролировать и дать оценку определенному виду работы. Все это можно выполнить более качественно, если применить функции мотивации, коммуникации и подбора персонала. На каждом этапе работы необходимо принять решение, представить проект и провести переговоры, при необходимости заключить сделку. Для того чтобы выполнить все эти функции качественно и в срок, моему руководителю необходимо иметь «семь голов» и работать 25 часов в сутки. Поправить такое положение можно при условии делегирования части своих прав и ответственности наиболее подготовленным сотрудникам.

Например, при составлении бюджета руководитель прогнозирует уровень объема доходов и расходов, анализирует и проверяет предложения по бюджету, распределяет ресурсы внутри организации.

Отделы занимаются подготовкой оперативных смет и корректируют их после анализа и проверки руководством, готовят итоговые бюджеты с постатейным учетом ресурсов и использованием фондов. Окончательно эти подробные расчеты сопоставляются с производительностью конкретного работника или отдела, чтобы определить возможности руководства выполнить контрольные показатели.

Практически все функции менеджмента в той или иной степени применяются для решения поставленной задачи.

             Системный подход к управлению в моей организации, надеюсь, строится на научной основе и может быть понятен из нижеприведенной схемы:

Внешняя среда

 


Влияние целей организации на внешнюю среду

 
Информация о возможностях и опасностях для организации (конкуренты, потребители, законы, политика, технология, социокультурные изменения).

Руководители

Общаются и принимают решения

чтобы

выпол-нять

Функции планирования, организации, мотивации и контроля

для

того,   чтобы

Координировать усилия людей и использование ресурсов Чтобы достичь Целей организации

Влияние целей организации на организацию

 

Информация о силе и слабости организации

Здесь приведен процесс управления с точки зрения открытой системы, которой и является организация. Структура организации, состоящая из отделов (подсистем), поведение руководителя и типы поведения в группах позволяют прогнозировать функционирование всей организации.

          Ситуационный подход заключается в стремлении связать конкретные приемы и концепции с реальной ситуацией для более эффективного достижения целей организации. Для этого необходимо определить наиболее важный в данной ситуации фактор и спрогнозировать вероятный эффект от изменения переменных. Некоторые ситуационные переменные могут быть вычленены, но все выделить невозможно. Буквально каждая грань человеческого характера, каждое предыдущее управленческое решение и все, что происходило во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решение и ход его выполнения. Например, при составлении бюджета выяснилось, что расходная часть значительно превышает доходную. Следовательно, возникает дефицит бюджета и, соответственно, ставится вполне определенный вопрос: « За счет каких источников будет закрыт дефицит?» Вариантов ответа может быть несколько, но только при согласованности управленческих решений многих руководителей, правильном прогнозировании дальнейших действий с учетом разноплановых факторов можно быть уверенным в том, что принято единственно правильное решение. Руководитель обязан предвидеть последствия своих поступков.

            Успехи и неудачи моего коллектива, в первую очередь, зависят от личности руководителя. Если он, имея определенные знания и стремление к совершенствованию, большое значение придает стратегическому планированию работы организации, четкому и действенному контролю, постоянно анализирует состояние внешней и внутренней среды, сильные и слабые стороны организации, владеет алгоритмом управления – то его организация должна быть успешной. Но «один в поле не воин» - гласит русская пословица. Главное – люди! Менеджмент – это синтез технологии, денежного расчета и психологии трудовых отношений, а потому в деятельности хорошего управленца всегда присутствуют два начала – организационно-техническое и социально-поведенческое. Выдающийся менеджер современной Америки Ли Якокка говорит вполне определенно: «Все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать». Питер Дракер, оценивая причины успеха японских предпринимателей, сделал такой вывод: «Я научил их тому, что люди – это ресурсы, а не издержки производства, и что, следовательно, управляя ими, надо нести ответственность за них в той же мере, что и за цели компании, за производство… Современное предприятие или учреждение – это прежде всего человеческая, социальная организация. И менеджмент как наука и как практика имеет дело с человеческими и социальными ценностями». Поэтому от руководителя члены коллектива вправе требовать создания необходимых условий и благоприятной атмосферы для труда, но и от коллектива руководитель вправе требовать подчинения личных целей целям организации, вправе осуществлять подбор команды, ибо «никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей».

Неудачи возможны по субъективным и объективным причинам, а их исправление зависит от слаженности работы команды.

Выводы на будущее.

            В рыночной экономике ценность образования растет, и место в жизни обеспечивается не столько связями, сколько состязанием умов, трудолюбием и инициативой. Студенческая скамья – отличное время для подготовки к будущей деловой и предпринимательской работе. Бесполезных знаний нет и это уже важно само по себе. А процесс получения этих знаний – прекрасное условие для развития интеллекта и мира чувств.

             Известен закон управления, который гласит: ни одна организация не может работать лучше, чем ее лидер. Коллектив и менеджер – сообщающиеся сосуды, и индивидуальная работа второго автоматически отражается на работе первого. Одному из зарубежных специалистов по вопросам менеджмента принадлежит никем пока еще не оспоренный вывод: после того, когда вы научитесь организовывать свой труд, все остальное, чему вам предстоит научиться в области управления, будет казаться детской забавой. Эти слова – менеджерский вариант сентенции «Самая большая победа человека – это его победа над самим собой». Культура работы лидера за письменным столом наедине с собой неизбежно определяет культуру труда в коллективе.

1.   Высокая техника личной работы, повышая уровень лидерства, способствует производительности труда всего коллектива.

2.   В трудовой деятельности мы самоутверждаемся, реализуем себя, живем и хотим получать удовольствие от работы. Оно определяется не только конечными, пусть и очень впечатляющими, результатами усилий коллектива, но прежде всего своими собственными усилиями. Споря, красивая, вызывающая у окружающих добрую зависть работа приносит наслаждение, она никогда не кажется трудной, изматывающей. Важно научиться работать так, чтобы работа была легка. И чтобы она была постоянной жизненной школой. Рационализация освобождает жизнь от пустяков.

3.   Умело организованная личная работа несет в себе мощный оздоровительный заряд. Канадский врач Г. Селье, открывший явление стресса и посвятивший многие годы вопросу, как победить разрушительный стресс, в ряду нескольких эффективных приемов помощи себе поставил удовлетворение от работы. Известно, что устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают.

Таким образом, чтобы стать успешным работником, необходимо -  в первую очередь – овладеть техникой личной работы. Человек может многое. Лев Толстой, например, пахал, сеял, воевал, путешествовал, учил детей, много общался с другими людьми и оставил после себя 90 томов художественных произведений, философских и публицистических работ, дневников и писем. Список примеров столь плодотворной творческой жизни можно продолжить. Причины успеха коренятся не только в природной одаренности сынов человечества. Если судить по личным дневникам, математик и философ Р. Декарт, физик И. Ньютон, естествоиспытатель Ч. Дарвин не были высокого мнения о своих дарованиях. Говорят, что разгадка гения – в методе работы. Сколько родилось и ушло в небытие гениальных людей, о которых мы даже не знаем, потому что их природный дар не был поддержан личным усердием, умением много и целеустремленно работать.

          Слагаемые техники личной работы доступны и могут стать собственностью каждого, кто пожелает жить содержательней и работать эффективнее:

1.   Главное – время, забота об его экономии. Власть над временем дается только в непрерывной борьбе с «расточителями времени». Умение ладить с людьми – это менеджмент, умение ладить со временем – самоменеджмент. Причем качество последнего определяет эффективность первого. Самоменеджментом называют последовательное и целесообразное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

2.   Организация труда. Если наведем на своем рабочем месте порядок и будем его постоянно поддерживать, то подарим себе секунды, минуты, часы, дни – и при этом сделаем труд более приятным.

3.   Точная формулировка цели. Римскому философу Л. Сенеке принадлежит афоризм: «Если корабль не знает, в какой порт он плывет, ни один ветер не будет ему попутным». Постановка значимых целей – постоянный процесс, а не единовременный и единичный факт творческой биографии. Процесс постановки цели состоит из трех этапов: нахождение цели (чего я хочу?); ситуационный анализ (что я могу?); формулировка цели (к чему я конкретно приступаю?).   

4.   Сосредоточенность на главном и умение планировать. Главное – это то, что способствует достижению поставленной вами цели. План – это перечень дел, выполнение которых ведет к достижению цели, и твердые сроки выполнения этих дел. Один час, потраченный на планирование, экономит 3 – 4 часа при выполнении. Ежедневный план помогает избежать беспорядка, суеты. План дисциплинирует, удерживает от разных соблазнов и помогает совмещать дела. Предпочтение следует отдавать важному делу перед срочным.

5.   Решительность. «Сомнение – начало катастрофы» - говорят опытные альпинисты. К такому же выводу приходят и опытные менеджеры: быстрые решения дают преимущество – вы выигрываете время и получаете больше шансов вовремя исправить возможную ошибку в решении. Входите в работу сразу, даже после большого перерыва в работе.

6.   Умение говорить «Нет». Из всех известных методов экономии времени самый действенный – часто употребление слова «нет». Научитесь отказывать тактично и твердо в любых просьбах и требованиях, которые не соответствуют вашим целям и задачам. Мы боимся обидеть отказом коллегу, боимся возможной немилости руководителя, вешающего на нас очередные дела, хотя наших сил и возможностей в данный момент с трудом хватает на добросовестное выполнение предыдущих поручений или своих служебных обязанностей, не умеем отказаться от соблазнительного предложения приятеля. А в итоге?.. Что-то не успеваем сделать, что-то делаем плохо, разочарованы сами, терпим насмешки коллег, «падаем» в глазах руководства, короче, терпим фиаско как люди дела. Поэтому, честно объяснив, почему не можете принять предложение, тактично и твердо отказавшись выполнить  заведомо невыполнимое, поступите правильно. Нас уважают в той же степени, в какой мы уважаем себя и свое дело.

7.   приобретите умение «не утопать» в телефонных разговорах; привычку к записной книжке; организуйте информационную сеть; используйте время полностью; во время отдыха – отдыхайте; игнорируйте досадные мелочи, но забывайте о мелочах; придумывайте себе стимулы; меняйте занятия; ищите лучшие способы, будьте рационализатором и творцом своей деятельности. Предельная деловитость придает ту яркую выразительность, ту убеждающую прозрачность, которые родятся из страсти к делу и из глубокого понимания дела. Воистину прав французский художник Э. Делакруа: «Надо неустанно изучать технику своего искусства, чтобы не думать о ней в минуты творчества». Реальный опыт людей, овладевших своим временем, показывает, что рационализм рождает энтузиазм, в методичности возникает каждодневное удивление перед чудом жизни. Планируя свою жизнь, свою работу мы стремимся обеспечить целесообразное, полезное использование своих духовных сил.

В связи с вышеперечисленными способами работы над собой вполне логичен вопрос: «Нужно ли и можно ли быть организованным, когда вокруг тебя люди, весьма беззаботно относящиеся и ко времени, и к самой работе?» Ответ однозначен и категоричен: ДА. От высокого уровня работы одного выигрывают все. Общество держится только на самостоятельности каждого. С деловыми, организованными, обязательными людьми все предпочитают иметь дело. Это общественная сторона вопроса, но немаловажна и внутренняя. Древнеримский философ-стоик Эпиктет считал, что человек должен жить так, чтобы его счастье чрезвычайно мало, насколько только возможно, зависело от внешнего мира. Умелая самоорганизация делает человека в большей степени зависимым только от себя. Так начнем строить себя, не обращая внимания на других. И не стоит искать виновных в своей судьбе. Человек сам творец своего счастья – будь то руководитель или подчиненный.

                         Литература.

1.   М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури.  Основы менеджмента. Пер. с англ. М. Дело. 1992.

2.   А. Т. Хроленко. Самоменеджмент М. Экономика. 1996.

3.   А.Я. Пономарев. Введение в административный и экономический менеджмент. Санкт-Петербург. 1995.

4.   Е.П. Копылов. Менеджмент (методические указания для студентов заочной формы обучения. Ярославль. 1999.


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.