скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Лечебная физкультура (Теория физического воспитания)

Реферат: Лечебная физкультура (Теория физического воспитания)

1. ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ

Теория физического воспитания, как и всякая обоб-

щающая научная дисциплина, требует при знакомстве с ее содер-

жанием четкого определения наиболее общих исходных понятий, от-

носящихся к изучаемому объекту, и уточнения их связей с основны-

ми смежными понятиями. Речь идет в первую очередь о понятиях

<физическое воспитание> и <система физического воспитания>, а

также о тяких непосредственно связанных с ними понятиях, как

<физическое развитие>, <физическое совершенство>, <физическая

культура> и <спорт>.

1.1. Физическое воспитание и система физического

воспитания

Понятие <физическое воспитание>, о чем говорит

уже сам термин, входит в общее понятие <воспитание> в широком

смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физи-

ческое воспитание представляет собой процесс решения определен-

ных воспитательно-образовательных задач, который характеризу-

ется всеми общими признаками педагогического процесса (направ-

ляющая роль пелагога-специалиста, организация деятельности в

соответствии с педагогическими принципами и т. д.) либо осущест-

вляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности

физического воспитания определяются прежде всего тем, что это

процесс, направленный на формирование двигательных навыков и

развитие так называемых физических качеств человека, совокуп-

ность которых в решающей мере определяет его физическую рабо-

тоспособность.

В физическом воспитании различают две специфические сторо-

ны, или <части>: обучение движениям (двигательным действиям) и

воспитание физических качеств (способностей).

Обучение движениям имеет своим основным содержанием физи-

ческое образование, т. е. системное освоение челоиеком в проиессе

специального обучения рациональных способов управления своими

движениячи, приобретение таким путем необходимого в жизнц

фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Образовательная сторона физического воспитания имеет первосте-

пенное значение для рационального использования человеком своих

двигательных возможностей в жизненной практике. Другая не ме-

нee существенная сторона физического воспитания -- целенаправ-

ленное воздействие на комплекс естественных свойств организма,

относящихся к физическим качествам человека: стимулирование и

peгулирование их развития посредством нормированных функцио-

нальных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (фи-

зическими упражнениями), а также путем оптимизации индивиду-

ального режима жизни и рационального использования природных

условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания назы-

вают воспитанием физических качеств (или физическим воспитани-

ем в узком смысле).

В определенном смысле можно сказать, что суть воспитания

физических качеств заключается в управлении их развитием.

Непосредственным объектом и одновременно фактором управления является

процесс двигательной деятельности. С помощью двигательной деятельности, орга-

низованной соответствующим образом (физических упражнений), и других

средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функцио-

нальное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызы-

вать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регу-

ляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функ-

циональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.). Со-

вокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изме-

нениям фуикциональных возможностей организма в целом. Воспитывая таким пу-

тем физические качества, достигают при известных условиях существенного изме-

нения степени и направленности их развития. Это выражается в прогрессировании

тex или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), повы-

шении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показа-

телях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств

телосложения (разумеется, в той мере, в какой это допускают генетически закреп-

ленные особеиности конституции человеческого организма). Развитию физическик

качеств в процессе их воспитания придается, таким образом, направленный харак-

тер, что и позволяет в этом смысле говорить об управлении их развитием.

Обучение движениям и воспитание физических качеств практи-

жски настолько тесно взаимосвязаны, что постоянно переходят

друг в друга. Но они никогда не сводятся друг к другу и по-разному

соотносятся на различных этапах воспитания. В целостной рацио-

нально организованной практике физического воспитания эти сторо-

ны всегда так или иначе сочетаются с другими компонентами вос-

питания в широком смысле слова. При этом физическое воспитание

приобретает значение одного из основных факторов всестороннего

развития личности, если обеспечено единство всех видов воспита-

ния (физического, нравственного, интеллектуального, эстетическо-

го), что, как будет видно из последующего, характерно для воспи-

тания в социалистическом обществе.

Наряду с термином <физическое воспитание> применяют термин

<физическал подготовка>. По существу они имеют аналогичный

смысл, но вторым термином пользуются преимущественно тогда, ко-

гда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического

воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, тре-

бующей физической подготовленности. Последняя (физическая под-

I отовленность) есть результат физической подготовки, воплощенный

в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных

навыках, необходимых в определенной деятельности либо способ-

ствующих ее освоению. Различают общую и специальную физиче-

скую подготовку. О б щ а я  ф и з и ч е с к а я п о д г о т о в к а пред-

ставляет собой неспециализированный (или относительно мало

специализированный) процесс физического воспитания, содержание

которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие пред-

посылки успеха в самых различных видах деятельности (либо в не-

которых из них). С п е ц и а л ь н а я  ф и з и ч е с к а я п о д г о т о в-

к а -- это разновидность физического воспитания, специализиро-

ванного применительно к особенностям какой-либо деятельности

(профессиональной, спортивной и др.), избранной в качестве объ-

екта углубленной специализации. Соответственно, результат общей

физической подготовки обозначают термином <о б щ а я ф и з и ч е -

с к а я п о д г о г о в л е н н о с т ь>, а результат специальной физиче-

ской подготовки -- <с п е ц и а л ь н а я ф и з и ч е с к а я п о д г о -

т о е л е н н о с т ь>. Вся эта группа терминов лодчеркивает, таким

образом, конкретно прикладную роль физического воспитания --

его практическое значение в подготовке человека к выполнению

определенных социально обусловленных функций.

Итак, физическое воспитание есть вид воспитания, специфика

которого заключается в обучении движенилм (двигательным дейст-

виям) и воспитании (управлении развитиел) физических качеств че-

ловека. В прикладном отношении физическое воспитание представ-

ляет собой процесс физической подготовки человека к социально

обусловленной деятельности (трудовой, военной и т. д.). В единстве

с другими нидами воспитания и при достаточных социальных усло-

виях физическое воспитание может приобретать значение одного из

основных факторов всестороннего развития личности.

Физическое воспитание -- общественное явление. Оно возникает

вместе с обществом и развивается по законам общественного раз-

вития. Идеи, направляющие социальную практику физического

воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкрет-

ными общественными отношениями, что находит свое выражение в

особенностях систем физического воспитания, создаваемых в усло-

виях различных общественных формаций.

Понятие <система физического воспитанияэ отражает в целом

исторически определенный тип социальной практики физического

воспитания, т. е. целесообразно упорядоченную совокупность ее ис-

ходных основ и форм организации, зависящих от условий конкрет-

ной общественной форлации. В совокупности с определяющими ее

положениями система физического воспитания характеризуется:

-- идеологическими основами, выраженными в ее социальных

целевых установках, принципах и других отправных идеях, которые

продиктованы потребностями всего общества либо интересами от-

дельных классов и обусловлены в конечном счете коренными соци-

альными отношениями, типичными для данной общественной фор-

мации;

-- теоретико-методическими основами, которые в развитом виде

представляют собой целостную концепцию, oRединяющую научно-

практические знания о закономерностях, правилах, средствах и ме-

тодах физического воспитания;

-- программно-нормативными основами, т. е. программным ма-

териалом, отобранным и систематизированным согласно целевым

установкам и принятой концепции, и нормативами, установленными

в качестве критериев физической подготовленности, которая должна

быть достигнута в результате физического воспитания;

-- тем, как все зти исходные основы закреплены организацион-

но и реализуются в деятельности организаций и учреждений непо-

средственно осуществляющих и контролирующих физическое воспи-

тание в обществе.

Отсюда не трудно заключить, что систему физического воспи-

тания характеризуют не столько отдельные явления практики фи-

зического воспитания, сколько ее общая упорядоченность, а следо-

вательно, и то, на каких исходных системообразующих основах

обеспечивается ее упорядоченность, организованность и целенаправ-

ленность в рамках конкретной общественной формации. В зависи-

мости от условий своего развития система физического воспитания

может быть относительно элементарной или высокоразвитой, иметь

ограниченную либо широкую сферу распространения, причем орга-

низационная мощь системы зависит прежде всего от степени учас-

тия государства и ведущих общественных сил в ее становлении и

функционировании. Официальная система физического воспитания

в обществе, разделенном на антагонистические классы, по существу

не может удовлетворять потребности всех членов общества; она

охватывает главным образом ту часть социальной практики физи-

ческого воспитания, которая находится под непосредственным кон-

тролем государственных и общественных организаций, создавае-

мых господстаующим классом. Социалистическое общество создает

систему физического воспитания принципиально нового типа, входя-

щую в состав коммунистической общенародной системы всесторон-

него воспитания.

1.2. Физическое воспитание и физическое развитие;

физическое совершенство

Из предыдущего (1.1) уже видно, что в системе пе-

дагогических явлений физическое воспитаыие имеет первостепенное

значение как специальный фактор целесообразного воздействия на

развитие физических качеств человека, его двигательных способ-

ностей и непосредственно связанных с ними естественных свойств

человеческого организма. Если физическое воспитание осуществля-

ется систематически на протяжении основных этапов онтогенеза

(индивидуального развития организма), оно играет роль одного

Я3 рещающих факторов всего процесса физического развития ин-

дивида.

В самом общем смысле физическим развитием человека называ-

g)T процесс изменения естествеиньсх морфо-функциональных свойств

его организма в течеиие индивидуальной жизни *. Внешними коди-

чественными показателями физического развития являются, напри-

мер, изменения пространственных размеров и массы тела, качествен-

но же физическое развитие характеризуется прежде всего существен-

ным изменением функциональных возможностей организма по

периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изме-

нении отдельных физических качеста и общего уровня физиче-

ской работоспособности.

Известно, что на протяжении жизни индивида последовательно сменяются

различные периоды развития: пренатальный (внутриутробный), ранний постна-

тальный (первые годы жизни), детский, подростковый, юношеский, периоды зре-

лости и старения Наиболее значительные прсгрессивные изменения форм и функ-

циональных возможностей организма происходят в первые периоды (в частности,

рост после рождения до периода возрастного созревания увеличивается р 3 -- 4 ра-

за, вес -- в 20 -- 30 раз, жизненная емкость легких -- в 5 -- 10 раз, ударный объем

сердца -- в 20 -- 30 раз и более, показатели силовых способностей -- в 50 раз и бо-

лее); затем наступают периоды относительной стабилизадии форм и функций,

сменяемые по мере старения периолами возрастной инволюции, когда определен-

ные морфо-функциональные свойства организма постепенно регрессируют*. Этот

жизненный цикл физического развития  воспроизводится от поколения к поколе-

нию, повторяясь в определенных чертах и вместе с тем приобретая новые черты в

зависимости от всей совокупности естественных и общественных условий сущест-

вования людей. Хотя биологическая эволюция современного человека, по-видимо-

му, в основном завершена, новые поколения существенно отличаются от преды-

дущих не только своими функциональными возможностями, но и морфологически.

Одно из наглядных свидетельств тому -- акселерация в физическом развитии под-

растающих поколений (например, рост современных подростков в ряде стран мира

превышает рост их 'сверстников в предыдущих поколениях на 10 -- 15 см, вес -- !~а

5 -- 10 кг).

Для понимания роли физического воспитания в физическом раз-

витии человека чрезвычайно существенно, что физическое разви-

тие -- не только естественный, но и социально обусловленный про-

цесс. Это естественный процесс, поскольку он развертывается на

природной основе, передаваемой по наследству, и подчиняется есте-

ственным законам. К ним относятся закон взаимодействия наслед-

ственных тенденций развития и тенденций, определяемых условия-

ми жизни; законы взаимообусловленности функциональных и струк-

турных изменений (их единство и ведущая роль функциональных

изменений по отношению к морфологическим); постепенность и воз-

растная сменяемость периодов развития (периоды поступательного

развития сменяются периодами относительной стабилизации форм

и функций, затем наступают периоды инволюционных изменений)

и др.

Однако действие этих естественных законов проявляется в зави-

симости от социальных условий жизни и деятельности человека (ус-

ловий раслределения и использования магериальных благ, воспита-

ния, труда, быта и т. д.), в силу чего его физическое развитие обус-

ловлено социально, причем в решающей мере.

В зависимости от всей совокупности факторов и условий, влия-

ющих на физическое развитие, оно может приобретать различный

характер -- быть всесторонним и гармоничным либо ограниченным

и дисгармоничным. Зная и умело используя объективные закономер-

ности физического развития человека, можно, в принципе, так воз-

действовать на него, чтобы придать ему направление, оптимальное

для индивида и общества, обеспечить гармоническое совершенст-

вование форм и функций организма, повысить работоспособность,

необходимую для созидательного труда и других общественно по-

лезных форм деятельности, и даже <отодвинуть> сроки естествен-

ного старения, увеличив тем самым творческое долголетие человека.

Эти возможности целесообразного управления физическим развити-

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.