скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Конституция Швейцарии

Согласно ст. 18 Конституции, каждый швейцарец является  военнообязанным (нем. wehrpflichtig), однако закон предусмат­ривает гражданскую заменяющую службу. Утрата военнослужа­щими жизни или причинение стойкого вреда их здоровью вслед­ствие федеральной военной службы дают им или их семьям в случае нужды основание претендовать на поддержку Конфеде­рации. Первое снаряжение, обмундирование и вооружение воен­нослужащие получают бесплатно, и оружие остается у них на руках в соответствии с условиями, установленными федераль­ным законодательством. Лица, освобождаемые от военной служ­бы, платят особый налог. Эти нормы отражают милиционный характер швейцарской армии, о чем несколько подробнее гово­рится в следующем параграфе. На основании ст. 22-бис, вклю­ченной в Конституцию в 1959 г., Конфедерация уполномочена вводить федеральным законом обязательную службу граждан­ской обороны для мужчин; женщины могут участвовать в несе­нии этой службы добровольно.

3. Конституционные основы общественного строя

1). Конституционное регулирование экономических отношений.

Соответствующие конституционные нормы содержатся в разделе первом Федеральной конституции, хотя, как и в предыдущих случаях, не приведены в систему. То же можно сказать об отношениях, рассматриваемых в последующих пунктах. Выше уже приведены конституционные положения, относящиеся к собственности. Согласно ст. 31 Конституции, на всей территории Конфедерации гарантируется свобода торговли и промысла, поскольку не ограничена Федеральной конституцией и основанным на ней законодательством.   Однако  исторические   монопольные   права кантонов сохранены. В соответствии со ст. З1-бис Конфедерация в рамках своих конституционных полномочий принимает меры,  направленные  на  повышение  благосостояния  народа и экономическое обеспечение граждан. Соблюдая общие интересы всего швейцарского  хозяйства,  она  может  регулировать осуществление торговли и промысла и принимать меры для содействия отдельным отраслям хозяйства или профессиям в рамках принципа   свободы   торговли   и   промысла.   Однако   в   случаях. когда это оправдано общим интересом, Конфедерация при   не обходимости может отступить от указанного принципа и издать предписания:

для сохранения важных отраслей хозяйства или профессий существованию которых угрожает опасность, а также для содействия повышению производительности профессионального труда лиц, имеющих самостоятельный доход в этих отраслях или профессиях;

для сохранения здорового крестьянского сословия и высоко­производительного сельского хозяйства, а также для укрепления крестьянского землевладения;

для защиты частей страны, экономика которых находится под угрозой;

против   экономически   или   социально   вредных   воздействий картелей и подобных организаций;

о предупредительных мерах по защите экономики страны и по обеспечению снабжения страны жизненно важными товарами и услугами в случае их серьезной нехватки, с которой сама экономика справиться не может.

Что касается первых двух задач, то Конфедерация действует указанным образом,  если сами отрасли и профессии приняли меры  самопомощи,   и  она   содействует   созданию  в  экономике организаций взаимопомощи.

Примечательно записанное в ст. 31-тер право кантонов регулировать законом гостинично-ресторанное дело в случае чрезмерной конкуренции, включая установление персональной пригодности к его ведению и ограничение числа предприятий в зависимости от потребности. Право регулировать банковское дело передано в ст. 31-кватер Конфедерации, которая должна при этом заслушивать мнение кантонов. В области кредитно-денежной, публичных финансов и внешне-экономических отношений Конфедерация может в необходимыx случаях отступать от принципа свободы торговли и промысла. Она может обязать предприятия создавать резервы рабочих мест, используя налоговые льготы. При составлении своих бюджетов Конфедерация, кантоны и общины должны учитывать состояние экономической конъюнктуры, устанавливая соответ­ственно надбавки или скидки для отчислений, предусмотренных федеральным правом. Накопленные таким образом средства должны храниться, пока этого требует конъюнктура. Затем пря­мые отчисления возвращаются в индивидуальном порядке, а косвенные используются для предоставления скидок или созда­ния рабочих мест. При этом учитывается неодинаковое экономи­ческое развитие отдельных территорий страны. Конфедерация проводит исследования, необходимые для экономической поли­тики (ч. 2 — 5 ст. 31-квинквиес).

Весьма интересно положение ст. 31-септиес, которое наделяет Конфедерацию правом в целях воспрепятствования злоупотреб­лениям в ценообразовании осуществлять наблюдение за ценами и давать рекомендации в отношении цен на товары и услуги мощным предприятиям и организациям публичного и частного права, а в необходимых случаях понижать эти цены. Трудно, правда, сказать,  в какой  мере  эти  положения  применимы  на практике и каковы последствия их применения. Впрочем, ст. 32 установила, что ряд вышеизложенных поло­жений может вводиться только федеральными актами, одобрен­ными на референдуме. При их принятии заслушиваются канто­ны, на которые главным образом и возлагается их исполнение. Заслушиваются также экономические организации, и они могут привлекаться к участию в исполнении данных актов. В ст. 28 — 30 Конституции регулируется таможенное дело, которое отнесено к ведению Конфедерации. Примечательно, что в Конституции установлены принципы, которыми федеральная власть должна руководствоваться при повышении таможенных пошлин  и  которые  представляют  определенный  интерес.  Так, повышение   импортных   пошлин  на   товары,   необходимые   для отечественных промышленности и сельского хозяйства, а также на предметы первой необходимости допускается лишь в минимальном размере, тогда как предметы роскоши облагаются максимальными пошлинами. Эти принципы должны, как правило, соблюдаться и при заключении торговых договоров с заграницей. Экспортные пошлины должны быть по возможности умеренными. Таможенное законодательство должно содержать положения, обеспечивающие пограничный и рыночный оборот. В то же   время   при чрезвычайных   обстоятельствах   Конфедерация может временно отклоняться от указанных принципов. Весь доход от таможенных пошлин идет в федеральную казну. Этим, пожалуй, исчерпывается конституционное регулирование чисто экономических общественных отношений. Значительно подробнее регулируются в Конституции (правда, в основном в аспекте распределения компетенции между Конфедерацией и кантонами) социально-экономические и чисто социальные в узком значении общественные отношения.                                   

2). Конституционное регулирование социальных отношений,

Согласно ст. 22-кватер Конституции, Конфедерация законом устанавливает принципы для проводимого кантонами простран­ственного планирования, призванного обеспечить целесообразное использование земли и упорядоченное заселение страны. При этом учитываются потребности общенационального, регионального и местного планирования.                                            

Конституция в ч. 1 ст. 31-квинквиес возлагает на Конфедера­цию обязанность принимать меры для равномерного экономического развития, в частности для предупреждения безработицы и дороговизны  и борьбы  с  ними.  В  ст.  34-новиес  установлена обязанность  Конфедерации  регулировать  законом  страхование от безработицы, которое, как правило, обязательно для работни­ков. Страховаться могут и работающие индивидуально. За ра­ботников  половину взносов  должны  платить  их  работодатели. При чрезвычайных обстоятельствах частичное финансирование производят Конфедерация и кантоны.

В интересах Конфедерации или ее значительной части она, согласно ст. 23, может за свой счет проводить или поддерживать проведение публичных работ, осуществляя в случае необходимости право экспроприации за полное возмещение. Федеральное собрание, однако, может запретить проведение таких работ, если ими наносится ущерб военным интересам Конфедерации.

В ч.1 ст. 34 Конституция управомочивает Конфедераций единообразно регулировать использование детского труда продолжительность рабочего времени для взрослых в промышленности, равно как защиту рабочих от производства, угрожавшего их здоровью и безопасности. Часть 2 указанной стать предусматривает федеральные регулирование и надзор в отношении эмиграционных агентств и частных страховых предприятии.

В соответствии со ст. 34-тер Конфедерация обязана урегулировать защиту работников, отношения между ними и работодателями, предусмотрев,  в частности,  совместное  регулирование ими производственных и профессиональных дел, объявить общеобязательными генеральные трудовые договоры и иные  совместные меры союзов работодателей и работников по содействию миру в трудовых отношениях. Условием для этого является соразмерный учет обоснованных интересов меньшинств и реги­ональных различий, а также соблюдение равноправия и свободы союзов.  Федеральный законодатель  должен также  предусмот­реть соразмерную компенсацию жалований и заработков, упу­щенных  вследствие  военной  службы,   урегулировать  трудовое посредничество и профессиональное обучение в промышленно­сти, ремесле, торговле, сельском хозяйстве и домашнее обслу­живание.

Согласно ст. 34-бис, включенной в Конституцию в 1980 г., Конфедерация должна учредить страхование от болезней и несчастных случаев с учетом существующих больничных касс. Оно может быть объявлено обязательным для всех или для отдельных классов населения. Конфедерация обязана, по ст. 34-кватер, принимать меры для достаточного обеспечения в случае старости, смерти и инвалидности, основанного на федеральном, профессиональном и личном страховании, причем страхование на указанные случаи является обязательным. Пенсии должны соразмерно покрывать потребности существования, причем максимальная пенсия мо­жет превышать минимальную не более, чем вдвое. Они должны приспосабливаться к движению цен. Страхование осуществляет­ся при участии кантонов и возможном привлечении профессио­нальных союзов и иных частных или публичных организаций. Финансируется страхование взносами застрахованных (если это работники, то половину взносов платят их работодатели), взно­сом в размере до половины расходов, покрываемым сначала чистыми доходами от табачного налога и таможенных пошлин на табак, акциза на спиртные напитки и выручки игорных домов (согласно ч. 5 ст. 35, на это идет до 80% их выручки), а также, если предусмотрено законом, взносами кантонов, уменьшающими соответственно федеральный взнос. Поощряется и самострахование, а также вовлечение инвалидов в активную деятель­ность.

Статьей 23-бис на Конфедерацию возложена обязанность содержать запасы хлебного зерна, необходимые для обеспечения снабжения страны, и осуществлять для этого ряд конкретных мер. В соответствии со ст. 24 Конфедерация имеет право высшего надзора за полицией, охраняющей гидротехнические сооружения и леса, и должна содействовать исправлению и обустройству горных потоков, облесению их источников, издавая необходимые акты для охраны этих сооружений и существующих лесные массивов. Статья 24-бис возлагает на Конфедерацию ряд функций по нормативному регулированию водного хозяйства страны определяя также полномочия кантонов в данной области. Статье 24-тер законодательство о судоходстве отнесено к ведению Конфедерации.

В ст. 24-кватер, 24-квинквиес и 24-октиес определены феде­ральные полномочия в сфере энергопроизводства и снабжения а также защиты от опасности ионизирующего излучения, в последней из перечисленных статей, которая была включена в Конституцию в 1990 г., сформулированы некоторые принципы энергетической политики.

Согласно ч. 3 ст. 36-бис, при проведении национальных дорог следует максимально щадить земли, пригодные для хозяйствен­ного использования. Статья 36-секстиес обязывает Конфедера­цию охранять Альпийскую область от негативных воздействий транзитного сообщения. Кантонам разрешается без ущерба для нужд Конфедерации ограничивать или запрещать автомобиль­ное и даже велосипедное движение (ч. 2 ст. 37-бис). Более того, в ст. 37-кватер определяется компетенция Конфедерации и кан­тонов в отношении пеших троп и дорог, причем предусмотрено сотрудничество в этом вопросе с частными организациями.

Помимо упомянутых положений, лишь частично затрагиваю­щих проблему охраны человека и окружающей его среды, вклю­чая животный мир, от вредных воздействий, более основательно она урегулирована в ст. 24-секстиес, 24-септиес, 24-новиес, 25, 25-бис. Примечательно, что новеллизация ст. 24-секстиес в 1987 г., которая предусмотрела охрану болот и болотистых ландшафтов особой красоты, имеющих национальное значение, сопровожда­лась переходным положением, обязавшим лиц, возведших в течение четырех предшествующих лет в определенной болоти­стой местности сооружения, строения и произведших изменения почвы, вернуть за свой счет все к первоначальному состоянию. Статья 24-новиес, включенная в Конституцию в 1992 г., провозглашает защищенность человека и окружающей его среды от злоупотребления технологиями продолжения рода и генной ин­женерии, предусматривая в интересах защиты человеческого достоинства, личности и семьи, в частности, следующие принципы:

недопустимость вмешательства в наследственный материал человеческих зародышевых клеток и эмбрионов;

запрещение вводить в человеческий наследственный материал или сплавлять с ним нечеловеческий зародышевый и наслед­ственный материал;

допустимость помощи в продолжении рода только в случаях, когда иным образом не устраняется опасность бесплодия или передачи тяжелого заболевания, но не с целью получить опре­деленные свойства у ребенка или провести исследование. Опло­дотворение человеческой яйцеклетки вне тела женщины разре­шается только при установленных законом условиях. Вне тела женщины могут развиваться в эмбрионы лишь столько челове­ческих яйцеклеток, сколько возможно немедленно ввести в него;

недопустимость донорства применительно к эмбрионам и всех видов наемного материнства;

запрещение торговли человеческим зародышевым материа­лом и изделиями из эмбрионов;

исследование, регистрация или демонстрация наследственно­го материала лица только с его согласия и на основании положе­ний закона;

гарантированный доступ лица к данным о его происхождении.

В соответствии со ст. 31-сексиес Конфедерация, соблюдая общие интересы швейцарской экономики и свободу торговли и промысла, принимает меры для защиты потребителей. Такая формулировка ч. 1 указанной статьи ставит под сомнение при­оритетность интересов потребителя. В сфере федерального зако­нодательства о недобросовестной конкуренции организации по­требителей имеют такие же права, как и профессиональные и экономические союзы. Кантоны обязываются для споров из до­говоров между потребителями и поставщиками конечной про­дукции, где спорная сумма не превышает установленного Феде­ральным советом предела, предусмотреть примирительное раз­бирательство или простую и быструю судебную процедуру.

Довольно подробно регулирует Конституция вопросы, связан­ные с производством, импортом, очисткой, продажей спиртных напитков (ст. 32-бис — 32-кватер). Законодателю, в частности, предлагается содействовать уменьшению потребления крепких напитков. Конфедерация должна уменьшить число перегонных аппаратов, в частности путем их выкупа на добровольной основе, Запрещен оборот напитков типа абсента (полынной настойки).

При осуществлении своих полномочий и в рамках Конституции Конфедерация должна учитывать потребности семьи. Она Регулирует статус семейных компенсационных касс и может объявлять вступление в них обязательным для всех или для отдельных групп населения. То же относится к страхованию по материнству. Соответствующие законы исполняются при участии  кантонов и возможном привлечении частных и публичных объединений (ст. 34-квинквиес).

Конфедерация, согласно ст. 34-сексиес, должна содействовать удешевлению жилищного строительства и приобретению жилья в собственность. При этом следует заслушивать кантоны и за интересованные организации. Статья 34-септиес обязывает Кон федерацию защищать съемщиков жилья в сотрудничестве с организациями сдающих и снимающих жилье.

3). Конституционные основы политической системы.

Следует отметить то, что Федеральная конституция Швейцарии в отли­чие от конституций многих других стран определила в разделе первом статус государства в целом, а особенно такого его института, как Вооруженные силы.

Конфедерация, согласно ст. 2 Конституции, имеет целью: утверждение независимости отечества от любой внешней силы, поддержание внутреннего спокойствия и порядка, защиту свобо­ды и прав кантонов (нем.: «клятвенных товарищей») и содейст­вие их совместному благосостоянию. 700 лет существования Кон­федерации свидетельствуют со всей убедительностью, что зада­чи эти выполняются успешно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.