скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Экономико-географическая характеристика Германии

2.5. Автомобилестроение

Германия по праву является лидером (наряду с США и Японией) в мировом автомобилестроении. Качественные германские легковые автомобили пользуются популярностью во всем мире. Автомобилестроительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюртемберг (Ауди, Даймлер-Бенц), Нижней Саксонии (Фольксваген), Гессене (Опель), Северной Рейн-Вестфалии (Форд, Опель), Баварии (БМВ) и Саарленде (Форд). Производство автомобилей в восточных землях было прекращено по причине несоответствия экологическим требованиям выпускаемой продукции. Но Фольксваген, Опель и Даймлер-Бенц быстро освоили и переориентировали восточногерманские заводы на изготовление автомобилей собственных марок. Производит Германия также пожарные, поливальные, уборочные машины (фирма IVEKO ) и грузовые автомобили. Доля грузовых автомобилей в мировом производстве: меньше 6 тонн - 22%, 6-15 тонн - 4%, больше 15 тонн - 30%

2.6. Электротехника

С конца 19 в. Германия стала выдвигаться на первые позиции в мире по производству электротехнического оборудования. Центром производства был Берлин, где располагались такие известные корпорации, как "Siemens", "AEG", "Telefunken", и "Osram". После второй Мировой войны и разделения Германии, наиболее мощное и современное производство развернулось в Мюнхене, Штутгарте, Нюрнберге и других центрах Южной Германии. В ГДР электротехническая и электронная промышленность (специализировавшаяся на поставке станков с ЧПУ в коммунистические страны) была сконцентрирована в Берлине и Дрездене. После объединения эта отрасль в восточных землях развития не получила, из-за сильного износа и старения производственных мощностей.

2.7. Химическая промышленность

С конца 19 в. начался подъем и химической промышленности. Страна активно создавала мировой рынок искусственных красителей. Основным сырьем для химической отрасли является нефть. Большинство нефтехимических заводов сосредоточены вдоль Рейна и его притоков - в Людвигсхафене, близ Франкфурта и в рурском промышленном районе (концерны Bayer и  BASF).

 Восточногерманские заводы были в Галле и Лейпциге были закрыты из-за сильного загрязнения окружающей среды.  В структуре производства химической промышленности выделяется увеличивающееся в последние годы производство пластмасс (рост 7,6% в 2000 г.), красок, лака, шпатлевки (5%).

2.8. Электроэнергетика

Германия более половины своих потребностей в энергетических ресурсах обеспечивает за счет импорта. Основную роль играют нефть и газ. Доля угля составляет 30 %. Нефть поступает в танкерах по нефтепроводам с нефтепромыслов Северного моря, из России, из африканских государств (Нигерия, Ливия), государств Персидского залива. Нефтеперерабатывающие воды размещены по всей стране равномерно. Крупнейшие центры - Гамбург, Кельн, Карлсру,  Ингольшдадт, Шведт.

Газовая промышленность  использует природный газ, поступающий из Нидерландов, норвежского сектора Северного моря, из России и собственных месторождений.  Ежегодно страна потребляет до 70 млрд. куб. м. природного газа. Из  них около 30 млрд. куб. м. поставляется из России.

2.9. Сельское хозяйство

         Развитие сельского хозяйства ФРГ переходом к индустриальным методам производства в послевоенный период характеризуется повышением интенсивности концентрации производства и капитала, формированием агропромышленного комплекса. Эта отрасль обеспечивает высокий уровень среднедушевого потребления продовольствия при относительно низкой доле затрат на него в структуре расходов населения. Сельское хозяйство ФРГ отличается высокой насыщенностью техникой. Одной из характерных черт развития сельского хозяйства ФРГ в последние десятилетия является его концентрация и вытеснение мелкого производителя.

Доля  сельского  хозяйства  в  производстве  ВНП  и в занятости в  Германии невелика – составляет 15% (с учетом доли перерабатывающих отраслей) и около  5% занятых. Потребности населения в продуктах питания покрываются за счет собственного производства на 90%. Основной отраслью сельского хозяйства ФРГ является животноводство (67% общего объема реализуемой сельскохозяйственной продукции). Средний уровень потребления мясных продуктов - 97 кг в год. Средняя урожайность зерновых в западных землях 62 ц/га, в восточных землях - 53,5 ц/га.      


3. Внешнеэкономическая деятельность

Внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и принцип международного разделения труда. В соответствии с этим строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика выступает за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. Открытость по отношению к внешнему миру привела к тому, что Германия - после США - имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире.

Внешняя торговля. Германская внешняя торговля неуклонно развивается. Согласно имеющимся данным за 1999 г., вновь достигнуты рекордные результаты. Совокупная стоимость экспорта выросла до 992,3 млрд. марок (+ 3,9 %), импорта - до 867,7 млрд. (+ 4,8 %). Позитивное сальдо германского внешнеторгового баланса снизилось на 2,4 млрд. марок и составило 124,6 млрд. В первой половине 1999г. на внешней торговле негативно сказывались последствия экономических и финансовых кризисов в Азии, России и Латинской Америке. Но уже во второй половине 1999 г. и в начале 2000 г. темпы роста измерялись порой двузначными цифрами.

В настоящее время примерно 24,3 % всех занятых в германской экономике прямо или косвенно работают на экспорт. Это означает, что примерно каждое четвертое рабочее место в Германии зависит от экспорта. В обрабатывающей промышленности эта зависимость еще выше: четверть всей ее продукции идет на экспорт. Важнейшими экспортными товарами в 1999 г. были автомобили (191,6 млрд. марок), станки (158,2 млрд.), изделия химической (141,1 млрд.) и электротехнической промышленности (123,9 млрд.).

К важнейшим импортным товарам относятся автомобили (132,1 млрд. марок), электротехнические изделия (99,7 млрд.) и продукция машиностроения (98,7 млрд.), с которыми на мировой рынок сейчас пробиваются развивающиеся страны и уже давно - молодые индустриальные государства. Тесное переплетение германской экономики с мировым хозяйством влечет за собой и определенную зависимость. Поэтому Германия чутко реагирует на все помехи в мировой торговле и на изменения мировой конъюнктуры: это затрагивает рабочие места, капиталовложения, доходы и уровень жизни. Стабильная мировая экономика, свобода торговли и упорядоченная валютная система являются важными предпосылками для позитивного непрерывного развития германского народного хозяйства.

Торговые партнеры. Важнейшими торговыми партнерами Германии являются промышленные государства Запада, на которые в 1999 г. приходилось 77,5 % ее экспорта и 75,0 % - импорта. Благодаря продолжающемуся процессу экономической интеграции стран ЕС стремительное развитие получила внутриевропейская торговля. В 1999 г. доля ЕС в германском экспорте составила 57,2 %, в импорте - 54,1 %

Важнейшим торговым партнером Германии по-прежнему остается Франция. В 1999 г. стоимость германского экспорта во Францию составила около 112,9 млрд. марок, импорта - примерно 87,9 млрд. марок. Вторым по величине рынком сбыта германской продукции - после Франции - стали США (100,8 млрд. марок). Это касается германского импорта, то США занимают здесь второе место (71,2 млрд. марок), уступая лишь Франции. За ними следуют Нидерланды и Италия.

В 1999 г. вырос объем германской внешней торговли со странами Центральной и Восточной Европы, включая страны СНГ. По сравнению с предыдущим годом товарооборот с ними вырос на 1,8 % и составил 192,5 млрд. марок. В 1999 г. германский экспорт в эти страны уменьшился на 5,9 %, составив 97,4 млрд. марок; импорт вырос на 11,1 %, достигнув 97,4 млрд. марок. Польша закрепила за собой позицию ведущего торгового партнера Германии на востоке Европы. Торговый оборот между Польшей и Германией составил почти 42 млрд. марок (плюс 4 %). На втором месте Чехия (39,5 млрд.).

В целом 70-75 % объема германской внешней торговли приходится на европейские государства, примерно 13 % - на азиатско-тихоокеанский регион, около 10 % - на Северную Америку и примерно по 2 % - на Африку и Латинскую Америку. Самое крупное негативное сальдо Германия уже много лет имеет в торговле с Японией. В 1999 г. Германия импортировала из Японии товаров на сумму 42,0 млрд. марок, а Япония закупила в Германии товаров лишь на 20,5 млрд. марок.

Инвестиции за рубежом. В 1999 г. германские предприятия инвестировали за границей 171,67 млрд. марок. А иностранные инвесторы вложили в Германии в тот же период 96,3 млрд. марок, при этом за 1998 г. эта цифра составляла лишь около 38,41 млрд. Если взглянуть на сращивание капиталов германских фирм с зарубежными за границей и наоборот, то инвестиции - согласно общемировой тенденции - были сделаны в основном в странах ЕС и в Америке. Инвестиционные потоки при этом устремлялись в промышленные страны, причем в 1999 г. из Германии они направлялись главным образом в Великобританию, Францию и США, а в Германию - из Франции, Великобритании и США. В основном прямые инвестиции - это касается обоих потоков - делались в сферу услуг и обрабатывающую промышленность. В мировой экономике прямые инвестиции играют все большую роль в глобализации деятельности предприятий и в развитии тесных экономических связей между странами. За последнее время международная конкуренция в области привлечения мобильного иностранного капитала в ту или иную страну значительно обострилась. Согласно докладу ООН о мировых инвестициях за 1999 г. 92 % прямых инвестиций во всем мире были сделаны промышленными странами, на которые в свою очередь и пришлось почти 72 % этих инвестиций. Поэтому при наличии благоприятных общих условий у Германии и в будущем есть прекрасные шансы играть важную роль в этой сфере, как в качестве дающей, так и принимающей стороны.

Чтобы подстраховаться от возможного экономического и политического риска при вкладывании капиталов в развивающиеся страны, федеральное правительство использует особый механизм финансирования. Так, с целью защиты и поощрения инвестиций она заключила договора со 124 развивающимися странами и государствами Центральной и Восточной Европы. Для защиты от политического риска федерация предоставляет гарантии на размещенный в указанных странах капитал, если инвестиции там рассматриваются как целесообразные. Созданное федерацией Германское общество по вопросам инвестиций и развития поощряет прямые капиталовложения германских фирм в третьем мире и в странах, проводящих реформы. Кредитное ведомство реконструкции и развития предоставляет германским средним предприятиям льготные кредиты и дотации в рамках программы для малого и среднего бизнеса, программы по созданию филиалов и технологической программы.

Баланс по текущим операциям. Традиционно большое активное сальдо Германии по экспорту иногда подвергалось критике за границей. Однако ознакомление с ее балансом по текущим операциям показывает, что активному сальдо внешней торговли противостоит высокий дефицит в "невидимом" балансе услуг. Расходы немцев, проводящих отпуск за границей, денежные переводы иностранных рабочих из Германии на родину, помощь развивающимся странам, взносы Федеративной Республики в кассу ЕС и в другие международные организации, а также негативное сальдо в доходах от имущества и состояний "съедают" прибыль, полученную от торговли. После объединения страны германский баланс по текущим операциям сошел поначалу даже на минус. Только за один 1990 г. положительное сальдо в объеме 79,0 млрд. марок упало до минус 30 млрд. марок. В 1999 г. в германском балансе по текущим операциям было зарегистрировано негативное сальдо в размере 32,8 млрд. марок. Тем самым Германия утратила свою прежнюю роль крупнейшего экспортера капитала в мире. Наоборот, для финансирования экономического подъема в восточной Германии в большом объеме требуется иностранный капитал.


4. Инвестиционная привлекательность

В центре процесса глобализации Германия и сегодня является страной с высокой производительностью и высоким уровнем доходов, с развитой сферой социальных услуг и высоким уровнем благосостояния. Для того чтобы сохранить этот стандарт, необходимо приспосабливаться к новым тенденциям в науке, технике и на мировых рынках.

Тесное переплетение мировых хозяйственных связей открывает новые шансы для обеспечения людей товарами и услугами по низким ценам, новые перспективы на мировых рынках и новые возможности на рынке труда.

Большим шансам, которые открываются в результате процесса глобализации, сопутствуют и большие проблемы. Во всем мире снижаются пограничные барьеры для товаров и услуг, уменьшается стоимость связи и транспорта, становится мобильнее производственная техника. Поэтому и в других регионах мира с такой же технологией, что и в Германии, достигается равновысокая производительность. В силу этого все большую роль играют различия в уровнях зарплаты и других расходов, ложащихся на плечи предприятий. Инвестиции делаются там, где они приносят наибольшую отдачу. Параметры международной конкуренции диктуют и направление движения: больше гибкости при адаптации к новым условиям и больше трудовой отдачи, больше рынка и меньше государственного регулирования - все это необходимо для того, чтобы повысить международную конкурентоспособность Германии.

В условиях международной конкуренции Германия как место для вложения капитала имеет целый ряд плюсов: высокую производительность, хороший профессиональный уровень рабочей силы, высокую степень мотивации к труду среди работающих, высокий технологический уровень, творчески мыслящих ученых, прекрасно функционирующую инфраструктуру, социальный мир, надежную валюту и стабильную политическую обстановку. Однако при наличии только этих преимуществ Германии не выдержать конкуренции в будущем. В вопросах стоимости единицы рабочей силы и связанных с ней косвенных расходов, рабочего времени и налогообложения предприятий, экологических предписаний и отчислений на социальные нужды германским предпринимателям нелегко тягаться с конкурентами на международном рынке. Эти факторы должны быть нейтрализованы за счет роста производительности. Германия должна позаботиться о том, чтобы сохранить международную конкурентоспособность в области научных исследований и разработок, в развитии ключевых технологий и реализации инноваций в конкурентоспособную продукцию. Наилучшим средством для этого является рыночная конкуренция. Она способствует формированию эффективных производственных структур и гарантирует обеспечение товарами, которые отвечают запросам конечного потребителя.        Обеспечение благоприятных условий для экономической деятельности. Ответ на вызов современности не может заключаться в протекционизме или в управляемой сверху промышленной политике: торговые барьеры и субсидии приносят больше вреда, чем пользы. Жизненно важное значение для германской экономики имеет осуществление стратегии открытости рынков и использование преимуществ международного разделения труда, создание европейского экономического и валютного союза, а также освоение новых рынков за пределами ЕС.

Поэтому цель федерального правительства заключается в том, чтобы улучшить общие условия для предпринимательской деятельности в Германии. Необходимо повысить конкурентоспособность предприятий на глобализированных рынках за счет налоговой реформы, наступательной политики в области инноваций, более эффективного содействия малому и среднему бизнесу.

Благодаря налоговой реформе поэтапно снижаются налоговые ставки. В рамках реформы налогообложения предприятий вводится единая налоговая ставка на доходы юридических лиц в размере максимум 25 % Кроме того, будут сокращены отчисления на социальные нужды. Взносы в фонды социального страхования должны быть снижены с 42 до менее 40 % Это в равной мере улучшит положение, как предприятий, так и граждан.

Необходимо укреплять инновационный характер, прежде всего, мелких и средних предприятий, в первую очередь посредством осуществления инновационных программ, облегчающих предприятиям доступ к результатам научных исследований, проводимых в вузах и научно-исследовательских учреждениях.

Экологическая модернизация открывает новые шансы для перспективных предприятий. Налог на потребление энергии делает продукцию, на которую было затрачено меньше энергии, конкурентоспособной. В качестве примера можно привести создание автомобиля с расходом 3 литров горючего на 100 км пробега. Имеются хорошие шансы для того, чтобы германская промышленность взяла на себя роль застрельщика и в международном плане. Ведь улучшение окружающей среды - это глобальная задача, решать которую в будущем придется всем странам мира.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.