скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Экологическое законодательство зарубежных стран

Конкретное проявление конституционных основ природоохранной деятельности можно проследить на примере некоторых стран. Так, в Конституции Чехии внимание охране окружающей природной среды уделяется прежде всего в ст.15, где указывается, что государство проявляет заботу об улучшении и всесторонней охране природы Родины и сохранении ее красот с тем, чтобы создавать все большие условия для благосостояния народа, здоровья трудящихся, их отдыха. Из приведенного положения вытекает, что в Конституции Чехии охране окружающей природной среды не только придается важное значение, но и одновременно создаются широкие возможности для прак­тического обеспечения и выполнения этой задачи. Поэтому охрана среды понимается в Чехии как сознательная и целенаправленная деятельность государства, которая не ограничивается только со­хранением ценностей, созданных природой. Сюда входит также и забота о рациональном использовании природных ресурсов, и усилия, направлен­ные на улучшение свойств окружающей природной среды в целом и ее отдельных компонентов. В соответствии со ст. 23 Конституции Чехии все граждане имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь; оче­видно, что надлежащее обеспечение такого конституционного права граж­дан тесно связано с поддержанием оптимального качества компонентов природной среды. В Конституции также подчеркивается приоритет здра­воохранительной деятельности социалистического государства, поэтому к этому приоритету должны "приспособиться" все остальные направле­ния функционирования общества, в первую очередь его экономическая политика).

      В Конституции Германии охрана природы объявляется основной заботой государства и всего общества. В ст. 15 Конституции говорится, что в ин­тересах благосостояния граждан государство и общество заботятся об охране природы: содержание в чистоте воды и воздуха, охрана флоры и фауны, природных красот Родины должны обеспечиваться компетент­ными органами и являются, помимо этого, обязанностью каждого граж­данина.

В Конституции Венгрии закреплено отношение к при­роде и ее богатствам как всеобщему достоянию венгерского народа. Единство внешнеполитических принципов Венгрии и интере­сов экологической защиты среды исходит из объективной необходимости сочетания национальных мер по охране окружающей природной среды с широкими международными мероприятиями в данной области (ст. 20). Одним из важнейших условий международного экологического сотруд­ничества является требование, чтобы государства, пользуясь суверенными правами, не причиняли своей деятельностью ущерба другим государст­вам. Эта норма создает объективную возможность эффективного выпол­нения общепризнанных норм международного сотрудничества в мире, прекращения гонки вооружений, всеобщего разоружения и предотвра­щения опасности разрушительной войны. Ст. 57 Конституции Веенгрии фор­мулирует основное право человека на проживание в чистом природном окружении.

Конституция Югославии следующим образом определяет основы эколо­гической политики: право по обеспечению условий для сохранения и развития природных и созданных трудом человека цен­ностей в окружающей среде обитания, а также обязанности по предотвра­щению и ликвидации вредных последствий, которые могут угрожать этим природным ценностям или создавать угрозу для жизни и здоровья людей вследствие загрязнения воздуха, почв, вод внутренних водоемов и моря (ст. 87). Каждый человек, использующий землю, воды или другие природные богатства (говорится в ст. 193 Конституции Югославии), обязан делать это таким образом, чтобы обеспечивались условия для труда, жизни и отдыха человека в здоровой окружающей среде. В этой же статье провозглашается конституционная обязанность охранять природу, при­родные достопримечательности, памятники истории и культуры социа­листического государства.

Некоторое своеобразие имеет конституционное регулирование в государствах, где основные вопросы зако­нодательного регулирования охраны окружающей среды решаются на уровне федерации, а вопросы практического проведения их в жизнь воп­лощаются на уровне республиканских и подчиненных им нижестоящих органов. Так § 2 ст. 76 Конституции Чехии закрепляет за правительством этой страны решение основных, концептуальных вопросов общенациональ­ного значения, предусматривая создание в республиках необходимых ко­ординационных органов для решения региональных проблем.

Таким образом, конституции социалистических стран закрепляют целый ряд принципов управления и регулирования, являющихся осно­вами охраны окружающей природной среды.

Правомерно считать, что природоохранное законодательство развивается как бы одновременно и параллельно с природно-ресурсным: часто законы, содержащие нормы консервативной охраны, включают в себя и нормы, регулирующие ис­пользование природных объектов и ресурсов.

При отсутствии комплексного закона и иных   юридических актов, которые охватывали бы охрану всех или большинст­ва природных объектов, действуют правовые нормы, регулирующие охра­ну объектов в отдельности, часто наряду с регулированием определен­ной экономической и иной социальной задачи (например, законы о водах  или лесах) или в соответствии с регулированием такой деятельности, ко­торая затрагивает в той или иной мере охрану большого числа природ­ных объектов (например, закон о здравоохранении, содержащий гигие­нические нормы охраны среды). Чехословацкая система природоохран­ного законодательства основана на значительном количестве правовых норм, которые регулируют конкретную область общественных отноше­ний с разных точек зрения; такая система, по признанию юристов-эко­логов Чехии, создавая некоторые элементы дублирования правовых норм, позволяет добиться оптимального воздействия на природоохранные об­щественные отношения.

       По мере дальнейшей интенсификации использования природных ре­сурсов стра­нах все больший упор делается на предупреждение факторов нарушения экологического равновесия посредством дальнейшей регламентации при­родопользования. Поэтому в законодательстве многих стран природно-ресурсовое направление регулирования соче­тается с нормами рационального природопользования и требованиями охраны окружающей природной среды.

Однако природоохранное законодательство, являясь и до сих пор важным компонентом современной экологической политики во многих странах, служит эффективным средством охраны, рацио­нального использования, восстановления и обогащения различных при­родных объектов, ландшафтов, флоры и фауны. Так, только вРумынии— около 80 природных резерватов, 7 национальных парков, 20 охраняе­мых территорий, около 600 природных достопримечательностей и более 500 исторических памятников, которые находятся под охраной закона. Такие природные объекты консервативной охраны составляют в Болгарии около 1,5% лесной территории страны, или около 0,5% общей площади. Вместе с другими охраняемыми природными объектами (например, ле­сами специального назначения и др.) эта территория составляет около 5% площади страны. В болгарских законах 1962 и 1967 гг. об охране при­роды предусмотрена защита многих видов диких растений, находящих­ся под угрозой уничтожения и исчезновения; вводятся также специаль­ные постановления о запрещении торговли такими видами флоры, про­изведено районирование страны по признаку использования лекарствен­ных растений. В заповедниках Болгарии запрещена всякая хозяйственная дея­тельность, что позволяет на этих территориях полностью защитить рас­тительный и животный мир.

Площадь охраняемых территорий во многих государствах постоянно увеличивается. Так, только в Венгрии заповедным режимом бу­дет охвачено к 1990 г. около 300 тыс. га (по сравнению с 24 тыс. га в 1975 г.). Число природных резерватов общенационального значения в Венгрии увеличится с 102 до 150, охватывая территорию в 50 тыс. га.

Такое общее нормативное регулирование природно-ресурсных и средоохранных отношений требует дополнительной и более подробной рег­ламентации. Поэтому в развитие закона Германии, Венгрии, Болгарии издается целый ряд постановлений: об охране растительного и животного мира, об отдыхе населения, о содержании в чистоте городов и населен­ных пунктов, о защите от шума и т. д.

В законах европейских стран охрана окружающей среды рассматривается как составная часть социально-экономической политики в этих странах, однако приоритет в охране отдельных природных объектов различен: если в Германии, Швейцарии, и др. — это формирование и надлежащее состояние ландшафта и только затем использование и охрана земель, лесов, вод и т. д., то в Румынии, Болгарии, Венгрии — в первую очередь это охрана воздуха, вод, других природных ресурсов. В законе Германии еще недавно не было норм об ответственности за его нарушения, а закон Румынии устанавливает уголовную и административную ответственность за ряд экологических правонарушений.

Более высокая степень консолидации экологических норм отраже­на в Законе об охране окружающей среды Венгрии.

Важная новация закона Венгрии — формулирование в нем права граж­дан на проживание в благоприятной окружающей среде. Существенно также, что в законе содержится строгая система определения эколого-правовой ответственности, сущность которой заключается в том, что ее нормы распространяются на все распоряжения по охране окружаю­щей среды, т. е. ответственность в равной мере служит как охране, так и планомерному формированию окружающей среды. Формулируемая сис­тема санкций состоит из следующих видов: ограничение хозяйственной деятельности и даже ее запрещение  штрафы, возмещение ущерба и уголовное наказание. В законе содержится также характеристика государственного управления в сфере экологической по­литики: разработка и принятие экологического политико-управленчес­кого решения, этапы его реализации и контроль за его выполнением.

В законодательном акте Болгарии не только сформулированы основные цели, задачи и общие принципы экологической политики Болгарии, но и излагается программа охраны окружающей природной среды в стране.

В законе Польши содержится развернутая характеристика общих прин­ципов охраны окружающей природной среды в Польше, соответствующих юридических понятий охраны, загрязнения и т. д. из­лагаются основные требования к экологическому управлению в области охраны и использования различных природных объектов . Далее в законе определяются практические шаги по реализа­ции поставленных целей охраны окружающей природной среды, форму­лируются функции и компетенция хозяйственных и управленческих ор­ганов по охране и использованию окружающей среды, конкретизируют­ся ограничения в природопользовании, излагаются требования к обору­дованию, используемому в хозяйственной деятельности. Важ­ное место в законе уделяется вопросам ответственности за ущерб, нане­сенный окружающей природной среде, где главная роль от­водится принципам платности за природопользование; подобные выпла­ты и штрафы образуют специальный фонд охраны окружающей среды. В законе подробно излагаются организационно-правовые вопросы охраны окружающей природной среды: создание органов охра­ны, государственных инспекций, местных и общественных организаций. 

В законодательстве зарубежных государств боль­шая роль принадлежит закреплению системы и компетенции государст­венных органов управления в области охраны природы.

В европейских государствах странах регулирование качества атмосферного воздуха осуществляется с различной степенью полноты. На характер ре­жима этого природного объекта оказывают влияние: уровень развития промышленности, тяжелой индустрии, сельского хозяйства; уровень концентрации населения; климатические и географические факторы. В одних странах, в правовое определение понятия загряз­нения атмосферы входят два вида воздуха: внутренний и внешний. Пра­вовой режим внутреннего воздуха (рабочая среда помещений предприя­тий и. организаций) регулируется Кодексом о труде. Правилами санита­рии и т. д., которые содержат иные требования к охране и санкции, чем Закон об охране атмосферного воздуха, вод и почв от загрязнений, либо Закон об охране природы. Загрязнение атмосферного воз­духа по болгарскому закону квалифицируется как такое изме­нение состава воздуха, которое делает его опасным для здоровья насе­ления или животных и для развития растительности. В Законе об охране атмосферного воздуха Польши сначала устанавливается принцип охра­ны: атмосферный воздух подлежит охране от загрязнений, тягостных для человека или оказывающих отрицательное воздействие на его здоровье, и только затем дается само понятие загрязнения воздуха, под которым подразумевается введение в атмосферный воздух веществ, которые мо­гут вызвать превышение допустимых в атмосферном воздухе концент­раций.

Другие дополнительные меры охраны - это снижение налоговых ставок или представление льготных государственных субсидий предпри­ятиям, которые предпринимают активные меры по переоборудованию отопительных систем или капитальному строительству для ограничения вредного воздействия дыма и газа; принудительное отчуждение земли или выселение жителей из районов с сильно загрязненным воздухом. Предусмотрено изменение планов развития населенных пунктов (строи­тельство более широких улиц с учетом направления постоянно дующих ветров, выделение специальных транспортных артерий для грузовых ма­шин и др.), поощряется совершенствование автомобильных двигателей в целях уменьшения выхлопа вредных газов; запрещено использование определенных видов топлива в экологически опасных районах и др. В приложении к закону дается перечень и концентра­ций загрязняющих веществ, на основании которых предприятия должны уплачивать " экологические штрафы".

Для того чтобы получить самое общее представление об экологической юридической ответственности, рассмотрим некоторые основания и виды ответственности по законодательству Германии об охране лесов. Лесной кодекс предусматривает деяния, которые рассматриваются как преступления против лесного фонда, и уста­навливает соответствующие наказания в зависимости от степени их об­щественной опасности. За деяния, совершенные без отягчающих обстоя­тельств (вырубка, присвоение и растаскивание вырубленных деревьев), предусмотрен штраф от 700 до 2000 марок, а за тяжелые формы деяний — лишение свободы на срок от одного до трех месяцев или штраф . При таком разграничении законодатель ис­ходит из реальных потребностей в защите лесного фонда страны, предус­матривая наказание в виде лишения свободы лишь за тяжкие преступ­ления, совершаемые, как правило, людьми, в отношении которых при­менение воспитательных мер или штрафа не дают желаемых результатов.

Составы, предусмотренные статьями 42 и 43 Лесного кодекса, оди­наковы. Разница состоит лишь в отягчающих обстоятельствах, которые заключаются в следующем.

Совершение деяния в ночной период (от захода до восхода солнца). Установление такого отягчающего обстоятельства объясняется тем, что в это время легче совершить преступление, так как охрану леса труднее осуществить. Однако в законе значится именно эта формулировка — "от заката до восхода солнца", а не "в ночное время", поскольку она явля­ется более подходящей, когда речь идет о защите лесного фонда. При установлении этого отрезка времени учитываются времена года, месяц, день, час, расположение местности. Суд для определения такого рода отяг­чающих обстоятельств преступления против лесного фонда обязан точно определить время совершения преступления.

Совершение деяния посредством спиливания деревьев.  Это объясняется тем, что спиливание деревьев проходит более тихо, чем их рубка, и преступление труднее обнаружить. Кроме того, спилива­ние наносит большой вред лесам, так как уничтожаются поросль, моло­дые побеги.

Совершение деяния в лесах, которые несут исключительно защитную функцию (в ст. 7 Лесного кодекса они отнесены к лесам первой группы, т.е. особо охраняемым).

Совершение деяния тремя и более лицами, т. е. коллективно.

Совершение деяния в течение года после осуждения за преступления против лесного фонда.

Уголовная ответственность за преступления, совершенные против Лесного фонда страны, призвана защищать общенародную государствен­ную социалистическую собственность, но в то же время она является од­ной из форм защиты окружающей природной среды.

С точки зрения формирования понятия охраны окружающей при­родной среды характерно указание в соответствующем японском зако­не: чтобы человек был здоров, чтобы обеспечивать высокое качество его жизни, необходимо предотвратить вредное воздействие та­ких факторов, как загрязнение воздуха, вод и почв, шума, вибрации, вредных испарений и т. д. Неотъемлемой частью окружающей среды в Японии считается флора и фауна, а также все те экологические системы, которые связаны с организациями и учреждениями, обеспечивающими оптимальное "экологическое" существование человека. Как видно, и в этой стране подход к окружающей среде, так сказать, расширенный, ориентированный на включение в "среду обитания человека" всего природного окружения (поэтому в Японии, например, нет отдельного закона об охра­не природы).

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.