Реферат: Будущее Санкт-Петербурга
Иностранные инвестиции направляются преимущественно в реальный сектор экономики: производство продовольствия и товаров первой необходимости, в сферу телекоммуникаций.
Объем иностранных инвестиций по видам в 2001 году (млн. долларов США)
Поступило в январе-декабре 2001 | В % к | Изъято (погашено)в январе-декабре 2001 | ||
итогу | январю-декабрю 2000 | |||
Всего | 1171,3 | 100 | 101,0 | 1018,9 |
в том числе: | ||||
прямые инвестиции | 114,1 | 9,7 | 77,8 | 56,2 |
из них: | ||||
взнос в капитал | 48,1 | 4,1 | 75,1 | 0,5 |
кредиты от зарубежных совладельцев | 63,5 | 5,4 | 78,1 | 53,4 |
портфельные | 14,5 | 1,3 | 2,8 р. | 3,5 |
прочие инвестиции | 1042,7 | 89,0 | 103,4 | 959,2 |
из них: | ||||
торговые кредиты | 220,2 | 18,8 | 1,7 р. | 223,2 |
прочие кредиты | 810,9 | 69,2 | 92,9 | 723,5 |
из них: | ||||
кредиты на срок до 180 дней | 615,5 | 52,6 | 87,8 | 539,2 |
кредиты на срок свыше 180 дней | 195,4 | 16,6 | 113,9 | 184,3 |
Программа экономического развития
Санкт-Петербурга на 2002 – 2004 годы
Валовой региональный продукт
При наметившейся тенденции в экономике, ежегодный рост ВРП до 2004 года прогнозируется на уровне 5-5,8%. Задача прогноза повышения экономического роста в новой экономической ситуации может решаться на основе выявления приоритетных направлений развития (“точек роста”) – потенциально конкурентоспособных отраслей, обладающих перспективой наращивания производства и услуг.
Рост ВРП будет определяться в первую очередь от перспектив развития нижеперечисленных отраслей:
- машиностроение и металлообработка (отрасль обладает значительным технологическим потенциалом, продукция отрасли конкурентоспособна, пользуется спросом внутри страны и за рубежом, может наращивать экспортный потенциал);
- пищевая промышленность (отрасль обладает наиболее современным технологическим потенциалом, продукция данной отрасли конкурентоспособна и имеет устойчивый платежеспособный спрос);
- транспорт (отрасль имеет крайне важное значение для городского хозяйства и всех секторов экономики города, обладает потенциалом исключительно выгодного географического расположения Санкт-Петербурга);
Промышленность
Санкт-Петербург - второй по значению после Москвы промышленный центр России. На долю промышленности приходится более трети налоговых поступлений в бюджетную систему. В этой отрасли занята четверть работающего населения города.
На результаты работы промышленности в последние годы оказывают наибольшее влияние три отрасли - машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность и электроэнергетика. Суммарная доля этих трех отраслей в 2001 году составила около 80% всего объема промышленного производства.
Пищевая промышленность города занимает 37,5% в структуре объема промышленного производства Санкт-Петербурга, машиностроение и металлообработка - свыше 30%. На долю электроэнергетики приходится 10,5% объема промышленного производства города.
За период с 1996 по 2001 год промышленное производство Санкт-Петербурга увеличилось в 1,4 раза. Индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге в 2000 году по сравнению с 1999 годом составил 126,8%. За I полугодие 2002 года индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге составил 110,9%. По предварительной оценке к концу 2002 года этот показатель ожидается на уровне не ниже 110%.
Основные проблемы, влияющие на сдерживание роста промышленного производства в Санкт-Петербурге, следующие:
- недостаточность инвестиций в сферу производства;
- значительный физический и моральный износ основных производственных фондов;
- рост издержек производства, связанный с опережающим ростом цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий по сравнению с ростом цен производителей промышленной продукции;
- дефицит оборотных средств предприятий;
- дефицит кадров, прежде всего рабочих;
- низкая инновационная активность промышленных предприятий;
- несовершенство налоговой, таможенной политики.
Первоочередными задачами промышленной политики на период до 2004 года являются:
- повышение инновационной активности и опережающее развитие промышленных предприятий высокотехнологичных и экспортно-ориентированных отраслей промышленности;
- привлечение инвестиций в промышленность;
- содействие технологическому перевооружению промышленных предприятий;
- развитие кооперации и специализации производства;
- поддержка процесса реструктуризации и реформирования предприятий формирование на региональном уровне налоговой политики, стимулирующей процесс реформирования промышленных предприятий, повышение эффективности их деятельности;
- формирование на региональном уровне тарифной политики в целях обеспечения координации процессов регулирования цен (тарифов) в важнейших отраслях городского хозяйства;
- повышение эффективности производства через поддержку формирующихся схем импортозамещения, экспортных контрактов и использование других инструментов;
- взаимодействие с федеральными органами власти по вопросам совершенствования таможенной, тарифной и налоговой политики в условиях предстоящего вступления России в ВТО;
- содействие решению кадровой проблемы в промышленности;
- содействие внедрению эффективных методов управления качеством, активизация деятельности промышленных предприятий по повышению качества продукции”.
В прогнозируемом периоде ведущими отраслями промышленности Санкт-Петербурга останутся машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность.
По прогнозу, в 2002-2004 годах тенденция роста промышленного производства в Санкт-Петербурге сохранится, в целом за период 2002 - 2004 годы прирост объема промышленного производства составит порядка 14-17% к уровню 2001 года, в том числе в электроэнергетике – на 4 – 6%, машиностроении и металлообработке – на 24-29%, пищевой промышленности – на 5- 8%.
Наука и инновационная деятельность
В сфере научно-исследовательской деятельности в Санкт-Петербурге на конец 2000 года было занято 98,4 тыс. человек, из них 79,2 тыс. - это исследователи, выполняющие научные исследования и разработки, остальные - техники и вспомогательный персонал. Среди специалистов, выполняющих научные исследования и разработки 65,4 тыс. имеют высшее образование, 2,8 тыс. - ученую степень доктора, 11 тыс. - кандидата наук. Основная часть специалистов сосредоточена в самостоятельных научно-исследовательских организациях в государственном секторе экономики.
Число организаций в Санкт-Петербурге, выполняющих исследования и разработки на протяжении рассматриваемого периода не претерпело сколько-нибудь существенных изменений, а численность специалистов, выполняющих исследования и разработки, сократилась в 1,5 раза.
Показатели патентно-лицензионной деятельности, используемые в мировой практике при анализе результативности науки, в Санкт-Петербурге, так же как и во всей России имеют тенденцию к снижению. Можно говорить о серьезных проблемах в создании технологических сдвигов, как точки соединения научно-инновационной политики и потребностей структурных изменений. В экономике еще не включен в полной мере механизм вытеснения старых экономических укладов с одновременным опережающим введением новых и перспективных технологий и производств.
Для науки Санкт-Петербурга характерны все проблемы , свойственные для страны в целом: старение кадров специалистов, отток молодежи за рубеж, устаревание материально-технической базы, недостаточная инновационная активность предприятий и др.
При переходе к инновационной экономике особое значение приобретает вовлечение в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности через управление интеллектуальной собственностью - особым видом нематериальных активов.
Реализация сценария становления инновационной экономики в Санкт-Петербурге происходит с учетом реалий современной ступени развития его экономики. А они таковы, что становится очевидной необходимостью преодоление неких порогов, достижения определенного уровня инновационности региона, большей наукоемкости отраслей, повышения степени распространения высоких технологий в отраслях путем развития сферы науки, наращивания ее инновационого потенциала, развитие новых форм организации научной деятельности.
К проблемам, решение которых предлагается осуществить программными методами, отнесены следующие:
· концентрация бюджетных ресурсов на разработку и реализацию важнейших инновационных проектов. В настоящее время выделяемые городом бюджетные ассигнования на развитие науки и технологий распылены по многим НИР без учета приоритетности направлений социально-экономического развития региона и поэтому не создающих нового качества экономики;
· создание условий для масштабного притока внебюджетных средств в процессы реализации важнейших инновационных проектов;
· существенное повышение уровня управления инновационной деятельностью в городе в рамках обязательств и компетентности органов власти субъектов Федерации.
Информатизация и связь
Санкт-Петербург завершил первый этап перехода к информационному обществу. Этот период характеризовался массовым, стихийным внедрением вычислительной техники, автоматизацией отдельных процессов.
На рубеже веков Санкт-Петербург вступил во второй этап перехода к информационному обществу – перехода к единому информационному пространству. Этот этап характеризуется созданием сложных общегородских информационных систем, интегрированием информационных ресурсов.
Главная цель развития отрасли "Связь и информатизация" на среднесрочный период до 2004 года – формирование единого информационного пространства Санкт-Петербурга.
Достижение главной цели предусматривается осуществлять по направлениям:
· совершенствование нормативно-правовой базы и системы государственной политики Санкт-Петербурга в области информатизации и связи;
· обеспечение широкого доступа населения и хозяйствующих субъектов к информационным ресурсам Санкт-Петербурга;
· повышение эффективности информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления;
· развитие телекоммуникационной инфраструктуры Санкт-Петербурга;
· развитие индустрии информационных и телекоммуникационных средств и систем в Санкт-Петербурге;
· внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в экономику Санкт-Петербурга;
· создание автоматизированных систем ведения государственных кадастров и регистров;
· развитие электронной торговли в Санкт-Петербурге;
· поддержка фундаментальных и прикладных исследований в области развития и применения ИКТ;
· развитие единой информационной среды науки и системы непрерывного образования Санкт-Петербурга;
· развитие международного и межрегионального сотрудничества в области разработки и внедрения ИКТ;
· развитие средств массовой информации на основе ИКТ.
Малое предпринимательство
Основная задача государственной политики в сфере малого бизнеса – создание благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата для малых предприятий. Реализация общих мер по улучшению хозяйственного климата, сформулированных в Стратегическом плане Санкт-Петербурга и Программе экономических и институциональных реформ Санкт-Петербурга, будет способствовать развитию в том числе и малого предпринимательства (МП). Однако государственная политика в области малого бизнеса должна исходить из необходимости дополнительных мер поддержки этого предпринимательского сектора с учетом его большей “чувствительности” к неблагоприятной рыночной конъюнктуре, негативным последствиям монополистической деятельности контрагентов, несовершенным методам государственного регулирования бизнеса.
Анализ динамики числа малых предприятий и количества занятых на них работников позволяет выявить несколько этапов в развитии МП в Санкт-Петербурге:
- 1992-1994 гг. - быстрое наращивание количества малых предприятий и числа занятых работников;
- 1995-1996 гг. - сохранение роста количества малых предприятий при замедлении темпов роста;
- 1997-2000 гг. - снижение прироста малых предприятий и занятых на них работников.
Проблемы развития МП:
- Противоречия между федеральными и региональными законодательными и нормативными актами.
- Недостаточно благоприятная для малого бизнеса налоговая политика.
- Наличие административных барьеров во взаимодействии субъектов малого предпринимательства с органами власти и управления федерального и местного уровня.
- Несовершенный механизм сдачи в аренду нежилых помещений, земельных участков. Проблемы размещения и эксплуатации объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
- Несовершенный механизм финансовой поддержки малого предпринимательства. Постоянный дефицит денежных средств и незаинтересованность банков в кредитовании малых предприятий.
- Недостаточное информационное обеспечение как барьер для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов и как фактор, сдерживающий формирование их активной рыночной ориентации.
Туризм
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. Санкт-Петербург (по сведениям ООН) в шкале популярности среди крупнейших международных турцентров занимает восьмое место (опережая Прагу, Вену, Мюнхен, и т.д.), а его посещает лишь 3,5 миллиона зарубежных туристов (при количестве желающих его посетить, превышающим 30 млн. человек).
Основные проблемы, препятствующие увеличению потока туристов в Санкт-Петербург:
- нехватка гостиничных мест (в среднем по Европе этот показатель составляет – 14-18 мест на тысячу жителей, а в Петербурге – 7 мест на тысячу жителей);
- неоптимальное посезонное распределение туристских потоков (большинство международных мероприятий проводится в городе в период “Белых ночей”);
- недостаток в разнообразии туристских продуктов/пакетов, диссонирующий с огромным туристским потенциалом города и его пригородных территорий;
- крайне низкий уровень использования водных ресурсов города в туристских целях;
- нехватка инвестиционно-финансовых ресурсов направляемых на развитие туризма;
- отсутствие надежной и достоверной системы статотчетности;
- потребность в ускоренном развитии объектов индустрии развлечений.
Основные задачи программы связаны с разработкой необходимых рекомендаций для: