скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Вклады культуры и искусства XX века в мировую цивилизацию

Начало XX в. ознаменовались интенсивным развитием отечественной науки. Крупными достижениями снискали себе заслуженную известность ученые-естественники. П.Н.Лебедев получил известность своими работами в области светового давления. Н.Е.Жуковский и его ученик С.А.Чаплыгин заложили основы аэродинамики. Исследования К.Э.Циолковского предвосхитили современные достижения в освоении космоса. Мировую известность приобрели исследования в области минерологии и геохимии В.И.Вернадского. Созданное им учение о ноосфере, сфере разума, возникающей на планете в процессе сознательной деятельности человечества, сыграло огромную роль в формировании современных представлений о взаимоотношениях человека и природы.

На рубеже двух веков успешно работал в области ботаники К.А.Тимирязев. Международной общественностью успехов отечественной науки проявилось в присуждении русским ученым Нобелевских премий. Их лауреатами были выдающийся физиолог И.П.Павлов (1904) и один из основоположников сравнительной патологии и микробиологии И.И.Мечников (1908).


3. Авангардизм в искусстве XX века

Движение под таким названием появилось в самом начале XX в. Авангардизма весьма характерна такая черта искусства, как разрыв со всеми предшествующими традициями в художественном творчестве. Авангардизму всегда присущ дух некоего противоречия со старыми, укоренившимися традициями и в этом – основная его специфика. Сутью нового направления в искусстве, явилась попытка найти новые средства выражения и новую структуру произведений. Термин авангардизм появился в 20-е гг., но окончательно укрепился в искусства всего мира только в 50-е годы.

По своей сути авангардизм – продукт, возникший в результате многих противоречий в западной культуре того времени, где творили мастера с разными эстетическими позициями, общественными взглядами и непохожими судьбами. В самой противоречивости авангардизма нашли свое проявление социальные противоречия того времени. В нем нашли отражение духовный упадок западной цивилизации начала века, кризис многих жанров искусства. Сам страх человека, его неуверенность и растерянность перед возникновением новых социальных катастроф и возможных революций. А так же тех революционных событий, которые уже происходили в Европе того периода проявились в новом художественном течении. Необходимо сказать, что авангардизм нашел сое проявление не только в живописи, но и в литературе, музыка, театральном искусстве, в культуре в целом.

Мастера, работавшие в жанре авангардизма, с одной стороны стремились в своем творчестве отразить бунтарский дух эпохи. С другой – при их несколько наивных мечтаниях о будущем они очень болезненно воспринимали пороки общества, упадок в культуре. Одни из них отображали в своих произведениях хаос в личных, субъективных переживаниях, другие – доходят да полного анархизма и ниспровержения всего, что создано прежде. Их картины часто передают зрителю настроение тревоги, протеста, безысходности и болезненных переживаний. В ином случае они как бы абстрагируются от реальной жизни, уходя в своих произведениях в иллюзорный мир субъективных личностных настроений и переживаний. Впрочем, обе тенденции могут и сосуществовать в одном произведении.

Некоторые художники, такие как Д. Ривера (Мексика) и др., примкнув поначалу к течению авангардизма, в дальнейшем перешли на путь реализма в художественном творчестве.

Однако другие художники, писатели и по все же остались верны избранному направлению, и в дальнейшем получили заслуженное мировое признание. Это и писатели М. Пруст (Франция) и Дж. Джойс (Ирландия), художники Сальводор Дали (Испания), П. Клее (Швейцария), наш соотечественник живописец В.В. Кандинский и многие другие. Ими были заложены основы еще одного нового течения в искусстве – модернизма. В работах авангардистов всегда присутствует непривычное сочетание различных художественных тенденций. В результате чего и возникает своеобразная и неуловимая особая эстетичность и индивидуализм автора. Таковы, например, картины П. Пикассо. В Советском союзе только произошла революция и авангардизм повлиял на творчество таких деятелей культуры, как В.В Маяковский, театральный режиссер В.Э. Мейерхольд и др. В раннем периоде их творчества явно прослеживаются авангардистские черты. Однако позднее, они отходят от данного направления. В западной культуре такие величайшие мастера, как П. Пикассо и др. не только продолжили творческий путь в этом направлении, но и внесли свой вклад в антифашистское движение.

После окончаний второй мировой войны интерес к авангардизму на западе еще более возрастает. От него отпочковывается даже новое направление – неоавангардизм. В этом модернистском течении отчетливо проявилось стремление к протесту, как капиталистическому буржуазному обществу, так и искусству социалистического реализма.


4. Тенденции моды XX века

1900-1950 гг

Многие считают, что мода начала XX века – это Париж. В начале XX века известный французский модельер Поль Пуаре (Paul Poiret) упразднил корсеты.

Корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью женской одежды. Избавившись от корсетов, женские платья стали гораздо удобнее еще и потому, что Поль Пуаре укоротил их. Это немедленно отразилось на длине волос. В моду вошли короткие стрижки, которые подчеркивались легкими кудряшками или «волнами». Прямое платье, платье – рубашка, удлинённый силуэт, брюки – шаровары и узкие юбки обязаны своим появлением на авансцене Моды Пуаре.

В начале XX века идеалом стала женственность. Модными стали маленькие жакеты, длинные юбки, подчеркивающие изящество и грациозность женщины. Небольшие шляпки и маленькие сумочки лишь усиливали этот эффект. В 20-е годы, знаменитая Габриэль Шанель внедрила в женский гардероб исконно мужские предметы одежды – пиджак, брюки, строгие рубашки с галстуками, в корне изменив тем самым стиль женской одежды.

В 1920 году Мадлен Вьонне (Madeleine Vionnet) ввела в моду платье с косым подолом. К концу 20-х годов линия талии снижается и устанавливается где-то в районе бедер, длинные юбки перестают быть такими популярными, а в моду входит длина миди. Настоящими хитами в те годы стали объемные пальто-кимоно с шалевыми воротниками. Они вполне удовлетворялись страсть к экзотике и в то же время были теплыми и комфортными. Еще задолго до первой мировой войны стал заметно повышаться культурный, образовательный уровень жизни общества. Женщины активнее и смелее включались в трудовую, общественную деятельность. И новый стиль одежды как нельзя лучше отвечал изменившемуся укладу жизни. Теперь модным эталоном стала худощавая, спортивная женская фигура с широкими плечами, небольшой грудью, узкими бедрами и длинными ногами - фигура, похожая на мужскую. Женские платья, блузы и жакеты стали прямыми. Одежда укоротилась настолько, что лишь немного прикрывала колени. Талия не подчеркивалась вовсе.

В 30-е годы мода вернулась к приталенным формам, которые гораздо больше соответствовали естественным пропорциям женской фигуры и в какой-то степени возвращали привычный женский образ. В это время Марлен Дитрих (Marlene Dietrich) ввела в женскую моду смокинги. Эталоном красоты стала романтическая женщина с кукольным лицом, маленьким, пухлым, ярким ртом, с мелкой завивкой. Тридцатые годы стали эпохой голливудских кинозвезд, которые диктовали правила во всем – от стандартов фигуры до модных силуэтов. Они кутались в пелерины, палантины, боа и пышные горжетки из песца, лисы и норки, которые идеально сочетались с платьями из натурального шелка, парчи и атласа.

В военные годы вся эта роскошь временно отступила. Суровые времена требовали более строгих подходов к одежде. В эти годы многие парижские модницы лишились своих парчовых платьев и боа из страусиных перьев. Вместо этого Шанель предложила им простые блузки рубашечного покроя и прямые до колен юбки - копии моделей собственного гардероба. Парижанки с восторгом приняли "элегантную простоту от Шанель". Женщины принимали самое активное участие в войне. Поэтому модная женская одежда стала походить на военную форму – широкие приподнятые плечи,затянутая талия. Такая одежда, дополненная туфлями на высоких каблуках и толстой подошве – «танкетке», сохранялась в моде вплоть до 1947 года. В моду вошли короткие стрижки по типу мужских.

В 1947 году Кристиан Диор (Christian Dior) показал свою первую коллекцию под названием "New look". Он представил публике абсолютно новый, революционный женский образ с узкой талией, подчеркнутой высоким бюстом, округлыми, аккуратными плечами и полными бедрами. Война прошла и хотелось спокойной, тихой, мирной жизни. И в моде соответственно появился новый образ. Его творцом стал известнейший французский модельер Кристиан Диор. Юбки резко удлинились. Обувь на плоской подошве делала походку более плавной и свободной. Появились нижние юбки и прозрачные капроновые блузки. Женщины опять начали проявлять интерес к декоративной косметике. Особое внимание они уделяли глазам.

В 1946 году Луи Реард создал бикини. Но продажи были неутешительными. Но как только Рита Хэйворд и Мерелин Монро появились перед фотографами в бикини, общество взорвалось. Все девушки мечтали стать великими актрисами и, естественно, быть на них похожими, поэтому смели с прилавков весь запас тесных купальников.

1950-1970 гг

Брюки - капри Эмилио Пуччи (Emilio Pucci) предложил после его путешествия на остров Капри. Там он наблюдал за рыбаками, которые из чисто практических соображений - чтобы не намочить в лодке штаны - закатывали их до икр. Отсюда и название придуманных Пуччи брюк - 'капри'.

В 1954 Вивье Роже (Roger Vivier) году совершил настоящую революцию, придумав туфли на тончайшем каблуке—“шпильке” высотой 7—8 см. Эти туфли положат начало целой серии шпилек, ставших символом эпохи. На базе шпильки в 1959 году рождается каблук “шок”— тонкий, дугой выгнутый наружу.

Однако к концу 50-х – началу 60-х годов юбки снова стали укорачиваться. Коко Шанель в 1954 году представила публике свои знаменитые костюмы, носящие с тех пор ее имя. В 1958 году 21-летний Ив Сен Лоран, как главный модельер Дома Dior, выпустил свою первую сенсационную коллекцию. По-новому прочитываются самые хитовые вещи двадцатых годов, которые становятся более легкими, мягкими и современными. Верхние части ансамблей также кроились по фигуре и снабжались потайными вытачками, вставками из различных материалов и эффектными драпировками. Появились «платья-рубашки» – прямые, свободные, не отрезные в талии. Прямые платья можно было носить по-разному – с поясом, четко обозначающим талию, с поясом на бедрах или вообще без пояса.

Один из процветавших в то время домов Высокой моды Дом Юбера де Живанши. Этот идеальный стилистический дуэт отразил эталон элегантности 50-х. Модные цвета — красный, синий и розовый, среди узоров доминировали цветы и горошек. Дамы того времени не боялись обратить на себя внимание. Олицетворением такой гармоничности была для модельера Одри Хепберн. Особую роль тогда играли аксессуары: дама могла считаться прилично одетой только при условии, что у нее на голове была шляпка, на руках — перчатки, в руках — сумочка, на шее — бусы, а на ногах — лодочки. Мода 60-х годов – это геометрия, это стрелки, это объемная прическа. В моде блондинки. 60-е годы – это также мини-мода с широким использованием клетки. А также платье с высоким воротником-стойкой, юбкой годе, рукавами три четверти и широкими поясами. Одновременно стали стремительно укорачиваться платья и юбки. С наступлением сезона они казались слишком длинными, как будто в прошлый раз от них не было отрезано по 5-7 см.

Англичанка Мэри Куант (Mary Quant) изобрела мини-юбку. Коллекция 1960 г., выполненная Сен-Лораном на третьем году пребывания главой Дома Диора, намеренно шокировала прессу и клиентов черными кожаными блузонами, водолазками и короткими пиджаками, подобными тем, какие носили радикально настроенные студенты.

В 60-е годы американские хиппи произвели настоящую революцию не только в сознании молодежи, но и в молодежной джинсовой моде. С тех пор брюки, рубашки, куртки, плащи, кепки, обувь из джинсовой ткани заняли прочное место в гардеробе современного человека.

В 1965 году Пьер Карден совершил революцию тем, что изобрел мини сарафаны. Их делали из шерстяного сукна, на бретельках. Коллекция Пьера Кардена 68 года напоминала о космосе. Обувь - низкий каблук, блестящие поверхности, сумка, аксессуары. От Пьера Кардена пришли стоячие воротники, приталенные пиджаки, очень обтягивающие брюки. Мужские прически с длинной челкой на косой пробор были подражанием "Битлз".

Длина мини 68-го года заменилась миди. Появились новые ткани – нейлон, капрон, кримплен. Начиная с семидесятых годов, мех выходит из моды. Женщины переоделись в брюки и взяли за образец для подражания мужской гардероб, лишив его женственности. Среди хитов остались лишь укороченные жакеты из крашеного песца, которые зрительно расширяли плечи.

Дайан фон Фюрстенберг внесла свой вклад в развитие моды. Ведь именно она была автором платья с запахом, которое впервые появилось в мире моды в 70-е годы. Вот уже 30 лет эта модель остается актуальной.

1970 – 2000 гг

Мода 70-ых была необычной, яркой, задорной и даже немножко сумасшедшей. Все оделись в брюки клеш. Кроме того, большой популярностью пользовались непринужденные полукомбинезоны и лоскутные юбки до пола. В моде царила полная свобода, и смешение стилей только приветствовалось. Большую известность приобрел японский модельер Кензо (Kenzo), удививший всех невероятным смешением узоров, цветов и материалов. В 70-ых годах шорты покоряют Америку и Европу. Отодвинув на второй план джинсовую одежду, на рубеже 1978-1979 годов в моду вошел совершенно иной по характеру стиль одежды. Это был стиль ретро. Это и удлиненные юбки, и классические костюмы, и платья с женственными, романтичными отделками. Ретро - стиль долго не продержался. Он сохранился в моде для нарядной, а также для официальной одежды.

В 1980 году в моду вошел спортивный стиль. Тогда появились стеганые куртки и пальто, такие же брюки и комбинезоны, а также кроссовки – все то, что раньше считалось сугубо спортивным. Эта одежда прекрасно сидела на любой фигуре. Огромную роль в моде 80-х играл и трикотаж, который был ярок и разнообразен, как никогда прежде. Пуловеры и жакеты из блестящей пряжи стали носить даже по вечерам, что было абсолютно внове. Показы из демонстрации талантливых находок кутюрье превратились в арену боев за клиентов. Модели стали более известны, чем актрисы Голливуда, а сведения из мира моды начали цениться на вес золота.

В 80-ые годы был популярен стиль "милитари" и очки "авиатор". Одежда этого стиля имеет большое количество деталей: накладных карманов с клапанами, погон, притачных планок и поясов с металлической фурнитурой. Из 80-х заимствуются цельнокроеные, очень широкие в пройме и узкие в запястьях рукава "летучая мышь", а также "крыловидные" рукава и кимоно. В 1987 году после всеобщего увлечения большими объемами все большую привлекательность стали приобретать приталенные, женственные формы.

В 1988 году Карл Лагерфельд вывел на подиум леггинсы. Леггинсы прочно вошли в обиход, поскольку их появление совпало с повальным увлечением аэробикой. Джинсовые куртки — обязательный атрибут каждого подростка. Девочки носят кроссовки нарядных расцветок, брюки - бермуды. Романтический стиль в моде создаёт противовес стилю унисекс. Романтизм в различных интерпретациях характерен для звёздного Версачче, легендарного Армани или Валентино (Valentino). Новую волну в романтическую тему привнёс итальянский дуэт. Доменико Дольче (Domenico Dolce) и Стефано Габбана (Stefano Gabbana) в 1985 г. создали творческий тандем, а уже в 1988 г. коллекция Dolce&Gabbana принесла им международную известность.

Профессия манекенщицы приобретает все большую популярность, все девушки стремятся иметь стандартную фигуру, чтобы подходить для этой профессии или быть хотя бы похожими на популярных топ - моделей. Начинается просто настоящий бум, все стремятся похудеть, применяя для этой цели самые разнообразные средства, и не всегда полезные для здоровья. В 90 -ые годы развивается и совершенно другое направление — минимализм. Пропагандирующие его дизайнеры владели искусством отметания всего лишнего. Особенно преуспели в этом "первые леди" моды Жиль Зандер (Jil Sander) и Донна Кэран (Donna Karan). Оба пола делают пирсинг. Минимализм характерен и для одного из наиболее удачливых поставщиков моды Кельвина Кляйна (Calvin Klein). Основатель направления унисекс вывел на подиум «обычную девчонку» Кейт Мосс (Kate Moss) и широко распропагандировал стиль «героиновый шик». Джон Гальяно (John Galliano) провёл свой первый показ в Париже в 1990 г. В 1993 году Александр Маккуин (Alexander McQueen) придумал бамстеры (bumster) - брюки, брюки, сидящие низко на бедрах, так что открывается верхняя часть зада. В 90-е годы Александром МакКуином активно пропагандировались брюки бамстеры (bumster).

1993 - Оскар де ла Рента (Oskar de la Renta) создал свою первую коллекцию для дома Pierre Balmain и стал первым американским модельером, работающим для французского дома. Когда в 1997 году появилась очередная экранизация трагедии "Титаника", тронувшая зрителей до слез, в моду опять вернулась женственная элегантность с обилием кружев и прозрачных тканей.

В коллекциях 2000-2001 годов «цитируются» элегантные 60-тые, раскованные 70-тые, роскошные 80-тые… весь ХХ век. В моде дорогие ткани, изящный покрой одежды, стильные женственные прически и выразительный макияж. Восточная изысканность теперь легко сочетается с западным авангардом. Кимоно, джинсы, армейские куртки, рэперские штаны, рюшечки в стиле Барби, жемчуг и бисер — и все это актуально вместе и по отдельности. 2000 - лейбл Victoria's Secret представил самый дорогой бюстгальтер в мире, украшенный рубинами и бриллиантами на 15 миллионов долларов. В 2001 году Донателла Версаче (Donatella Versace) создала платье «Греческая богиня», сделанное в виде туники. 60-70-80-90-е каждое десятилетие предлагало новые дизайнерские находки, неоднократно менялся стиль. На сцену вступили итальянцы ( Gucci, Valentino,Versace) и японцы (Кензо Такада, Митсухиро Матсуда, Йоджи Ямомото, Рей Кавакубо и Иссей Мияке).


5. Советский киноавангард 1920-х годов

Фильмы демонстрируют процесс обновления киноискусства и формирования нового кино. Эти экранные открытия – свидетельство экспериментов, осуществленных под влиянием модернистского искусства и в результате «социализации» культуры.

Картины демонстрируют процесс трансформации прежних жанровых и изобразительных систем, являя собой модель нового фильма, которая строилась по образу и подобию мифотворчества. Новое киномышление вторгается в традиционную литературную экранизацию («Шинель»), опрокидывает образность мелодраматической кинематографии («Катька – бумажный ранет», «Третья Мещанская»), вносит стилистику «поэтического» в разработку историко-революционного фильма («Броненосец», «Новый Вавилон»).

Мимо «романтизма, стилизма, экзотизма, архаизма, реконструкции, реставрации, кафедры, храма, музея» агитационно-аттракционный, динамический порыв киноэнтузиастов осуществляет модернизацию кинематографа. Рождается новая его структура – монтажная по своей природе.

«Эффект несуществующего пространства» Л. Кулешова, «монтаж аттракционов» С. Эйзенштейна, «парад эксцентрика» Г. Козинцева становятся новым зрелищным языком, способом авторского «высказывания», киноизмерения. И в тематическом, и стилевом отношении возникает «кинематографический» экран.


6. Французский киноавангард 1920-х годов

Двадцатые годы проходили во Франции под знаком интеллектуального и эстетического бунтарства, который достиг своего апогея в кино. Урбанизм, футуризм и фантастика сформировали вкусы целого поколения писателей и артистов. Кинематограф «встряхивает» реальность с помощью эксцентрики и трюка. У «клеровского» поколения сложилась манера восприятия повседневности как феерии, как откровенный буффонады, как зыбкого миража. Кинопоэзия 1920-х творила на экране свою мифологию, и это был своеобразный кинематографический нонконформизм, способ ниспровергнуть общепринятые нормы, подчеркнуть эфемерность существующего порядка вещей, опаленного дыханием войны.

Французский киноавангард – явление не однородное. 1910 – 1920-е годы – время рождения различных модернистских течений, которые в своем футуристическом пафосе не могли пройти мимо кинематографа, чувствуя с ним родство и генетическое, и эстетическое. В кино существовали все те течения, которые отразили расклад модернизма на этот период. Ощутимое воздействие на его развитие оказали кубизм, абстракционизм, конструктивизм, дадаизм, сюрреализм. Однако всех авангардистов объединяло стремление найти «эссенцию» кинематографичности, выявить чистую сущность кино.


Заключение

XX век отличается от всех предшествующих эпох своей необычайной эксклюзивностью! Недавняя выставка в Берлине собрала самые знаменитые произведения искусства, созданные в XX веке. Даже цифры впечатляют: около 600 картин, рисунков, скульптур, фотографий – результат работы более чем 200 авторов. Огромный вклад в искусство xx века внесли, к примеру, жившие здесь в 20-30 годы русские художники-авангардисты. Достаточно при этом упомянуть лишь Малевича и Кандинского.

Помимо живописи и скульптуры на выставке были представлены и такие разделы искусства, как фотография, архитектура, книжная и компьютерная графика. Экспонаты для этой поистине грандиозной экспозиции любезно предоставили многочисленные владельцы частных коллекций. Своими богатствами поделился по такому случаю также и ряд знаменитых европейских и американских музеев.

Европейская кинодокументалистика, вдохновленная поэтическим кинематографом Роберта Флаэрти и киноэкспериментами Дзиги Вертова, родилась и развивалась в 1920-1930-е годы как бы на разных полюсах. Причем, как в эстетическом, так и политическом смыслах. С одной стороны – школа британского кино, которая сразу же заявила с киноэкрана о своих демократических позициях и стремлении к публицистическому анализу процессов повседневной жизни. С другой – германский кинематограф, создавший в межвоенные десятилетия по крайней мере два киношедевра, максимально отдаленные друг от друга и по своей поэтике, и по стилистике. Ими, без сомнения, являются фильм Вальтера Руттмана «Берлин – симфония большого города» (1927) и лента Лени Рифеншталь «Триумф воли» (1934).

Кинематограф Лени Рифеншталь – орнаментальность и романтизм, тирания прекрасного и культ силы. «Триумф» стилистически близок «Рождению нации» Д.У. Гриффита, его декоративная барочность восходит к «Нибелунгам» Ф. Ланга, «бесшовная» манера съемки многим обязана влиянию «Берлина» В. Руттмана. Но независимо от наследников и последователей – фильм большой. Его успех это успех не пропаганды, а Лени Рифеншталь как талантливого матера.


Список литературы:

1. Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект. М., 1992.

2. Мировосприятие и самосознание русского общества (ХI-ХХ вв.) М., 1994.

3. Щетинина Г. Духовная жизнь русской интеллигенции в н. ХХ в. М., 1997.

4. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве 19-нач. 20 вв. М., 1991.

5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

6. www.sunk-peter.org.ru «Художественные выставки Германии 1990-х гг.»

7. Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986.

8. Фетисова Т.А. Культура города. //Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН, 2000.

9. Энциклопедический словарь по культурологии. – М.: Центр, 1997.

10. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998. № 3.

11. www.sunk-peter.org.ru «Мода 20 века».


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.