скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Теория спроса и предложения. Неценовые детерминанты спроса и предложения

Объем предложения товара – это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период времени (день, месяц, год).

«Желание продать» здесь означает, что продавцы действительно желали и могли бы поставить на рынок предлагаемое количество товара при наличии достаточного числа покупателей. 

Как важно различать объем спроса и объем покупки, так же важно отличать объем предложения от объема продаж. Объем предложения определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж определяют и продавцы, и покупатели.

Объем предложения зависит от цены товара и других факторов, прежде всего от цен, используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий. Также объем предложения зависит от неценовых детерминант: количества продавцов на рынке, инфляционных и дефляционных ожиданий производителей, налогов на производителей, дотаций производителям, природные и погодные условия в сельскохозяйственной и добывающих отраслях. Помимо указанных факторов в каждой стране существуют и специфические факторы, от которых зависит поведение инвесторов. 

Так же как и спрос, предложение можно классифицировать в зависимости от уровня экономики, на котором оно возникает:

1.            Совокупное предложение.

2.            Отраслевое предложение

3.            Предложение индивидуального производителя.

Так же предложение можно классифицировать в зависимости от натурально – вещественной формы производства товаров и услуг.

Объем предложения регулирует экономические интересы производителя, которые зависят от рыночной цены товара. Чем выше цена товара, тем большая возможность, что производитель окупит затраты и получит прибыль. Поэтому между ценой и объемом предложения есть прямая связь, которая называется законом предложения.

На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товара, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно отразить графически (рис.3).

Р                                                                             Qs

 P2


P1

                                                             

                                                                                                                                   

 


                                     Q1                                Q2                                               Q                                                                                                                 

Рис.3   Кривая предложения

Кривая предложения на графике (рис.3) иллюстрирует функциональную зависимость между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. Под предложением следует понимать всю кривую предложения. Главный фактор, воздействующий на предложение - издержки производства, производственные затраты. Также на кривую предложения оказывает влияние степень монополизации производства и рынка.

На кривую предложения  все возрастающую роль оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и изменить предложение товара. Форма кривой предложения товара во многом обусловлена технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при его изготовлении. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, то есть незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов и труда, кривая предложения более крутая.

На графике кривая предложения поднимается снизу вверх. Это обусловлено законом изменения предложения. Суть его состоит в том, что, если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то предложение этого товара увеличивается, и, наоборот, падение цены ведет к сокращению предложения. А.Курно вывел следующую формулу закона :

  S = f(P),

причем f(P)>0, где S - предложение, f - функция, P -

цена.

Кривая предложения может менять свое положение на графике (рис.4).


Р                                                                     Qs1  

                             Qs2

 


                                                                                     Qs3 

     

                                                            

                                                                                                                                   

 


                                                                                                                              Q

                                                                                                                         

Рис.4   Кривые предложения

Qs1 - это линия перемены в предложении. То есть был введен какой-то элемент, который вызвал значительное структурное изменение во взаимоотношении между ценой и количеством товара. Стоимость товара повысилась. Qs1 имеет больший объем ценностей, судя по осям P и Q, чем Qs2.

Qs2 - это условие, когда что-то вмешалось в процесс рынка. Например, налог на товар или другой элемент, который вызвал подъем цены. Это может быть условие, которое увеличивает прибыль продавца, но подрывает рынок.

Qs3 - это ситуация, повлекшая за собой понижение цены. Она обычно возникает при введении более современной технологии. Поэтому на рис.4 изображена ситуация перемены предложения: сначала повышение цены на продукт (Qs1), а затем - понижение цены (Qs3). Найдя подходящую цену и соответствующее ей количество товара на рис.4, можно легко определить, каким образом эти перемены в предложении отражаются на рынке.

Наиболее простые элементы, вызывающие изменения в предложении, - это новая технология и налоги. Налог вызовет изменение в предложении  от Qs2 до Qs1. Технология приведет к изменениям от Qs2 до Qs3. Вмешательства в систему рынка также вызовут изменения в этом графике. Например, дотации на продукт могут привести к изменению предложения. Нормирование товара тоже подрывает предложение.

 Рыночное равновесие представляет собой ситуацию, при которой интересы покупателей и продавцов совпадают. Это выражается в том, что количество товаров, которое продавцы хотят и могут продать по определенной цене, совпадает с количеством товаров, которые покупатели хотят и могут купить по этой же цене.

Равновесное положение рынка можно выразить на графике (рис.5).

 


Р                                                                                 Qs          


pe                                                           Е


                                                                                         Qd

 


                                                   qe                                                    Q

Рис. 5 Равновесное состояние рынка

Есть понятия определяющие с качественной и количественной стороны равновесное состояние рынка. Это понятие единственности и устойчивости равновесия. Равновесие единственное, если : 1. Оно присутствует 2. Ему соответствует единственное значение P и Q.

Рассмотрим примеры состояния рынка на котором это условие не соблюдается (рис. 6).   

     Р                                                                                       Р

 


             Qd                  1                  Qs                                                     Qd                           Qs

                                                                                              A       

 


     Ре                                                                                                          B                                                2


                   Qs                                                        Qd                                         Qs                                            Qd

                                     А                В                    Q                                           Qe                                         Q

 


  P                                                                                         P  

                   Qd                                                                                                                 Qs

 


                                                                  Qs       

                                              3                                                                   4


 


                                                                                                                                        Qd   

 


                                                                      Q                                                                                 Q


Рис. 6. Примеры         

Примеры 1 и 2 иллюстрируют множественность состояния равновесия. На примере 1 при одной и той же цене Ре может быть продано любое количество товара на отрезке АВ. На примере 2 при одном и том же значении Qe товар может быть продан по различным ценам в отрезке АВ. Пример 3 иллюстрирует ситуацию в которой объем предложения всегда превышает объем спроса. Пример 4 иллюстрирует ситуацию при которой товар не доступен для покупателей при любой цене, которые предлагаются продавцом на рынке. Для любого количества товара цена продавца превышает цену, которую готов заплатить покупатель.

Устойчивым равновесие называется тогда, когда рынок, после любого нарушения равновесия способен самостоятельно вернуться к равновесному состоянию (рис.7).  


Р

 


                                                            

 


                                                            

                                                                                                                                    

 


                                                                                                                           Q                                                                                                                           

Рис.7 Паутинообразная модель рынка                                                                                       

Эта модель называется паутинообразной моделью рынка. Ее впервые разработал Вальрас. Она также называется моделью с затухающими колебаниями цены. С течением времени цена возвращается к своему равновесному значению, дефицит и излишек стремятся к нулю, объем продаж стремится к Qe. Движущими силами приводящими рынок к равновесию является конкуренция продавцов и покупателей.  

В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у покупателей, ни у продавцов нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Взаимодействие спроса и предложения, колебательное движение цен как его результат выражают сущность закона спроса и предложения.

А.Маршалл правильно считал, что закон спроса и предложения есть результат действия более фундаментальных причин, способ реализации единства производства и потребления в рыночной экономике. Этот закон -  всеобщая форма, через которую реализуется действие основных факторов, определяющих движение производства и цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. «Экономика» С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи

   Изд. «Дело»,Москва,1993

2. «Экономикс» Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стенли Л.Брю

  том 1. Изд. «Республика», Москва, 1992

3. «Курс экономической теории» под ред.  М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой

  Изд. «АСА», Киров, 1994

4. «Экономическая теория» Носова С.С.

    Изд. «Владос», Москва, 1999

5. «Экономическая теория» К.Ховард, Г.Журавлева, Н.Эриашвили

    Изд. «ЮНИТИ», Москва, 1998

6. «Экономика» Том 1 и 2 П.Самуэльсон   

   Изд. НПО «АЛГОН» «Машиностроение», Москва, 1997


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.