скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Теневая экономика в России

Организованная преступность в силу своей природы склонна к нарушению национальных границ. В результате ее деятельности государства сохраняют суверенитет в формальном смысле этого слова, однако, если они не способы поставить под контроль ввоз оружия, людей и наркотиков на свою территорию, то суверенитет утрачивает многое из своего реального значения.

12.Позитивные стороны теневой экономики.

Теневая экономика оказывает в ряде случаев и положительное воздействие на экономические процессы. Это присуще, прежде всего, некрминализованной ее части. Например, это может относиться к позитивной экономической деятельности, скрываемой от учета и налогообложения и вносящей вклад в производство ВВП.

К числу положительных сторон скрытой экономической деятельности можно отнести возможность предотвращения банкротства частного лица или предприятия и обеспечение занятости части населения.

Некоторые социологи рассматривают нелегальный сектор как реакцию на безразличие и враждебность к человеку в современном обществе. Этому сектору, в отличие от легального свойственна меньшая отчужденность, а сделки носят более личностный характер. Покупатель и продавец сами ищут контакты, поскольку опасность разоблачения не позволяет продавцу предложить свои услуги обычным способом. Деловые отношения, кроме того, требуют личного доверия. Работающий нелегально всегда должен быть уверен, что работодатель не сообщит контрольные сведения властям. А тот, кто платит без квитанции, вряд ли сможет обратиться в суд, если товар или качество труда окажутся не на уровне.

В заключение можно отметить, что все же большая часть исследователей считают подпольную работу в основном негативным феноменом. Нелегальная деятельность может дать некоторые преимущества практикующим ее предприятиям (увеличение прибыли), работникам (получение возможности трудиться) или потребителям (возможность получить товары и услуги по более низким ценам). Нелегальная деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков. Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно - другим экономическим агентам, действующим в рамках закона. Среди всех форм криминальной экономической деятельности наибольшую опасность представляет сегодня деятельность организованной преступности. Последствия ее деятельности не ограничиваются социально-экономической сферой и затрагивают практически все стороны общественной жизни.

На восьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями отмечено, что организованная преступность иногда глубоко проникает в государственную администрацию и политические структуры, включая вооруженные силы. Она подрывает демократический процесс, размывает этические нормы и являет причиной покорности, а ее последствия пронизывают все аспекты жизни общества.  В руководстве для дискуссии на девятом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями отмечено следующее: "Организованная преступность создает прямую угрозу национальной и международной безопасности и стабильности и представляет собой фронтальную атаку на политические и законодательные власти, а также создает угрозу самой государственности. Она нарушает нормальное функционирование социальных и экономических институтов компрометирует их, что приводит к утрате доверия к демократическим процессам. Она подрывает процесс развития и сводит на нет достигнутые успехи. Она ставит в положение жертвы население целых стран и эксплуатирует человеческую уязвимость, извлекая при этом доходы. Она охватывает, опутывает и даже закабаляет целые слои общества, особенно женщин и детей, и вовлекает их в различные и взаимосвязанные преступные предприятия, в частности в проституцию".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой

3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России

Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты экономической преступности. Сущностью социально-правового контроля над экономической преступностью в самом общем виде является установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая присутствует здесь лишь в той мере, в какой выполняет предупредительную функцию при неэффективности других мер. Большинством криминологов признается, что именно социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями. Как отмечает В.В. Лунеев, "…коэффициент корреляции между углублением социально-правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим развитием и уровнем преступности"1.

Зарубежные и отечественные криминологи отмечают взаимосвязь и взаимообусловленность между гражданскими, административными правонарушениями и преступлениями. В особенности это касается правонарушений и преступлений в сфере экономики. Они имеют общие детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника и деликатной личности, совершаются в одинаковых типичных условиях, порождены сходными причинами и имеют единую направленность. Поэтому эффективная борьба с менее опасными видами правонарушениями - административными, гражданско-правовыми, финансовыми, которую осуществляют контролирующие органы, является эффективным средством предупреждения преступности в сфере экономики.

Объектами социально-правового контроля являются материальные и финансовые средства, экономическая деятельность различных субъектов экономических отношений. В зависимости от субъектов контроля различают следующие его виды:

Государственный контроль - осуществляется государственными органами.

Контроль негосударственных организаций. В зависимости от конкретного субъекта можно выделить:

  • банковский контроль - его субъектами выступают коммерческие банки;
  • страховой контроль - осуществляется страховыми организациями при страховании ответственности, а также при некоторых видах имущественного страхования и страхования предпринимательских рисков;
  • потребительский контроль - осуществляется потребителями и обществами защиты прав потребителей.
  • аудиторский (независимый) контроль - осуществляется специализированными негосударственными аудиторскими организациями;
  • контроль, осуществляемый специализированными негосударственными организациями на договорной основе (частные охранные, консалтинговые и другие организации на рынке услуг безопасности экономической деятельности).
  • Внутренний контроль - осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов: подразделения внутреннего аудита, ревизионные комиссии, службы экономической безопасности организаций.

В зависимости от предмета и сферы контроля различают:

·    финансовый контроль (в том числе - налоговый, валютный, бюджетный, аудиторский и т.п.)

  • финарегистрационный контроль - контроль за соблюдением законодательства при регистрации субъектов предпринимательской деятельности;
  • лицензионный контроль и надзор - контроль за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию;
  • антимонопольный контроль - контроль за соблюдение антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления;
  • контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей;
  • контроль за соблюдением законодательства в отдельных сферах экономики и на отдельных рынках, в том числе - на рынке ценных бумаг, в сфере страхования, негосударственного пенсионного обеспечения, в сфере торговли, в сфере оборота алкогольной продукции.

Регистрационный контроль. Это вид государственного контроля, осуществляемого Государственной регистрационной палатой. Этот орган производит регистрацию предприятий различных организационно-правовых форм. Законом РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" полномочия по регистрации предпринимательской деятельности предоставлены также районной, городской и районной в городе администрации (и. 5 ст. 57, и. 5 ст. 68, и. 3 ст. 78).

Разрешительный способ возникновения юридических лиц является средством контроля за надлежащим их образованием, который позволяет осуществлять предварительный контроль до фактического начала их деятельности. Контроль при создании предприятий имеет целью исключить или воспрепятствовать осуществлять незаконную экономическую деятельность. В частности, в интересах борьбы с коррупцией не могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей и работать по совместительству в коммерческих структурах должностные лица органов государственной власти и управления и государственные служащие.

Юридический статус любое предприятие приобретает только в результате государственной регистрации. При внесении изменений и дополнений в уставные документы учредитель обязан представить их на перерегистрацию. В процессе перерегистрации регистрационная палата и местная администрация осуществляют текущий контроль за их деятельностью. Несовершенство действующего законодательства о регистрации предприятий в определенной степени способствует криминализации экономики. Гражданский кодекс РФ (ст. 51) по этому вопросу делает отсылку на закон о регистрации юридических лиц, который не принят.

Специалистами предложены ряд мер по усилению регистрационного контроля предпринимательской деятельности. К ним, в частности, относятся - установление ответственности за нарушение порядка регистрации как для потенциальных руководителей регистрируемых предприятий, так и для должностных лиц регистрирующих органов; предусмотреть правовые основания для отказа в регистрации некоторым категориям лиц (например, ранее судимым за корыстные или корыстно-насильственные преступления, в отношении которых возбуждены уголовные дела либо имеются иные достоверные данные об их противоправной деятельности).

Лицензионный контроль и надзор. Лицензирование различных видов деятельности регулируется Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.)

Целью лицензирования является обеспечение защиты интересов потребителей, повышение качества обслуживания населения, соблюдение градостроительных, экологических и санитарных норм, правил торговли.

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

  • лицензирование;
  • надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
  • приостановление действия лицензий;
  • возобновление действия лицензий;
  • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • формирование и ведение реестра лицензий.

Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами.

Лицензирующие органы имеют право:

  • проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;
  • запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
  • выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
  • выносить предупреждение лицензиату;
  • осуществлять иные предусмотренные законодательством полномочия.

Государственные надзорные и контрольные органы, иные органы государственной власти при выявлении нарушений лицензионных требований и условий сообщают об этом лицензирующему органу.

Контроль за соблюдением лицензионных условий осуществляют лицензирующие органы. В случае грубых или систематических нарушений условий лицензирования лицензия аннулируется или ее действие приостанавливается.

За осуществление предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии, а также за нарушение установленных условий лицензирования предприниматели привлекаются к административной или уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ).

Антимонопольный контроль и контроль за соблюдением законодательства о правах потребителей.

Принятый 22 марта 1991 г. Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" определил организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения правонарушений, связанных с монополистической деятельностью и нарушением прав потребителей. Государственным органом, осуществляющим контроль в этой сфере является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Положение о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793.

Министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте.

Под монополистической деятельностью понимаются действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причиняющие ущерб потребителю. В статьях 5-8 Закона содержатся запреты на совершение различных действий и соглашений, ограничивающих конкуренцию.

Статья 5. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке
Статья 6. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.
Статья 7. Акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции.
Статья 8. Соглашения (согласованные действия) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию.

В статье 10 вышеуказанного Закона запрещены недобросовестная конкуренция в различных ее формах.

Министерство и его территориальные формирования имеют право давать обязательные для исполнения предписания о прекращении хозяйствующим субъектом нарушений Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Должностные лица хозяйствующего субъекта, не выполнившие в срок законное предписание Антимонопольного комитета, привлекаются к административной ответственности.          Задачи, функции, права Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства определены соответствующим Положением.            Монополистическая деятельность и ограничение конкуренции влечет в соответствии с действующим законодательством уголовную ответственность (ст. 178 УК РФ).

Торговый контроль. Важнейшими государственными органами, осуществляющими контроль в этой криминогенной сфере экономики являются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.