скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Статистический анализ инфляции и методы ее измерения

По свидетельству Госкомстата России, в структуре потребительских расходов домаш­них хозяйств доля расходов на питание остается наиболее затратной частью бюд­жета семьи. В 1995 г. она составила 52% и увеличилась по сравнению с 1994 г. на 5%. Однако эти усредненные данные - весьма желанная пропорция для многих. Помимо четверти населения, квалифицируемого стати­стикой как "бедное" (чьи доходы не достигают прожиточного минимума), суще­ствует большая группа малообеспеченных - чьи доходы чуть выше прожиточного минимума, но на серьезные непродовольственные покупки все равно не хватает средств. Так, в 1995 г. от 53 до 60% россиян имели доходы ниже 150% прожиточ­ного минимума.

Чтобы иметь представление о возможности затрат на непродовольственные товары доброй половины россиян в 1995 г., необходимо соотнести приведенные ниже средние цены на отдельные непродовольственные товары отечественного и зарубежного производства (табл. 5) с размером текущего прожиточного минимума россиянина (в ноябре 1995 г. - 313 тыс.руб.). При этом стоит принять во внимание условность приводимых Госкомстатом цен на товары, чьи качество и внешний вид остаются за пределами воображения.

Итак, цена на мужскую демисезонную куртку отечественного производства составляла в ноябре 1995 г. 60% прожиточного минимума, женское демисезонное пальто отечественного производства- 127, а отечественные детские колготки - бо­лее 3%. Что касается товаров зарубежного производства, то, судя даже по тем, весьма условным ценам, которые приведены в табл. 5, многим они недоступны.

Еще одной немаловажной и обязательной статьей расходов населения является оплата услуг. Тарифы на платные услуги населению в последние годы росли в целом быстрее, чем цены на продовольственные и тем более на многие непродо­вольственные товары [Приложение, табл. 6]. В итоге цены на платные услуги населению в декабре 1994 г. выросли по сравнению с уровнем 1990 г. примерно в 6000 раз, что как свидетельствуют вышеприведенные данные, выше вдвое общего индекса цен на продовольствие и втрое роста средних номинальных душевых доходов.

Таблица 5

Уровни цен на отдельные непродовольственные товары в ноябре 1995 г. [30, стр.130].

Товары Цена товара, за единицу, % к    прожиточному минимуму
отечественного зарубежного

Куртка мужская из смесовых тканей

на утепленной подкладке

Плащ мужской из смесовых тканей

Костюм мужской

Пальто женское демисезонное

Плащ женский из смесовых тканей

Куртка детская из смесовых тканей                  

на утепленной подкладке

Колготки женские за пару

Колготки детские за пару

Сапоги мужские за пару

Сапоги зимние женские за пару

60,3

65,0

106,5

127,0

64,0

33,2

1.7

3,1

57,8

           70,5

73,9

76,0

154,8

267,1

80,3

39,1

2,6

4,7

94,8

       139,1

В 1995 г. опережающий рост тарифов относительно цен на товары сохранился, увеличившись за год в 3,3 раза (табл. 6; Приложение, табл.6). За 1995 г. наиболее существенно для населения подорожали такие виды платных услуг, увеличение цен и тарифов, на которые регулировалось местными администрациями. Так, но данным Гос­комстата России, среди коммунальных услуг плата за газ сетевой выросла только в 1995 г. в 20 раз, за горячее водоснабжение, отопление и канализацию - в 4,5-5,1 раза, квартплата в домах муниципального жилищного фонда и эксплуатационные рас­ходы в домах ЖСК и приватизированных квартирах выросли в 4 раза.

Таблица 6

Сводные индексы потребительских цен, декабрь к декабрю

предыдущего года, раз [30, стр.130].

Товары и платные услуги 1991г. 1992г. 1993г. 1994 1994/1990г. 1995г.

1995/

1990г.

Все товары и платные услуги,  

   в том числе:

   продовольственные

     (без алкоголя)

   непродовольственные

   алкоголь

   платные услуги

2,6

2,7

3,1

1,5

1,8

26,1

26,7

26,7

24,7

22,2

9,4

9,4

7,4

7,5

24,1

3,2

3,3

2,7

2,3

6,2

2041,2

2236,2

1653,7

639,1

5970,8

2,3

2,2

2,2

2,3

3,3

4694,8

4919,7

3638,2

1470,0

19703,7

 

 

Таким образом, если в первые годы рыночных реформ снижение покупатель­ной способности доходов происходило за счет опережающего роста цен на про­довольствие и предметы длительного пользования, то затем - за счет ускоренного роста цен на платные услуги населению. Удорожание платных услуг хорошо иллюстрируют сводные индексы потребительских цен и тарифов в 1991-1995 гг., а также данные о сокращении физического объема розничного товаро­оборота до 24% по сравнению с уровнем 1990 г.(напомним вновь, что этот средний показатель завышен ростом потребления высокодоходных групп).

Официальная статистика в последнее время отмечает, что доля бытовых услуг в структуре платных услуг постепенно снижается, а доля услуг пассажирского транспорта и жилищно-коммунальных услуг, наоборот, растет. Это объясняется опережающим ростом цен на соответствующие услуги. На сегодняшний день доля бытовых услуг в общей структуре платных услуг составляет 19%, а пассажирского транспорта и жилищно-коммунальных услуг - по 24%.


Основные выводы.

1.В настоящее время инфляция - один из самых опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом; инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций; искажает реальную картину финансовых результатов производства, уровень и динамику потребления товаров и услуг; не позволяет правильно определять и взимать налоги, оценить имущество, реально определить доходы и расходы населения и предприятий.

2.Инфляция может быть вызвана различными причинами, основными из которых являются:

- диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета;

 -   инфляционно опасные инвестиции -  преимущественно милитаризация экономики;

-   отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части; 

 - “импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны;

             - инфляционные ожидания - возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера.

 Также выделяют две альтернативные концепции причин инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложения.

        3. В мировой статистической практике применяются разные методы и приёмы измерения уровня, динамики и степени влияния инфляционных процессов на различные экономические показатели. Но самым надёжным и доступным методом измерения инфляционных процессов считается индексный метод, который может применятся для оценки влияния инфляции как на макроэкономические показатели, так и на результаты финансовой деятельности предприятий.

       4.В связи с применением индексного метода возникают методологические проблемы: способ  расчета индексов; методика статистики цен для построения и корректировки индексов; отбор базовых показателей за период, охваченный анализом; пересчёт выделяемых показателей из фактических в постоянные цены, используя соответствующий индекс цен.

        5. Для удобства компиляции практически все официальные индексы в индустриальных странах рассчитываются на основе формулы Ласпейреса для отношений цен к базовому   периоду.

       6.Наибольшее применение в российской статистической практике находит индекс потребительских цен. Расчет индекса потребительских цен производится на базе информации, полученной из двух источников:

—          данных об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;

—         данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.

        7. Одной из важнейших проблем при построении индекса потребительских цен, является учет сезонной составляющей по сезонным продуктам.        Наблюдение за ценами и тарифами на потребительском рынке показывает, что цены некоторых товаров и услуг подвержены заметным сезонным колебаниям в течении года. В настоящее время при расчете индекса потребительских цен Госкомстат России применяет ряд методов сезонной корректировки, одним из которых является замена товаров.

 8. Для анализа влияния инфляционных процессов на финансовые результаты деятельности предприятий применяется факторный метод, который за несколько этапов позволяет показать изменение прибыли и рентабельности, а также оценить влияние инфляции на каждый из факторов, от которых зависит прибыль и рентабельность предприятия.

 9. Индексный метод применим и для учёта влияния инфляции на макроэкономические показатели. Используя для каждого показателя соответствующий индекс, можно получить значение этого показателя в постоянных ценах и проанализировать его изменение.

10. Инфляция оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности нефинансовых предприятий. Причём отрицательное влияние инфляции на себестоимость реализованной продукции меньше, как правило, чем положительное влияние на выручку от реализации, то есть прибыль и рентабельность предприятия снижаются.

11. Для статистического анализа влияния инфляции на уровень жизни населения используются не только размеры текущих доходов и заработной платы в сопоставимых ценах, но также динамика цен на услуги, продовольственные и непродовольственные товары.

12. Несмотря на  постепенное снижение инфля­ции в России в 1990-1995 гг. продолжается сокращение реальных доходов. По сравнению с уровнем 1990 г. средние душевые доходы сократились, по крайней мере, в 1,5 раза. Однако переоценка лишь номиналов доходов с учетом инфляции неспособна дать пол­ноценной картины снижения покупательной способности доходов, так как цены на основные продукты питания, первоочередные товары длительного пользования и платные услуги росли под воздействием инфляции значительно более высокими темпами, нежели дохо­ды населения. Кроме того, значительная концентрация доходов в высшей доход­ной группе [Приложение, табл.5] населения способствует заметному завышению показателя средних душевых доходов и занижению  доли заработной платы в структуре доходов ря­довых россиян. Таким образом подтверждается тезис о том, что инфляция является не только экономическим, но и социальным явлением, задевающим интересы абсолютного большинства населения нашей страны.

 

  

Список литературы.

1.   Жуков Е.Ф.  Общая теория денег и кредита.  М.: Банки и биржи, 1995.

2.   Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ, 1993

3.   Красавина Л.Н.  Инфляция в условиях современного капитализма. М.: Финансы, 1980

4.   Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., 1991, гл. 7, 8.

5.   Маконнелл К, Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1993, т. 1, 2.

6.   Самуальсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1964.

7.   Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости. 1991. Гл. 15, 22.

8.   Чепурин М.Н.  Курс экономической теории.  Киров.: АСА, 1995.

9.    Макроэкономика ( Часть II ).  Учебно-методическое пособие  ГАСБУ.

М., 1994.

10.Инфляция: причины и закономерности // Вопросы экономики, 1992,. № 2.

11. Клупт М.А., Силинский В.П. Международная экономическая статистика. СПб., 1993.

12. Ключник В.П. Макроэкономические проблемы инфляции и безработицы. Владивосток, 1994.

13. Асфатуллин В.Г. Инфляционные процессы в РФ. Калуга,1997.

14. Усенко Д.Н. Инфляция: причины и следствия. СПб.,1994.

15. Давыдов А.Ю. Инфляция в экономике. М., 1991.

16. Российский статистический ежегодник. М., 1998.

17. Методологические положения по статистике. М.: Логос, 1996.

18. Статистический словарь. М., 1996.

19. Экономическая статистика/ Учебник. М.: Инфра-М, 1998.

20. Чобану К. Методика расчёта влияния инфляционных процессов на финансовые результаты деятельности предприятий // Вопросы статистики, 1996, № 4.

21. Чобану К. Статистическая оценка уровня воздействия инфляции на показатели СНС // Вопросы статистики, 1997, №7.

22.  Ремизов А. Инфляция и дефляторы // Вестник статистики, 1993, № 11.

23. Горячева И. Построение индекса потребительских цен в условиях высокой (замедляющейся) инфляции // Вопросы статистики, 1998, № 2.

24. Статистика цен на современном этапе // Вестник статистики, 1992, № 7.

25. Гольдина Л., Пахомов Ю. Об индексе потребительских цен // Вестник статистики, 1992, № 10.

26. Балоцкий Е., Гриценко Г. Движение денежной массы и общего индекса цен // Экономические науки, 1992, № 2.

27. Социальное развитие и уровень жизни // Вестник экономики, 1999, № 6.

28. Проблематика доходов населения в переходный период // Российский социально-политический вестник, 1998, № 1.

29. Актуальные вопросы социальной и демографической статистики. М., 1997.

30.Московская А.А. Динамика реальных доходов населения России в 1990-е годы // Проблемы прогнозирования, 1997, № 4.

31. Чепурина М.Н. Курс экономической теории. К.: Аса, 1995.

32. Булатов А.С.  Экономика.  М.: Бек. 1996, Гл. 14.

33. Уровень жизни населения и структура доходов // Экономист, 1995, № 10.

34. Доверие к статистике // Вестник статистики, 1992, № 7.

 

Приложение

Таблица 1

Индексы цен, дефляторы и индексы физического объёма, используемые для измерения влияния инфляции на показатели СНС[21].

Наименование показателей СНС Индексы, используемые для дефляции Наименование показателей СНС Индексы, используемые для дефляции
1.Выпуск товаров и услуг – всего Индекс-дефлятор валового выпуска торговля

индексы физического объёма товарооборота

сводные индексы потре-бительских цен

в том числе по отраслям:

прмышленность

индексы цен производителей

индексы физического объёма

экспорт и импорт товаров и услуг индексы цен на экспортную и импортную продукцию и услуги
сельское хозяйство

индексы средних цен реализации сельхозпродуктов

индексы физического объёма сельхоз товаров

индексы изменения чис-ленности занятых в сфере услуг с/х

здравоохранение, образование, куль-тура и искусство

индексы потребительских цен

индексы на элементы затрат

индекс числа посещений

индекс численности уча-щихся и студентов

индекс численности оьслуженных туристов и др.

лесное хозяйство индекс изменения численнос-ти занятых в л/х коммунальное хозяйство индексы отпуска газа, воды, энергии потребителям
строительство

индекс цен на строительную продукцию

индекс стоимости 1 кв.м общей полезной площади

индексы цен на строительные работы

чистое потребление ценностей индексы потребительских цен на ювелирные изделия
транспорт

индексы тарифов на перевозки

индекс грузооборота

индекс пассажирооборота

жилищное хозяй-ство

индексы цен на жилищные услуги

индексы по элементам затрат

индекс площади жилфонда

дорожное хозяйство

индекс протяжённости дорог

индекс цен на строительно- монтажные работы

наука, финансы, кредит, страхова-ние,управление и оборона индекс численности занятых

       Таблица 1

(продолжение)

Наименование показателей СНС Индексы, используемые для дефляции Наименование показателей СНС Индексы, используемые для дефляции
связь

индексы тарифов по видам услуг связи

индексы количества поч-товых отправлений

индексы числа междугородн-ых разговоров

Элементы добав-ленной стоимости  2.Налоги на произ-водство и импорт, субсидии и т.д.

индексы, характеризующие изменение объёма оказания налогооблагаемых услуг

расчётные коэффициенты

3.Промежуточное потребление

индексы цен производителей

индексы цен покупателей

индексы цен на платные услу-ги

индекс численности занятых

4.Потребление основного капитала индекс-дефлятор валового накопления основного капи-тала
5.Оплата труда на-емных работников индекс средней номинальной заработной платы 6.Прибыль/смеша-нный доход индекс номинальной заработ-ной платы
7.Расходы на коман-дировки, на подго-товку кадров и др. индекс численности занятых 8.Текущие налоги на доходы, богатство и др. индексы соответствующих налогов
9.Доход от собст-венности индекс арендной платы 10.Социальные по-собия индекс цен по видам пособий
11.Социальные трансферты индексы соответствующих видов трансфертов 12.Сальдо первич-ных доходов дефлятор по счёту распреде-ления первичных доходов
13.Располагаемый доход дефлятор по счёту вторич-ного распределения доходов 14.Сбережение дефлятор по счёту использо-вания располагаемого дохада

Компоненты ко-нечного исполь-зования ВВП

15.Расходы на ко-нечное потребление домашних хозяйств

Сводные индексы потреби-тельских цен 16.Расходы на ко-нечное потребление госучреждений и не-коммерческих орга-низаций, обслужива-ющих дом.хозяйства

индексы средней номиналь-ной заработной платы

индексы потребительских цен на социальные транс-ферты

численность занятых

17.Сбережения по секторам экономики индекс-дефлятор накопления 18.валовое накопле-ние основного капи-тала индекс-дефлятор накопления

Капитальные вло-жения

19.Продукция строительства

индекс-дефлятор капиталь-ных вложений

индекс цен строительной про-дукции

20.Стоимость смон-тированных машин оборудования и т.д. индекс цен производителей на продукцию машинострое-ния

Таблица 1

(окончание)

Наименование показателей СНС Индексы, используемые для дефляции Наименование показателей СНС Индексы, используемые для дефляции
21.Капитальный ремонт

индекс цен строительной про-дукции

индекс цен ремонтных работ

22.Капитльный ре-монт оборудования, дорог и т.д. индекс цен продукции ре-монтных организаций
23.Прирост основ-ных фондов – скот (стоимости поголо-вья скота) прямой пересчёт инвентарной стоимости головы в базисном году

Накопление мате-риальных оборот-ных средств

24.Прирост товаров в пути

индекс цен производителей
25.Прирост матери-альных оборотных средств (промышле-нной продукции)

индекс-дефлятор материаль-ных оборотных средств

система индексов цен произ-водителей

26.Прирост незавер-шенного (оплачен-ного) строительства индекс цен строительной продукции
27.Прирост запасов продукции с/х прямой пересчёт: цены базисного года 28.Прирост оборот-ных фондов – скота на откорме и т.д. инвентарная стоимость базисного года
29.Прирост незавер-шенного с/х произ-водства по сабестоимости базисного года 30.Прирост продук-ции лесного хозяй-ства темпы роста численности за-нятых в л/х
31.Прирост запасов государственных материальных ре-зервов индекс цен производителей 32.Продукция про-чих видов деятель-ности индексы заготовки
33.Чистые покупки земли и нематери-альных активов средневзвешенный индекс цен на платные и бесплатные услуги 34.Сальдо внешней торговли индекс цен внешней торговли
35.Сальдо доходов от внешнеэконо-миеской деятель-ности средний индекс-дефлятор чистого внутреннего продук-та 36.Переданные ка-питальные транс-ферты другим стра-нам средний индекс цен чистого внутреннего продукта
37.Приобретение оборудования и инвентаря бюджет-ными орг-ми индекс оптовых цен на продукцию машиностроения и др. 38.Выбытие основ-ного капитала индекс-дефлятор капитало-вложений в целом
39.Чистое приобре-тение финансовых активов дефлятор по финансовому счёту 40.Капитальные трансферты индексы налогов, связанные со строительством

Таблица 2

Основные социально-экономические индикаторы

уровня жизни населения [16, стр. 207].

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997

Денежные доходы (в среднем на душу населения в месяц)*, тыс. руб.

Реальные располагаемые денеж-ные доходы, в процентах к предыдущему году

Среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике*, тыс. руб.

Средний размер назначенных пенсий (в ме-сяц)*, тыс. руб.

Величина прожиточного минимума

(в среднем на душу населения в месяц), тыс. руб.

Численность населения с денежными доходами ниже величины  прожиточного минимума:

     млн. человек

     в процентах от общей численности           

     населения

Соотношение с величиной прожиточного минимума***, процентов:

      среднедушевых денежных доходов

      среднемесячной начисленной  заработ-   

      ной платы

      среднего размера назначенной     месяч-

      ной пенсии

Коэффициент фондов, раз

215

303

102

466

548

185

4,5

4,0

52,5

6.0

1,6

1,9

49,7

33,5

210

281

117**

8,0

45,2

116,4

58,7

19,9**

20,6

46,9

31,5

219

254

138**

11,2

206,3

112,9

220,4

78,5**

86,6

33,3

22,4

238

226

129**

15,1

515,4

84,9

472,4

188,1**

264,1

36,6

24,7

195

159

101**

13,5

761,9

99,3

790,2

302,2**

369,4

32,7

22,1

206

190

116**

13,0

922,8

103,4

950,2

328,1**

411,2

30,7

20,8

224

206

113**

13,2

*До 1992г. – в рублях.

**С учётом компенсации.

***Соответствующей социально-демографической группы населения.

****Совокупный доход (с учётом стоимости чистой продукции личных подсобных хозяйств населения).

Таблица 3

Изменение основных социально-экономических индикаторов жизни населения (в процентах к предыдущему году)[16, стр. 208].

1992 1993 1994 1995 1996 1997

Реальная начисленная заработная плата

Реальные денежные доходы

Реальный размер назначенной месячной пенсии*

Величина прожиточного минимума

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

67

53

52

100,4

116

131

в10,9 р

94,4

92

112

97

в 4,2 р.

71,0

72

84

81

в 3.1 р.

110

106

99,6

109

139,9

89

105

103

95

111,3

94,5

*С учётом компенсации.

Таблица 4

Покупательская способность среднедушевых денежных доходов населения

(в месяц; килограммов) [16,стр. 222].

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997

Продовольственные товары

говядина

рыба свежая

масло животное

масло растительное

молоко цельное, л

яйца, шт.

сахар-песок

хлеб и хлебобулочные изде-

лия из пшеничной муки

картофель

капуста свежая

68

205

61

126

717

1955

239

551

500

632

53

150

52

127

879

1864

208

548

335

358

36

86

20

60

443

1277

73

257

273

270

37

76

31

76

404

1533

103

380

402

238

58

75

43

81

355

1551

185

272

391

209

49

71

26

62

235

1318

136

190

292

239

56

78

37

83

257

1388

193

170

373

247

47

85

40

105

304

1577

219

193

470

320

Таблица 5

Распределение общего объёма денежных доходов населения

(в процентах) [16, стр. 223].

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997

Денежные доходы – всего

в том числе по 20-процентным

группам населения

первая (с наименьшими доходами)

вторая

третья

четвертая

пятая (с наибольшими доходами)

коэффициент Джини

100

9,8

14,9

18,8

23,8

32,7

100

11,9

15,8

18,8

22,8

30,7

0,26

100

6,0

11,6

17,6

26,5

38,3

0,29

100

5,8

11,1

16,7

24,8

41,6

0,4

100

5,3

10,2

15,2

23,0

46,3

0,41

100

5,5

10,2

15,0

22,4

46,9

0,38

100

6,2

10,7

15,2

21,5

46,4

0,37

100

6,2

10,6

15,1

21,4

46,7

0,37

Таблица 6

Индексы потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги населению* (в процентах) [16, стр.718].

Год Все товары и услуги в том числе
продовольственные товары непродовольствен-ные товары платные услуги населению

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

260,4

2608,8

939,9

315,1

231,3

121,8

111,0

236,1

2626,2

904,9

314,1

223,4

117,7

109,1

310,7

2673,4

741,8

269,0

216,3

117,8

108,1

178,8

2220,5

2411,2

622,4

332,2

148,4

122,5

*Декабрь к декабрю предыдущего года.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.