Реферат: Сравнительный анализ факторных рынков и их современное состояние в России
Номинальная и реальная заработная плата. Заработная плата — это цена особого рода, с величиной которой тесно связан уровень жизни населения. Она подразделяется на номинальную и реальную. Номинальная заработная плата представляет собой сумму денег, получаемую за выполнение некоторой трудовой услуги. Реальная заработная плата выражается в том количестве товаров и услуг, которые могут быть куплены на номинальную заработную плату.
Оценивая соотношение названных понятий, важно подчеркнуть, что в реальной заработной плате проявляется покупательная способность заработной платы номинальной, а сама эта покупательная способность находится в прямой зависимости от величины номинальной заработной платы и в обратной — от уровня цен на потребительские товары и услуги. Данную зависимость можно изобразить в виде формулы: W (реальная)= W (номинальная) / Р.
Отсюда понятно, что реальная заработная плата возрастет с увеличением номинальной оплаты труда, но сокращается при увеличении цен (особенно резко происходит это сокращение в условиях инфляции).
Формы заработной платы. Заработная плата выступает в двух основных формах: повременная и сдельная.
Повременная заработная плата – денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества отработанного им времени (час, день, неделя, месяц).
Сдельная заработная плата – денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества произведенной им продукции.
1.1.3. Марксистское понимание заработной платы и эксплуатации труда.
В экономическом учении К. Маркса, опирающемся исключительно на трудовую теорию стоимости, капитализм получил развернутую (фундаментальную) характеристику и осуждение в качестве системы жесточайшей эксплуатации наемного труда.
По теории К. Маркса, капитализм начинается с того момента, когда специфическим рыночным товаром становится не труд, а рабочая сила человека. Под рабочей силой понимается способность человека к труду, и именно эту способность покупает у рабочего капиталист, т.е. собственник средств производства. Рабочая сила как товар имеет два свойства: стоимость и потребительную стоимость (т.е. полезность для потребителя).
Стоимость рабочей силы равна стоимости всех средств существования, необходимых рабочему для воспроизводства (восстановления) способности к труду. Заработная плата как раз и представляет собой денежное выражение стоимости товара рабочая сила.
Потребительная стоимость этого товара заключается в удивительной способности наемного рабочего создавать своим живым трудом новую стоимость, по размерам превышающую саму стоимость рабочей силы. В самом деле, в обычных условиях работник способен создать больше экономических благ, чем нужно, чтобы прокормить его самого. Собственно, ради этого его и нанимают. В противном случае покупка рабочей силы просто не имела бы смысла.
Стоимость создаваемых рабочим товаров, таким образом, делится на две части:
1) эквивалент стоимости рабочей силы, компенсацию за затрату которой рабочий получает в форме зарплаты;
2) прибавочную стоимость, безвозмездно присваиваемую капиталистом.
Иными словами, наемный рабочий лишь одну часть рабочего дня работает на себя (необходимое время), получая за это время заработную плату, а другую — безвозмездно на капиталиста (прибавочное время).
Процесс эксплуатации наемного труда. Покупка капиталистом на рынке специфического товара «рабочая сила» и выплата им рабочему соответствующей заработной платы именно за этот товар (а не за весь труд) — таким предстает механизм эксплуатации наемного труда в марксистской теории. Отсюда следует, что система наемного труда обязательно должна обладать внутренней эксплуататорской природой, что это закономерное свойство всякого капиталистического рынка.
1.1.4. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция на рынке трудовых ресурсов предполагает наличие четырех главных признаков:
1) предъявление спроса на определенный вид труда (т.е. на работников конкретной квалификации и профессии) достаточно большим количеством конкурирующих между собой фирм;
2) предложение своего труда всеми работниками одной и той же квалификации и профессии (т.е. входящими в состав некоторой неконкурирующей группы) независимо друг от друга;
3) отсутствие какого-либо одного объединения со стороны как покупателей трудовых услуг (монопсония), так и их продавцов (монополия);
4) объективная невозможность агентов спроса (фирм) и агентов предложения (работников) устанавливать контроль за рыночной ценой труда, т.е. принудительно диктовать уровень заработной платы.
Рассмотрим сначала динамику спроса и предложения труда на рынке совершенной конкуренции применительно к отдельно взятой фирме (рис. 1).
W Рис. 1. Предложение труда и спрос на
него для отдельной фирмы в условиях
A совершенной конкуренции.
В SL = MRC
W0
DL = MRP
0 L
L0
График показывает: при совершенной конкуренции, во-первых, предложение труда абсолютно эластично (прямая SL параллельна оси абсцисс) и, во-вторых, предельные издержки на трудовой ресурс (MRC) постоянны и равны цене труда, т.е. ставке заработной платы (W0). Причины такого вида графика предложения очевидны: фирма — совершенный конкурент столь мала, что изменения спроса на труд с ее стороны не оказывают никакого влияния на рынок. Сколько бы она ни наняла работников, ей придется платить им одну и ту же — уже установившуюся на рынке — заработную плату и, следовательно, нести при каждом новом принятии на работу одни и те же предельные издержки, т.е. SL = MRC = W0.
Для фирмы выгодно увеличивать найм работников вплоть до численности Lo, соответствующей точке пересечения линий предложения и спроса (В), когда величина предельных издержек на труд (MRC) будет равна предельному денежному продукту (MRP). Заштрихованная площадь фигуры ОАBL0 соответствует общему доходу фирмы, где одна его часть (площадь прямоугольника OW0 BL0) образует ее общие издержки на заработную плату (ставка зарплаты W0 перемножается на число наемных работников L0), а другая (площадь треугольника W0AB) выступает в качестве чистого дохода (прибыли) от применения трудовых ресурсов.
При переходе от отдельной фирмы к отрасли, представляющей собой всю совокупность фирм, графики спроса и предложения труда примут другой вид (рис. 2).
W
Рис. 2. Предложение труда и спрос
на него для отрасли в условиях
W1 совершенной конкуренции.
W0 0
L0 L0 LS L
Здесь видно пересечение разнонаправленных кривых спроса и предложения в точке равновесия, где формируются равновесная ставка заработной платы (W0) и равновесное число занятых работников (Lo). Именно эта складывающаяся на уровне отрасли цена труда по отношению к фирме выступает в качестве рыночной реальности или данности, которую той приходится безропотно принимать.
В условиях совершенной конкуренции непосредственно проявляется действие классических законов саморегуляции рынка. В точке равновесия одинаково отсутствуют как избыток, так и дефицит рабочей силы (спрос точно равен предложению). А это значит, что нет ни безработицы с ее негативными социальными последствиями ни нехватки рабочих рук, которая ведет к снижению мотивации труда, уменьшению требовательности руководства фирм к персоналу и т.п. Равновесие носит устойчивый характер: обратные связи гасят случайные отклонения от него. Так повышение цены труда (на графике до уровня W1) ведет к увеличению предложения (до величины LS) и сокращению спроса на труд (до величины L0). Возникает избыток предложения рабочей силы (LS>LD). Часть желающих поступить на работу не находит вакансий, начинается конкуренция, в ходе которой работники соглашаются на пониженную зарплату, лишь бы быть нанятыми. Постепенно цена труда снижается до исходного уровня.
1.1.5. Монопсония на рынке труда.
Монопсония на рынке труда означает наличие на нем единственного покупателя трудовых ресурсов. Единственный работодатель противостоит здесь многочисленным независимым наемным рабочим.
Основные признаки монопсонии:
1) сосредоточение основной части (или даже всех) занятых в сфере определенного вида труда на одной фирме;
2) полное (или почти полное) отсутствие мобильности работников, не имеющих реальной возможности сменить работодателя при продаже своего труда;
3) установление монопсонистом (единственным работодателем) контроля за ценой труда в интересах максимизации прибыли. Проиллюстрируем вначале монопсоническую ситуацию на рынке труда с помощью условных данных (табл. 1).
Таблица 1. Предельные издержки на трудовой ресурс (МRС1 ) при монопсонии
Число занятых работников (L) |
Ставка заработной платы (W) |
Общие издержки на оплату труда (TRC1) |
Предельные издержки на трудовой ресурс (MRC1) |
(1) | (2) | (3) = (1) * (2) | (4) |
1 2 3 4 |
2 4 6 8 |
2 8 18 32 |
2 6 10 14 |
Главное, что отличает ситуацию при монопсонии от совершенной конкуренции, — рост ставок заработной платы при найме увеличивающегося числа работников. Другими словами, если для компании — совершенного конкурента предложение труда абсолютно эластично и фирма может нанять любое потребное ей число работников по одной и той же ставке, то при монопсонии график предложения имеет обычный, повышающийся с ростом цен вид. И это непонятно: монопсонист—фактически фирма-отрасль. Увеличение его спроса на труд автоматически означает и рост общеотраслевого спроса Чтобы привлечь дополнительных рабочих, их приходится переманивать из других отраслей. Соотношение спроса и предложения в экономике меняется, цены на труд растут.
Монопсония на рынке труда выражается также в том, что для фирмы-монопсониста предельные издержки, связанные с оплатой трудовых ресурсов, растут быстрее ставки заработной платы (ср. колонки 4 и 2 в табл. 1). Действительно, пусть фирма решила нанять дополнительно к двум рабочим третьего (переход от второй к третьей строке в таблице). Каковы будут ее дополнительные издержки? Во-первых, придется платить зарплату третьему рабочему (6 единиц, см. таблицу), т.е. в этой части предельные издержки вырастут в соответствии с ростом ставки заработной платы. Но этим добавочные расходы не ограничатся. Во-вторых, фирма должна будет повысить ставку заработной платы двум уже работавшим с 4 единиц до того же уровня в 6 единиц. В итоге заработная плата вырастет только с 4 до 6 единиц, но предельные издержки увеличатся с исходного уровня в 6 единиц до 10 единиц (действительно: 6 + [2 х (6 - 4)] = 10).
Последствия этой ситуации хорошо видны на графике (рис. 3).
W
Рис. 3. Предложение
труда и спрос на него
в условиях монопсонии
В
W0 О
WM М
LM LO
L
Кривая предельных издержек на труд (MRC1) расположена выше кривой ставок зарплаты, по которым предлагается труд (SL). При этом кривая спроса на труд (DL, совпадающая для фирмы с кривой денежного предельного продукта труда (MRPL), будет пересекаться с кривой предельных издержек на труд (МРСL) в точке В.
Следовательно, по правилу MRC = MRP фирма примет в данном случае на работу LM человек. Больше людей монопсонисту нанимать не выгодно. Поэтому спрос на труд со стороны монопсониста обрывается на этом уровне и принимает форму ломаной кривой линяя (ABLM), выделенной на графике жирно. А поскольку в соответствии с кривой предложения SL такое число работников можно нанять с оплатой их труда по ставке WM, то именно столько и будет платить им монопсонист.. Обратим внимание на то, что точка М не совпадает с точкой пересечения графиков спроса и предложения О. Т.е. равновесие устанавливается в иной точке, чем при совершенной конкуренции. По сравнению с фирмой, функционирующей на свободном конкурентном рынке, монопсонист приобретает меньшее количество труда (LM<L0), одновременно выплачивая занятым более низкую заработную плату (WM<W0). Иными словами, устранение конкуренции работодателей путем установления диктата фирмы-монопсониста закономерно ведет к общему падению занятости (а значит, и производства) и снижению жизненного уровня населения.
1.1.6. Профсоюзы на рынке труда.
Профсоюзы – объединения (ассоциации) наемных работников, создаваемые для защиты их экономических интересов и улучшения условий труда. По составу объединяемых трудящихся они могут иметь узкопрофессиональный, отраслевой, региональный, национальный и даже международный характер.
Хорошо известно, что на любом рынке (кроме рынка совершенной конкуренции) могут возникать объединения как агентов спроса, так и агентов предложения. Создаваемые в целях получения экономических преимуществ и выгод для своих членов эти объединения порождают определенные ограничения свободы конкуренции со всеми вытекающими отсюда последствиями в области ценообразования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12