скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Сравнительный анализ факторных рынков и их современное состояние в России

     Номинальная и реальная заработная плата. Заработная плата — это цена особого рода, с величиной которой тесно связан уровень жизни населения. Она подразде­ляется на номинальную и реальную. Но­минальная заработная плата представляет собой сумму денег, по­лучаемую за выполнение некоторой трудовой услуги. Реальная зара­ботная плата выражается в том количестве товаров и услуг, которые могут быть куплены на номинальную заработную плату.

Оценивая соотношение названных понятий, важно подчеркнуть, что в реальной заработной плате проявляется покупательная спо­собность заработной платы номинальной, а сама эта покупательная способность находится в прямой зависимости от величины номиналь­ной заработной платы и в обратной — от уровня цен на потребитель­ские товары и услуги. Данную зависимость можно изобразить в виде формулы: W (реальная)= W (номинальная) / Р.

Отсюда понятно, что реальная заработная плата возрастет с увеличением номинальной оплаты труда, но сокращается при увеличении цен (особенно резко происходит это сокращение в условиях инфляции).

Формы заработной платы. Заработная плата выступает в двух основных формах: повременная и сдельная.

Повременная заработная плата – денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества отработанного им времени (час, день, неделя, месяц).

Сдельная заработная плата – денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества произведенной им продукции.

1.1.3. Марксистское понимание заработной платы и эксплуатации труда.

В экономическом учении К. Маркса, опирающемся исключитель­но на трудовую теорию стоимости, капитализм получил разверну­тую (фундаментальную) характеристику и осуждение в качестве системы жесточайшей эксплуатации наемного труда.

По теории К. Маркса, капитализм начи­нается с того момента, когда специфическим рыночным товаром становится не труд, а рабочая сила человека. Под рабочей силой понимается спо­собность человека к труду, и именно эту способность покупает у рабочего капиталист, т.е. собственник средств производства. Ра­бочая сила как товар имеет два свойства: стоимость и потребитель­ную стоимость (т.е. полезность для потребителя).

     Стоимость рабочей силы равна стоимости всех средств существо­вания, необходимых рабочему для воспроизводства (восстановле­ния) способности к труду. Заработная плата как раз и представля­ет собой денежное выражение стоимости товара рабочая сила.

Потребительная стоимость этого товара заключается в уди­вительной способности наемного рабочего создавать своим живым трудом новую стоимость, по размерам превышающую саму сто­имость рабочей силы. В самом деле, в обычных условиях работник способен создать больше экономических благ, чем нужно, чтобы прокормить его самого. Собственно, ради этого его и нанимают. В противном случае покупка рабочей силы просто не имела бы смысла.

Стоимость создаваемых рабочим товаров, таким образом, делит­ся на две части:

1) эквивалент стоимости рабочей силы, компенсацию за затрату которой рабочий получает в форме зарплаты;

2) прибавочную стоимость, безвозмездно присваиваемую капита­листом.

Иными словами, наемный рабочий лишь одну часть рабочего дня работает на себя (необходимое время), получая за это время за­работную плату, а другую — безвозмездно на капиталиста (приба­вочное время).

     Процесс эксплуатации наемного труда. Покупка капиталистом на рынке специ­фического товара «рабочая сила» и вы­плата им рабочему соответствующей за­работной платы именно за этот товар (а не за весь труд) — таким предстает механизм эксплуатации наемного труда в марксистской теории. Отсюда следует, что система наемного труда обязательно должна обладать внутренней эксплуататорской природой, что это закономерное свойство всякого капиталистичес­кого рынка.

1.1.4. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция на рынке трудовых ресурсов предполагает наличие четырех главных признаков:

1) предъявление спроса на определенный вид труда (т.е. на работников конкретной квалификации и профессии) достаточно боль­шим количеством конкурирующих между собой фирм;

2) предложение своего труда всеми работниками одной и той же квалификации и профессии (т.е. входящими в состав некоторой неконкурирующей группы) независимо друг от друга;

3) отсутствие какого-либо одного объединения со стороны как покупателей трудовых услуг (монопсония), так и их продавцов (монополия);

4) объективная невозможность агентов спроса (фирм) и агентов предложения (работников) устанавливать контроль за рыночной ценой труда, т.е. принудительно диктовать уровень заработной платы.

Рассмотрим сначала динамику спроса и предложения труда на рынке совершенной конкуренции применительно к отдельно взятой фирме (рис. 1).

                          W                                                        Рис. 1. Предложение труда и спрос на       

                                                                                      него для отдельной фирмы в условиях 

                           A                                                        совершенной конкуренции.     

                                                      В    SL = MRC

                         W0  

                                                          DL = MRP

                           0                                                   L          

                                                       L0                                                                                        

График показывает: при совершенной конкуренции, во-первых, предложение труда абсолютно эластично (прямая SL параллельна оси абсцисс) и, во-вторых, предельные издержки на трудовой ресурс (MRC) постоянны и равны цене труда, т.е. ставке заработной платы (W0). Причины такого вида графика предложения очевид­ны: фирма — совершенный конкурент столь мала, что изменения спроса на труд с ее стороны не оказывают никакого влияния на ры­нок. Сколько бы она ни наняла работников, ей придется платить им одну и ту же — уже установившуюся на рынке — заработную плату и, следовательно, нести при каждом новом принятии на работу одни и те же предельные издержки, т.е. SL = MRC = W0.

Для фирмы выгодно увеличивать найм работников вплоть до численности Lo, соответствующей точке пересечения линий предло­жения и спроса (В), когда величина предельных издержек на труд (MRC) будет равна предельному денежному продукту (MRP). За­штрихованная площадь фигуры ОАBL0 соответствует общему дохо­ду фирмы, где одна его часть (площадь прямоугольника OW0 BL0) образует ее общие издержки на заработную плату (ставка зарплаты W0 перемножается на число наемных работников L0), а другая (площадь треугольника W0AB) выступает в качестве чистого дохода (при­были) от применения трудовых ресурсов.

При переходе от отдельной фирмы к отрасли, представляющей собой всю совокупность фирм, графики спроса и предложения труда примут другой вид (рис. 2).

                                  W     

                                                                                             Рис. 2. Предложение труда и спрос

                                                                                             на него для отрасли в условиях    

                                 W1                                                       совершенной конкуренции.            

                                                                        

                                 W0                    0

                                                 L0    L0    LS                          L 

Здесь видно пересечение разнонаправленных кривых спроса и предложения в точке равновесия, где формируются равновесная ставка заработной платы (W0) и равновесное число занятых работников (Lo). Именно эта складывающаяся на уровне отрасли цена труда по отношению к фирме выступает в качестве рыночной реальности или данности, которую той приходится безропотно принимать.

В условиях совершенной конкуренции непосредственно прояв­ляется действие классических законов саморегуляции рынка. В точ­ке равновесия одинаково отсутствуют как избыток, так и дефицит рабочей силы (спрос точно равен предложению). А это значит, что нет ни безработицы с ее негативными социальными последствиями ни нехватки рабочих рук, которая ведет к снижению мотивации труда, уменьшению требовательности руководства фирм к персона­лу и т.п. Равновесие носит устойчивый характер: обратные связи гасят случайные отклонения от него. Так повышение цены труда (на графике до уровня W1) ведет к увеличе­нию предложения (до величины LS) и сокращению спроса на труд (до величины L0). Возникает избыток предложения рабочей силы (LS>LD). Часть желающих поступить на работу не находит вакансий, начинается конкуренция, в ходе которой работники соглашаются на пониженную зарплату, лишь бы быть нанятыми. Постепенно цена труда снижается до исходного уровня.

 

1.1.5. Монопсония на рынке труда.

Монопсония на рынке труда означает наличие на нем един­ственного покупателя трудовых ресурсов. Единственный работо­датель противостоит здесь многочисленным независимым наемным рабочим.

Основные признаки монопсонии:

1) сосредоточение основной части (или даже всех) занятых в сфере определенного вида труда на одной фирме;

2) полное (или почти полное) отсутствие мобильности работников, не имеющих реальной возможности сменить работодателя при продаже своего труда;

3) установление монопсонистом (единственным работодателем) контроля за ценой труда в интересах максимизации прибыли. Проиллюстрируем вначале монопсоническую ситуацию на рын­ке труда с помощью условных данных (табл. 1).

Таблица 1. Предельные издержки на трудовой ресурс (МRС1 ) при монопсонии

Число занятых работников (L)

Ставка заработной платы

(W)

Общие издержки на оплату труда (TRC1)

Предельные издержки на трудовой ресурс (MRC1)

(1) (2) (3) = (1) * (2) (4)

1

2

3

4

2

4

6

8

2

8

18

32

2

6

10

14

     Главное, что отличает ситуацию при монопсонии от совершен­ной конкуренции, — рост ставок заработной платы при найме увеличивающегося числа работников. Другими словами, если для компании — совершенного конкурента предложение труда абсолютно эластично и фирма может нанять любое потребное ей число ра­ботников по одной и той же ставке, то при монопсонии график предложения имеет обычный, повышающийся с ростом цен вид. И это непонятно: монопсонист—фактически фирма-отрасль. Увеличение его спроса на труд автоматически означает и рост общеотраслевого спроса Чтобы привлечь дополни­тельных рабочих, их прихо­дится переманивать из других отраслей. Соотношение спроса и предложения в эко­номике меняется, цены на труд растут.

Монопсония на рынке труда выражается также в том, что для фирмы-монопсониста предельные издер­жки, связанные с оплатой трудовых ресурсов, растут быстрее ставки заработной платы (ср. колонки 4 и 2 в табл. 1). Действительно, пусть фирма решила нанять дополнительно к двум рабочим третьего (переход от второй к третьей строке в таблице). Каковы будут ее дополнитель­ные издержки? Во-первых, придется платить зарплату третьему ра­бочему (6 единиц, см. таблицу), т.е. в этой части предельные издер­жки вырастут в соответствии с ростом ставки заработной платы. Но этим добавочные расходы не ограничатся. Во-вторых, фирма долж­на будет повысить ставку заработной платы двум уже работавшим с 4 единиц до того же уровня в 6 единиц. В итоге заработная плата вырастет только с 4 до 6 единиц, но предельные издержки увеличат­ся с исходного уровня в 6 единиц до 10 единиц (действительно: 6 + [2 х (6 - 4)] = 10).

Последствия этой ситуации хорошо видны на графике (рис. 3).

                                      W 

                                                                                                              Рис. 3. Предложение   

                                                                                                              труда и спрос на него                  

                                                                                                              в условиях монопсонии     

                                                               В         

                                    W0                             О

                                     

                                         

                                   WM                     М      

                                                       LM          LO         

                                                                                                        L   

     Кривая предельных издержек на труд (MRC1) расположена выше кривой ставок зарплаты, по которым предлагается труд (SL). При этом кривая спроса на труд (DL, совпадающая для фирмы с кривой денеж­ного предельного продукта труда (MRPL), будет пересекаться с кри­вой предельных издержек на труд (МРСL) в точке В.

Следовательно, по правилу MRC = MRP фирма примет в данном случае на работу LM человек. Больше людей монопсонисту нанимать не выгодно. Поэтому спрос на труд со стороны монопсониста обры­вается на этом уровне и принимает форму ломаной кривой линяя (ABLM), выделенной на графике жирно. А посколь­ку в соответствии с кривой предложения SL такое число работников можно нанять с оплатой их труда по ставке WM, то именно столько и будет платить им монопсонист.. Обратим внимание на то, что точка М не совпадает с точкой пересечения графиков спроса и предложения О. Т.е. равновесие ус­танавливается в иной точке, чем при совершенной конкуренции. По сравнению с фирмой, функционирующей на свободном конку­рентном рынке, монопсонист приобретает меньшее количество тру­да (LM<L0), одновременно выплачивая занятым более низкую зара­ботную плату (WM<W0). Иными словами, устранение конкуренции работодателей путем установления диктата фирмы-монопсониста закономерно ведет к общему падению занятости (а значит, и произ­водства) и снижению жизненного уровня населения.

1.1.6. Профсоюзы на рынке труда.

Профсоюзы – объединения (ассоциации) наемных работников, создаваемые для защиты их экономических интересов и улучшения условий труда. По составу объединяемых трудящихся они могут иметь узкопрофессиональный, отраслевой, региональный, национальный и даже международный характер.

Хорошо известно, что на любом рынке (кроме рынка совершен­ной конкуренции) могут возникать объединения как агентов спроса, так и агентов предложения. Создаваемые в целях получения эконо­мических преимуществ и выгод для своих членов эти объединения порождают определенные ограничения свободы конкуренции со все­ми вытекающими отсюда последствиями в области ценообразования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.