скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Социальная политика государства в переходной экономике

В рамках социальной политики особое место занимает политика в области образования. Состояние образования в современных условиях характеризуется противоречивыми тенденциями. В целом за годы реформ удалось обес­печить конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и высшее профессиональное образование, на конкурс­ной основе, сохранить сеть государственных и муниципальных обра­зовательных учреждений, контингент учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава, развить сеть негосудар­ственных образовательных учреждений. Таким образом, образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социаль­но-экономического развития России. В то же время реформы в сфере образования сдерживались во мно­гом из-за сокращения доли и фактического объема финансирования отрасли.

Для достижения этой цели намечается обеспечить общедоступное, в том числе гарантированное бесплатное, образование в пределах го­сударственных образовательных стандартов на всех ступенях и уров­нях системы в соответствии с законодательством; содействовать раз­витию сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных (под государственным контролем); повысить самостоятельность учреждений и организаций системы образования в выборе стратегии развития, со­держания обучения и воспитательной работы, научной и финансово-хозяйственной деятельности. Особого внимания заслуживают вопро­сы дальнейшего развития высшего и послевузовского образования, что связано в первую очередь с введением платы за обучение при равном доступе граждан к этим формам образования. В России в ближайшие годы возможности применения платы за обучение как источника внебюджетного финансирования будут огра­ничены продолжающимся снижением жизненного уровня населения и отсутствием эффективного механизма контроля за качеством подготов­ки специалистов, которое будет зависеть от конвертируемости дипло­ма. Корпоративное кредитование оправдано в системе краткосрочно­го обучения в центрах и на курсах повышения квалификации, а воз­можности кредитования обучения студентов со стороны предприятий резко сужаются в условиях экономического кризиса. Поэтому необхо­дима разработка новой модели финансирования высшей школы.

Прежде всего, следует образовать федеральный внебюджетный фонд высшей школы для финансирования прежде всего вузов, готовя­щих специалистов для фундаментальных наук. Размеры (абсолютные и относительные) этого фонда следует устанавливать в первоочередном порядке до утверждения других статей бюджета. Такой порядок исклю­чит возможность исполнительных властей маневрировать ресурсами, направляемыми в высшую школу, урезать расходы на высшее образо­вание в связи с изменением бюджетных приоритетов.

Создание федерального внебюджетного фонда особенно важно потому, что в последние годы сократился приток специалистов в науку. За счет данного фонда может осуществляться контрактная под­готовка студентов и аспирантов для наукоемких отраслей и научных учреждений, занимающихся фундаментальными исследованиями. Кон­трактная подготовка даст возможность в известной мере решить и про­блему повышения заработной платы.

Кроме того, следует придать вузам статус некоммерческих орга­низаций, что предполагает освобождение их от всех видов налогов, сборов и пошлин, предоставление в распоряжение вузов всей валют­ной выручки от их внешнеэкономической деятельности. В вечное поль­зование без права отчуждения вузам необходимо передать землю и дру­гие ресурсы территории, на которой они расположены.

Наиболее гибким способом направления бюджетных средств для высшей школы является образовательный ваучер, предполагающий пре­доставление кредита на получение высшего образования. Система централизованного кредитования получения студентами высшего образо­вания может быть разнообразной: безвозвратный кредит, льготный кредит, возвратный кредит.

Коммерциализацию высшего образования следует проводить на­ряду с обеспечением государственных гарантий его получения, в соче­тании с развитием негосударственных учебных заведений. При созда­нии новых вузов допустимы любые формы собственности, но сущес­твующие институты приватизировать нецелесообразно.

Государственная Дума в январе 1995 г. приняла законопроект «О сохранении статуса государственных и муниципальных образова­тельных учреждений и моратории на их приватизацию», в соответст­вии с которым в течение трех лет запрещена приватизация учебных за­ведений. Необходимо предусмотреть, чтобы для строительства новых вузов земельные участки выделялись государственными органами бес­платно на приоритетной основе.

Коммерциализация системы высшего образования может осущес­твляться путем передачи функций владения и использования вузовс­кой инфраструктуры через арендно-лизинговые отношения. При этом государство продолжает оставаться собственником этой вузовской инфраструктуры, а вузы получают финансовую и экономическую са­мостоятельность. Чтобы исключить возможность вмешательства властных струк­тур в деятельность вузов и сохранить их автономию, целесообразно создавать независимые от правительства экспертные советы по высшей школе, которые имели бы право самостоятельно расходовать направ­ляемые на развитие и функционирование высшей школы средства.

Крупные преобразования необходимы и в сфере здравоохранения в связи с осуществляемой в ней реформой. Основными принципами этой реформы являются: децентрализация управления; муниципализация основной производственной базы отрасли; открытость информации о состоянии здоровья населения; отказ от жесткой регламентации дея­тельности медицинских учреждений; создание рынка медицинских ус­луг; введение многоканальности финансирования; финансирование основной массы лечебных учреждений в соответствии с объемом и ка­чеством осуществляемых медицинских услуг; внедрение социальных и экономических стимулов как для производителей, так и для потребите­лей медицинских услуг; государственное финансирование наиболее при­оритетных научных разработок в области медицины на конкурсной ос­нове. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинс­кой помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологичес­ких условий жизнедеятельности населения требует структурных и фун­кциональных преобразований системы здравоохранения, обеспечива­ющих:

- устойчивость функционирования учреждений здравоохранения за счет изменения порядка и объемов финансирования отрасли;

- приоритетность в государственной и муниципальной системах здравоохранения профилактических мероприятий по снижению забо­леваемости и смертности, угрозы возникновения эпидемий, по форми­рованию здорового образа жизни;

- повышение эффективности использования финансовых, матери­альных и кадровых ресурсов здравоохранения;

- защиту права пациента на получение своевременной и качествен­ной медицинской помощи.

Введение медицинского страхования граждан является одним из аспектов усиления рыночного механизма с целью улучшения качества медицинского обслуживания населения. Кроме того, предприятия, уч­реждения и организации, оказывающие лечебно-профилактические, оздоровительные услуги и осуществляющие научные исследования в области здравоохранения, освобождены от налогов, сборов, пошлин при использовании собственных средств на развитие их материально-технической базы. Важным направлением реформы здравоохранения является раз­граничение функций центра и регионов. Целесообразно, чтобы и в даль­нейшем на федеральном уровне решались многие вопросы организа­ции и финансирования здравоохранения. Но федеральным органам следует сосредоточить усилия на выполнении функций государствен­ного заказчика по федеральным программам здравоохранения, коор­динатора всех федеральных программ, касающихся охраны здоровья населения. Эти функции особенно важны для обеспечения рациональ­ного взаимодействия министерств и ведомств, организаций и учрежде­ний в деле охраны здоровья населения.

Развиваясь как медико-индустриальный комплекс, система охра­ны здоровья требует проведения единой научно-технической политики в производстве оборудования, лекарств и изделий медицинского назначения. В связи с этим центр должен играть особую роль в обеспе­чении развития медицинских технологий, подготовке кадров. Таким образом, деятельность федеральных государственных служб сосредо­точится на стратегических направлениях развития медико-индустри­ального комплекса и финансирования федеральных программ.

Экономическая самостоятельность регионов позволяет им выби­рать оптимальные региональные программы в части изменения струк­туры медицинской помощи. В связи с этим необходимо разработать научные основы селективной политики в здравоохранении, систему показателей, позволяющих обосновывать приоритеты развития.

Прежде всего, требуется увеличение доли финансирования первич­ного, амбулаторно-поликлинического звена. По ориентировочным расчетам, в настоящее время на стационарную медицинскую помощь в России тратится примерно 80—85% средств, а на амбулаторно-поли­клиническую — 15—20%. [4]Между тем часть услуг, которые сейчас ока­зываются населению в условиях стационара, возможно обеспечить в амбулаторно-поликлиническом звене. Доля последнего в использова­нии ресурсов может достигать 2/5 без какого-либо ущемления интере­сов пациентов. Это направление реформы уже реализуется путем уско­ренного развертывания новых видов медицинской помощи.

Переход к финансированию учреждений здравоохранения в рас­чете на одного вылеченного пациента является основой экономичес­кой реформы в этой сфере. Он требует изучения действия медицинских, экономических, социальных и организационных факторов, и, прежде всего, определения фактических и разработки нормативных значений стоимости лечения одного больного по группам с учетом сложности лечения, проведения расчетов цен, экономического анализа, поиска путей минимизации издержек.

Необходимо разработать экономический механизм функциониро­вания медицинских учреждений, обеспечивающий приоритет потреби­теля, контроль эффективности и качества медицинской помощи. Это­му может способствовать аккредитация медицинских учреждений, т.е. определение их соответствия установленным профессиональным стан­дартам. Многие медицинские учреждения пока еще не отвечают этим требованиям, поэтому предстоит большая работа по их модернизации, техническому переоснащению и организационному совершенствова­нию. В этом же направлении будет действовать и развивающаяся сис­тема добровольного медицинского страхования и платных медицинс­ких услуг. Финансовое положение в здравоохранении может облегчить бо­лее активное использование помощи организаций благотворительнос­ти и милосердия, а также спонсоров, в том числе состоятельных предпринимателей.

Личные доходы населения в переходной экономике имеют весьма сложную структуру. Это определяется, прежде всего, наличием в ней различных форм собственности, активно воздействующих на процесс образования, распределения и перераспределения доходов. Система денежных доходов населения включает оплату по труду всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие соци­альные трансферты, поступления от продажи продуктов сельского хо­зяйства, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, цен­ным бумагам дивидендов, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от про­дажи иностранной валюты и другие доходы. Сложность анализа этой системы усугубляется тем, что доходы практически каждого домашне­го хозяйства, каждой семьи, да и каждого человека складываются из нескольких видов указанных доходов. Важнейшим видом дохода для большинства населения является заработная плата. Заработная плата — это основной доход для семей рабочих и служащих предприятий всех форм собственности, включая и работни­ков организаций, финансируемых из государственного бюджета. Среди самодеятельного населения России около 40 млн. человек, или примерно половину, составляют наемные работ­ники, в пер­вом полугодии 1996 г. заработная плата наемных работников, вклю­чая выплаты социального характера, составляла 43,4 % общего объема денежных доходов населения.[5] Рассмотрим проблемы государственно­го регулирования заработной платы наемных работников, хотя оно рас­пространяется, конечно, в той или иной степени на все формы доходов населения. Таким образом, проблемы заработной пла­ты лиц наемного труда в большей или меньшей степени, прямо или опо­средованно, но обязательно затрагивают все население страны.

Заработная плата призвана обеспечивать оптимальное жизненное функционирование и развитие трудовых ресурсов. При этом заработная плата выполняет три функции:

- стимулирование трудовой деятельности работников всех должнос­тных уровней и квалификаций;

- обеспечение прожиточного минимума для наименее квалифициро­ванных или утративших современную специальность групп трудоспособно­го населения;

- не только материальное обеспечение жизни работника и его семьи, адекватное возможностям экономики вообще и трудовому вкладу работ­ника, но - и это стало сейчас уже объективной необходимостью - матери­альная поддержка развития рабочей силы, повышения квалификации работников и т.д. в соответствии с потребностями экономики.

Искусственно заниженная оплата труда – это важнейший фактор деградации трудовых ресурсов. Десятилетиями при мизерной по международным меркам заработной плате выращивался беспрецедентный тип работника, привычный к низкой производительности труда, с низкой самооценкой личности, равнодушный к элементарно неблагоприятным условиям труда и отсутствию норматив­ной техники безопасности. Из сознания работника в большинстве своем, как считают российские социологи, вытравлено отношение к собствен­ному здоровью как к одной из первостепенных жизненных ценностей. В период реформ трудящиеся в массе своей не устремились к реализации потенциальной роли участников создания эффективной рыночной эконо­мики, а скатились на унизительную позицию "просто выжить".

Отношение большинства работодателей к рабочей силе и сегодня отражает удобный для них курс на низкую производительность и низкую заработную плату, отсутствие заботы о безопасных условиях труда, без­различие к здоровью работника. Очевидно, что это в стратегическом отно­шении расходится с интересами экономики и общества, если иметь в виду построение    высокоэффективного, социально    направленного, процветающего хозяйства.

Именно трудовые ресурсы являются сегодня основным источником и реализатором разнообразных идей по развитию народного хозяйства. В подобной ситуации реальная заработная плата просто не может быть низкой и не проявлять, как правило, тенденции хотя бы к малому, но постоянному приросту. Чтобы хоть как-то хотя бы внешне привести в стоимостное соответст­вие снижающиеся физические объемы товаров и услуг с потребительским спросом на них населения и скорее замаскировать, чем разрешить возра­стающий в этой области дисбаланс, потребовалась уникальная, редко вст­речающаяся в мировой практике в таких масштабах политика инфляции. Важно отметить, что современная рыночная экономика не имеет проблем наподобие российских. Более того, она находит всё новые формы материальной поддержки работников. Оплата труда все чаще носит комплексный характер, включая в себя не только основную заработную плату (тарифный заработок, должностной оклад) и переменную часть за­работной платы (различные премии и приплаты), но и социальные доплаты по установленным льготам и некоторые выплаты того же характера.

Социальный раздел трудовых доходов получает все большее распространение. Социальные приплаты заметно привязывают работника и его семью к фирме. Темпы роста социальных доплат не уступают, а час­то превышают увеличение основной зарплаты, составляя от четверти до трети общего пакета трудовых доходов на предприятии. Таким путем фир­мы стремятся сохранить на долгое время работников, хорошо знакомых с технологическими проблемами предприятия и успешно участвующих в его совершенствовании.

Социальные, доплаты, которые производятся за счет не облагаемых налогом отчислений от прибыли, компенсируют общее количество праздничных дней в году, временную и длительную нетрудоспособность, меди­цинское, пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев, в основном, за счет предприятия, помощь в строительстве дома, обучение детей в вузах и разного рода переезды семьи. Сюда же входит участие в прибылях, помощь в покупке акций. Работникам обеспечивается страхо­вание во время отпуска в горах, предоставляется бесплатная возможность пользоваться объектами отдыха и развлечений и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.