Реферат: Себестоимость продукции
Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность производственного объединения, предприятия. Себестоимость продукции - это затраты предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.
В зависимости от объема включаемых затрат различают цеховую, производственную и полную себестоимость. В цеховую себестоимость входят затраты отдельных цехов на изготовление продукции. Она является исходной базой для определения промежуточных внутризаводских планово-расчетных цен при организации внутризаводского хозяйственного расчета. Производственная себестоимость охватывает затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости в нее входят общезаводские расходы. Полная себестоимость продукции включает все затраты, связанные с ее производством и реализацией. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных расходов и исчисляется только по товарной продукции.
Снижение себестоимости планируется по двум показателям: по сравнимой товарной продукции; по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем объеме выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик. К сравнимой товарной продукции относят все ее виды, производимые на данном предприятии в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.
Планируемый размер снижения себестоимости определяется на основе следующих расчетов.
По показателю сравнимой товарной продукции. Сначала определяется абсолютный размер экономии по формуле:
Эабс.ср.т.п = NniCbi - NniCni.
Определив размер абсолютной экономии в планируемом периоде, рассчитывают искомый процент снижения себестоимости в плановом периоде (Sср.т.п):
Sср.т.п = Эабс.ср.т.п х100,
NniCbi
где Эабс.ср.т.п - абсолютная экономия от снижения себестоимости сравнимой товарной продукции, тыс. руб.; NniCbi - плановый выпуск сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода; NniCni - то же, по себестоимости планового периода; n - число видов сравнимой товарной продукции.
По показателю затрат на 1 руб. товарной продукции. Абсолютная экономия от снижения себестоимости товарной продукции в планируемом периоде рассчитывается по формуле:
Эабс.т.п = Зтнб - ЗтппТП х100
Исходя из тех же данных определяют процент снижения затрат на 1 руб. товарной продукции в планируемом периоде в сравнении с отчетным периодом (S’т.п):
S’т.п= Зтпб - Зтпп х100,
где Зтпб - затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде, коп.; Зтпп - то же, в плановом периоде; ТП - стоимость товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.
Следует иметь в виду, что на уровень затрат оказывает влияние целый ряд факторов, в том числе изменение норм расхода и цен на материалы, рост производительности труда, изменение объема производства и др. В связи с этим при расчете необходимо определить влияние каждого из них в общем эффекте.
Себестоимость представляет собой суммарные затраты на производство и реализацию продукции. Их можно считать как по фактическим расходам, так и по нормативным. В западных фирмах также имеются нормативы на расходы, но они рассчитываются в рамках каждой отдельной фирмы и представляют коммерческую тайну. В России на госпредприятиях нормативы носят отраслевой характер и никакой коммерческой тайны не представляют. К сожалению, во многих случаях нормативы не играют роль стимула в снижении расходов предприятий на производство продукции. Практика позволяет утверждать, что они зачастую являются среднеотраслевыми. Предприятия всегда имеют возможность доказать, что они работают в особых условиях и отраслевые нормативы для них неприемлемы.
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.
С позиций трудовой теории стоимости К.Маркс в “Капитале” рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, т.е. на производство товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работникам торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс называл издержками производства, вторые - издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образуют издержки производства и те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения, например упаковка, фасовка и т.п.
Современная экономическая теория совершенно по иному подходит к трактовке издержек. Она исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования. Под альтернативным использованием понимается, например, возможность производства из дерева строительных материалов, мебели, бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому когда фирма решает производить какой-то определенный товар, например мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева блоков для дачных домиков. Отсюда делается вывод, что экономические, или вмененные, издержки определенного ресурса, используемого в данном производстве равны его стоимости (ценности) при наиболее оптимальном способе его использования для производства товаров. Таким образом экономические издержки - это плата поставщику, осуществляемая фирмой, или доходы поставщика ресерсов, обеспечиваемые фирмой, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой и для определенного варианта производства.
5. Себестоимости продукции - расчетная часть.
Рассмотрим характер изменения себестоимости продукции под влиянием объема производства на конкретном примере:
Таблица 1. Зависимость общей суммы затрат и себестоимости единицы продукции от объема производства.
Объем производства продукции |
Себестоимость всего выпуска, тыс. у.е. |
Себестоимость единицы продукции, тыс. у.е. | ||||
Постоянные расходы | переменные расходы | всего | Постоянные расходы | переменные расходы | всего | |
500 | 50 | 40 | 90 | 100 | 80 | 180 |
1000 | 50 | 80 | 130 | 50 | 80 | 130 |
1500 | 50 | 120 | 170 | 33 | 80 | 113 |
2000 | 50 | 160 | 210 | 25 | 80 | 105 |
2500 | 50 | 200 | 250 | 20 | 80 | 100 |
Из таблицы видно, что общая сумма постоянных расходов в размере 50 тыс. у.е. является фиксированной для всех объемов производства. Абсолютная ее величина не изменяется с увеличением объемов производства продукции, однако на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту: объем производства увеличился в 5 раз и постоянные расходы на единицу продукции уменьшились в 5 раз.
Таблица 2. Затраты на производство продукции.
Элемент затрат | Сумма, тыс. у.е. | Структура затрат, % | ||||
план | факт | +, - | план | факт | +, - | |
Материальные затраты | 28168 | 31746 | 3578 | 36,14 | 37,72 | 1,58 |
Зарплата | 20500 | 21465 | 965 | 26,3 | 25,5 | -0,8 |
Отчисления в фонд социальной защиты | 6150 | 6440 | 290 | 7,89 | 7,65 | -0,24 |
Амортизация основных средств | 3150 | 3500 | 350 | 4,04 | 4,16 | 0,12 |
Прочие производственные расходы | 15564 | 15967 | 403 | 19,96 | 18,97 | -0,99 |
Итого производственных затрат | 73532 | 79118 | 5586 | 94,33 | 94,0 | -0,33 |
Коммерческие расходы | 4420 | 5050 | 630 | 5,67 | 6,0 | 0,33 |
Полная себестоимость | 77952 | 84168 | 6216 | 100,0 | 100,0 | |
В том числе: | ||||||
переменные расходы | 54567 | 59338 | 4771 | 70,0 | 70,5 | 0,5 |
постоянные расходы | 23385 | 24830 | 1445 | 30,0 | 29,5 | -0,5 |
Как видно из таблицы, фактические затраты предприятия выше плановых на 6216 тыс. у.е. или на 8%. Перерасход произошел по всем видам и особенно по материальным затратам. Увеличилась сумма как переменных так и постоянных расходов. Изменилась и структура затрат: увеличилась доля и материальных затрат и амортизация основных средств, а доля зарплаты уменьшилась.
Таблица 3. Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на у.е. товарной продукции.
Затраты | Сумма, тыс. у.е. | Факторы изменеия затрат | |||
объем выпуска продукции | структура продукции | переменные затраты | постоянные затраты | ||
По плану на плановый выпуск продукции: |
77952 | План | План | План | План |
По плану, пересчитанному на фактический объем производства продукции: |
79372 | Факт | План | План | План |
По плановому уровню на фактический выпуск продукции: |
80640 | Факт | Факт | План | План |
Фактические при плановом уровне постоянных затрат: |
82723 | Факт | Факт | Факт | План |
Фактические: |
84168 | Факт | Факт | Факт | Факт |
Из таблицы видно, что в связи с перевыполнением плана по выпуску товарной продукции в условно-натуральном выражении на 2,6% сумма затрат возросла на 1420 тыс.у.е.
За счет изменения структуры выпуска продукции сумма затрат так же возросла на 1268 тыс.у.е. (80640-79372). Это свидетельствует о том, что в общем выпуске продукции увеличилась доля затратоемкой продукции. Из-за повышения уровня удельных переменных затрат перерасход издержек на производство продукции составил 2083 тыс. у.е. (82723-80640). Постоянные расходы возросли по сравнению с планом на 1445 тыс. у.е. , что так же явилось одной из причин увеличения общей суммы затрат.
Таким образом, общая сумма затрат выше плановой на 6216 тыс. у.е. (84168-77952), или +8%, в том числе за счет перевыполнения плана по объему производства продукции и изменения ее структуры она возросла на 2688 тыс. у.е. (80640-77952), а за счет роста себестоимости продукции - на 3528 тыс. у.е. (84168-80640).
Следовательно фактическая себестоимость всей произведенной продукции в отчетном году выше плановой на 3528 тыс. у.е., или на 4,38%.
Таблица 4. Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на у.е. товарной продукции.
Затраты на у.е. товарной продукции у.е./100 |
Расчет | Фактор | ||||
объем производства | структура производства | уровень удельных переменных затрат | сумма постоянных затрат | отпускные цены на продукцию | ||
План | 77952/96000=81,2 | План | План | План | План | План |
Усл.1 | 79372/98500=81,17 | Факт | План | План | План | План |
Усл.2 | 80640/100800=80,0 | Факт | Факт | План | План | План |
Усл.3 | 82723/100800=82,06 | Факт | Факт | Факт | План | План |
Усл.4 | 84168/100800=83,5 | Факт | Факт | Факт | Факт | План |
Факт | 84168/104300=80,70 | Факт | Факт | Факт | Факт | Факт |
общ.измен. | 80,7-81,2=-0,5 у.е./100 | -0,03 | -0,17 | 2,06 | 1,44 | -2,8 |
Аналитические расчеты, приведенные в таблице 4., показывают, что предприятие уменьшило затраты на у.е. товарной продукции на 0,5 у.е./100 (80,7-81,2), в том числе за счет увеличения объема производства продукции на 0,03 у.е./100 (81,17-81,20); изменение структуры производства – на 1,17 у.е/100 (80,0-81,17); повышения оптовых цен на продукцию - на 2,8 у.е./100 (80,7-83,5). Остальные факторы (уровень удельных переменных затрат на единицу продукции, увеличение суммы постоянных расходов) вызвали повышение этого показателя соответственно на 2,06 и 1,44 у.е./100. На данном предприятии за счет повышения уровня оплаты труда, переоценки основных фондов, увеличения стоимости сырья, материалов, энергии сумма затрат возросла на 3255 тыс. у.е., а за счет ресурсоемкости на 303 тыс. у.е. Затраты на у.е. товарной продукции увеличились соответственно на 3,2 (3255/100800) и 0,3 (303/100800) у.е./100.
Заключение.
Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Себестоимость отражает затраты предприятия на производство и сбыт продукции, выраженные в денежном измерении. Кроме этого, в себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.
Для комплексного анализа себестоимости продукции применяются специальные показатели, которые позволяют рассчитывать и анализировать затраты предприятия на весь объем произведенной товарной продукции, затраты на производство конкретного вида продукции, а также затраты предприятия на получение каждого рубля выручки.
С целью упрощения расчетов и для систематизации данных все затраты предприятия классифицируются. Причем данная классификация является универсальной для всех промышленных предприятий, могут изменяться лишь некоторые статьи в зависимости от специализации предприятия.
Наиболее важным моментом в изучении такого показателя, как себестоимость является рассмотрение факторов, влияющих на показатель и определение основных направлений по снижению себестоимости. От того, как решает предприятие данный вопрос зависит получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, рост накоплений, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Себестоимость отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Поэтому существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Отсюда следует, что выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей; а также всех составляющих себестоимости.
Систематическое снижение себестоимости обеспечивает не только рост прибыли предприятия, но и дает государству дополнительные средства как для дальнейшего развития общественного производства, так и для повышения материального благосостояния трудящихся.
Список используемой литературы.
1. Бухгалтерское приложение / № 9, февраль 1999.-98с.
2. Экономика предприятия Учебник. М. «ИНФРА-М» 2001г.-518с.
3. Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.-М.,"Финансы и статистика" 1999.-107с.
4. Кондратков. Бухгалтерский учет. М. 1999.-272с.
5. Карпова Т. П. Основы управленческого учета. М. 1998.-70с.
6. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. М. 2001г.-206с.
7. Маркс К. Капитал III т. М. Изд.полит.литературы.1986г.-1076с.
8. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - 3-е изд. -Минск: Экоперспектива,1999.-498с
9. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие. -М.. «ИНФРА-М» 1999.-378с.
10. Яркина Т. В. Основы экономики предприятия: краткий курс. М. 1999.-56с.