скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Рынок: типы, функции, структура

4. Ценообразующая функция. Известно, что у каждого товаропроизводителя складываются свои индивидуальные затраты и, следовательно, индивидуальные стоимости и цены. Между тем рынок признаёт лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают  и потребности покупателя, и уровень предложения товарной массы.

5. Функция экономичности потребления, сокращение издержек обра­щения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

6. Стимулирующая функция. Ориентир рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает каждого товаропроизводителя экономить свои индиви­дуальные затраты и представлять рынку те товары, которые нужны покупателю. В свою очередь рынок побуждает и Покупа­теля заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.

7. Эквивалентная функция. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным «эталоном», соизмеряя затраты и результаты, а также выявляя ценность товара.

8. Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, бо­лезненный, но он - реальность. Яркий и наглядный пример тому - структурная перестройка хозяйства в современной России.

9. Санирующая, оздоровительная функция. В этом смыс­ле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное, очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хо­зяйствующих субъектов и даст дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным. Совершенно очевидно, что и этот процесс является болезненным, мучительным, ибо он уско­ряет гибель слабых хозяйств.

10. Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, диф­ференцирует товаропроизводителей, т. с. обогащает одних и разо­ряет других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести лет, что, как правило, из каждых трех начинающих предпринимателей двое разоряются в сравни­тельно короткий период (1,5 - 2 года).

Вопрос о функциях рынка позволяет вплотную рассмотреть еще один аспект проблемы – преимущества и недостатки рыночного механизма.

Выше при анализе функций было выяснено, что рыночный механизм хозяйствования имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления положительного влияния рынка:

• стимулирует рост производства, ускоряет темпы его разви­тия;

• повышает эффективность производства, побуждает эконо­мить труд и ресурсы;

• формирует структуру хозяйства, отвечающую потребнос­тям и запросам потребителя;

• в определенной мере рынок создает саморегулирующуюся систему хозяйства, где каждый занимает свою нишу;

• многовековой опыт использования рынка свидетельствует о его естественной природе, которая отвечает нуждам общества;

• рынок обогащает определённую часть, населения, Однако рынок не следует идеализировать, поскольку ему присущи недостатки. Можно указать наследующие проявления отрицательного, влияния рыночного механизма на экономи­ческую и социальную жизнь общества:

• как саморегулирующаяся система рынок не является иде­альной системой. Частичное и в особенности общее макроэконо­мическое равновесие в данной системе реализуется через посто­янное нарушение этого равновесия. Иными словами, рыночная система недостаточно стабильна. Типичной формой ее нестабиль­ности является циклический характер развития экономики;

• одной из форм нарушения равновесия и одновременно фор­мой нестабильности экономики является инфляция, рост цен. Последствия этой формы макроэкономической нестабильности экономически разрушительны и социально опасны;

• рыночная система не обеспечивает полного использования ресурсов. Ей свойственны неполная занятость вещественных и трудовых ресурсов. Безработица - неизбежный спутник рынка, ее последствия социально-драматичны;

• рынок сам порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимателя; Такими факторами являются различные фор­мы Монополизма, которые деформируют правила игры на сво­бодном, классическом рынке;

• рынок не учитывает так называемых отрицательных  внешних эффектов (например, загрязнение окружающей среды). Товаропроизводители, нарушая экологическую среду, не хотят дести затраты по восстановлению сил природы, по восста­новлению экологического равновесия

• рынок не в полной мере учитывает влияние положительных внешних эффектов (услуги образования, науки, здравоохра­нения и т. п.). Он учитывает только индивидуальный коммер­ческий аспект этих эффектов, но не придает значения социального воздействия этих факторов, он как бы недооценивает пол­ную полезность этих благ и услуг;

 • рынок безразличен к производству так называемых обще­ственных благ и услуг (национальная оборона, охрана обществен­ного порядка, воспитание детей и т. п.);

• рынок не только обогащает, но и неизбежно разоряет часть предприятий и часть домашних хозяйств;

• рынок не способен решить целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т. п.;

• рынку чужды нравственные идеалы добра, справедливости, патриотизма и т. д. Разные народы сложили немало пословиц и поговорок по этому поводу «рынку нет дела до человека без кошелька»; «рынок - это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга», «хотя честный человек может преуспеть в делах, щепетильность будет для него помехой, и тогда недостаток моральной гибкости ему придется восполнить уме­нием».

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что рыночный механизм нуждается в регулировании, в корректиров­ке. Такой механизм имеет смешанная экономика.

СТРУКТУРА  РЫНКА

Характеристику рынка как совокупности актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок от­дельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:                                                         

а) тесная связь между ее элементами

б) определенная устойчивость этих связей;

в) целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и сис­темы рынка:

Первый — по объектам:

• рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

• рынок факторов производства;

• финансовый рынок;

• рынок научно-технических разработок, патентов;

• рынок информации;

• рынок средств обращения;

• рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);

• рынок лицензий и др.

Рынок товаров и услуг (потребительский рынок). Исторически первоначально возник именно он. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг. Мы можем лишь дополнительно указать на органи­зацию самого этого рынка и конкретные, его формы. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, мар­кетинга и маркетинговых организаций и т. д. Исторически, развива­ясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономичес­ких условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, бо­лее специализированными, следовательно, более совершенными.

Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде куп­ли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с при­ватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда (зачастую обеспеченные) люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.

Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля, рабочая ста в средства производ­ства (капитал). Соответственно, можно различать и сегменты этого рынка — рынок земли, рынок труда, рывок капиталов.

На рынке земли огромную роль играет географический фактор и ограниченность самих земель, как никакого другого ресурса. В силу этого в каждой стране в зависимости от ее нахождения на планете, территории и других факторов рынок земли носит сугубо специфи­ческий характер. Он глубоко национален, исторически традиционен. Более подробно с этим видом рынка мы познакомимся в гл. XVII "Распределение доходов". Дело в том, что под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные — очень суще­ственные — товары и услуги, которые она дает урожай, сырье, ма­териалы, полезные ископаемые и т. д.

Рынок рабочей силы организуется в форме биржи труда, где не­посредственно формируется сложная инфраструктура, позволяющая сводить вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу.

Биржа труда представляет собой целый научно-исследовательский комплекс, занимающийся регистрацией безработных и свободных рабочих мест на предприятиях. Имея полную информацию по этим аспектам, 6иржа направляет на предприятия соответствующую им по профилю и квалификации рабочую силу, занимается её переподготовкой переквалификацией. Бирка держит тесную связь с профсоюзами и предпринимателями и получает от них мощную поддержку. Хотя биржа труда в какой-то степени и ограничивает свободу товаропроизводителей нанимать рабочую силу по своему усмотрению, но она же и освобождает их от огромных издержек на содержание боль­шого аппарата по найму, подготовке и переподготовке рабочей силы. Уже поэтому предприниматели материально поддерживают биржу труда, до 90 процентов рабочей силы нанимается исключительно по ее направлениям. С другой стороны, биржа труда опирается на мощ­ную поддержку государства, так как, во-первых, она не может быть прибыльной организацией, во-вторых, она и не ставит себе такую цель, выполняя работу огромной социальной значимости. Именно биржа труда определяет статус безработного, выдаст пособия и зани­мается другими формами социального вспомоществования.

На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования. Он отличается двумя особенностями.

Первая заключается в том, что спрос на капитальные средства покупатели всегда ввязывают с той прибылью, которую им могли бы принести ценные бумаги. Покупатель всегда решает вопрос, что ему выгоднее: вложить деньги в средства производства и получить определенную норму предпринимательской прибыли или купить цен­ные бумаги и получать потом доход в форме определенного процента. Следовательно, движение процента (финансовый рынок) и спрос на средства производства достаточно тесно связаны. Если норма ссудно­го процента падает, то спрос на средства производства растет, растет соответственно и цена на них. Взаимосвязь этих двух видов рынка проявляется и в том, что спрос на средства производства и их цена определяют размеры инвестиций в производство, но сами инвести­ции непосредственно извлекаются из рынка финансов, где форми­руется норма (ставка) процента. В силу этой особенности рынок средств производства отличается среди всех остальных его видов наи­большей нестабильностью и непредсказуемостью.

Другой особенностью рынка средств производства является его высокая неоднородность и исключительное разнообразие товаров. На рынке товаров и услуг разнообразие еще больше, но здесь каж­дый товар или группа товаров имеет свой рынок, что отсекает его от остальной массы, позволяя учитывать все его специфические особенности. Рынок же средств производства такими возможностями не располагает.

Важной частью рывка средств производства является рынок по­держанного оборудования. Сам по себе этот рынок ничем примеча­тельным не отличается от рынка средств производства, но функцио­нально он чрезвычайно важен, так как именно в этом секторе опре­деляется степень износа оборудования, а следовательно, норма амортизации. Последняя же в свою очередь определяет сроки обновления средств производства и, таким образом, имеет прямое отношение к  регулированию всего рынка средств производства.

Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения.

Финансовый рынок — это, рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя в другие ценные бумаги. На этом рынке формируются ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. Хотя мы и; рассматриваем финансовый рынок третьим по счету, в настоящее время он является важнейшим после рынков товаров, более того, в современной рыночной инфраструк­туре становится определяющей формой рынка. Дело в том, что не существует вида хозяйственной деятельности, который бы не взве­шивался на финансовых весах, не был бы опосредован финансами и не проходил бы через финансовый рынок. В то же время он является наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Реагирует на любые изменения в производстве товаров и услуг, включая и изме­нения на рынке средств производства.

Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности, вложе­ния капитала в какую бы то ни было отрасль производства. Суть ссудного процента с этой точки зрения заключается в том, что он указывает минимальный уровень отдачи, эффективности капиталь­ных вложений. Он как бы является пробным камнем или точкой оп­ределения прибыльности бизнеса. Если ожидаемая прибыль от капи­тальных вложений будет ниже ссудного процента, то предпочтитель­ней деньги вложить в банк — вот о чем говорит ссудный процент.

С другой стороны, финансовый рынок является и самым совер­шенным рынком. Прежде всего потому, что обеспечивает практичес­ки единую ставку ссудного процента не только в каждой отдельной стране, но и на международном уровне. Кроме того, он отличается многочисленностью субъектов, действующих на нём. По существу, это — все субъекты экономических отношений. В то же время объек­ты купли-продажи здесь характеризуются однородностью товаров: деньги, акции, облигации и тому подобное, что облегчает функцио­нирование самого рынка, увеличивает его предсказуемость. На фи­нансовом рынке существуют развитая информационная структура и сеть, банков, широкий рынок заемных средств, в тем самым обеспе­чивается главное: условие существования конкурентного рынка в це­лом — свободный "вход" в него и свободный "выход" из него. Оче­видно, что финансовый рынок является ключевым элементом в рыночной системе. Без развитого финансового рынка рыночная система вообще не может считаться полноценной. В этом нетрудно убедиться, проанализировав состояние, российского финансового рынка и в целом рыночной системы России. Они практически находятся в зачаточном состоянии, особенно финансовый рынок. Даже нет единой банковской системы на твёрдой законодательной основе, естественно, нет и единого ссудного процента в масштабах страны. Тем не менее, финансовый рынок, даже в этом состоянии, является орудием совершенствования рыночной системы, своеобразным двигателем экономики страны к этой системе.

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, кото­рый целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок информационных продуктов — это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интел­лектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распростра­нение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.