Реферат: Рынок ценных бумаг и банки
2.4 Регулирование рынка ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Оно охватывает всех его участников, может быть внутренним и внешним. Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и др. внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и работников. Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, др. организаций, международным соглашениям. Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает: создание нормативной базы функционирования рынка; отбор профессиональных участников рынка; контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется разными органами или организациями, уполномоченными на выполнение функции регулирования. С этой позиции выделяют:
Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает: 1) Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. Но на начало 1996г. ее составляли:
а) высшие органы государственной власти, к которым относятся: Государственная Дума, издающая законы, регулирующие рынок ценных бумаг; Президент, издающий указы; Правительство, выпускающее постановления, обычно в развитие указов президента.
б) государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня, к которым относятся: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, имеющая много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования; Министерство финансов РФ, регистрирующее выпуски ценных бумаг корпораций, устанавливающее правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляющее выпуск государственных ценных бумаг и регулирующее их обращение; Центральный банк РФ, действующий на основании законов; Государственный комитет по антимонопольной политике, устанавливающую антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением и Госстрахнадзор, регулирующий особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний.
Государственные и иные нормативные акты. Так основными законодательными актами, регулирующими российский рынок ценных бумаг являются: Гражданский кодекс РФ, части I и II, 1995-1996 гг.; Закон “О банках и банковской деятельности”, 1990г.; Закон “ О Центральном банке Российской Федерации”, 1995г.; Закон “ О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”, 1991г.; Закон “ О товарных биржах и биржевой торговле”, 1992г.; Закон “ О валютном регулировании и валютном контроле”, 1992г.; Закон “ О государственном внутреннем долге Российской Федерации”, 1992г.; Закон об акционерных обществах, 1996г.; Закон о рынке ценных бумаг, 1996г.; Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992г. выпущено порядка 50 указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг; постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.
Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование осуществляется посредством регистрации тех, кто торгует ценными бумагами или консультирует инвесторов. В ходе ее выясняется профессиональная пригодность кандидата. Саморегулирование достигается обеспечением гласности и поддержанием правопорядка в отрасли, т.е. компетентные институты могут учинить расследование нарушений закона, применить административные меры и передать дело в суд. Помимо законов существуют “законы” и “ведомства”, обеспечивающие самоконтроль и саморегулирование - это биржа, основополагающий принцип которой - ликвидность банка. А механизмом стабилизации и ликвидности является институт маркет-мейкеров. Ликвидность обеспечивается обязательными выставлениями каждым маркет-мейкером двусторонних котировок по определенным ценным бумагам, стабилизация - введением ограничений на спрэды или максимальное отклонение от лучшей котировки. Появление этого института связано с необходимостью обеспечения устойчивого функционирования торговли, и он предусматривает ряд компонентов:
а) листинг - подбор для торговли наиболее качественных ценных бумаг, которые будут пользоваться устойчивым спросом участников рынка в течение продолжительного времени;
б) создание группы маркет-мейкеров - участников торговли, способных поддержать минимальные спрэды на торгуемые бумаги и предовращает временную потерю ликвидности.
в) делистинг - исключение ценных бумаг из списка котирующихся в системе.
2.5 Коммерческие банки на рынке ценных бумаг
В зависимости от национального законодательства той или иной страны , исторических традиций и особенностей формирования национальных фондовых рынков банки могут играть на них различную роль. Например, мировая практика знает два подхода к проблеме сочетания обычной банковской деятельности с деятельностью на рынке ценных бумаг. Согласно одному из подходов банкам должно быть запрещено заниматься некоторыми видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также должны быть ограничены отдельные виды непрофессиональной деятельности в качестве инвесторов. Этот подход применялся в США, где разделение универсальных банков на коммерческие и инвестиционные на рубеже 30-х годов XX в. было введено как реакция на волну массовых банкротств банков, вследствие их чрезмерной активности по вложению привлеченных средств клиентов в негосударственные ценные бумаги и предоставление гарантий по таким ценным бумагам.
Второй подход представляет собой разрешение банкам сочетать обычные банковские операции с большинством операций на рынке ценных бумаг, он преобладает в европейских странах. Согласно этому подходу ограничение рисковости банковских инвестиционных операций должно осуществляться введением специальных “встроенных” ограничителей путем надлежащего государственного контроля за банковской деятельностью и повышенного внимания к проблеме конфликта интересов при операциях на финансовых рынках. В самом завершенном виде это подход преобладает в ФРГ.
С момента возрождения современной российской банковской системы (конец 80-х - начало 90-х годов ) законодательство придерживалось второго подхода. По действовавшему с 1990г. банковскому законодательству банки в России являлись универсальными банками. Российские банки осуществляют непрофессиональные операции с ценными бумагами по общим правилам, действующим для инвесторов и эмитентов, а также в рамках нормативов и по дополнительным правилам, установленным Банком России. Профессиональная деятельность банков на рынке ценных бумаг осуществляется по общим банковским лицензиям, выдаваемым Банком России. При этом предполагается, что Банк России как единый надзорный и контрольный орган имеет все полномочия проверять и регламентировать профессиональную деятельность банков, и него для этого есть возможность требовать обычную и специальную отчетность, право назначать банковские проверки и применять к банкам санкции. На ряду со всем этим Банк России применяет ряд встроенных ограничений на инвестиционные операции банков: повышенные коэффициенты рисковости при расчете коэффициентов соотношения собственных средств банков и различных статей их активов, и жесткие требования к созданию внутренних банковских резервов под потенциальное обесценение вложений в ценные бумаги. С вступлением в силу федерального закона “ О рынке ценных бумаг” лицензирование профессиональной деятельности на фондовом рынке всех организаций осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Поэтому те российские банки, которые захотят совмещать ведение классических банковских операций с профессиональной деятельностью на фондовом рынке, должны будут иметь две лицензии - от Банка России и от Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Теперь можно подвести итог - итак, коммерческие банки в России могут выполнять все виды деятельности и все виды операций на рынке ценных бумаг, разрешенные действующим законодательством: брокерская и дилерская деятельности; управление инвестициями и фондами; расчетное обслуживание участников рынка ценных бумаг; ведение реестра и депозитарное обслуживание; консультационная деятельность и т. п. Коммерческий банк может принять от заемщика ценные бумаги в качестве залога по выданной краткосрочной ссуде, причем стоимость залога оценивается по рыночному курсу ценных бумаг, а не по их номиналу.
Помимо этих функций коммерческие банки РФ осуществляют эмиссионную деятельность. По Российскому законодательству они могут эмитировать акции, облигации, депозитарные и сберегательные сертификаты, векселя, производные ценные бумаги. Основным документом, определяющий особенности выпуска ценных бумаг кредитными организациями является инструкция Банка России от 11 февраля 1994г. № 8 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ” с изменениями и дополнениями, внесенными распоряжением ЦБ России от 11.04.96г. № 274. Эмиссионная деятельность банков направлена на привлечение финансовых ресурсов и поэтому вполне обоснованно может идти речь о цене их привлечения. Цена привлечения финансовых ресурсов сравнивается с эффективностью их размещения и рассматривается механизм поддержания их ликвидности. Финансовое положение банка в основном определяется величиной маржи - разницей между ценой привлечения и размещения ресурсов.
3. Проблемы и пути совершенствования рынка ценных бумаг на современном этапе
3.1. История развития российского рынка ценных бумаг
Рассматривая развитие рынка ценных бумаг в историческом аспекте можно выделить: дореволюционный (до 1917г.), советский период (с нэпа и последующие годы) и современный этап, начавшийся с приватизации государственной собственности. Все они имеют свою специфику, связанную с условиями формирования.
Исторической точкой отсчета возникновения Российского фондового рынка можно считать 1769г., когда в Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственного займа. Собственно на российском рынке государственные долговые бумаги появились лишь в 1809г.
В 30-х годах на фондовом рынке появляются в обращении акции и облигации частных компаний, выпуск и обращение которых регулировалось принятым в 1836г. Законом о промышленных обществах. Реформы третей четверти прошлого века создали предпосылки для появления на фондовом рынке долговых обязательств местных органов власти, что было вызвано нехваткой средств для развития местной культурно-хозяйственной жизни.
Международный политический кризис 1914г., приведший к началу первой мировой войны, вызвал панику на европейских биржах и в течении нескольких дней после объявления войны прекратили операции с ценными бумагами российские биржи. Но в конце 1916г. началось некоторое оживление на фондовом рынке и в январе 1917г. была открыта Петербургская фондовая биржа. Однако после революции рынок ценных бумаг фактически перестал существовать. Декретом советского правительства 23 декабря 1917г. были запрещены все операции с ценными бумагами и в начале 1918г. были аннулированы государственные займы. В период нэпа товарные и фондовые отделы при биржах существовали с 1921 по 1930 г. Организация фондовых бирж в СССР была предусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях. С переходом к рыночной экономике российское государство стало более активно использовать рынок ценных бумаг. Фактически на период 1992-1995 гг. государство почти совсем отказалось от практики размещения займов среди населения. Лишь с конца 1995 г. в обращение поступили первые выпуски сберегательного займа для продажи населению.
Особенностью российского рынка государственных облигаций является их высокая доходность, позволившая привлечь средства инвесторов с других рынков капиталов. Ядром этого рынка стала Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), располагающая торговой, расчетной и депозитарной системами. Следует заметить, что российские государственные ценные бумаги обращаются и на зарубежных рынках. Так с конца 80-х годов на международном рынке обращаются несколько облигационных займов, выпущенных в разных европейских валютах.
3.2 Развитие рынка ценных бумаг в 90-е годы
В отличие от рынка государственных ценных бумаг, который существовал в России на протяжении всего периода ее социалистического развития, рынок негосударственных, или корпоративных ценных бумаг возродился с начала 90-х годов, прежде всего в связи с началом процесса приватизации государственной собственности в 1992г., а раньше - с образованием акционерных коммерческих банков и бирж. Условно современную историю российского рынка корпоративных ценных бумаг можно разделить на три этапа:
1) 1990-1992 гг. - создание предпосылок для развития фондового рынка: образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж. Здесь началось формирование законодательной базы российского рынка ценных бумаг.
Однако первоначальному этапу создания рынка фондовых ценностей должна была предшествовать более широкая приватизация государственной собственности, что позволило бы создать акционерные общества и таким образом наполнить рынок ценных бумаг акциями и облигациями предприятий. По существу же это накопление осуществлялось в основном за счет акций коммерческих банков и так называемых финансовых инструментов. Торговля ценными бумагами в 1991-1992 гг. не стала основным видом деятельности фондовых бирж Российской Федерации, поскольку ведущее положение на них заняли не акции и облигации предприятий, а финансовые инструменты за счет расширения их номенклатуры. В результате увеличения процентной ставки Центрального Банка на 50%, а затем до 80% повысились процентные ставки коммерческих банков и соответственно за кредитные ресурсы на биржах, но т.к. они носили краткосрочный характер, то заемщики не могли использовать эти средства для долгосрочных инвестиций. Это характерно для всех фондовых бирж Российской Федерации. В основе этих искажений несколько причин:
а) на начальной стадии формирования рынка ценные бумаги и сами акционерные общества не отвечали принятым международным стандартам. К концу 1992 г. было зарегистрировано 10% акционерных компаний, а остальные находились на нелегальном положении;
б) 90% акций были выпущены с нарушением закона;
в) в ряде случаев происходило принудительное акционирование, под которое попали и убыточные предприятия.
В результате всех этих факторов доверие инвесторов к выпущенным акциям снизилось, что сказалось на объеме сделок. Кроме того, использование Московской центральной фондовой биржей (МЦФБ) и другими метода листинга вызвало отток акций с рынка. Так на МЦФБ оборот акций в 1991 г. с 400 млн. руб. снизился до 18 млн. руб. в 1992 г. Но с другой стороны это имело очистительный эффект. Основной поток выпуска акций обеспечивали коммерческие банки, т.к. они раньше других юридических лиц начали осуществлять акционирование. За ними следовали страховые, инвестиционные и торговые компании, а последнее место занимали акционерные производственно-промышленные компании. Положительной стороной становления российского рынка ценных бумаг являются рост профессиональных кадров фондовых бирж и брокерских компаний, улучшение технической оснащенности. Также установление контактов и кооперативных связей российских бирж с крупнейшими фондовыми биржами США, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти связи использовались для изучения опыта функционирования фондовых бирж этих стран. Сами биржи создали консультативно-координационный орган - Федерацию фондовых бирж, которая объединяет фондовые биржи и фондовые отделы всех регионов Российской Федерации. Но на данном этапе рынок ценных бумаг не превратился в важный инструмент по мобилизации капиталов, необходимый для реорганизации экономики в целом и финансирования предприятий.
2) 1992 г. - 1993 г. - фондовый рынок существует в форме рынка приватизационных чеков. Но эти ценные бумаги не отражали полной стоимости национального имущества, т.к. их выпуск был осуществлен после либерализации цен (1 октября 1992 г.), которая была осуществлена 2 января 1992 г. Это и заставило население не вкладывать чеки в акции, а реализовать их на рынке ниже номинальной цены. Это начало, расцвет и закрытие рынка приватизационных чеков, т.к. произошло обесценение ваучеров вследствии ряда причин: масштабные аукционы по их продаже на фондовых и товарных биржах, неконтролируемый рост цен (в начале 1993 г. переход инфляции в гиперинфляцию), недоработка со стороны Правительства РФ конечного этапа операций с ваучерами и отсутствие подготовительно-разъяснительной работы.