скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Развитие предпринимательства в Республике Беларусь

Реферат: Развитие предпринимательства в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ


К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А

по экономической теории

НА ТЕМУ: Развитие предпринимательства в Республике Беларусь


Выполнил

Студент ГЭФ, 1 курса

гр. ГБ-11                                    АгиенкоД.Г.

Проверил

Руководитель:                        ДовгяллоА.В.

Ассистент

Гомель, 2001
Содержание

Введение………………………………………………………..3

1 Содержание и признаки предпринимательства

1.1 Экономическая природа предпринимательства…..……...5

1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности…..13

1.3 Социально-экономическая эволюция предпринимательства………………………………………………15

2 Виды, субъекты и формы предпринимательства………….18

3 Государственная поддержка предпринимательства………22

4 Оценка эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства в РБ

4.1 Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………………….25

4.2 Показатели развития малого и среднего бизнеса             в Республике Беларусь……….……….……………………………28

     Заключение………………………………….……………………35

Список использованной литературы­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­…………………………….38


Введение

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие  в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода  является определяющим условием предпринимательской среды.

Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономи­ке предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринима­тельства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и зако­номерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.

    


1 Содержание и признаки предпринимательства

    

1.1 Экономическая природа предпринимательства

Исследование предпринимательства нашими учёными начато совсем недавно. Идеологическая цензура десятилетиями не пропускала данный термин. Только с началом так называемой политики перестройки стали появляться монографии и статьи, однако и в эти годы научный подход к данной проблеме был ещё невозможен. Работы содержали или откровенную апологетику советской экономической системы, или попытки её реанимировать путём воспитания у хозяйственных кадров предприимчивости, или обоснование возможности соединения существовавшей административной системы с рынком, предпринимательством [2, с. 95].

С принятием в 1991г. Закона РБ “О предпринимательстве в РБ”, в котором определено, что предпринимательство представляет собой самостоятельную инициативную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица, каждый мыслящий инициативный человек имеет неограниченные возможности для самоутверждения личности, раскрытия своих способностей и потенциала [11].

Предпринимательство    служит    предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множест­венность его трактовок и определений. Сущ­ность же предпринимательства, как экономичес­кой категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реаги­ровать на потенциальный источник выгоды.

Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собствен­ности.

 Предпринимательская деятельность выступает как одна из форм бизнеса и осуществляется в различных его сферах. В соответствии с Законом Республики Беларусь “О предпринимательстве” предпринимательство определяется как самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия) [12, c.5].

По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяй­ственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не явля­ется источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превра­щается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товар­ное производство исторически и генетически является исходным пунктом пред­принимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможно­стей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и моти­вом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В четвертых, как механизм удовлетворе­ния общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Сектор малого и среднего предпринимательства охватывает различные виды производственной деятельности и типы работ, отвечающих широкому спектру возможностей рынка, что затрудняет какую-либо универсальную систематизацию или готовое сравнение деятельности предприятий, подсекторов или стран. Анализ проблем сектора малого или среднего предпринимательства ещё более осложняется в связи с различиями в официальных определениях мелких предприятий и используемой терминологии [13, с.29].

Предпринимательство — инициатив­ная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых воз­можностей извлечения выгоды — отличительная черта предпринимателя. Пред­принимательская инициатива — это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ас­социировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей — с "духом ненасильственного приобретательства".

Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление ее в качестве функционального признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного хозяйства. Инициируя свои начина­ния, любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества мо­гут быть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрии ин­формации. Лица, обладающие большей информацией, получают известные пре­имущества, что и порождает инициативу как стремление использовать их к соб­ственной выгоде.

Инициатива требует известной хозяйственной свободы. Когда уровень регламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициатив­ная активность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования - ключевая задача перехода к предпринимательству.

Однако асимметрия информации создает и известную неопределенность в деятельности предприни­мателя. Неопределенность возникает как в связи с чисто рыночными свойства­ми — изменение конъюнктуры, цен и предпочтений потребителей, так и в силу специфики предпринимательства, выраженной, прежде всего, в непредсказуе­мой реакции рынка на предлагаемые решения. Таким образом, вся окружающая предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему неопределенности, что и порождает коммерческий риск.

Хотя риск и является органической компонентой предпринимательской деятельности, само предпринимательство не связано со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и свою пользу выступает решающим фактором при принятии им решений. Не человеческие качества в виде склонности к безрассудному риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому       величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода.

Коммерческий риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью. Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринима­телем задачу овладения риском и управления им. И если упразднить рыночную неопределенность не в силах предпринимателя, то снизить риск ему вполне мод силу. Наиболее известным механизмом снижения риска является страхование, позволяющее трансформировать риск в незначительные дополнительные из­держки. Проблема, однако, состоит в том, что новаторский характер предпри­нимательской деятельности чрезвычайно затрудняет достоверную оценку веро­ятного риска, сужая, тем самым, возможности применения страхования именно в сфере предпринимательства. Предпринимательская же инициатива, наоборот, предполагает создание новых, ранее не встречавшихся ситуаций, вероятный исход которых оценить очень трудно, а порой невозможно. Следовательно, воз­можности для страхования именно предпринимательской деятельности снижа­ются. Другой способ снизить риск — это разделить его с другими заинтересо­ванными лицами. Между тем, способствуя снижению риска (возможные потери для отдельного участника), этот способ подрывает предпринимательскую моти­вацию, так как предпринимательский доход будет разделен среди участников предприятия.

Противоречие, возникающее между мотивированным стремлением к риску и желанием снизить степень риска, может быть разрешено путем созда­ния системы управления риском. В самом общем виде такая система должна включать:

ü  выявление источников риска и последствий деятельности в усло­виях риска;

ü  адаптивные мероприятия по преодолению возможных негатив­ных последствий.

Риск как свойство предпринимательской деятельности характеризует не только специфику предпринимательства. Он имеет и общеэкономическое значение. Присутствие риска заставляет предпринимателя скрупулезно анализи­ровать варианты возможных альтернатив, выбирая лучшие и наиболее перспек­тивные из них, что ведет к прогрессивным сдвигам в производительных силах и росту эффективности общественного производства. С другой стороны, присут­ствие риска в предпринимательской деятельности требует применения в отно­шении ее определенных ограничений и регламентации.

Стремясь к повышению доход­ности ресурсов, предприниматель прибегает к наиболее рациональным спосо­бам их применения. Наиболее очевидной формой повышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтерна­тивная ценность больше и они принесут больший доход. Такая деятельность называется арбитражированием. Арбитражирование легко обнаружить в сфере торговли и биржевой деятельности. При всем различии форм проявления для него характерны:

а) использование неравновесных рыночных ситуаций как ис­точника новых возможностей;

б) стремление к рационированию распределения ресурсов как источнику дополнительного дохода;

в) содействие установлению рыночного равновесия через перераспределение благ. Перемещение ресурсов в целях их более эффективного применения — лишь общая формула более слож­ного по содержанию процесса повышения эффективности использования ре­сурсов. Другой, более сложной по содержанию формой повышения эффектив­ности применения ресурсов является комбинирование факторов производства. Суть его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факто­ров путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производст­ва, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, проявляясь в новых технологиях, обеспечивает по­ступательный ход общественных производительных сил. В процессе индустриа­лизации экономики комбинирование на основе "принципа замещения" стано­вится определяющим фактором извлечения дохода, а "дух рационализма" про­низывает все содержание предпринимательства и отождествляется с ним.

В то же время было бы непростительным упущением сводить суть ком­бинирования только к вопросу эффективности использования ресурсов. Пред­приниматель комбинирует и в сфере более сложных параметров, обеспечиваю­щих устойчивость самой предпринимательской структуры. Когда рыночный ме­ханизм по каким-либо причинам: дефицитность ресурсов, нестабильности по­ставок, трудности контроля по выполнению обязательств не обеспечивает долж­ного уровня, предприниматель начинает комбинировать с элементами самого механизма. Он изымает отдельные элементы из рыночной сферы и включает их в структуру собственной организации, изменяя характер механизма перераспре­деления ресурсов. Поэтому содержание функции комбинирования шире "прин­ципа замещения", а само оно может выступать фактором преобразования меха­низма распределения ресурсов.

 

1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности

Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предприниматель принимает на себя имуще­ственный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интереспобудительный мотив предпринимательской деятельно­сти. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат пред­принимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представля­ется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому раз­личного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности пред­принимательский доход представляется в форме экономической прибыли, вы­ступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства. Какова же цель предпринимателя?

С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизиро­вать свою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно подвер­галась различного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархической организации фирм произошло рассредоточение функциональных признаков предпринимательства среди участников предпринимательского процесса. Цель формируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон, участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выра­жаться в терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не мо­жет не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию це­левых установок на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В ко­нечном счете все это приводит к модификации целевых устремлений предпри­нимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объема продаж или освое­ние нового сегмента рынка, достижение лидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы.

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.