скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Развитие малого бизнеса в России

Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего производственного и инновационного направлений, по переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других социально значимых товаров и услуг.

Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.

Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг.

Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.

В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации  создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация и даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи. При этом вероятно дальнейшее снижение доли малого предпринимательства в торговой и посреднической деятельности.

В этих целях необходимо в соответствии с законодательством предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности. Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законо­дательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, форми­рования сети бизнес-парков, нала­живания эффективной координации в этой об­ласти между федераль­ным центром и субъектами Федерации, а также с мест­ными органами власти. 

            Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

ü  производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

ü  производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;

ü  лекарственных препаратов и медицинской техники;

ü  оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

ü  строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

            Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

            Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

Прогноз развития малого предпринимательства.

 Хотя задача прогнозирования малого предпринимательства пред­ставляет значительный общественный интерес, в практике прогнозных расчетов она должного отражения не получила. Б программных документах Государственного комитета по развитию и поддержке малого предпринимательства (ГКРП) и в периодической печати приводятся количественные оценки будущего состояния малого бизнеса, но их трудно назвать научно обоснованным прогнозом прежде всего потому, что отсутствует ссылка на использованный метод прогнозирова­ния и его информационную базу. Так, в Основных направле­ниях развития малого предпринимательства России до 2000 года, разработанных ГКРП в 1996 г., число МП к концу 1997 г. оценивалось в 1150-1200 тыс., а к 2000 г. - 1400 - 1600 тыс. Этот не самый оптимистический из существующих прогнозов к началу 2000 г. значительно разошелся с динами­кой статистических данных.

1.3. Социальная значимость малого предпринимательства

Количественное определение МП удобно своей просто­той, но недостаточно для уяснения специфических особенностей малого бизнеса в той роли, которую он играет в про­изводственной системе. Его дополняют качественные опре­деления. Существенны, в частности, различия между МП и крупным бизнесом в том, что касается целей производства, характера менеджмента, организации производственного процесса, отношений руководства с персоналом предприя­тия, особенностей финансирования.

Для МП выбор целей и способов деятельности опреде­ляется окружающей средой. Если МП занимает или стре­мится занять на рынке доминирующее положение и строит свою стратегию на основе этой цели, то малый бизнес исхо­дит из имеющихся возможностей, приспосабливаясь и импровизируя в соответствии с меняющейся конъюнктурой. Раз­работка рыночной стратегии на перспективу становится для него целесообразной лишь по мере наращивания объема производства, перехода в статус среднего предприятия.

Управление МП обычно бывает единоличным или сосредоточенным в руках некоторых лиц, которые осуществляют прямой контроль над всеми сторонами деятельности фирмы. Очень часто совмещаются управленческие и инже­нерно-технические функции. Для выполнения более специ­альных операций (бухгалтерский учет, разработка рацио­нальных форм документооборота, организация офисной де­ятельности, закупка и эксплуатация конторской техники и т. п.), для решения нестандартных инженерных проблем МП может привлекать внешних консультантов, но постоян­но их в своем штате не содержит.

Отношения руководителей МП с персоналом нередко имеют патриархальную окраску и строятся по принципу «большой семьи», что усиливает трудовую мотивацию и вовлеченность наемных работников в дела предприятия. На МП обычно нет влиятельных профсоюзных ячеек, которые в крупных производственных комплексах в значительной сте­пени формируют деловой климат. Это отражается на интен­сивности трудового процесса (на МП она обычно выше), среднем уровне заработной платы (которая выше на КП) состоянии социального обеспечения (МП, не достигшие оп­ределенной численности занятых, как правило, не платят обязательных социальных взносов и не практикуют заклю­чения коллективных договоров). Во многих странах МП ин­тенсивно используют дешевый труд надомных рабочих, в том числе «теневых». Часто в таком качестве выступают иммигранты, нанимаемые на самых невыгодных для них условиях.

В то же время особая роль «человеческого фактора», присущая сфере малого бизнеса, привлекает в нее боль­шое число молодых, динамичных людей. Их влечет жела­ние стать независимыми, возможность реализоваться, быс­тро поднять благосостояние семьи, осуществить на практи­ке какую-либо техническую идею и т. п. Большинство гото­во ради этого идти на риск, работать с повышенной интен­сивностью. Для многих важно и то, что в периоды кризиса малый бизнес приспосабливается и выживает главным обра­зом за счет временного снижения заработной платы или уве­личения продолжительности рабочего времени, а не за счет сокращения производства и массовых увольнений, как обыч­но поступают крупные фирмы.

Отличительной чертой МП является характер его фи­нансирования: источниками инвестиций служат семейные сбережения и (что гораздо реже) банковские ссуды, а не выпуск акций, типичный для КП. С точки зрения возможно­сти получения банковских ссуд, к которым приходится об­ращаться предприятиям любого размера, МП находится не в самом выгодном положении. Доверие банков увеличивает­ся прямо пропорционально росту объема коммерческих опе­раций предприятия.

Формы малого предпринимательства чрезвычайно раз­нообразны - от традиционно торговой лавочки или ремес­ленной мастерской до инновационной фирмы, создаваемой двумя-тремя специалистами высокой квалификации и выра­стающей затем в транснациональную корпорацию с огром­ным объемом продаж (примерами могут служить «Сони», «Эппл»). Компьютерная революция, начавшаяся в ведущих странах Запада в 70-х гг., выдвинула на первый план МП, кооперированные с крупным производством на основе спе­циализации и субподряда. Имеются и независимые МП, играющие роль технологических лидеров в своей отрасли. Та­ковы, например, узкоспециализированные металлургичес­кие мини-заводы, которые не уступают КП по показате­лям качества и значительно превосходят их по экономично­сти (на них приходится около 13% мирового производства арматурной стали).

Социальная значимость МП обусловлена, прежде всего, самим фактом сосредоточения в этом секторе преобладаю­щей части рабочих мест. В годы энергетического кризиса, когда в базовых отраслях развернулась крупномасштабная структурная и технологическая перестройка, на первый план вышла способность малых и мельчайших предприятий впитывать рабочую силу, ускоренно высвобождавшуюся в ходе реорганизации КП. Во всех ведущих странах обнаружилась обратно пропорциональная связь между размерами предпри­ятий и динамикой численности их персонала: на КП заня­тость сокращалась, а на МП - росла. В США в 1980-1995 гг. на МП было создано 35 млн новых рабочих мест, в то время как КП и государственные структуры потеряли их около 6 млн; при этом почти 1/3 прироста пришлась на фирмы с числом занятых до 20 человек. В странах ЕС в 1994-1998 гг. сектор МП увеличивался в среднем почти на 300 тыс. пред­приятий ежегодно. Особенно быстро расширялась сфера производственных и потребительских услуг.

Сама природа малого предпринимательства содейству­ет тому, что немалая часть новых предприятий создается социально уязвимыми группами населения - женщинами, молодежью без особой квалификации, иммигрантами и т. п. Так, в ЕС на рубеже 80-90-х гг. женщины составили 27% начинающих предпринимателей. Часто мелкое предприни­мательство служит способом избавления от безработицы. Например, во Франции почти 1/3 новых предприятий со­здавалась в годы кризиса людьми, какое-то время оставав­шимися вне рынка труда.

Женский бизнес в его различных формах образует ве­сомую составляющую сектора МП. По имеющимся данным, в странах ЕС около 13 млн женщин ведут собственную предпринимательскую деятельность или работают на предприятиях своих мужей. Кроме того, наемный женский труд час­то используется как надомный, временный или «частичный» (неполный рабочий день). В ЕС в 1998 г. в режиме неполного рабочего дня трудились 30% экономически активного жен­ского населения и только 4% - мужского.

Характерно, что темпы роста производительности тру­да в расчете на одного занятого в секторе МП нередко оказывались выше, чем у КП, а темпы роста заработной платы - ниже. В этом проявляется та свойственная малому бизнесу экономия на трудовых издержках - сдерживание заработной платы при опережающем росте производитель­ности труда, которую крупным предприятиям с их сильны­ми профсоюзами осуществлять гораздо труднее и которая составляет одно из главных конкурентных преимуществ МП в периоды спада конъюнктуры.

Учитывая возможности сектора МП в плане расшире­ния занятости, правительства ведущих стран Запада счита­ют его поддержку одним из приоритетов своей экономичес­кой и социальной политики. Бюджетные программы и рабо­та специально созданных институтов направлены, с одной стороны, на стимулирование создания новых предприятий (при особой поддержке молодежи, женщин, представите­лей национальных меньшинств, инвалидов), а с другой - на организацию разнообразных систем профессионального обучения и переподготовки.

Эти меры особенно широко используются для возрож­дения экономики регионов, находящихся в депрессивном состоянии. Общепризнанно, что изменение экономического и социального климата в таких регионах возможно только при участии достаточно большого числа (критической мас­сы) МП. Какие бы конкретные цели ни преследовала регио­нальная политика, главным условием ее успеха всегда яв­ляется мобилизация местного «низового» предприниматель­ства.

Большую социальную и общественную ценность пред­ставляет накопленный малым бизнесом опыт кооперативно­го предпринимательства, история которого в Западной Ев­ропе насчитывает более ста лет. В некоторых странах оно стало внушительной силой. Например, во Франции в коопе­ративном секторе экономики занято более 1 млн человек; сельскохозяйственные кооперативы дают 50% националь­ного экспорта зерна, 60% - молока и молочных продуктов, а их годовой оборот превышает 140 млрд франков.

Базовой ячейкой кооперативного сектора обычно является семейное МП, включенное в сетевую структу­ру, состоящую из десятков тысяч подобных предприя­тий. Эта структура функционирует на началах производ­ственной демократии - самоуправления, взаимопомощи и контроля «снизу вверх» над деятельностью выборных орга­нов, объединяющих предприятия-члены по отраслевому и региональному признаку. Производственная кооперация в ряде случаев опирается на развитую сеть кооперативных банков.

В Японии и Италии на такой основе сформировались десятки промышленных округов - территориально-произ­водственных комплексов, состоящих из множества малых и мельчайших узкоспециализированных предприятий. В окру­гах достигнут высокий уровень благосостояния населения, сложился особый социальный климат. Производство часто ориентировано на внешние рынки (один из округов Италии, Прато, считается «шерстяной столицей» ЕС).

Заслуживает упоминания и испанский территориально-производственный комплекс Мондрагон, объединяющий око­ло 200 кооперативов различной отраслевой принадлежности. Мозговым центром этой системы является кооперативный банк с функционирующим при нем отделом планирования производства. В комплексе происходит систематическое об­разование венчурных кооперативов; значительная часть про­дукции идет на внешние рынки. Как и в итальянских про­мышленных округах, большую роль играет фактор соци­альной общности, самоуправления.

Системы мер поддержки МП, сложившиеся к настоя­щему времени в различных странах, заметно различаются между собой в том, что касается лежащих в их основе кон­цепций экономической политики, выбора приоритетов и ис­пользуемых средств, объема вовлеченных бюджетных ре­сурсов. В ЕС, постепенно становящемся единым экономическим пространством, это расхождение создает определен­ные проблемы с поддержанием конкурентного рыночного порядка. Поэтому в последние годы здесь уделяется все боль­ше внимания разработке и проведению единой межгосудар­ственной политики в отношении сектора МП.

Заключение

            В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

            Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие – несовершенство налоговой системы.

            Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем  выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.

            Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

 Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

 Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.


Список литературы:

·     Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России.-М.: «Наука»,1993.

·     Иванова М. Малый инновационный бизнес в странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал.1995, № 12.

·     Краева Н.М., Минеев В.Н. Социально-экономические особенности российского предпринимательства. // Общество и экономика. 1996, № 9-10

·     Малый бизнес: методика и результаты анализа.//Вопросы статистики.1999,№8.

·     Чепуренко А. Проблема финансирования в российском малом бизнесе.// Вопросы экономики.1996, №7.

·     Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2001.

·     Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики - 1997 - №4

·     Малый бизнес в России: оценка ситуации (из доклада Российской ассоциации развития малого предпринимательства) // Общество и экономика - 1996 - № 9-10, 11-12


Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.