Реферат: Протокол Киото и новая энергетическая политика
В силу вышеизложенного, реализация целей Киотского протокола является первоочередной задачей как государств Приложения I Протокола, так и остальных стран мира.
Приведем краткий обзор основных положений Киотского протокола и мер по их реализации.
В целях выполнения целей и задач Киотского протокола страны Приложения I к Рамочной конвенции обязались осуществлять политику в области энергоэффективности, расширения использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. и улучшения функционирования внутренних рынков применением рыночных инструментов в соответствии с особенностям каждой страны.
В соответствии со Статьей 3 Протокола страны Приложения I намерены отдельно или совместно уменьшать свои выбросы парниковых газов в соответствии с целями Приложения к Киотскому протоколу для уменьшения совокупных эмиссий по меньшей мере на 5% за период 2008-2012 гг. Снижение выбросов может быть достигнуто посредством торговли квотами на выбросы, совместного исполнения обязательств странами Приложения I и путем применения механизма чистого развития (вне Приложения I).
Страны, не вошедшие в Приложение I, не приняли на себя обязательств по снижению будущих выбросов. Таким образом, наибольшие обязательства по реализации положений Киотского протокола ложатся на страны, указанные в Приложении I к Рамочной конвенции (Приложение В к Протоколу), на долю которых в середине 1990-х гг. приходилось более 60% всех выбросов парниковых газов. В число этих стран входят и все страны МЭА, за исключением Турции. Киотским протоколом установлены следующие нормативы снижения и дальнейшего поддержания уровня выбросов парниковых газов к отчетному периоду 2008-2012 гг. (табл. 1.11).
Таблица1.11.
Задания по ограничениям на выбросы парниковых газов по странам Киотского протокола (отношение за период 2008 — 2012 гг. к уровню 1990 г.. %)
Европейский Союз; Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Великобритания; Швейцария, Лихтенштейн, Монако; Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Латвия, Литва, Эстония |
8 |
США | 7 |
Канада, Япония, Венгрия, Польша | 6 |
Хорватия | 5 |
Россия, Украина, Беларусь, Новая Зеландия | 0 |
Норвегия | +1 |
Австралия | +8 |
Исландия | +10 |
Примечание. По данным Energy Policy of IEA Countries 1998 Review, OECD/IEA, Paris,1998.
Страны, перевыполнившие свои обязательства в первый отчетный период, согласно Протоколу смогут использовать это уменьшение в следующих отчетных периодах. Обязательства на следующий отчетный период будут закладываться за 7 лет до окончания первого отчетного периода. Таким образом, для первого периода это должно произойти в 2005 г.
В соответствии с положениями Протокола страны Приложения I обязуются минимизировать негативное воздействие на состояние климата, а также оказывать помощь развивающимся странам в действиях по его предотвращению посредством финансирования, страхования и передачи технологий в данные страны.
В июне 1998 г. Совет министров ЕС по охране окружающей среды утвердил соглашение о распределении между странами ЕС обязательств по сокращению выбросов, что предусмотрено Протоколом: любые страны—участницы Приложения I, достигшие соглашения о совместном исполнении обязательств, могут считать, что их обязательства выполнены, если их суммарные совокупные выбросы парниковых газов не превышают суммарный уровень, установленный Киотским протоколом. Однако, данное соглашение еще не ратифицировано. Распределение обязательств между странами ЕС следующее:
Люксембург-28 %; Германия— 21%; Дания—21%; Австрия—13%; Великобритания—12,5%; Бельгия—7,5%; Италия—6,5%; Нидерланды—6%; Финляндия — 0%; Франция — 0%; Швеция — +4%; Ирландия — +13%; Испания — +15%; Греция — +25%; Португалия — +27%.
Стороны Приложения I имеют возможность передавать или приобретать единицы сокращений выбросов парниковых газов, полученные от реализации проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов или увеличение поглощения парниковых газов в любых секторах экономики. При этом Протоколом рекомендовано, чтобы данные проекты являлись дополнительными мероприятиями по отношению к национальным действиям по снижению эмиссии парниковых газов.
Данное положение может способствовать и уже используется Россией для получения целенаправленных инвестиций и современных энергоэффективных, энергосберегающих и более экологически чистых технологий развитых государств.
В соответствии с Протоколом все его участники обязуются разрабатывать, публиковать, осуществлять и своевременно пересматривать программы, включающие мероприятия по снижению выбросов и адаптации к изменениям климата в энергетическом, промышленном и в транспортном секторах. Стороны также должны разрабатывать и поощрять распространение экологически чистых технологий. Особый упор должен быть сделан на научно-техническое сотрудничество и развитие участия в межгосударственных мероприятиях в этой области. Финансовые ресурсы для реализации указанных действий могут предоставляться странами Приложения I через двустороннее, региональное и многостороннее участие.
Киотским протоколом предусмотрен ряд инструментов, стимулирующих сотрудничество между государствами, указанными в Приложении I: механизм совместного выполнения, механизм чистого развития и торговля квотами на выбросы парниковых газов.
В соответствии с механизмом чистого развития страны, указанные в Приложении I, начиная с 2000 г. имеют возможность оказывать помощь странам, не упомянутым в Приложении I, с зачетом в своих обязательствах сокращений выбросов парниковых газов, полученных в результате реализации проектов, выполненных с участием стран, оказывающих помощь. Этот механизм позволяет, например, России осуществлять экологические проекты на территории стран СНГ с зачетом ее выбросов, которые в дальнейшем можно будет использовать в торговле квотами.
Торговля квотами на выброс парниковых газов позволяет сторонам Приложения I производить перераспределение квот на выбросы, в том числе коммерческую передачу или приобретение прав на выбросы в целях исполнения своих обязательств в рамках Киотского протокола. Принципы этой торговли должны пройти процесс согласования между сторонами Приложения I.
Механизм торговли позволяет России, являющейся наиболее крупным потенциальным продавцом квот на выбросы, привлечь крупномасштабные инвестиции в отрасли ТЭК, промышленность, транспорт. Сбалансированное применение механизмов гибкости, предусмотренных Киотским протоколом, позволит России привлекать и использовать современные технологии и одновременно поддерживать резерв квот на выбросы для выполнения своих обязательств и создания гарантии устойчивого экономического развития на перспективу.
Анализ потенциальных объемов выбросов парниковых газов в долгосрочном периоде, проведенный специалистами Института энергетической стратегии Минтопэнерго России, показывает необходимость реинвестирования средств, полученных от использования данных механизмов, в дальнейшие крупномасштабные мероприятия, при этом такое реинвестирование не может осуществляться исключительно на коммерческой основе и требует специального регулирования.
Для России наибольший интерес представляют предусмотренные Протоколом проекты совместного осуществления, торговля квотами на выбросы, совместное финансирование с участием МФО и специальных многосторонних экологических и кредитных фондов.
Прибыль от торговли квотами на выбросы парниковых газов для России к 2020 г. может составить сотни миллионов долларов, при этом ее размер зависит от соблюдения ограничений на выбросы парниковых газов. В связи с этим Россия должна занимать твердую позицию на всех переговорах, связанных с использованием механизмов гибкости. Для контроля движения этого предмета торговли необходимо создать общую систему учета. Формирование международных фондов по страхованию рисков и инвестированию в проекты по сокращению выбросов позволит существенно снизить издержки, связанные с выполнением подобных проектов.
В настоящее время в целях практического применения механизмов гибкости Киотского протокола Минтопэнерго России и Госкомэкологии России в рамках Межведомственной рабочей группы подготовило комплексную программу по модернизации объектов электроэнергетики, нефтяной, нефте- и газоперерабатывающей и нефтехимической промышленности в целях сокращения выбросов парниковых газов на предприятиях ТЭК.
Наибольший интерес для России в этом отношении представляют США, Япония, Канада, Франция и Италия, которые заинтересованы в выполнении своих обязательств по Киотскому протоколу путем использования механизмов гибкости.
В настоящее время наиболее активно развивается сотрудничество с Японией. В рамках данной программы подготовлен перечень из 86 потенциальных проектов, из которых предварительно отобрано 20. По девяти проектам японской стороной подготовлено предварительное ТЭО, выбрано два пилотных проекта, реализация которых может начаться уже в 2000 г. Для этих целей правительством Японии должно быть принято решение о выделении льготного Экологического кредита (40 лет погашения с 10-летней отсрочкой платежа, процентная ставка — LIBOR+0,75% годовых). Одним из существенных условий реализации проектов является предоставление государственных гарантий по кредитам. В качестве не денежных гарантий может быть рассмотрена передача японской стороне квот на выбросы, в том числе полученных в результате модернизации предприятий в России.
Реализация данной программы очень важна с точки зрения привлечения инвестиций в отечественную энергетику, а также возможности адаптации современных технологий и увеличения экономической эффективности функционирования предприятий российского ТЭК.
В настоящее время интерес к реализации экологических проектов в российской энергетике проявили также Италия и Франция. В целом, реализация положений Протокола позволит значительно улучшить экологическую ситуацию в России и других странах с переходной экономикой.
В развитых странах прилагаются значительные усилия к реализации положений Киотского протокола. В частности, в ЕС приняты директивы по развитию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и атомной энергетики, по энергоэффективности и энергосбережению, повышению экологичности использования угля, по введению экологических налогов на потребление топлив и ряд других основополагающих документов, прямо или косвенно направленных на реализацию целей Киотского протокола.
Политика и тенденции в области нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, повышения энергоэффективности и энергосбережения. Вполне очевидно, что экстенсивное развитие энергетики сопровождается значительным отрицательным воздействием на окружающую среду. Кроме того, увеличение производства и потребления энергии без одновременного снижения энергоемкости мировой экономики приведет к достаточно скорому исчерпанию невозобновляемых источников энергии, таких как нефть и газ. Проблема их сохранения и надлежащего использования становится особенно актуальной вследствие того, что ископаемые топлива служат также сырьем для нефтехимии.
С учетом все возрастающего потребления энергии единственным путем снижения энергоемкости является разработка и внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий и методов, а также расширение использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, таких как энергия солнца и природных процессов, биомасса, и, возможно, энергия управляемого термоядерного синтеза.
Разработка эффективной современной и перспективной политики, направленной на снижение энергоемкости экономики и расширение использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, является предметом постоянного внимания как отдельных стран.
включая Россию, так и международных сообществ, в первую очередь, объединяющих развитые страны, в особенности страны ЕС и ОЭСР.
Базовая энергетическая политика стран МЭА фокусируется на следующих основных задачах:
· решении экологических проблем в энергетике в соответствии с целями Киотского протокола, предусматривающем в основном снижение эмиссий СО2 за счет использования не возобновляемых источников энергии;
· повышении энергосбережения и энергоэффективности в отраслях энергетики и в промышленности в целом;
· повышении экономической эффективности энергетики, в первую очередь посредством усиления конкуренции и дерегулирования рынков электроэнергии и газа (в особенности в ЕС).
Одновременное достижение всех указанных выше целей может вызвать существенные затруднения. В то время как первые задачи требуют для своего решения государственного регулирования и проведения специальной экологической и научно-технической политики, решение третьей опирается на применение рыночных механизмов. Например, в то время как высокие цены оказывают стимулирующее влияние на развитие энергоэффективности и энергосбережения, разумеется, при условии наличия достаточного инвестиционного потенциала и соответствующих технологий, политика открытого рынка направлена на их снижение. В то же время существуют аспекты, по которым данные направления дополняют друг друга. Например, замена угля на газ, когенерация тепла и электричества на ТЭЦ, уменьшающая одновременно выбросы СO2 и других парниковых газов. В конкурентной среде экономические инструменты имеют больше возможностей влиять на повышение эффективности, нежели в монополистической среде, которая в меньшей степени стимулирует промышленный сектор минимизировать издержки.
Общая политика развитых стран по отношению к целям и задачам энергоэффективности и энергосбережения и расширения использования возобновляемых источников энергии базируется на сочетании поощрения инвестиций в новые технологии и создания стимулов к их применению, в том числе налоговых режимов и субсидирования, особенно в странах Европы и США.
Важную роль в распространении энергоэффективных технологий и расширения использования, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в развивающихся странах играют программы кредитования и субсидирования международных финансовых организаций и экспортно-импортных агентств.
2.Тенденции мировой и российской энергетической политики.
Для сопоставления тенденции в мировой и российской энергетике ниже кратко рассмотрены сценарии ее развития, прогностические оценки ситуации в области энергосбережения и энергопотребления, динамики мирового производства нефти, газа, угля и электроэнергии, а также процессов развития рыночных отношений в отрасли.
В последнее время ведущие международные энергетические организации. а также некоторые крупные компании разработали и опубликовали прогнозы развития мировой энергетики до 2010-2020 гг. Среди них необходимо выделить исследования ЕС, Мирового энергетического совета (МИРЭС), Мирового банка. Министерства энергетики США, Международного энергетического агентства. Научно- исследовательского центра АТЭС, ООН. В большинстве исследований основные оценки перспектив мировой энергетики близки или совпадают, хотя имеются различия, особенно в отношении прогнозных оценок цен на нефть. На взгляд автора, достаточно комплексно перспективы мировой энергетики на рубеже XX-XXI веков, освещены в ряде исследований МЭА, разработавшего в 1996 г. два возможных сценария развития мирового энергетического хозяйства, которые могут иметь практическое значение для анализа и сопоставления тенденций в мировой и российской энергетике''. В то же время следует отметить, что оба сценария были разработаны до финансово-экономического кризиса и обвала цен на нефть в 1997-98 гг.