скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Протокол Киото и новая энергетическая политика

В силу вышеизложенного, реализация целей Киотского протокола является первоочередной задачей как государств Приложения I Про­токола, так и остальных стран мира.

Приведем краткий обзор основных положений Киотского прото­кола и мер по их реализации.

    В целях выполнения целей и задач Киотского протокола страны Приложения I к Рамочной конвенции обязались осуществлять политику в области энергоэффективности, расширения использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. и улучшения функционирования внутренних рынков применением рыночных инструментов в соответствии с особенностям каждой страны.

   В соответствии со Статьей 3 Протокола страны Приложения I на­мерены отдельно или совместно уменьшать свои выбросы парниковых газов в соответствии с целями Приложения к Киотскому прото­колу для уменьшения совокупных эмиссий по меньшей мере на 5% за период 2008-2012 гг. Снижение выбросов может быть достигнуто по­средством торговли квотами на выбросы, совместного исполнения обязательств странами Приложения I и путем применения механизма чистого развития (вне Приложения I).

  Страны, не вошедшие в Приложение I, не приняли на себя обяза­тельств по снижению будущих выбросов. Таким образом, наибольшие обязательства по реализации положений Киотского протокола ложат­ся на страны, указанные в Приложении I к Рамочной конвенции (Приложение В к Протоколу), на долю которых в середине 1990-х гг. приходилось более 60% всех выбросов парниковых газов. В число этих стран входят и все страны МЭА, за исключением Турции. Киотским протоколом установлены следующие нормативы снижения и даль­нейшего поддержания уровня выбросов парниковых газов к отчетно­му периоду 2008-2012 гг. (табл. 1.11).

                                                                                                                                

                                                                                                                Таблица1.11.

Задания по ограничениям на выбросы парниковых газов по странам Киотского протокола (отношение за период 2008 — 2012 гг. к уровню 1990 г.. %)

Европейский Союз; Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Великобритания;

Швейцария, Лихтенштейн, Монако;

Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Латвия, Литва, Эстония

8
США 7
Канада, Япония, Венгрия, Польша 6
Хорватия 5
Россия, Украина, Беларусь, Новая Зеландия 0
Норвегия +1
Австралия +8
Исландия +10

Примечание. По данным Energy Policy of IEA Countries 1998 Review, OECD/IEA, Paris,1998.

   Страны, перевыполнившие свои обязательства в первый отчетный период, согласно Протоколу смогут использовать это уменьшение в следующих отчетных периодах. Обязательства на следующий отчет­ный период будут закладываться за 7 лет до окончания первого отчет­ного периода. Таким образом, для первого периода это должно прои­зойти в 2005 г.

   В соответствии с положениями Протокола страны Приложения I обязуются минимизировать негативное воздействие на состояние климата, а также оказывать помощь развивающимся странам в действиях по его предотвращению посредством финансирования, страхования и передачи технологий в данные страны.

В июне 1998 г. Совет министров ЕС по охране окружающей среды утвердил соглашение о распределении между странами ЕС обяза­тельств по сокращению выбросов, что предусмотрено Протоколом:  любые страны—участницы Приложения I, достигшие соглашения о совместном исполнении обязательств, могут считать, что их обязате­льства выполнены, если их суммарные совокупные выбросы парни­ковых газов не превышают суммарный уровень, установленный Ки­отским протоколом. Однако, данное соглашение еще не ратифициро­вано. Распределение обязательств между странами ЕС следующее:

Люксембург-28 %; Германия— 21%; Дания—21%; Австрия—13%; Ве­ликобритания—12,5%; Бельгия—7,5%; Италия—6,5%; Нидерлан­ды—6%; Финляндия — 0%; Франция — 0%; Швеция — +4%; Ирлан­дия — +13%; Испания — +15%; Греция — +25%; Португалия — +27%.

  Стороны Приложения I имеют возможность передавать или приоб­ретать единицы сокращений выбросов парниковых газов, получен­ные от реализации проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов или увеличение поглощения парниковых газов в любых секторах экономики. При этом Протоколом рекомендовано, чтобы данные проекты являлись дополнительными мероприятиями по отношению к национальным действиям по снижению эмиссии парниковых газов.

   Данное положение может способствовать и уже используется Рос­сией для получения целенаправленных инвестиций и современных энергоэффективных, энергосберегающих и более экологически чистых технологий развитых государств.

   В соответствии с Протоколом все его участники обязуются разрабатывать, публиковать, осуществлять и своевременно пересматривать программы, включающие мероприятия по снижению выбросов и адаптации к изменениям климата в энергетическом, промышленном и в транспортном секторах. Стороны также должны разрабатывать и поощрять распространение экологически чистых технологий. Особый упор должен быть сделан на научно-техническое сотрудничество и развитие участия в межгосударственных мероприятиях в этой облас­ти. Финансовые ресурсы для реализации указанных действий могут предоставляться странами Приложения I через двустороннее, регио­нальное и многостороннее участие.

   Киотским протоколом предусмотрен ряд инструментов, стимули­рующих сотрудничество между государствами, указанными в Прило­жении I: механизм совместного выполнения, механизм чистого раз­вития и торговля квотами на выбросы парниковых газов.

  В соответствии с механизмом чистого развития страны, указанные в Приложении I, начиная с 2000 г. имеют возможность оказывать по­мощь странам, не упомянутым в Приложении I, с зачетом в своих обя­зательствах сокращений выбросов парниковых газов, полученных в результате реализации проектов, выполненных с участием стран, ока­зывающих помощь. Этот механизм позволяет, например, России осу­ществлять экологические проекты на территории стран СНГ с заче­том ее выбросов, которые в дальнейшем можно будет использовать в торговле квотами.

  Торговля квотами на выброс парниковых газов позволяет сторонам Приложения I производить перераспределение квот на выбросы, в том числе коммерческую передачу или приобретение прав на выбро­сы в целях исполнения своих обязательств в рамках Киотского прото­кола. Принципы этой торговли должны пройти процесс согласования между сторонами Приложения I.

   Механизм торговли позволяет России, являющейся наиболее круп­ным потенциальным продавцом квот на выбросы, привлечь крупно­масштабные инвестиции в отрасли ТЭК, промышленность, транс­порт. Сбалансированное применение механизмов гибкости, преду­смотренных Киотским протоколом, позволит России привлекать и использовать современные технологии и одновременно поддерживать резерв квот на выбросы для выполнения своих обязательств и созда­ния гарантии устойчивого экономического развития на перспективу.

    Анализ потенциальных объемов выбросов парниковых газов в дол­госрочном периоде, проведенный специалистами Института энерге­тической стратегии Минтопэнерго России, показывает необходи­мость реинвестирования средств, полученных от использования дан­ных механизмов, в дальнейшие крупномасштабные мероприятия, при этом такое реинвестирование не может осуществляться исключитель­но на коммерческой основе и требует специального регулирования.

Для России наибольший интерес представляют предусмотренные Протоколом проекты совместного осуществления, торговля квотами на выбросы, совместное финансирование с участием МФО и специа­льных многосторонних экологических и кредитных фондов.

Прибыль от торговли квотами на выбросы парниковых газов для России к 2020 г. может составить сотни миллионов долларов, при этом ее размер зависит от соблюдения ограничений на выбросы парниковых газов. В связи с этим Россия должна занимать твердую пози­цию на всех переговорах, связанных с использованием механизмов гибкости. Для контроля движения этого предмета торговли необхо­димо создать общую систему учета. Формирование международных фондов по страхованию рисков и инвестированию в проекты по со­кращению выбросов позволит существенно снизить издержки, свя­занные с выполнением подобных проектов.

В настоящее время в целях практического применения механизмов гибкости Киотского протокола Минтопэнерго России и Госкомэкологии России в рамках Межведомственной рабочей группы подгото­вило комплексную программу по модернизации объектов электро­энергетики, нефтяной, нефте- и газоперерабатывающей и нефтехи­мической промышленности в целях сокращения выбросов парнико­вых газов на предприятиях ТЭК.

Наибольший интерес для России в этом отношении представляют США, Япония, Канада, Франция и Италия, которые заинтересованы в выполнении своих обязательств по Киотскому протоколу путем ис­пользования механизмов гибкости.

В настоящее время наиболее активно развивается сотрудничество с Японией. В рамках данной программы подготовлен перечень из 86 потенциальных проектов, из которых предварительно отобрано 20. По девяти проектам японской стороной подготовлено предваритель­ное ТЭО, выбрано два пилотных проекта, реализация которых может начаться уже в 2000 г. Для этих целей правительством Японии должно быть принято решение о выделении льготного Экологического креди­та (40 лет погашения с 10-летней отсрочкой платежа, процентная ставка — LIBOR+0,75% годовых). Одним из существенных условий реализации проектов является предоставление государственных гарантий по кредитам. В качестве не денежных гарантий может быть рассмотрена передача японской стороне квот на выбросы, в том числе полученных в результате модернизации предприятий в России.

  Реализация данной программы очень важна с точки зрения при­влечения инвестиций в отечественную энергетику, а также возможно­сти адаптации современных технологий и увеличения экономической эффективности функционирования предприятий российского ТЭК.

  В настоящее время интерес к реализации экологических проектов в российской энергетике проявили также Италия и Франция. В целом, реализация положений Протокола позволит значительно улучшить экологическую ситуацию в России и других странах с переходной эко­номикой.

  В развитых странах прилагаются значительные усилия к реализа­ции положений Киотского протокола. В частности, в ЕС приняты ди­рективы по развитию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и атомной энергетики, по энергоэффективности и энерго­сбережению, повышению экологичности использования угля, по вве­дению экологических налогов на потребление топлив и ряд других основополагающих документов, прямо или косвенно направленных на реализацию целей Киотского протокола.

  Политика и тенденции в области нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, повышения энергоэффективности и энергосбереже­ния. Вполне очевидно, что экстенсивное развитие энергетики сопро­вождается значительным отрицательным воздействием на окружаю­щую среду. Кроме того, увеличение производства и потребления энергии без одновременного снижения энергоемкости мировой эко­номики приведет к достаточно скорому исчерпанию невозобновляе­мых источников энергии, таких как нефть и газ. Проблема их сохра­нения и надлежащего использования становится особенно актуаль­ной вследствие того, что ископаемые топлива служат также сырьем для нефтехимии.

   С учетом все возрастающего потребления энергии единственным путем снижения энергоемкости является разработка и внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий и методов, а также расширение использования нетрадиционных и возобновляе­мых источников энергии, таких как энергия солнца и природных про­цессов, биомасса, и, возможно, энергия управляемого термоядерного синтеза.

  Разработка эффективной современной и перспективной политики, направленной на снижение энергоемкости экономики и расширение использования нетрадиционных и возобновляемых источников энер­гии, является предметом постоянного внимания как отдельных стран.

включая Россию, так и международных сообществ, в первую очередь, объединяющих развитые страны, в особенности страны ЕС и ОЭСР.

Базовая энергетическая политика стран МЭА фокусируется на сле­дующих основных задачах:

·     решении экологических проблем в энергетике в соответствии с це­лями Киотского протокола, предусматривающем в основном сниже­ние эмиссий СО2 за счет использования не возобновляемых источни­ков энергии;

·     повышении энергосбережения и энергоэффективности в отраслях энергетики и в промышленности в целом;

·     повышении экономической эффективности энергетики, в первую очередь посредством усиления конкуренции и дерегулирования рын­ков электроэнергии и газа (в особенности в ЕС).

Одновременное достижение всех указанных выше целей может вы­звать существенные затруднения. В то время как первые задачи требу­ют для своего решения государственного регулирования и проведения специальной экологической и научно-технической политики, реше­ние третьей опирается на применение рыночных механизмов. Напри­мер, в то время как высокие цены оказывают стимулирующее влияние на развитие энергоэффективности и энергосбережения, разумеется, при условии наличия достаточного инвестиционного потенциала и соответствующих технологий, политика открытого рынка направлена на их снижение. В то же время существуют аспекты, по которым дан­ные направления дополняют друг друга. Например, замена угля на газ, когенерация тепла и электричества на ТЭЦ, уменьшающая одно­временно выбросы СO2 и других парниковых газов. В конкурентной среде экономические инструменты имеют больше возможностей вли­ять на повышение эффективности, нежели в монополистической сре­де, которая в меньшей степени стимулирует промышленный сектор минимизировать издержки.

   Общая политика развитых стран по отношению к целям и задачам энергоэффективности и энергосбережения и расширения использо­вания возобновляемых источников энергии базируется на сочетании поощрения инвестиций в новые технологии и создания стимулов к их применению, в том числе налоговых режимов и субсидирования, осо­бенно в странах Европы и США.

    Важную роль в распространении энергоэффективных технологий и расширения использования, нетрадиционных и возобновляемых ис­точников энергии в развивающихся странах играют программы кре­дитования и субсидирования международных финансовых организа­ций и экспортно-импортных агентств.

2.Тенденции мировой и российской энергетической политики.

  Для сопоставления тенденции в мировой и российской энергетике ниже кратко рассмотрены сценарии ее развития, прогностические оценки ситуации в области энергосбережения и энергопотребления, динамики миро­вого производства нефти, газа, угля и электроэнергии, а также процессов раз­вития рыночных отношений в отрасли.

  В последнее время ведущие международные энергетические органи­зации. а также некоторые крупные компании разработали и опубликовали прогнозы развития мировой энергетики до 2010-2020 гг. Среди них необхо­димо выделить исследования ЕС, Мирового энергетического совета (МИРЭС), Мирового банка. Министерства энергетики США, Международно­го энергетического агентства. Научно- исследовательского центра АТЭС, ООН. В большинстве исследований основные оценки перспектив мировой энергетики близки или совпадают, хотя имеются различия, особенно в отно­шении прогнозных оценок цен на нефть. На взгляд автора, достаточно ком­плексно перспективы мировой энергетики на рубеже XX-XXI веков, освеще­ны в ряде исследований МЭА, разработавшего в 1996 г. два возможных сце­нария развития мирового энергетического хозяйства, которые могут иметь практическое значение для анализа и сопоставления тенденций в мировой и российской энергетике''. В то же время следует отметить, что оба сценария были разработаны до финансово-экономического кризиса и обвала цен на нефть в 1997-98 гг.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.