скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Проблема безрецептурного отпуска лекарств

Роль фармацевта
в оказании первичной медицинской помощи

Меры, предпринимаемые правительствами европейских стран, по сокращению расходов на здравоохранение приведут к тому, что аптеки будут предоставлять пациентам дополнительные виды услуг, список безрецептурных лекарственных средств значительно пополнится, расширятся показания к их применению. Это будет способствовать возрастанию роли фармацевта в оказании первичной медицинской помощи, он станет первым помощником врача общей практики.

Изменения, произошедшие в экономике европейских стран, а также возросшие запросы потребителей способствуют тому, что часть обязанностей врача постепенно переходит к фармацевту. И это не случайно. В процессе обучения фармацевт приобретает профессиональные знания о лекарственных средствах и квалификацию, позволяющие ему, исходя из наличия соответствующих симптомов, давать потребителю адекватные советы по применению лекарственных препаратов. Он может объяснить, при каких симптомах можно принимать лекарственные препараты, предназначенные для самостоятельного применения, а при каких - необходимо обратиться за помощью к семейному врачу или врачу общей практики.

Согласно результатам исследования, проведенного Т.Нельсоном в 1986 г. в четырех европейских странах, более половины потребителей считают, что при легких формах заболеваний фармацевт может дать столь же квалифицированный совет, как и врач. Повторное исследование, проведенное в 1989 г. в Великобритании, показало, что число людей, придерживающихся такого мнения, возросло с 66% до 77%. По данным Центра Хенли по прогнозированию, в 1994 г. советам фармацевтов доверяло уже 83% населения. Во Франции, по данным конференции AESGP (январь 1996 г.), этот показатель достигает 85%. Потребители не только считают, что фармацевты дают хорошие советы, но более 90% из согласных с подобной точкой зрения следуют этим советам.

Стремясь сократить финансовые расходы на здравоохранение, руководители его органов требуют от врачей более обоснованного назначения рецептурных лекарственных препаратов. В результате, при появлении легких недомоганий в аптеки станет обращаться большее количество потребителей. Это даст фармацевтам возможность предлагать потребителю новые виды специальных услуг. Например, в Италии посетителям аптек предлагают услуги по определению содержания холестерина в крови или измерению артериального давления. В Нидерландах в таком виде обслуживания заинтересованы более чем 30% потребителей.

К другим видам аптечных услуг относятся регистрация пациентов (Нидерланды), посещения на дому (Великобритания), предоставление санитарно-просветительных брошюр и т.д. Таким образом, фармацевты расширяют сферу своей деятельности не только по отношению к потребителю, но и играют все более важную роль в системе здравоохранения.

По мере повышения уровня знаний потребителей в вопросах, касающихся здоровья, и в результате активного участия врачей в обучении пациентов методам самоконтроля за состоянием здоровья, перечень состояний, при которых показан прием безрецептурных лекарственных препаратов, будет расширяться. Например, с 1992 г. в Великобритании противогрибковые препараты, предназначенные для лечения кандидозного вульвовагинита, отпускаются из аптек без рецепта. В 1989 г. в Дании к свободной продаже были разрешены антагонисты Н2-рецепторов. При этом в ряде случаев сохранены и рецептурные формы подобных лекарственных средств. Важно отметить, что эти меры не привели ни к увеличению потребления данных лекарственных препаратов, ни к их неправильному применению.

Таким образом, при наличии у потребителя симптомов ряда заболеваний фармацевт в ближайшем будущем часто сможет предложить для лечения такой же эффективный лекарственный препарат, что и врач общей практики.

ВОЗ и Комиссия ЕС считают, что фармацевты должны играть ведущую роль в предоставлении населению помощи, рекомендаций и информации о лекарственных препаратах, предназначенных для самостоятельного лечения. В Европе действует множество программ, направленных на совершенствование общения фармацевтов с пациентами.

Партнерство фармацевтов и
производителей лекарств

Общая цель, стоящая перед фармацевтами и фармацевтической промышленностью, - обеспечение высококачественного обслуживания потребителя, создает основу для их более тесного сотрудничества. В мае 1993 г. Европейская ассоциация производителей безрецептурных лекарственных препаратов (AESGP) и Фармацевтическая организация ЕС (PGEC *) подписали в Брюсселе соглашение о сотрудничестве, в котором указывается, что в каждодневной заботе человека о своем здоровье фармацевт, с одной стороны, выступает в качестве советчика, а с другой - становится главной фигурой в процессе реализации лекарственных средств потребителю. Он является партнером производителей безрецептурных лекарственных препаратов, с которыми разделяет общие задачи по обеспечению высококачественного обслуживания пациентов, способствует рациональному применению лекарственных препаратов. В силу своего профессионального положения, непосредственно контактируя с потребителем, фармацевт может дать квалифицированный совет пациенту по применению реализуемых им лекарств.

В соглашении декларируется, что фармацевтические компании, являющиеся членами AESGP, поставляют безрецептурные лекарственные препараты, качество, безопасность и эффективность которых гарантированы наличием соответствующих торговых лицензий. Производители гарантируют также соблюдение требований к рекламированию лекарственных средств и к информации, содержащейся в аннотациях к ним.

В соглашении указывается, что фармацевты должны способствовать превращению аптек в общественные центры здравоохранения. В свою очередь, производители обязаны содействовать фармацевтам в повышении профессионального уровня, поддерживать их как лиц, дающих потребителю советы относительно выбора и применения безрецептурных лекарственных препаратов.

Соглашением предусматривается, что:

- производители должны предоставлять аптекам всю необходимую информацию о безрецептурных лекарственных препаратах;

-     как фармацевты, так и производители должны предоставлять населению информацию относительно выбора и использования лекарственных средств, а также оказывать консультативную помощь.

Информация для потребителей

В большинстве стран мира медицинские работники убеждены, что пациентов (потребителей) необходимо информировать о возможностях самостоятельного лечения, поэтому им нужна высококачественная информация о безрецептурных лекарственных средствах. Она является обязательным условием безопасного и правильного применения таких препаратов, что будет способствовать их более активному использованию. Реклама, советы фармацевта, а также аннотация-вкладыш, дополняя друг друга, дают потребителю полное представление о показаниях и всех аспектах самостоятельного применения лекарственного препарата.

Следует подчеркнуть, что согласно результатам некоторых опросов, фармацевтов в качестве источника информации называют лишь 19% респондентов, хотя 77% потребителей прислушиваются к их советам. Это говорит о том, что фармацевтам следует более активно участвовать в оказании потребителю помощи при выборе лекарственных препаратов.

С осведомленности потребителя о лекарственных препаратах начинается его ответственное отношение к самолечению. Пациент должен иметь достаточно полную информацию как о недомоганиях, которые можно лечить, не обращаясь к врачу, так и об ассортименте лекарственных препаратов, разрешенных национальными органами здравоохранения для лечения данных недомоганий. После того как потребитель узнал о наличии лекарственного препарата, предназначенного для лечения испытываемого им недомогания, фармацевт должен стать важным источником получения дополнительной информации.

Рассмотрим более подробно отдельные источники получения информации о безрецептурных лекарствах:

Реклама. При опросах потребителей установлено, что при выборе безрецептурных препаратов реклама служит важным источником информации. Исследование, проведенное в 1997 г. в Великобритании, показало, что 52% потребителей считают, что «реклама дает информацию о том, какие лекарственные препараты можно купить и какой метод лечения можно выбрать».

В то же время некоторые исследования продемонстрировали, что значительное число потребителей вообще не прибегают к лечению легких недомоганий. Отчасти это можно объяснить неосведомленностью людей о том, что можно предпринять или незнанием того, какие лекарственные препараты им могут помочь. В таких случаях реклама может «привести» потребителя в аптеку, где он должен получить необходимую ему информацию, а фармацевт, благодаря своим знаниям и квалификации, сможет ее предоставить.

В ближайшем будущем следует ожидать более широкого распространения рекламы в средствах массовой информации.

Информация на упаковках готовых лекарственных препаратов и на листках-вкладышах. Если потребитель решил воспользоваться безрецептурным препаратом, ему необходима ясная и точная информация о правильном и безопасном применении лекарства. Такая информация должна содержаться на этикетке вторичной (наружной) упаковки, а также на этикетке первичной (внутренней) упаковки или в листке-вкладыше. Установлено, что в европейских странах 72% потребителей внимательно читают листок-вкладыш, однако только 57% опрошенных считают, что содержащаяся в нем информация изложена в доступной форме. Согласно другому исследованию, безрецептурные лекарственные препараты часто покупают для всей семьи. Это означает, что их применяют лица, не принимавшие непосредственного участия в покупке. Поэтому необходимо, чтобы информация о правильном применении лекарственного препарата сохранялась в течение всего времени его использования. Согласно результатам исследований компании «Taylor Nelson», представленным на стамбульской конференции AESGP в 1996 г. Д.Оуэном, в целом европейские потребители со всей ответственностью подходят к информации, указанной на упаковке и в листке-вкладыше.

В соответствии с положениями Директивы Совета ЕС 92/27/ЕЕС, на этикетке и листке-вкладыше в упаковку должны быть указаны состав лекарственного препарата, показания к применению, дозы, противопоказания, побочные эффекты, лекарственные и другие взаимодействия, предостережения, условия хранения. Эта информация должна быть изложена в доступной для большинства потребителей форме.

Помимо рекламной и сопровождающей упаковку информации потребитель может получить дополнительные сведения о лекарственных препаратах и из других источников:

- печатные брошюры и плакаты в аптеках;

- справочники лекарственных препаратов для врачей и фармацевтов;

- информационные видеофильмы, предназначенные для показа в аптеках;

- компьютерные средства, разрабатываемые как для информирования потребителя, так и для обеспечения связи между фармацевтом, врачом и пациентом.

В настоящее время Европейский Союз финансирует программу «TESEMED», в которой компьютерные технологии используются для предоставления фармацевтам и потребителям информации о лечении легких недомоганий и о поступающих в аптеки безрецептурных лекарственных препаратах. В проекте участвуют многие европейские организации. Цель проекта состоит в разработке модели программных средств, оптимально отвечающих потребностям фармацевтов и потребителей, для последующего широкого внедрения такой системы в аптеки. Очевидно, в системе будут использоваться сенсорные экраны, и потребитель, на которого эта система ориентирована, сможет, указывая свои симптомы и недомогания, получить информацию о действиях, которые ему следует предпринять. Система поможет сделать информацию о безрецептурных препаратах более наглядной и подробной.

В случае реализации проекта потребители будут проявлять больший интерес к безрецептурным лекарственным препаратам, и фармацевты должны быть готовы к общению с потребителем как с активно заинтересованной стороной.

Наглядность представления средств для самолечения при оформлении аптек и
перспективы самостоятельного выбора безрецептурных препаратов

На втором симпозиуме, посвященном самостоятельному лечению и роли фармацевта (февраль 1997 г.), П.Флинн, член Комиссии ЕС, обратил особое внимание на наглядность представления средств для самолечения и их доступность для потребителя в аптеках: «Для того чтобы расширить возможность выбора, недостаточно отпускать лекарственные препараты без рецепта. Необходимо также, чтобы в аптеке потребитель мог познакомиться с имеющимися безрецептурными лекарственными препаратами, для чего следует улучшить оформление витрин аптек и повысить доступность лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта».

В аптеке должны быть созданы условия для того, чтобы потребитель мог свободно обратиться к фармацевту с деликатным вопросом по поводу своего здоровья. Успех визита зависит от двух факторов: непосредственного общения покупателя с фармацевтом или подготовленным персоналом и от окружающей обстановки в аптеке.

В ряде аптек успешно проведены эксперименты по отведению специальных мест или отдельных комнат для частных бесед пациента с фармацевтом. Это помогает пациенту чувствовать себя увереннее, а фармацевту дает возможность более внимательно отнестись к его проблемам.

Необходимо провести большую работу по модернизации аптек, хотя многое можно сделать уже и сейчас. Исследование, проведенное в Великобритании, показало, что потребители предпочитают видеть на витринах весь ассортимент безрецептурных лекарственных препаратов, имеющихся в аптеке, а также информацию о возможности выбора лекарственных средств. Это помогает потребителю сделать правильный выбор среди большого количества выставленных на обозрение лекарственных препаратов, а также приобрести для лечения других недомоганий те препараты, о существовании которых он раньше не знал. В аптеке должно быть представлено большое количество сопроводительных рекламных материалов; производители могут организовывать демонстрацию и целевую продажу своей продукции.

Если в аптеке принимается решение об улучшении наглядности оформления витрин с безрецептурными лекарственными препаратами, то, в первую очередь, следует определить, как и в каком месте торгового зала они будут демонстрироваться.

Препараты, выставляемые для обозрения, должны быть разделены по группам: болеутоляющие средства, средства для облегчения симптомов простуды, средства от кашля и т.д. Основное правило - расположение на самом видном месте аптечного зала тех групп лекарственных препаратов, которые пользуются наибольшим спросом. Болеутоляющие препараты, представляющие собой одну из самых больших групп, должны быть расположены на первом плане, в то время как, например, пользующиеся меньшим спросом препараты для лечения эпидермофитии стоп могут занимать в экспозиции более скромное место.

Спрос на различные группы препаратов зависит от времени года. Так, например, средства для лечения сезонного ринита чаще приобретают весной и в начале лета, поэтому в другое время года им следует выделять меньше места. После того как принято решение о том, где расположить и сколько места отвести на те или иные группы лекарственных препаратов, аналогичные вопросы следует решить в отношении отдельных торговых марок представляемых лекарственных средств. Самый простой способ решения последней задачи - это учет относительной популярности на рынке той или иной торговой марки в конкретной группе лекарственных препаратов. Более сложный способ базируется на учете, наряду с популярностью препарата на рынке, объема его продаж и величины прибыли из расчета на единицу упаковки.

Оформление упаковок препаратов для самолечения в связи с требованиями к повышению их наглядности должно быть более оригинальным и привлекательным, чем оформление упаковок рецептурных лекарственных средств. Своеобразный дизайн упаковок безрецептурных лекарств позволяет потребителю различать торговые марки лекарственных препаратов в торговых залах аптеки.

Первое, что видит покупатель, подходя к аптеке, - это витрина, и она должна быть такой, чтобы ему захотелось войти. Своим оформлением витрины должны привлекать покупателя, демонстрировать препараты в соответствии со временем года. Если витрина не будет внушать доверия, то покупатель пройдет мимо аптеки.

Очень важно, чтобы часы работы аптеки были удобны для покупателей, которых она обслуживает, поэтому, если позволяет законодательство, то в некоторых аптеках целесообразно пересмотреть время ее работы с учетом интересов покупателей, что не обязательно требует увеличения общего времени работы аптеки.

В некоторых странах был предпринят ряд исследований с целью продемонстрировать пользу, которую может принести повышение наглядности представления безрецептурных лекарственных препаратов при выборе покупателем средств для самолечения, а также создание в аптеке комфортных для него условий.

Так, например, исследованием, проведенным в 1993-94 гг. во Франции, было охвачено около 100 аптек, 50 из которых были выбраны в качестве контрольных, а в 48 аптеках витрины оформлялись таким образом, чтобы потребитель мог легко различать отдельные группы лекарственных препаратов. Исследования проводили зимой в течение четырех месяцев. Для эксперимента были подобраны лекарственные препараты для облегчения таких симптомов, как повышенная утомляемость, кашель, боль в горле и общих проявлений простуды. Место для каждого лекарственного препарата в витрине определялось фармацевтом на основании его популярности на рынке.

Результаты оказались весьма впечатляющими: в контрольных аптеках рост продаж составил в среднем 3% в месяц, а в экспериментальных - 23%.

В некоторых европейских странах посетителям разрешается самостоятельно выбирать безрецептурные лекарственные препараты, выставленные на аптечных полках. Наиболее широко такая практика распространена в скандинавских странах (Швеции, Финляндии) и в несколько меньшей степени - в Великобритании. В этих странах покупатели имеют возможность самостоятельно выбрать лекарственные препараты, которые они намерены приобрести. Это не ограничивает влияния фармацевта на выбор потребителя, а облегчает их общение.

В Великобритании в 1993 г. (январь-март) был проведен эксперимент по изучению влияния возможности самостоятельного выбора потребителями безрецептурных препаратов, разрешенных для реализации через общую торговую сеть, на их продажу и отношения потребителей к этой форме торговли.

В исследовании приняли участие 42 аптеки, 14 из которых составляли контрольную группу, а в 28 аптеках лекарственные препараты данной категории потребитель мог выбирать самостоятельно. В экспериментальных аптеках наблюдался резкий рост продаж лекарственных препаратов этой категории, в среднем - на 12%.

Посетителями аптек были заполнены 910 опросных листов. 74% респондентов оценили возможность самостоятельного выбора как хорошую или очень хорошую идею, которая позволяет сэкономить как их собственное время, так и время врачей. 80% респондентов отметили, что при такой форме обслуживания они получили больше информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах и предпочли бы и в дальнейшем покупать лекарства в такой аптеке.

В Германии насчитывается более 20 000 аптек, переоборудование которых повысило наглядность представления безрецептурных лекарственных средств. Такие аптеки удобней для потребителей: открытый доступ к препаратам облегчает возможность выбора, а в специально оборудованных местах при конфиденциальном разговоре потребитель может получить консультацию фармацевта.

Заключение

Учитывая современные экономические условия, складывающиеся в европейских странах, и возрастающие потребности потребителей, можно сделать вывод, что роль самостоятельного лечения в настоящее время растет. Это сопровождается повышением роли и квалификации фармацевтов. Для эффективной работы аптек в новых условиях они должны быть переоборудованы с учетом интересов потребителей.

Информация о безрецептурных лекарственных препаратах должна быть интересной и доступной для потребителя. Качественная реклама позволит ему определить возможные варианты лечения, а исчерпывающая информация на упаковке и в листке-вкладыше обеспечит эффективное и безопасное применение лекарственного средства.

Повышение наглядности представления безрецептурных лекарств в аптеках является естественной и оправданной тенденцией, которая в дальнейшем облегчит свободный доступ к лекарственным препаратам под контролем фармацевта. Потребитель должен иметь возможность самостоятельно рассмотреть лекарственный препарат перед покупкой. Свободный выбор укрепит доверие потребителя к фармацевту и лекарственному препарату. От этого доверия зависит рост популярности самолечения в будущем и возрастание в нем роли фармацевта.

Список использованной литературы

1.   Машковский М. Д. О "концепции самолечения" и безрецептурной продаже лекарст. // Клинич. медицина. - 1996. - 74. - N 2. - C. 73-74.

2.   Алексеева, О. Л., Моргунова, Н. Г. Маркетинговые исследования лекарственных средств растительного происхождения на примере препаратов фирмы "Биттнер" на российском рынке. // Актуальные вопросы медицины : Тез. докл. Всерос. студ. науч. конф., посвящ. 50-летию АМН, 4-6 окт. 1994 г.. - М., 1994. - Ч. 1. - C. 9. 

3.   Новые лекарственные препараты : Информ. письмо / Башк. производ. обьединение "Фармация". - Уфа., 1990.

4.   Комитет экспертов ВОЗ по спецификациям для фармацевтических препаратов : Двадцать девятый докл. - М., 1986. - 50,[1] c.

5.   Краткий рецептурный справочник лекарственных препаратов / Под ред. К. - Воронеж., 1991. - 236 c..

6.   Елинов, Н. П. Громова, Э. Г., Синев, Д. Н.  Справочник по лекарственным препаратам с рецептурой / Н. П. Елинов, Э. Г. Громова, Д. Н. Синев. - СПб.: Гиппократ., 1994. - 768 c


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.