скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Приватизация предприятий отраслей оборонной промышленности.

Реферат: Приватизация предприятий отраслей оборонной промышленности.

                 ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

                  ОТРАСЛЕЙ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

     Общие цели и задачи государственных программ приватизации не учи-

тывали  особенностей  предприятий  отраслей  оборонной  промышленности

(ООП).  В то же время они составляют значительную долю научного,  про-

мышленного и кадрового потенциала страны. На предприятия ООП приходит-

ся также большой  удельный  вес  производства  наукоемкой,  технически

сложной  гражданской продукции и непродовольственных товаров народного

потребления.  В 1994 г.  оборонный комплекс произвел 80% общего объема

выпуска указанной продукции в стране. Поэтому приватизация предприятий

ООП преследовала цель не только сохранения,  но и  дальнейшего  совер-

шенствования  их научно-технического и кадрового потенциала.  Основные

задачи приватизации в этой сфере включали:

     - минимизацию  затрат на производство и разработку вооружения (В)

и военной техники (ВТ) с учетом требований военной доктрины и  обеспе-

чения на этой основе обороноспособности России;

     - создание оптимальной структуры производства в ООП, соответству-

ющей рыночным условиям;

     - максимально эффективное использование  кадрового,  научнотехни-

ческого  и  производственного потенциала ООП для достижения быстрейшей

стабилизации социально-экономической ситуации в стране.

     Приватизацию предприятий  ООП  предполагалось осуществлять исходя

из следующих принципов:

     - согласования интересов РФ,  национально-государственных и адми-

нистративно-территориальных образований в рамках РФ;

     -разграничения полномочий  и  функций при проведении приватизации

между органами государственной власти и управления;

     - приоритета  трудовых  коллективов  при приватизации предприятий

ООП для смягчения социальной напряженности и сохранения высокого науч-

но-технического  и производственного потенциала предприятий оборонного

комплекса;

     - оказания финансовой поддержки предприятиям, подвергшимся разго-

сударствлению и приватизации (создание  специальных  фондов  поддержки

предприятий,  предоставление дополнительных льгот трудовым коллективам

и т.д.).


                                - 2 -

     На процесс  приватизации  предприятий ООП оказал влияние комплекс

факторов.  Во-первых,  это действовавшая система управления оборонными

предприятиями,  основанная  на  жесткой централизации административных

функций,  существенно ограничивавшей  их  производственнохозяйственную

самостоятельность. Во-вторых, масштабность производства, что затрудня-

ло выкуп имущества трудовыми коллективами;  неравномерность размещения

научно-технического  и  производственного потенциала оборонной промыш-

ленности в пределах России; диверсификация производства, проявляющаяся

в  структуре  выпускаемой  предприятиями продукции (В и ВТ,  продукция

двойного назначения, общегражданская продукия, непродовольственные то-

вары народного потребления).  В-третьих,  наличие мобилизационных мощ-

ностей и резервов, значительно ограничивающих процесс разгосударствле-

ния и приватизации.  В-четвертых, конверсия военного производства (из-

менение структуры выпускаемой продукции и статуса оборонного предприя-

тий, расширение возможностей приватизации).

     Необходимо также иметь в виду, что отсутствовали основополагающие

законодательно-правовые  документы,  определяющие развитие ООП (законы

об оборонном заказе,  включая разработку программ вооружения, сохране-

ния и развития мобилизационных мощностей,  о статусе оборонного предп-

риятия; согласованные решения с государствами - членами СНГ о совмест-

ном производстве В и ВТ),  что затрудняло подготовку концепции и прог-

рамм приватизации предприятий комплекса.

                 ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ И

                         ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     Начало разгосударствления  собственности и приватизации в оборон-

ном комплексе можно отнести к 1990-1992 гг., когда появились альтерна-

тивные  формы  собственности  в  рамках многоукладной социалистической

экономки,  а приватизация и разгосударствление собственности  не  были

узаконены  и  осуществлялись  в соответствии с отдельными решениями на

уровне властных структур. В 1993-1994 гг. была реализована крупномасш-

табная  программа  приватизации,  происходило  наращивание критической

массы количественных преобразований. 1995- 1996 годы - период глубокой

структурной  перестройки  экономики ООП,  в это время быстрыми темпами

формируются холдинговые и акционернопромышленные компании  (АПК),  фи-

нансово-промышленные группы (ФПГ), а также федеральные научные и науч-

но-производственные центры.


                                - 3 -

     Существенное ускорение процесса приватизации предприятий ООП наб-

людалось после вступления в силу Указа президента РФ "О коммерциализа-

ции  государственных  предприятий с одновременным их преобразованием в

акционерные общества открытого типа" (№721 от 1 июля 1992 г.).

     Стихийная приватизация,  происходившая  в ряде отраслей народного

хозяйства,  не должно была распространяться на ООП, так как могла при-

вести к их полному развалу.  Однако только 19 августа 1993 г. был под-

писан Указ президента РФ № 1267 "Об особенностях приватизации и допол-

нительных  мерах государственного регулирования деятельности предприя-

тий оборонных отраслей промышленности", а 11 декабря 1993 г. было при-

нято постановление правительства РФ № 1285 "О предприятиях и организа-

циях оборонных отраслей промышленности,  не подлежащих приватизации  в

1993-1994 годах,  а также преобразуемых в акционерные общества", кото-

рые позволили перевести процесс приватизации в оборонном  комплексе  в

цивилизованное русло, Этими документами предусматривалось:

     - отступление для предприятий ООП от стандартных приватизационных

процедур, предусмотренных государственной программой приватизации;

     - составление  перечня  предприятий,  находящихся  в  федеральной

собственности и не подлежащих приватизации,  по обязательствам которых

отвечает государства (обеспечение выполнения оборонного заказа и  обо-

ронных НИКОР,  гарантия соответствующей оплаты труда, сохранение госу-

дарственной тайны, содержание мобилизационных мощностей и т.д.);

     - установление порядка управления государственными пакетами акций

оборонных предприятий и использования дивидендов по указанным акциям;

     - закрепление вхождения оборонных предприятий и организаций в пе-

речни предприятий:  а) не подлежащих приватизации в 1993-1995 гг.;  б)

подлежащих  приватизации  на  основе  специально разработанных для них

концепций; в) преобразуемых в акционерные общества с сохранением конт-

рольного пакета акций на три года в федеральной собственности; г) пре-

образуемых в акционерные общества с закреплением "золотой акции"  сро-

ком действия 3 года за государством;  д) приватизируемых без ограниче-

ний.

     Темпы приватизации,  особенно на начальной стадии, постоянно воз-

растали.  Если в 1991-1992 гг.  было приватизировано около 6,5% общего

количества предприятий ООП,  в 1993 г.  - 25%,  то в 1994 г.  - 60%. В

1995 г.  доля приватизированных предприятий ООП составила свыше  70  %

общего  их количества.  Наиболее активно процесс приватизации проходил

на  предприятиях  авиационной  промышленности,  радиопромышленности  и


                                - 4 -

электронной  промышленности.  В  таблице  1 представлено распределение

предприятий по способам приватизации на основе данных Госкомстата  РФ.

Из таблицы видно,  что наиболее распространенным способом приватизации

в ООП является продажа акций акционерных обществ открытого типа.

     Среди других способов приватизации в порядке убывания по итоговым

данным использовались выкуп арендованного имущества, продажа предприя-

тий на коммерческом конкурсе и продажа имущества (активов) действующих

и ликвидированных предприятий и объектов.  Необходимо также  отметить,

что в первом полугодии 1995 г. наряду с продажей акций акционерных об-

ществ открытого типа предпочтение отдавалось также  продаже  имущества

действующих и ликвидированных предприятий и объектов.

     Проведенный анализ работы 46 акционерных обществ, сгруппированных

в  соответствии с их численностью и использованием первого или второго

варианта предоставления льгот трудовым коллективам,  а также сравнение

групп  государственных  и приватизированных предприятий показали,  что

после приватизации в рассматриваемых акционерных обществах в 1994  г.,

в  1  и  во 2 кварталах 1995 г.  ухудшились результаты деятельности по

сравнению с соответствующими периодами предыдущих лет.

 Таблица 1

               РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И

             НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ

                          (1992 - 1995 ГГ.)

 ┌───────────────────┬──────────────────────────────────────────┐

 │                   │    Доля предприятий, приватизированных   │

 │                   │     различными способами (в %)           │

 ├───────────────────┼──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬───────┤

 │                   │  а   │   б  │  в   │   г  │  д   │    е  │

 ├───────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┤

 │ 1992 г.           │ 73   │  -   │ 4,9  │  4,9 │  -   │  17,2 │

 │ 1993 г.           │ 90,2 │ 0,5  │ 0,5  │  1,0 │  -   │   7,6 │

 │ 1994 г.           │ 92,0 │ 0,5  │ 3,7  │  -   │ 0,5  │   3,3 │

 │1 полугодие 1995 г.│ 41,7 │ 8,3  │ 8,3  │ 41,7 │  -   │       │

 ├───────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼───────┤

 │  Итого            │ 85,8 │ 0,7  │ 3,2  │  0,9 │ 2,7  │  6,7  │

 └───────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴───────┘

    Примечание :


                                - 5 -

а - продажа акций акционерных обществ открытого типа;

б - продажа предприятий на аукционе;

в - продажа предприятий на коммерческом конкурсе;

г - приватизация через инвестиционный конкурс  (в  1992-1993  гг.

это  означало продажу предприятий целиком на некоммерческом инвестици-

онном конкурсе, в 1994 г. - продажу пакетов акций, в 1995 г. - продажу

предприятий целиком на инвестиционном конкурсе);

д- продажа имущества (актмивов) действующих, ликвидируемых,

ликвидированных предприятий и объектов, незавершенных

строительством;

е - выкуп арендованного имущества.

     В то же время отдельные акционерные общества по некоторым показа-

телям улучшили свои результаты. Наметилась также тенденция к повышению

показателей деятельности групп,  включающих предприятия с меньшей чис-

ленностью (до 5 тыс.  человек) и использующих второй вариант льгот, по

отношению к группам с  более  крупными  по  численности  предприятиями

(свыше 5 тыс. человек) и избравшим второй вариант льгот, а также групп

с большей численностью (более 5 тыс. человек), использующих первый ва-

риант льгот, при производстве изделий как гражданского назначения, так

и общего объема продукции.

     С целью оценки эффективности приватизации проведено сравнение де-

ятельности группы из 46 приватизированных предприятий и двух групп го-

сударственных предприятий, состоящих из 168 и 53 производств. Отдельно

рассматривались показатели их деятельности применительно к  производс-

тву  общего  объема продукции и изделий гражданского назначения.Анализ

показал:

     - все  группы предприятий в той или иной мере ухудшили результаты

своей деятельности в 1 квартале 1995 г. по сранению с 1 кварталом 1994

г.;

     - в то же время при производстве общего объема продукции на  при-

ватизированных  предприятийх  в  меньшей степени ухудшишись результаты

деятельности,  чем в обеих группах государственных предприятий. Однака

при  производстве  гражданской продукции наблюдалась обратная картина,

то есть приватизированные предприятия работали хуже,  чем  обе  группы

государственных предпрятий.


                                - 6 -

                  ОРГАНИЗАЦИОНЫЕ ФОРМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

     Институциональные преобразования  в ООП можно рассмотреть на при-

мере 8 отраслей, подведомственных Госкомоборонпрому России (АП - авиа-

ционной промышленности,  БП и СХ - боеприпасов и спецхимии,  ПВ - про-

мышленности вооружений,  РКТ - ракетно-космической техники, ПСС - про-

мышленности средств связи,  СП - судостроительной промышленности, ЭП -

электронной промышленности и РП - радиопромышленности).  Предприятия и

организации  каждой  отрасил были разделены на группы в зависимости от

их взаимоотношений с Госкомоборонпромом:  государственные предприятия,

подведомственные  Госкомоборонпрому;  акционерные  общества с участием

государства,  сотрудничающие с Госкомоборонпромом; акционерные общест-

ва,  приватизированные без органичений, но сотрудничающие с Госкомобо-

ронпромом; предприятия, полностью утратившие всвязь с Госкомоборонпро-

мом; (см. Табл. 2).

     Из таблицы видно,  что в настоящее время по рассматриваемым 8 от-

раслям Госкомоборонпром может реально проводить государстенную полити-

ку лишь на 34,6%  предприятий, на 28,6% предприяитй возможность реали-

зации  государственной  политики ограничивается долевым участием госу-

дарства в уставном капитале акционерных обществ,  на  24%  акционерных

обществ  государственная  политика осуществляется Госкомоборонпромом в

основном посредстом размещения государственного оборонного заказа. На-

Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.