скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Природа экономического кризиса в России (конец 80-90 гг.)

Издержки российского “третьего пути” оказались очень высокими – падение производства в России оказалось намного выше, чем в Китае и в большинстве стран Восточной Европы и Балтии. В то время как в странах Восточной Европы, наиболее последовательно осуществлявших радикальные реформы, падение производства продолжалось 2-3 года и составило 25-30% в год, в России, как показывает анализ, объем выпуска в промышленности за 2 года (с1992 по 1994) снизился на 70%. На 60% упал выпуск продукции в машиностроении и металлообработке. Наиболее сильный спад произошел в легкой промышленности, где объем выпуска снизился на 42%. В электроэнергетике выпуск продукции в 1994 г. по сравнению с 1990 г. составил 87%

А.С. Зелтынь также согласен с тем, что преодоление негативных тенденций в промышленном производстве России и создание предпосылок для его роста и необходимых изменений в отраслевой и технологической структуре вряд ли возможна без разработки базирующейся на цивилизованном партнерстве государства и бизнеса, стратегии промышленного развития страны и государственной промышленной политики как одного из инструментов реализации такой стратегии. [11, с. 59-62]

Стратегия промышленного развития страны, по его мнению, предполагает определение основных целей в более или менее долгосрочной перспективе основных препятствий на пути реализации этих целей и средств преодоления этих препятствий и достижения поставленных целей.

К важнейшим стратегическим целям развития промышленности России А.С. Зелтынь относит сохранение и усовершенствование основных элементов инфраструктуры жизнеобеспечения; повышение качества жизни (физическое и психическое здоровье нации, экология, образование и жилье); поддержание достаточного уровня обороноспособности страны.

Основные препятствия на пути реализации этих целей заключаются в продолжающемся развитии глубокого и затяжного общеэкономического и промышленного кризиса, не сопровождающегося позитивными сдвигами в технологической структуре промышленного производства, отсутствие критической массы способных к саморазвитию промышленных фирм, дефиците инвестиционных ресурсов.

Государственная промышленная политика России должна быть ориентирована на преодоление этих препятствий и носить инициативный характер, опираясь на видение желательного образа ее структуры в более или менее долгосрочной перспективе. Важным направлением государственной промышленной политики должно стать смягчение негативных социальных последствий изменений в структуре промышленных производств.

Необходимо также активная деятельность по повышению эффективности управления промышленными предприятиями, остающимися в собственности государства. Дополняя и обобщая сказанное выше, отметим, что комплекс мер, определяющих суть и эффективность промышленной политики в России должен включать:

1)   стратегическое целеполагание;

2)   мобилизацию инвестиционных ресурсов;

3)   макроэкономическую политику;

4)   формирование эффективной организационной структуры промышленности;

5)   арсенала конкретных инструментов. [4, с. 10-11]

Стратегическое целеполагание включает, во-первых, определение стратегических приори­тетов промышленной политики. Важнейшими критериями здесь должны, думается, стать имею­щиеся конкурентные преимущества на мировом рынке, воплощенные в первую очередь в высоких технологиях. В этой связи фундаментальной целью промышленной политики становится эф­фективная интеграция в мирохозяйственные связи; во-вторых, – формирование действенной концепции реструктурирования секторов про­мышленности, в особенности отнесенных к стратегическим приоритетам (оборонная, аэрокос­мическая и автомобильная отрасли; судостроение; производство оборудования для финансовой сферы, образования, здравоохранения, информатики и для телекоммуникаций; новые технологии, материалы и лекарства; электроэнергетика, информационно-телекоммуникационная и торгово-транспортная инфраструктура промышленности; и т.д.). Концепция должна дать четкие ответы на вопросы: какие секторы (и с использованием каких инструментов) государство собирается под­держивать, а какие производства ликвидируется; какие модели организации отраслей будут реализовываться (ограничения на вертикальную интеграцию, границы допустимой горизонталь­ной диверсификации и т.д.).

Мобилизация инвестиционных ресурсов предполагает, во-первых, реформирование банковс­кой системы, нацеленное на "связывание" избыточных сбережений и повышение эффективности управления инвестиционным процессом. Во-вторых, – аккумулирование бюджетных средств, резервных фондов предприятий и средств населения, гарантированных государством, на счетах в уполномоченных банках, обеспечивающих их использование для предоставления долгосрочных инвестиционных кредитов или размещающих в государственные облигации.

В случае успешного продвижения по указанным приоритетным направлениям будут существенно упрочены предпосылки изменения объектной направленности промышленной политики. Речь идет о перспективе ее переориентации на непосредственное решение задач научно-технического прогресса, освоения на конкурентоспособном (по меркам мирового рынка) уровне наукоемких производств, поэтапной модернизации материально-технической базы всего народного хозяйства.

Но к такому повороту необходимо готовиться, и в рамках этой подготовки важно развернуть на государственном уровне соответствующие исследования, включая разработку перспективного прогноза основных линий научно-технического прогресса. Опыт широкомасштабной прогнозной деятельности у нас имеется: с 70-х годов под руководством Президиума АН СССР и Государственного комитета СССР по науке и технике разрабатывалась "Комплексная программа научно-технического прогресса СССР" на 20 лет – по пятилетиям программируемого периода (в частности, в 1982 г. – на 1986-2005 гг., а в 1988 г. – на 1991-2010 гг.). В исследованиях участвовали сотни академических и ведомственных институтов, объединенных общими целями, программой и методикой формирования итоговых материалов. Институты естественного и технического профиля определяли наиболее значимые направления научно-технического прогресса в соответствующих областях, а институты экономические создавали на базе этих данных прогностическую модель динамики и структуры народного хозяйства – с учетом изменения в различные периоды ресурсных возможностей, необходимости постоянного обеспечения сбалансированности эконо­мики и достижения высоких показателей народнохозяйственной эффективности, императивности улучшения качества жизни населения страны и социальной ситуации в целом. [27, с. 12-14] Проведение аналогичного рода исследовательской работы, пусть в меньших масштабах, но с учетом принципиально новых реальностей в хозяйственной эволюции, помогло бы сформировать широкую научную базу государственной промышленной политики России на долгосрочную перспективу

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Алексеев А.В., Н.Н.Кузнецова. Дожить до подъема: ситуация в российской промышленности // ЭКО.-1998.-№5.-С.37.

2.  Аукуционек С.П.Опросы промышленных предприятий//ЭКО.-1996.-№6.-С.10-12.

3.  Булатов А.С “Экономика”, изд. “Бек” М.-1997

4.  Батчиковым С., Петровым Ю. в статье «Промышленная политика в реформационном выборе России» // «РЭЖ».-1997.-№10.-С.10,11

5.  Василевский З. “Инвестиционный рейтинг российских регионов. 1996-1997 годы” // Эксперт 1997 г. №47, 8 декабря.

6.  Дробышева И. “Иностранные инвесторы предпочитают 100% -контроля”., // Золотой рог. 1998 г. 24 февраля.

7.  Дробышева И. “Сибирь и ДВ: “Дайва-фонд” набирает темп”., // Золотой Рог. 1998 г. 24 марта.

8.  Дробышева И. “Приморье - Республика Корея: Пока будет только торговать”., // Золотой Рог . 1998 г. 7 апреля.

9.  Журнал Маркетинг. № 2 / 1999 год.

10.Журнал Консультант. № 8, 9 / 1999 год.

11.Зелтынь А.С. Трансформация российской промышленности и направления государственной промышленной политики // ЭКО. – 1999. – № 5. – С. 59-62.

12.Крецу Н., Коротченков А. “Инвестиционная деятельность в Приморском крае”, // Проблемы Дальнего Востока 1998 г. № 1.

13.Куликов В. Уроки кризиса и задачи экономической политики // Российский экономический журнал.–1998.-№9-10.-С.10-18; 

14.Курьеров В.Г. Экономика России в 1995-1996 гг.: тенденции года (1995) // ЭКО.-1996.-№6.-С.3-10

15.Кушлин В. Проблемы реальной экономики на фоне финансовых кризисов // Экономист.-1999.-№3.-С.3

16.Липсиц И.В. “Экономика”. Москва. “Вита-Пресс”. - 1996г.

17.Логинов Е.А. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России// Внешнеэкономический бюллетень 1998 № 4.

18.MATTHEW KAMINSKI “Прямые иностранные инвестиции”, // Финансы и кредит. № 5 (29) , 7.  97 май.

19.Основы экономики. Ростов-на-Дону, “Феникс”. - 1996г. под редакцией О.Ю. Мамедов. 

20.Петрова И. “Подписан еще один меморандум”. // Золотой Рог  1998 г. 24 марта.

21.Попов В.В. Экономика России в 1992-1994 гг.: общие тенденции // ЭКО.-1995.-№ 2.-С.3-15.

22.Российский статистический ежегодник : статистический сборник // Госкомстат России.-Москва.,1997.-749с.

23. Свириденко В. “В ожидании иностранных капиталовложений”, // Экономика и жизнь 1998 г. № 13 март.

24. Свиридонова Е. “Лекарство для пугливого инвестора”, // Экономика и жизнь  1998 г. № 13 март.

25.Смирнов В. “К задействованию внебюджетных источников финансирования”// Российский экономический журнал.-1997 г. - №5-6.

26. “Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы” Москва  “Международные отношения” 1995 г., под ред. Фаминского  И.П.

27.Фальцман В. Как разрабатывалась Комплексная программа Научно-технического прогресса (из воспоминаний участника) // Российский экономический журнал. – 1994. – №11.

28.Филатов К. “Иностранные инвестиции в экономику России”, // Статистическое обозрение 1998 г. № 2.

29.Экономика России в 1996 г. // ЭКО.-1997.-№5.-С.27-35

Приложение 1

Распределение по отраслям иностранных инвестиций на 01.01.97 г. [7, с. 43]

Отрасли

Удельный вес инвестиций

Финансы, кредит, страхование и пенс. обеспечение 18,9%
Топливная промышленность 12,9%
Пищевая промышленность 12,4%
Общая коммерческая деятельность по функционированию рынка 13,7%
Транспорт и связь 5,2%
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. 5,3%
Машиностроение и металлообработка 6,2%
Торговля и общепит 6,5%
Другие отрасли 18,9%

Приложение  2

Прямые иностранные капиталовложения по регионам России

(нарастающим итогом на 1 января 1995 г., в тыс. долл.)

Всего

4250951,4

Северный район 952109,2
В том числе Республика Коми 490,266,2
Архангельская область 440593,7
Северо-западный район 228589,9
в том числе г. Санкт-Петербург 224611,4
Центральный район 1426712,5
в том числе г. Москва 1283194,0
Волго-Вятский район 234534,7
Центрально-Черноземный район 17126,5
Поволжский район 143341,9
Северо-Кавказский район 85455,5
Уральский район 82386,6
Западно-Сибирский район 625409,1
В том числе Тюменская область 484817,2
Ханты-Мансийский округ 244603,9
Восточно-Сибирский район 64886,6
Дальневосточный регион 374535,9
Калининградская область 15863,0

По материалам Российского статистического ежегодника


Приложение 3

Инвестиционная деятельность в Мордовии (на 1 января 1992 г)

Наименование предприятия Сумма, тыс. долл. Доля зарубежных партнеров в уставном капитале, %
АО "Лисма" 1074397,1 18,9%
АО "Резинотехника" 37389,8 12,9%
АО "Сарансккабель" 102348,0 12,4%
АО "Биохимик", 391843,9 13,7%
АО "Электровыпрямитель" 202731,3 5,2%
ОАО"Ламзурь", 23393,0 5,3%
"Мордовцемент" 23080,3 6,2%
"Связьинформ" 326126,8 6,5%
"Саранский приборостроительный завод" 25924,7 18,9%
"Центролит" 20520,4 4,8
"Рузхиммаш", 138570,9 5,2
ГП "Саранский аэропорт" 221195,9 0,5
АО "Сарэкс" 649152,0 7,7
АО "Мордовспирт" 9417,2 15,3
ОАО "Мордовэнерго" 238352,5 3,6
Всего Более 924, 3 млн 56, 6

По материалам Российского статистического ежегодника

 [AK1]


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.