Реферат: Ответы на вопросы вступительного экзамена в аспирантуру (специальность - 08.00.05 Экономика)
@ чистая терминальная стоимость (NTV – Net Terminal Value);
@ индекс рентабельности инвестиции (PI – Profitability Index);
@ внутренняя норма прибыли (IRR – Internal Rate of Return);
@ модифицированная внутренняя норма прибыли (MIRR – Modified Internal Rate of Return)
@ дисконтированный срок окупаемости инвестиции (DPP – Discounted Payback Period).
Ко второй группе относятся критерии:
@ срок окупаемости инвестиции (PP - Payback Period);
@ коэффициент эффективности инвестиции (ARR – Accounting Rate of Return).
Критерий NVP отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала коммерческой организации в случае принятия рассматриваемого проекта, причём оценка делается на момент окончания проекта, но с позиции текущего проекта, т.е. начала проекта. Проект рекомендуется к принятию если его NVP положителен ( т.е. > 0).
Вопрос № 31. Основные средства. Понятие, классификация, показатели и проблемы использования.
Основные фонды предприятия – это совокупность материально-вещественных ценностей, созданных общественным трудом длительно участвующих в процессе производства в неизменной натуральной форме и переносящие свою стоимость на изготовленную продукцию по частям по мере износа.
В зависимости от характера участия основных фондов в сфере материального производства они подразделяются на:
- производственные основные фонды функционируют в процессе производства, постоянно участвуют в нем, изнашиваются постепенно, перенося свою стоимость на готовый продукт, пополняются они за счет капитальных вложений,
- непроизводственные основные фонды предназначены для обслуживания процесса производства, и поэтому в нем непосредственно не участвуют, и не переносят своей стоимости на продукт, потому что он не производится;
Согласно существующей классификации основные фонды промышленности по своему составу в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций подразделяются на следующие виды:
· здания,
· сооружения,
· передаточные устройства,
· машины и оборудование,в том числе:
o силовые
o рабочие
o измерительные и регулирующие предметы
o вычислительная техника
o прочие
· транспортные средства,
· инструменты,
· производственный инвентарь и принадлежности,
· прочие основные фонды (рабочий скот, многолетние насаждения).
В зависимости от непосредственного участия в производственном процессе производственные основные фонды подразделяются на:
· активные (обслуживают решающие участки производства и характеризуют производственные возможности предприятия)
· пассивные (здания, сооружения, инвентарь, обеспечивающие нормальное функционирование активных элементов основных фондов).
1. фондоотдача
а
Ф = --------------
2С 0осн + 2 С 0об
а - количество продукции
2С 0осн - средняя стоимость основных средств
2С 0об - средняя стоимость оборотных средств
2. фондоемкость - это величина, обратная фондоотдаче.
3. фондовооруженность
2Сосн - ст-ть основных производственных фондов
Ф = ------
Ч - численность персонала
Вопрос № 32. Оборотные средства. Понятие, классификация, показатели и проблемы использования.
Оборотные фонды – та часть средств производства, которая целиком потребляется в течении 1 цикла производства. Они изменяют свою натурально-вещественную форму. Их стоимость полностью включается в затраты на пр-во эк. благ.
Все источники финансирования оборотных средств подразделяются на собственные, заемные и привлеченные
Заемные средства представляют собой в основном краткосрочные кредиты банка, с помощью которых удовлетворяются временные дополнительные потребности в оборотных средствах. Основными направлениями привлечения кредитов для формирования оборотных средств являются:
- кредитование сезонных запасов сырья, материалов и затрат, связанных с сезонным процессом производства;
- временное восполнение недостатка собственных оборотных средств;
- осуществление расчетов и опосредование платежного оборота.
Коэффициент обеспеченности собственными и приравненными к ним оборотными средствами (КОБЕСП) исчисляется по формуле:
КОБЕСП = ОСФС / ОСНЕ
где: ОСФС – фактическое наличие собственных и приравненных к ним оборотных средств;
ОСНС — норматив собственных оборотных средств.
Коэффициент оборачиваемости (КП) оборотных средств определяется отношением объема реализованной строительной продукции по сметной стоимости к сумме среднегодового остатка оборотных средств. Он показывает, сколько оборотов сделали оборотные средства за рассматриваемый период, и определяется по формуле:
КП = РП / ОС
где: РП — объем реализованной строительной продукции, оплаченной заказчиками;
ОС — средний в течение рассматриваемого периода остаток оборотных средств.
Коэффициент загрузки (закрепления) оборотных средств в обороте (КЗ) показывает, сколько оборотных средств имеется в распоряжении строительной организации на каждую гривну реализованной строительной продукции. Он является величиной, обратно пропорциональной коэффициенту оборачиваемости, и определяется по формуле:
КЗ=ОС : РП
Продолжительность одного оборота в днях (о) определяется по формуле:
о=РПД / РП,
где: Д – число дней в периоде, за который исчисляется оборачиваемость (в финансовых расчетах продолжительность года принимается за 360 дней, квартала-90 и месяца-30 дней).
Вопрос № 33. Трудовые ресурсы. Понятия, структура, проблема управления.
Трудовые ресурсы - это совокупность людей, обладающих способностью трудиться. Они включают, прежде всего, население в трудоспособном возрасте. В эту группу входят мужчины в возрасте от 18 до 60 лет и женщины от 18 до 55 лет.
К промышленно - производственному персоналу (ППП) относятся работники основных и вспомогательных цехов, отделов, служб, т.е. все те, кто непосредственно связан с основной деятельностью предприятия:
· рабочие,
· инженерно - технические работники,
· служащие,
· младший обслуживающий персонал,
· ученики и
· охрана
В состав непромышленного персонала входят работники подразделений, не связанных с основной производственной деятельностью предприятия: жилищно-коммунального хозяйства, детских, культурно - бытовых, медицинских подразделений, подсобных сельскохозяйственных предприятий и т.п.
Выявление внутрипроизводственных резервов труда осуществляется на основе комплексного изучения трудовых ресурсов на предприятии и включает следующие основные вопросы:
1) состояние обеспечения производства кадрами и их профессионально - квалификационный состав;
2) динамика производительности труда и основные факторы ее роста;
3) использование рабочего времени;
4) уровень занятости ручным, малоквалифицированным и тяжелым физическим трудом;
5) текучесть кадров и мероприятия по их закреплению.
Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:
1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.
2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.
3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.
4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.
5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.
7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.
8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионалького опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма.
9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.
РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
2.1. Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе
2.2. Подготовка кадров
2.3. Оценка результатов деятельности
2.4. Подготовка руководящих кадров
2.5. Управление продвижением по службе
Вопрос № 34. Налоговая система РФ на современном этапе. Направления совершенствования.
1. Федеральные налоги
· налог на добавленную стоимость
· акцизы на отдельные группы и виды товаров
· налог на доходы банков
· налог на доходы от страховой деятельности
· налог с биржевой деятельности (биржевой налог)
· налог на операции с ценными бумагами
· таможенная пошлина
· отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
· платежи за пользование природными ресурсами
· подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий
· подоходный налог с физических лиц
· дорожный налог
· гербовый сбор
· государственная пошлина
· налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения
· сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний
· налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
2. Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов
· налог на имущество предприятий
· лесной доход
· плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем
· сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц
3. Местные налоги
· налог на имущество физических лиц
· земельный налог
· регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
· налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне
· курортный сбор
· сбор за право торговли
· целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели
· налог на рекламу
· налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров
· сбор с владельцев собак
· лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями
· лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей
· сбор за выдачу ордера на квартиру
· сбор за парковку автотранспорта
· сбор за право использования местной символики (гербы; виды городов, местностей, исторических памятников и прочее)
· сбор за участие в бегах на ипподромах
· сбор за выигрыш на бегах
· сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме
· сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами
· сбор за право проведения кино - и телесъемок
· сбор за уборку территорий населенных пунктов
· сбор за открытие игорного бизнеса
· налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы
Первая группа проблем - нестабильность налогового режима, ухудшающая инвестиционный климат в России.
Вторая группа проблем - это совершенствование понятийного аппарата. Известно, насколько некорректны определения понятий, данные в действующем Законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”. В статье 2 этого закона таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж (какой платеж?) дается одно общее определение, что противоречит правилам элементарной логики.
Третья группа проблем - это проблема разграничения компетенции властных структур различного уровня в области налогообложения и сборов.
Четвертая группа проблем, которые необходимо разрешить при разработке проектов новых налоговых законов, касается взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками.
Вопрос № 35. Особенности налогообложения субъектов хозяйственной деятельности.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.
К ним относятся :
а) субъект налога или налогоплательщик - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо поэтому рассматривают и
б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;
в) объект налога - доход или имуществ, с которого начисляется налог (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и т.д.);
г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;
д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки .
1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода ( например, на тонну нефти или газа ).
2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 % ) .
3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог с населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.
Вопрос № 36. Банковская система РФ на современном этапе. Направления совершенствования.
А) ЭМИССИОННЫЕ БАНКИ
Эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк (ЦБ).
Сформулируем основные функции центрального банка:
· эмиссия и контроль денежного обращения;
· расчетный и резервный центр банков;
· управление государственным догом и исполнение государственного бюджета;
· выполнение роли "кредитора последней инстанции", "банка банков";
· установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной ставки Центрального банка по кредитам;
· определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики и их реализация;
· проведение научных исследований;
· определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;
· формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики.
б) НЕЭМИССИОННЫЕ БАНКИ КОММЕРЧЕСКИЕ (УНИВЕРСАЛЬНЫЕ) БАНКИ
Важнейшими их функциями традиционно являются:
· аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;
· обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;
· кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственного оборота:
· учет векселей и операций с ними:
· хранение финансовых и материальных ценностей:
· доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции)
В) СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ БАНКИ
Инвестиционные и инновационные
Учетные и депозитные банки - исторически специализируются на осуществлении краткосрочных кредитных операций
Сберегательные (ссудосберегательные, взаимосберегательные) банки - строят свою деятельность за счет привлечения мелких вкладов
Ипотечные (земельные) банки - осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества.
Вопрос № 37. Кредит: понятие и классификация. Кредитные отношения. Банковский кредит.
На рынке реализуются две основные формы кредита: коммерческий и банковский. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования
Коммерческий кредит предоставляется одним функционирующим предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Особенность коммерческого кредита состоит в том, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. Главная цель такого кредита - ускорить процесс реализации товаров и заключенной в них прибыли. Процент по коммерческому кредиту, входящий в цену товара и сумму векселя, как правило ниже, чем по банковскому кредиту. Размеры коммерческого кредита ограничиваются величиной резервных капиталов, которыми располагают промышленные и торговые компании.
Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам, населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд. Банковский кредит превышает границы коммерческого кредита по направлению, срокам, размерам и имеет более широкую сферу применения. Замена коммерческого векселя банковским делает этот кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Банковский кредит носит двойственный характер: он может выступать как ссуда капитала для функционирующих предприятий, компаний либо в виде ссуды денег, т.е. как платежное средство при уплате долгов. По мере развития и расширения кредитной системы увеличиваются темпы роста банковского кредита. В настоящее время существует несколько форм банковского кредита:
Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговым компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования. Срок кредита - года, процент - от 10 до 25. В случае неуплаты по нему имущество изымается кредитором.
Государственный кредит следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом, кроме кредитных институтов, государственные облигации покупают население, юридические лица, т.е. различные предприятия и компании.
Международный кредит носит как частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений.
Вопрос № 30. Инвестиционная деятельность: объекты, субъекты, источники финансирования. Механизм государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Объектами инвестиционной деятельности являются
- вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства
- ценные бумаги,
- целевые денежные вклады,
- научно - техническая продукция,
- другие объекты собственности,
- имущественные права и права на интеллектуальную собственность
Субъекты инвестиционной деятельности
Субъектами инвестиционной деятельности являются
· инвесторы,
· заказчики,
· исполнители работ,
· пользователи объектов инвестиционной деятельности,
· поставщики,
· юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.
Важнейшим условием активизации производственной деятельности в 1997 году остается формирование в российской экономике благоприятного инвестиционного климата, что предполагает необходимость:
· устойчивой стабилизации и последующего оживления производства с опорой на ныне конкурентоспособную часть производственного аппарата;
· осуществления комплекса мер по нормализации платежной дисциплины, что позволит делать сбережения в денежной форме;
· четкого разграничения сфер ответственности федерального и местного бюджетов, а именно:
- выделение средств на развитие федеральной собственности;
- в отношении отдельных объектов, находящихся в муниципальной собственности, — выделение средств из федерального бюджета только в порядке софинансирования в объеме, не большем, чем предусматривается за счет местного бюджета;
· дальнейшего последовательного снижения темпов инфляции и реальной банковской процентной ставки до уровня, стимулирующего массовые инвестиции в экономику;
· проведения взвешенной инвестиционной политики на фондовом рынке обеспечивающей разумный баланс интересов секторов;
· создания благоприятного налогового режима, способствующего наращиванию производительного капитала;
· стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики за счет развития системы государственных гарантий, предоставляемых частному инвестору на приоритетных для государства направлениях инвестирования.