скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Особенности развития малых предприятий в России

      Независимо от предмета и целей дея­тельности, организационно-правовых форм и форм собственности малых предприятий, они имеют особый статус среди прочих субъектов экономики. Законодательство Российской Фе­дерации обеспечивает государственную под­держку малого предпринимательства, устанав­ливая основные направления стимулирования и развития субъектов малого предпринима­тельства, а также льготы и другие меры поддержки малых предприятий.

      Для того, чтобы иметь возможность поль­зоваться льготами, установленными для малых предприятий, и поддержкой со стороны государства, организация должна удовлетворять определенным условиям по численности рабо­тающих и структуре уставного капитала. Если предприятие попадает в эти рамки и к тому же работает в приоритетных сферах деятельности, таких, как производство и переработка сель­скохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, отдельных това­ров народного потребления, медицинских товаров и лекарственных препаратов, строи­тельство или ремонтно-строительные работы, оно имеет максимальные льготы.

     Кроме этого, для субъектов малого бизне­са предусматривается поддержка в их инфор­мационном обеспечении, подготовке кадров, производственно-технологическая и иннова­ционная поддержка, поощряется внешнеэко­номическая деятельность.

     Таким образом, потенциал субъектов ма­лого предпринимательства значительно рас­ширяется за счет комплекса нормативных мер, направленных на его стимулирование. Необ­ходимо решить “лишь” такую задачу, как ис­пользование этого потенциала при осуществ­лении санационных мероприятий в отноше­нии градообразующих предприятий-банкротов.

     Сейчас ситуация такова, что нормативно-правовая поддержка вовсе не означает благо­приятных экономических условий для раз­вития малого предпринимательства в реальной жизни. Кроме этого, установлены весьма жесткие и четкие ограничения для отнесения организаций к таким субъектам, а также жест­кие меры и гарантии для соблюдения прав кредиторов преобразуемых предприятий, санк­ции для должников и банкротов. Вопрос в том, выполняются ли эти требования и соблю­даются ли гарантии. Практическое осуществ­ление всех мероприятий по реструктуризации и есть третий, важнейший аспект ее проведения.

       На сегодняшний день схема приватизации либо продажи больших предприятий (в том числе градообразующих) сводится к распреде­лению на доли их уставного капитала, что опять же ведет к чрезмерной концентрации капитала предприятия в одних руках (так как уставный капитал акционерного общества составляет в принципе незначительную сумму) и, соответственно, возможность образования комплекса из большого числа малых пред­приятий

на базе одного крупного предприя­тия-банкрота или должника значительно сок­ращается. Если же установить систему про­дажи таких предприятий по делению их основных производственных фондов, то одно лицо просто не в состоянии будет скупить значительную долю пакета акций градообразующего предприятия, фонды которого - ог­ромные суммы.

      В остальном же существующая законода­тельная база способствует не просто ликвида­ции крупных предприятий-должников или распродаже их имущества, а в основном пре­дусматривает различные варианты санации и оздоровления этих организаций путем их реорганизации, в том числе и в предприятия малого бизнеса.

     Таким образом, в сложившейся ситуации на базе производств и секторов экономики целесообразно осуществлять политику перево­да потенциала крупных хозяйствующих субъектов в собственность малых предприятий. Этот подход обусловлен и задачами, которые ставят государственные программы поддержки малых предприятий.

Ниже я подробнее остановлюсь на правовых вопросах и экономических аспектах деятельности малых предприятий в России.

 

I. Субъекты малого предпринимательства и экономическая деятельность малых предприятий

     Что же такое малые предприятия сегодня? Кто является субъектами малого предпринимательства?

     Федеральный закон № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” дает следующее определение субъектам малого предпринимательства:

  “Под   субъектами   малого   предпринимательства  понимаются      коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия      Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений),  благотворительных и иных      фондов не превышает 25 процентов,  доля,  принадлежащая одному или      нескольким юридическим  лицам,  не  являющимся  субъектами  малого      предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя      численность работников за отчетный период не  превышает  следующих      предельных уровней (малые предприятия):

          в промышленности - 100 человек;

          в строительстве - 100 человек;

          на транспорте - 100 человек;

          в сельском хозяйстве - 60 человек;

          в научно-технической сфере - 60 человек;

          в оптовой торговле - 50 человек;

          в розничной торговле   и   бытовом  обслуживании  населения  -

      30 человек;

          в остальных  отраслях  и  при   осуществлении   других   видов

      деятельности - 50 человек.

     Под субъектами  малого  предпринимательства  понимаются  также      физические  лица,  занимающиеся  предпринимательской деятельностью      без образования юридического лица.    Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности     (многопрофильные),  относятся к таковым  по  критериям  того  вида     деятельности,  доля  которого является наибольшей в   годовом объеме     оборота или годовом объеме прибыли.”

     

Экономические показатели деятельности малых предприятий в России в последнее время характеризуются следующими данными.

      Незначительный рост числа малых предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг., в 1998 г. практически прекратился. По состоянию на 1 января 1999 года в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).1

      Вместе с тем следует отметить стабильный рост числа малых предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8 % - в 1997 г., на 12,1 % - в 1998 г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли “наука и научное обслуживание” (на 6,2% и на 11,4%).

       Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием. Изменение отраслевой структуры по числу малых предприятий приведено в приложении № 1.

       По состоянию на 1 января 1998 года треть общего количества малых предприятий концентрировалась в двух городах - Москве (20% от их общего числа) и Санкт-Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия широко представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и Свердловской (3,0%) областях.

1. Здесь и далее в этом параграфе Мазурова Г.Г. «Малые предприятия России в 1999 году» “Вопросы статистики” -  1999, № 8.

     В 1998 году продолжало возрастать число малых предприятий в Северо-Западном (на 13,3% - в 1997г., на 9,1%- в 1998г.) и Уральском (на 9,5% и на 4,5% соответственно) районах. Сокращалось количество малых предприятий в Восточно-Сибирском (на 16,8% и на 3,9%) и Дальневосточном (на 8,9% и на 1,9%) районах. Распределение числа малых предприятий по территории РФ в 1997 и  1998 годы приведено в приложении № 2.

       Количество малых предприятий на 1000 человек постоянного населения России не изменилось и составило в среднем шесть предприятий. Среднероссийский уровень превышен в Москве (21 предприятие на 1000 человек), Санкт-Петербурге (24), Магаданской  (9), Ленинградской, Самарской, Новосибирской и Сахалинской (по7 предприятий).

      В 1998 году общее количество рабочих мест на малых предприятиях составило 7,4 млн. человек. Более трети (35%) среднесписочной численности работающих на малых предприятиях  занимались торговлей и общественным питанием, в промышленности трудились 21,9%, в строительстве -21,7%.

      На одном малом предприятии в среднем работает девять человек.

      Доля работников малых предприятий в общей численности занятых на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики РФ составила 12,1% (в 1997 г. -12,5%), в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка - 88,4% (85,4%), операции с недвижимым имуществом - 56,1 % (78,8%),информационно-вычислительное обслуживание - 43,5% (50,8%), строительство - 36,3% (36,8%). Распределение работников малых предприятий по отраслям экономики приведены в приложении №3.

      В 1998 году среднемесячная заработная плата работников малых предприятий составляла 816,5 рублей (по крупным и средним предприятиям - 1100,7 рубля).

      В 1998 году малыми предприятиями было произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, это  составило около 7% выпуска продукции, работ, услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Объем произведенной продукции малыми предприятиями в фактических ценах уменьшился по сравнению с 1997 годом на 13,6%.

      Инвестиции малых предприятий в основной капитал в 1998 году составили 22,5 млрд. рублей, или, 5,6% всех инвестиций на развитие экономики и социальной сферы России. По сравнению с 1997 годом в сопоставимых ценах они уменьшились на 3,5%. Данные по инвестициям малых предприятий в основной капитал по отраслям экономики в 1998 году приведены в приложениях  №№ 4 и 5.

    2. Государственная поддержка малого предпринимательства

      

     За последние 5-7 лет было принято ряд законодательных и нормативных актов, направленных на проведение в жизнь  мер по поддержке государством малого предпринимательства в России. В частности, одним из важнейших в этом направлении является Федеральный закон № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. “0 государственной поддержке малого предпри­нимательства в Российской Федерации” опре­деляет общие положения в области государст­венной поддержки и развития малого пред­принимательства, которые конкретизируются в специальных правовых актах. Данный же закон устанавливает лишь основные формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

      Основными направлениями государствен­ной поддержки являются следующие:

- создание льготных условий в области налогообложения и введение упрощенной отчетности;

- формирование инфраструктуры поддерж­ки и развития малого предпринимательства;

- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства госу­дарственных финансовых, материально-техни­ческих и информационных ресурсов, разрабо­ток и технологий;

- установление упрощенного порядка реги­страции субъектов малого предприниматель­ства, лицензирования их деятельности, серти­фикации их продукции, представления госу­дарственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической дея­тельности субъектов малого предприниматель­ства. включая содействие развитию их тор­говых, научно-технических, производствен­ных, информационных связей с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

      Система поддержки малых предприятий базируется на специальных программах раз­вития и поддержки малого предпринима­тельства (Федеральная программа, региональ­ные (межрегиональные), отраслевые (межот­раслевые) и муниципальные), которые соот­ветственно разрабатывает Правительство Рос­сийской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

       Какие правовые основы налогообложения малых предприятий в России  действуют  сегодня ? Какие льготы существуют для малых предприятий?

     В целом надо сказать, что действующее законодательство в области налогообложения распространяется на все предприятия, созданные в любой организационно-правовой форме. Однако для малых предприятий существует целый ряд льгот в области налогообложения.

     Законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации устанавливают льготы по налогообложению малых предприятий, фондов поддержки малого предприниматель­ства, инвестиционных и лизинговых компа­ний, кредитных и страховых организаций, других учреждений и организаций, создава­емых при выполнении работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг (т. е. тех организаций и предприятий, деятельность которых способствует функцио­нированию и развитию малого бизнеса).

      Закон о налоге на прибыль от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 (в редакции от 04.05.99) в ст. 6 регламентирует следующий по­рядок налогообложения малых предприятии (п. 4): в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, работающие в вышеуказанных приоритетных сферах, при ус­ловии, что выручка от этих видов деятель­ности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). На третий и четвертый год работы данные пред­приятия уплачивают налог соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от данной сферы дея­тельности составляет свыше 90% выручки от реализации продукции (работ, услуг).

       Но указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) пред­приятий, их филиалов и структурных подраз­делений.

      Для малого бизнеса существенное значе­ние имеет положение п. 5 ст. 6 Закона от 27 декабря 1991 г., в соответ­ствии с которым у предприятий, получивших в предыдущем году убыток (по данным годо­вого бухгалтерского отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (если средства резервного и других фондов предприятия также полностью использованы на эти цели).

       В систему налоговых льгот для малых предприятий входят также: освобождение от налога части прибыли, направленной на финансирование отдельных мероприятий, ос­вобождение от авансовых взносов налога на прибыль,  упрощенный порядок налогообложения и др.

     Льготы для субъектов малого бизнеса области налогообложения являются наиболее значимым и действенным способом стимулирования малых предприятий на данный момент, но комплекс мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства обеспечивает и такие меры, как:

- введение ускоренной амортизации;

- размещение (с июня 1995 г.) не менее 15 % государственных заказов на малых предприятиях;

- кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.   

    Это осуществляется двумя путями: с одной стороны за счет компенсации соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств) фондов поддержки малого предприниматель­ства. С другой стороны, кредитные организа­ции, выдающие кредиты субъектам малого предпринимательства, сами пользуются льго­тами, устанавливаемыми законодательством РФ и субъектов;

- страхование малых предприятий на льгот­ных условиях;

- упрощенный порядок регистрации, а также ведения статистической и бухгалтерской отчет­ности.

       Кроме того, Законом РФ от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” установлены правовые   основы  введения и применения упрощенной системы налогообложения,  учета и отчетности  для субъектов малого предпринимательства   и  физических  лиц,   осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

     Упрощенная система налогообложения,  учета и отчетности для субъектов    малого    предпринимательства    -    организаций   и  индивидуальных  предпринимателей  применяется  наряду  с  принятой  ранее  системой    налогообложения,    учета    и    отчетности,      предусмотренной законодательством Российской Федерации.      Право выбора  системы  налогообложения,  учета  и  отчетности,      включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой  ранее      системе,  предоставляется  субъектам малого предпринимательства на      добровольной   основе.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.