скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Организация труда в магазине

Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и отопления. В торговом зале и других по­мещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в хо­лодный период года должна быть в пределах 17-22°'С, в теплый период — не превышать 28°С. Согласно санитар­ным нормам скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года может быть в пределах от 0,3 до 0,5м/с, в холодный — не более 0,3м/с. Превышение этих норм может привести к возникновению простудных забо­леваний работников магазина. Система вентиляции и ото­пления должна предусматривать равномерное распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влаж­ность воздуха в холодный и переходный периоды года не должна превышать 75%, в теплый период года она может быть в пределах от 55% (при 28°С) до 75% (при 24°С). /4, стр. 572/

Особые требования предъявляются к освещению мага­зинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интен­сивным, но не ослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало фактический цвет товаров. Рабочие места фа­совщиков, продавцов гастрономических товаров, контро­леров-кассиров должны освещаться в 1,5-2 раза интен­сивнее, чем остальная часть торгового зала.

В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе не должна превышать Юмг/м3. Снизить концен­трацию пыли можно при помощи вытяжной вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д., используют пылесосы.

Неблагоприятное воздействие на организм человека ока­зывает шум. Он приводит к переутомлению работников, развитию различных заболеваний. Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово-технологического оборудования. Шум оказывает от­рицательное воздействие не только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ.

Улучшению условий труда работников торговли, повы­шению культуры обслуживания покупателей способствуют также соблюдение требований технической эстетики при организации рабочих мест и оформлении интерьеров, а также строгое соблюдение санитарно-гигиенических усло­вий труда. Магазины должны располагать необходимыми санитарно-техническими устройствами и бытовыми по­мещениями.

На производительность труда работников магазина, ка­чество обслуживания покупателей существенное влияние оказывает микроклимат в его коллективе. Благоприятный микроклимат в коллективе предполагает доброжелательное отношение работников друг к другу, дружную работу, взаимовыручку и т. д. Он во многом зависит от характера и стиля руководства коллективом магазина.

 

1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина

  Заработная плата является частью дохода собственника торгового предприятия, расходуемого для оплаты труда наемного работника в соответствии с условиями найма. Организация заработной платы включает следующие элементы: тарифную систему, формы и системы оплаты труда.

    Организация заработной платы в торговле осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) стимулирующая функция оплаты труда. Этот принцип организации заработной платы предполагает установление относительного уровня заработной платы в зависимости от количества, качества и результатов труда;

2) дифференциация окладов в зависимости от объемов работ, квалификации работника, условий труда. Дифференциация оплаты труда тесно связана с сегментацией рынка труда, регулирующей уровень оплаты труда различных категорий работников.

В условиях различных организационно-правовых форм собственности торговые предприятия получили самостоятельность в выборе порядка оплаты труда. Они самостоятельно определяют не только численность работников, но и формы оплаты труда.   Существует повременная, сдельная и гибкая системы                                оплаты труда (рис. 1).

Системы оплаты труда
Повременная Сдельная Гибкая
Простая повременная Прямая сдельная Остаточная
Повременно-премиальная Сдельно-премиальная Бестарифная
Повременная с контролируемой выработкой Сдельно-прогрессивная Контрактная
Система плавающих окладов Комиссионная

Рис. 1. Формы и системы оплаты труда

    При повременной оплате труда заработная плата работнику начисляется в соответствии с окладом за фактически отработанной время. Сдельная система представляет собой оплату в зависимости от объема работ по установленным расценкам. В последнее время получили широкое распространение гибкие системы, в которых  заработная плата увязывается с конечным результатом.

    Сдельная оплата труда в зависимости от способа учета выручки и поощрения имеет следующие системы: прямую сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, комиссионную.

    Гибкие системы оплаты труда в современных условиях тесно увязываются с конечными результатами деятельности предприятия. Широко применяется остаточная системы, при которой заработная плата работников находится в тесной связи с суммой полученной прибыли как в отдельном подразделении (отделе, секции), так и в целом на предприятии. Такая система оплаты труда способствует возникновению профессиональной конкуренции между работниками, что, в свою очередь, влияет на культуру обслуживания. При этой форме оплаты труда каждому работнику устанавливается оклад и по каждой секции определяется сумма прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты всех налогов. Расчет издержек производится по каждой секции (расходы на оплату труда, затраты по аренде, по инкассации, по содержанию помещений и общефирменные расходы). После этого рассчитывается коэффициент соотношения прибыли и заработной платы. Внутри секции сумма сверхтарифной части распределяется самостоятельно.

    Для повышения трудовой активности персонала широко используется система материального стимулирования, в которой используются различные формы – премирование за текущие результаты хозяйственной деятельности, доплаты и надбавки, различные единовременные поощрения за результаты труда и социальные выплаты. На предприятиях разрабатывается положение о материальном стимулировании, которое содержит общие положения, порядок и размеры премирования, лишения и снижения размера премий, правила выплаты надбавок за выслугу лет.     Основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской и статистической отчетности предприятия за отчетный месяц.

    Структура и численность персонала на торговых предприятиях в значительной степени зависят от форм собственности. В связи с этим выделяют работников – собственников имущества и наемных работников. На приватизированных предприятиях, как правило, наблюдается сокращение численности персонала и упрощение его структуры. Этому способствуют более интенсивный труд работников и их заинтересованность в получении доходов от прибыли.

    При анализе численности персонала, использования рабочего времени и производительности труда различают списочную, явочную и среднесписочную численность.

    Списочная численность – это  численность всех работников, состоящих в штате предприятия на определенную дату. В списочный состав включаются все работники, принятые на постоянную, сезонную или временную работу.

    Явочная численность – это минимальное количество персонала, которое должно обслуживать торгово-технологический процесс.

    Среднесписочная численность – это численность персонала, определяемая в среднем за соответствующий период (месяц, квартал, год).

    Анализ численности персонала производится во взаимосвязи с анализом  производительности труда, которая характеризует эффективность использования трудовых ресурсов. В процессе изучения  численности и состава  работников анализируется их динамика, а также изменение по периодам.

    Для характеристики эффективности использования трудовых ресурсов могут использоваться следующие показатели: /4, стр. 570/

-     численность прошлого и отчетного годов (Чо, Ч1);

-     товарооборот прошлого и отчетного годов (То, Т1);

-     производительность прошлого и отчетного периодов (выработка одного работника – Во, В1).

    При анализе производительности труда рассматривают товарооборот на одного работника в целом по предприятию, в том числе на одного работника торгово-оперативного персонала. При этом целесообразно учитывать влияние таких факторов, как изменение структуры товарооборота, состава торговой сети, цен и т.д.

    Влияние на численность работников изменения объема товарооборота и выработки определяется с помощью способа цепной подстановки, введя показатель расчетной численности (Чр).

Чо = То / Во

                                                              Чр - Чо

Чр = Т1 / Во                                                                                                  Ч1 - Чо

                                                               Ч1 - Чр

Ч1 = Т1 / В1

     Численность персонала зависит от трудоемкости товарооборота, его структуры, внутригруппового ассортимента реализуемых товаров. Увеличение трудоемкости товарооборота требует дополнительной численности работников. Ее прирост за счет изменения трудоемкости (DЧтр) реализуемых товаров можно определить по формуле:

DЧтр = Ч1 – Т1 / (В1 *Jmp),

где Jmp – индекс трудоемкости./4, с. 172/.

    Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары. Поэтому в отдельных случаях для более точной оценки производительности используют натуральные показатели.

    Существенным моментом в анализе производительности труда является исчисление ее влияния на увеличение объема товарооборота. Для определения влияния изменения производительности труда на прирост товарооборота производятся расчеты по следующим формулам:

D Тч = (D Ч / D Т) * 100,

где D Тч – прирост товарооборота за счет прироста численности;

D Ч – прирост численности, %;

D Т – прирост товарооборота, %.

D Тп = 100 - D Тч,

где D Тп – прирост товарооборота за счет повышения производительности труда./4, с. 173-174/.

    Критериями оценки эффективности использования трудовых ресурсов является рост трудовых доходов работников, с одной стороны, и рост прибыльности их труда для предприятия, с другой. Доходность труда в торговле имеет важное социальное значение, так как продажа товаров должна не только приносить прибыль, но и способствовать повышению качества услуг, оказываемых в торговле. В некоторых случаях для расширения ассортимента и привлечения покупателей  торговые предприятия идут на продажу низкорентабельных и даже убыточных товаров. Но  в целом реализация товаров должна быть  прибыльной. Оценка прибыльности труда работников может быть выражена коэффициентом, рассчитываемым по формуле:

Кпт = D ЧП / D ФП,

где Кпт – коэффициент прибыльности труда работника;

D ЧП – прирост чистой прибыли на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.;

D ФП – прирост фонда  потребления на одного работника за определенный период времени, тыс. руб.    Прибыльность труда можно рассчитать не только в целом по предприятию, но и по отдельным секциям и даже по рабочим местам./4, с.176-177/.


2. Организация трудовых процессов в магазине

2.1. Организационно-правовая характеристика магазина, его основные экономические показатели

    

Акционерное общество супермаркет «Звездный» является закрытым акционерным обществом, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц), когда не используется форма открытой подписки на эмитируемые обществом акции, и они не могут свободно продаваться и покупаться. Местонахождение г. Екатеринбург, ул. Сурикова, 51.

 

Основные экономические показатели деятельности ЗАО

¢¢Звездный¢¢ представлены в табл. 1.

Экономические показатели ЗАО ¢¢Звездный¢¢  ( в тыс. руб.)

   Таблица 1

Показатели 2000 2001
абсолютная величина в %  к  2000 г.
1. товарооборот 667822 458944 68,7
2. валовой доход 60384 74309 123,1
3. издержки обращения 55614 67143 120,7
4. прибыль от реализации 5349 1181 22,1
5.сальдо от внереализационных операций - 577 5985 не сравнимо
6. валовая прибыль 4770 7166 150,2
7. прибыль чистая 4265 7166 168
8.рентабельность (от прибыли чистой), % 0,63 1,56 250
9. рентабельность (от прибыли от реализации), % 0,8 0,26 32,1
10.эффективность коммерческой работы, % 7,7 10,7 139

.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.