скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Монопольная прибыль

В условиях чистой монополии фирма может уменьшить объем выпуска продукции, назначить более высокие цены, снизить за счет этого расход ресурсов и максимизировать прибыли. Однако в условиях конкуренции положение осложняется за счет издержек, которые могут увеличиваться или снижаться. При этом используются два подхода - эффект масштаба и понятие «Х-неэффективности».

"Эффект масштаба. При данной технологии и издержках производства по-требительский спрос может быть недостаточным, чтобы поддержать большое количество конкурирующих фирм. производящих такой объем продукции, который позволяет каждой из них реализоиать существующий эффект от роста масштабов. В таких случаях фирма должна быть по отношению к рынку большой, то есть она должна быть монополистической, способной эффективно производить продукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемого изделия.

Х-неэффективность. Обычно при исследовании издержек производства делается допущение, что фирма выбирает из существующих технологий именно ту, которая является наиболее эффективной и которая позволяет фирме добиться минимума средних издержек для каждого уровня выпуска. В реальной действительности каждая фирма, как правило, не использует в полной мере имеющиеся возможности снижения издержек. Для оценки потенциальных возможностей снижения издержек до минимального уровня средних введено понятие «Х-неэффективность». Она имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого объема производства больше, чем минимально возможные издержки. Такое превышение издержек возникает за счет уклонения фирмы от предпринимательского риска, обеспечения работой некомпетентных друзей и родственников, неудовлетворительного стимулирования рабочих фирмы."[16]

Эффект масштаба также может ограничить число фирм, выступающих на одном рынке. В ряде случаев положительный эффект масштаба может привести к созданию такой ситуации, когда наличие на рынке только одной фирмы будет наиболее эффективным решением проблемы. Такая ситуация называется естественной монополией.

Чистая монополия.

Теперь я бы хотел рассмотреть ситуацию чистой монополии, какую роль для нее играет прибыль. Рассмотрим некую отрасль.

                                Рисунок[17] 4.

На рисунке 4 показана отрасль. В силу существования в отрасли экономии от масштаба предельные издержки всегда ниже средних издержек. Монополия производила бы выпуск Q и получала бы прибыли в размере затененной площади. Если бы цена равнялась величине предельных издержек, как в точке С, то средние из­держки были бы выше цены и имел бы место убы­ток, равный расстоянию CG, от каждой проданной единицы блага. Точка С - точка, в которой Р = МС, не может быть точкой конкурентного равнове­сия, поскольку цена ниже величины средних издержек. В силу экономии от масштаба при всех объемах выпуска эта отрасль не могла бы нахо­диться в состоянии конкурентного равновесия.

"Монополия в данном случае является «естествен­ной» в том смысле, что она представляет собой ры­ночную структуру, минимизирующую издержки. Чтобы убедиться в этом, предположим, что в отрас­ли было две фирмы, каждая из которых производи­ла половину общего выпуска отрасли. Как соотноси­лись бы величины средних издержек, если бы суще­ствовало две фирмы и если бы тот же объем выпу­ска производился единственной фирмой? Так как средние издержки растут по мере падения объема выпуска, у нас все время было бы две фирмы, про­изводящие в точке, в которой средние издержки выше, чем они были бы, если бы весь выпуск произ­водился только одной фирмой. Поскольку един­ственный продавец благодаря экономии от масшта­ба может производить с меньшими затратами, то данной отрасли было бы трудно избежать превра щения в монополию. Если бы в отрасли было более одной фирмы, то одна из них могла бы  снизить цену и резко расширить выпуск и, следовательно создать трудности с получением прибыли для более мелких соперников. Таким образом, "естественность" монополии заключается также в том что, скорее всего, она является следствием свободного действия рыночных сил.

Вторая причина существования чистой монополии состоит в том, что одна-единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Упоминавшаяся выше алмазная монополия "Де Бирс" опирается на контроль над сырьем в течение многих лет фирма «Ксерокс» контролирует процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более совершенными знаниями в области технологий, в большинстве случаев защищенными патентами. В обоих случаях у конкурентов по существу не было возможности проникнуть в эту область деятельности.     

Третья причина существования чистой монополии состоит в государственном ограничении притока  фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляют  исключительное право на продажу некоего блага. Так, по закону только местная электрическая компания может поставлять вам электроэнергию только фирма «Полароид» благодаря имеющимся у нее необходимым патентам может продавать определенные типы фотопленки и фотокамер. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. В некоторых странах право на импорт конкретных товаров предоставлено правительством одной  единственной  компании. Зачем правительству создавать монополию в области импорта товаров? Оно могло на это пойти по политическим соображениям, или за награждение, полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причине.

Эти три причины могут быть связаны между собой. Правительство может предоставить монопольное право, например, в том случае имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительной с точки  зрения общества. Но правительство может в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем чтобы ослабить основные явления неэффективности монополизации уменьшить социальные потери, связанные с ограничением выпуска."[18]

Мы видим, что чистая монополия - это вполне закономерное продолжение монополистической конкуренции. Получение прибыли в условиях чистой монополии - мечта всех конкурирующих фирм. И во многих случаях фирма, сумевшая обеспечить себе достаточно большие прибыли побеждает.

Фирмы-монополисты, защищенные государством, обычно защищены им в какой-то определенной сфере деятельности, и, соответственно, их прибыли могут возрастать лишь в пределах этой сферы, то есть они ограничены. Фирма-монополист может быть ограничена территорией, на которой она действует, определенным типом продукции (пример см. выше) и т. д. Такими исскуственными ограничениями фирма платит за возможность действовать в условиях чистой монополии.

Итак, монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии.

Аспекты конкурентной стратегии, методы и источники получения монопольной прибыли.

Только что шла речь о сущности монопольной прибыли, о том что основой монопольной прибыли служит сокращенмие монопольного производства и сверхконкурентные цены, о факторах, существующих при получении монопольной прибыли. Теперь надо рассказать о методах и источниках, с помощью которых только монополии могут получать сверхприбыль. Все они используются на основе монополистической конкуренции и их включают в себя стратегии фирм-монополистов, рассмотренные выше. Таким образом, получится более подробное описание стратегий  получения монополистической прибыли.

Перерапределение ресурсов наряду с сокращением объема производства и сверхконкурентными ценами имеет очень важное значение для получения монопольной сверхприбыли. "Источником огромных сверхприбылей является перераспределение прибавочной стоимости, создаваемой как в отраслях, где функционируют монополии, так и в других отраслях внутри страны и за рубежом. О внутриотраслевом перераспределении прибыли свидетельствует тот факт, что удельный вес прибыли, получаемой ведущими корпорациями в отдельных отраслях промышленности, как правило, превышает их долю в продажах продукции этих отраслей."[19] Известно, например, что прибыль ведущих корпораций США намного превышает среднеотраслевую. "По данным за 1978 г., доля четырех основных фирм в общей массеполученной отраслью прибыли составляла (в %): в авиаракетно-космической - 74 (68 - доля этих фирм в продажах продукции отрасли), химической - 50 (44), приборостроительной - 56 (43), в производстве конторского и вычислительного оборудования - 79 (71)."[20]

"Значительные усилия прилагают монополии по межотраслевому перераспределению прибылей с помощью цен на выпускаемые изделия."[21] Более того, "монопольная цена служит одним из главных орудий перераспределения совокупной прибавочной стоимости. <…> Если доход монополиста не образует избыточной прибавочной стоимости, воплощенной в данном товаре, то он образует часть прибавочной стоимости других товаров, то есть товаров, обмениваемых на этот товар, имеющий монопольную цену."[22]

Примером может служить фирма ИБМ (IBM), которая во многом с помощью перераспределения прибыли занимала третье место по объему получаемой прибыли в 1978 г.

Получению большей монопольной прибыли также способствует ценовая дискриминация, которая часто используется монополиями. Она уже упоминалась при рассмотрении стратегий монополий.

Обычно у фирм, обладающих властью над рынком, существуют несколько групп клиентов с различными кривыми спроса.

"Предположим, например, компания «Хэппи Скайз» (Happy Skies) обслуживает пассажиров двух категорий: бизнесменов и туристов. Спрос на авиапутешествия для отдыха является эластичным, тогда как спрос на деловые полеты неэластичен по цене.Предположим, что «Хэппи Скайз» назначает одну цену для всех своих клиентов, но ее самолеты летают полупустыми. Она получает прибыли, но могла бы увеличить свои доходы за счет заполнения пустующих мест. Она могла бы заполнить эти места за счет снижения цен, установленных ею для авиапассажиров. Однако, снижение цены, установленной для пассажиров-бизнесменов, уменьшило бы получаемый от этих клиентов доход, тогда как снижение цены для обыкновенных авиапутешественников повысило бы получаемый от них доход. Следовательно, «Хэппи Скайз» желала бы снизить цены только для пассажиров, летящих на отдых. Для того чтобы назначать различные цены для пассажиров, «Хэппи Скайз» необходимо определить, к какой категории принадлежит тот или иной клиент, а также помешать отдыхающим приобретать билеты по низким ценам и передавать их бизнесменам. Авиакомпании часто справляются с обеими задачами, назначая более низкую плату для авиапассажиров, чьи поездки включают субботу. Бизнесмены в отличие от пассажиров, летящих на отдых, обычно хотят попасть до­мой на уик-энд. В соответствии с этим отдыхающие обнаруживают себя, составляя график своих путе­шествий так, чтобы пользоваться преимуществами скидки. Это пример политики ценовой дискрими­нации.

<…> Ценовая дискриминация является обычным де­лом. Например, рассмотрим подписку на специали­зированные издания и журналы. Обычно на них устанавливается высокая цена для предприятий и библиотек, спрос которых, как правило, характери­зуется низкой эластичностью; относительно более низкая цена устанавливается для индивидуальных подписчиков и еще более низкая — для студентов. Путем установления различных цен для разных групп подписчиков издатель пытается «выжать» как можно больше прибыли из каждой отдельной груп­пы. Скажем, издается журнал под названием «Об­зор новостей энергетики». Для фирм, работающих в области энергетики, 200 долл. за подписку на год — это почти что даром при условии, что «Обзор» предоставляет первоклассную информацию. Студенты могут запросто читать «Обзор» в библиотеке, и маловероятно, что они заплатили бы более 10 долл. За удобство иметь свои собственные экземпляры. Та­ким образом, ценовая дискриминация — это совер­шенно разумная политика, ориентированная на использование низкой ценовой эластичности фирм и в то же время на реализацию продукции и получение прибыли на студенческом pынке."[23]

В примере, рассмотренном в "Economics", фирма «Хэппи Скайз» будет рассматривать возможность снижения цены для какой-либо категории пассажиров только в том случае, если спрос данной группы явля­ляется эластичным, так как только в этом случае снижение цены увеличивает доход авиакомпании. С другой стороны, если спрос какой-либо категории клиентов неэластичен, то «Хэппи Скайз» может увеличить свои прибыли путем повышения цены для данной категории пассажиров.

Итак, фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискри­минации, "если она назначает разные цены для различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса. Хотя это отнюдь не единственная форма ценовой дискриминации, хотя, веро­ятно, наиболее распространенная. Политика ценовой дискриминации может также реализоваться через нелинейное ценообразование, когда сумма, которую платит клиент, не является прямо пропорциональной величине его покупки. Скидки в зависимости от количества покупаемой продукции являются наиболее типичными примерами нелинейного ценообразования"[24].

Широкое распостранение получила вертикальная интеграция, которая значительно снижает риск, на который идет фирма монополист и способствует получению большей прибыли. Но до этого существовали другие методы получения как можно большей прибыли, которые, хоть и редко, но применяются и сейчас.

К настоящему времени проявились три основные формы подобной монополизации.

1. Первая форма - это полное господство на отраслевом рынке одной крупной компании, которая диктует цены на свою продукцию. Крупная компания захватывает либо все отраслевое производство, либо его преобладающую часть (причем остальные компании, относящиеся к мелкому и среднему предпринимательству, не могут соперничать с ведущей компанией). "Иначе говоря, такая форма монополизации отраслевого рынка предполагает господство того направления в концентрации производства, которое носит название горизонтальной интеграции. В качестве типичного примера подобной монополизации отраслевого рынка может служить компания «Алюминиум компани оф Америка» (АЛКОА), которая с 1903 г. вплоть до второй мировой войны удерживала в своих руках все производство первичного алюминия в США."[25]

Но сейчас такая форма монополизации отраслевого рынка встречается крайне редко. Объясняется это прежде всего снижением значения горизонтальной интеграции. Крупные компании, стремящиеся усилить свою мощь только путем захвата и сохранения как можно большей доли отраслевого производства, оказываются, как правило, мало приспособленными к условиям динамических изменений рынков, быстрого обновления ассортимента и качества продукции, межотраслевого перелива капитала, появления новых товаров-субститутов (заменителей) и т. д.

2. Вторая форма монополизации отраслевых рынков - заключение между всеми или значительной частью компаний в отрасли юридически оформленных соглашений в отношении тех или иных сторон рыночной и иногда производственной политики. На основе подобных соглашений в отраслях создаются картели и синдикаты, в той или иной степени монополизирующие отраслевые рынки и проводящие единую ценовую политику.

Причины резкого упадка значения картелей и синдикатов кроются, во-первых, в том, что они оказались в противоречии с резко возросшей  конкуренцией по ассортименту и качеству продукции; во-вторых, в том, что, включая в свой состав и крупных, и средних, и мелких производителей данной отрасли, картели способствовали сохранению технически отсталых компаний и предприятий.

3. Третья форма монополизации отраслевых рынков - согласование определенных направлений рыночной политики между крупными компаниями в отрасли. Такая форма монолизации отраслевых рынков ныне господствует в преобладающем большинстве промышленных отраслей. Согласование рыночной политики между крупными компаниями в отрасли носит различные формы от тайных и полутайных картельных соглашений до простой ориентации на единые правила поведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.