скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Мировая валютная система и ее эволюция

В течении последних лет страны-кандидаты на вступление в ЕС довольно успешно продолжают переговорный процесс. Это даёт основания западным аналитикам предполагать, что Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Мальта  и Кипр вступят в ЕС  уже в 2005 году. Однако присоединение этих стран к валютному союзу вряд ли возможно до 2008 года. Что касается Болгарии  и Румынии , то их вхождение в еврозону реально не ранее 2010 года.

Страны ЦВЕ развиваются достаточно неравномерно. Как свидетельствует последние исследования Федерального банка Германии , ряд государств, с точки зрения соблюдения номинальных критериев экономической стабильности, смогли добиться значительного прогресса . В то же время их развитие носит противоречивый характер . Особенно трудно даётся борьба с инфляцией. (Так ,Польша в 2000 году инфляция снова “выходила” на двухзначный рубеж .)

В то же время многие страны в прошлом году достигли значительных успехов в деле сокращения бюджетного дефицита .Но, например, в Словении и Чехии ситуация с бюджетом существенно осложнилась . Если учитывать спад мировой конъюнктуры, то, как считает Федеральный банк Германии, роста бюджетного дефицита можно ожидать и  в других странах. Критерий максимально допустимой государственной задолженности пока выполняют все государства, за исключением Болгарии.

По мнению западных экспертов, странам ЦВЕ стоит настроиться на длительный процесс адаптации своих национальных экономик к условиям еврозоны . В настоящее время  средний ВВП в расчёте на душу населения в ЦВЕ едва превышает 1/3  от соответствующего среднего показателя в странах ЕС . Только Кипр и Словения достигли уровня благосостояния , сравнимого с греческим и португальским .

Как же всё-таки обеспечить стабильность национальной валюты? Приведенные критерии- достаточно высокий рубеж для денежной политики стран-кандидатов на вступление в еврозону .Ясно, что решать эту задачу надо стратегически  . Но похоже, что в настоящий момент никто не может предложить готовых и однозначных решений . Концепции денежно-кредитной политики, успешно реализуемые эмиссионным банком могут просто не сработать в другой стране . Так, стратегия, основанная на контроле за денежной массой , которую Федеральный банк Германии успешно реализовывал более25 лет, подразумевает поддержание стабильного соотношения между динамикой увеличения денежной массы и ростом цен, что не всегда наблюдается в странах с трансформационной экономикой. Применяемая сегодня рядом эмиссионных банков концепция , ориентированная на ограничение инфляции , предполагает хотя бы достижение стабильности во “взаимоотношениях “ между денежной политикой и ростом цен,

Большинство стран с переходной экономикой (особенно на начальном этапе) тактику привязки своих национальных валют к одной или нескольким ведущим мировым валютам. Как показал опыт стран ЦВЕ , в 90-е годы привязка обменного курса стала важным элементом поддержания стабильности в большинстве стран с переходной экономикой . Однако они были вынуждены то и дело прибегать к корректировкам обменного курса , на котором в полной мере отразилась снижение конкурентоспособности национальных экономик .Исключение составляют только малые открытые экономики, в частности экономика  Эстонии , которая жёстко привязала свою крону к немецкой марке , а затем- к евро в рамках так называемого валютного комитета .

Иногда в качестве альтернативной  стратегии предлагается как можно более быстрое присоединение к валютному союзу. Предполагается , что это облегчит выполнение критериев стабильности. Некоторые экономисты даже намекают на то, что надо просто “либерализовать” критерии стабильности , чтобы приоткрыть дверь в валютный союз чуть пошире.

Но ясно, что стабильность обменного курса в долгосрочной перспективе можно обеспечить только в том случае , если стабильны другие экономические параметры . Эксперты отмечают, что поспешное присоединение стран ЦВЕ к валютному союзу на условиях  “либерализации” критериев  было бы слишком  рискованным для стран еврозоны . Федеральный банк Германии делает , в частности вывод  , что в ближайшее время резкое расширение валютного союза за счет стран ЦВЕ невозможно .Таким образом, у Беларуси  есть ещё время подготовиться и  оптимизировать свою стратегию в  области  валютной политики  с учетом изменений мирового валютного рынка в течении по крайней мере предстоящих 10 лет.[15]

Стремление стран Центральной и Восточной Европы как можно быстрее присоединиться к Европейскому валютному союзу наталкивается на препятствия, преодолеть которые, по мнению западных экспертов, вряд ли удастся в ближайшие 7-10 лет.

Масштабы замены 12 национальных валют на единую для 300млн. европейцев, действительно, беспрецедентны, поэтому многие специалисты говорят о том, что даже при самой тщательной подготовке не возможно предусмотреть все последствия и избежать ошибок.

Всё это, хотя в несколько меньшей степени, справедливы и для белорусских субъектов хозяйствования, причём последствия введения евро будут не только краткосрочными, ощущаемыми в течение ближайших нескольких месяцев, но и долгосрочными проявится в полной мере через несколько лет.

Краткосрочные последствия. В конце 2001- начале 2002 г. будут решены вопросы  связанные с переоформлением счетов юридических лиц в национальных валютах Европейского валютного союза (ЕВС) в евро, переводом просроченной и сомнительной задолженностей по кредитам немецких марках, переоформлены заблокированные средства в национальных валютах ЕВС на валютных счетах юридических лиц. Практически процесс закрытия старых и открытие новых счетов завершится задолго до Нового Года (так, с 16 ноября закрыты все корсчета в национальных валютах ЕВС в Национальном банке, а на Белорусской валютно-фондовой бирже котировка национальных валют ЕВС прекращены уже с 15 октября).

В связи с появлением евро предприятия могут неожиданно столкнуться с некоторыми юридическими проблемами. Они обусловлены тем, что правовой статус перехода к евро полностью регулируется европейским правом, которое не имеет экстерриториальной силы, и наши банки и предприятия, естественно, должны руководствоваться только соответствующими внутренними нормативными документами. Например, в ЕС для всех очевидно, что, скажем, немецкая марка в настоящее время является лишь субноминалом евро и соответственно переоформление счетов происходит автоматически или упрощённо. У нас же исходят из того, что это две разные валюты и сначала нужно закрыть один счёт, а потом открыть новый в евро. А это требует времени и дополнительных расходов средств как для банков, так и для клиентов.

В условиях параллельного обращения евро с национальными валютами в январе-феврале 2002 г. могут возникнуть сложности при переводе в евро контрактов, заключённых раннее с третьими странами национальных валютных государств, входящих в ЕВС (например, контракт с алжирским партнёром во французских франках ). Согласно мировой практике , реденоминация должна проводиться в соответствии с законодательством страны- эмитента , т. е. Франции . При этом правовые нормы Франции, ЕС , Алжира и Беларуси могут  вступить в противоречие друг с другом и тогда придётся либо договариваться самостоятельно либо доводить дело до арбитражного разбирательства .

К Новому году  крупнейшие коммерческие банки должны иметь надёжные каналы поступления банкнот евро в нашу страну и правильно спрогнозировать объёмы приобретения наличности, иначе они могут столкнуться с трудностями при выполнении обязательств перед своими клиентами.

При работе с новой валютой важно быть готовыми к решению ряда технических проблем. Одна из них связана с определением подлинности банкнот евро, которые защищены инфракрасными метками. В связи с тем, что банкноты евро печатаются в разных странах , уже наблюдается разброс в расположении меток. Это в конечном итоге может привести к тому , что датчик на автоматических детекторах валют не “ увидит” изображения в ожидаемом месте. Поэтому , чтобы не сомневаться в подлинности евро , необходимо предусмотреть возможность использования так называемого просмотрового детектора. Другая проблема - толщина банкнот . Поскольку евро – самые тонкие в мире , при подсчёте и сортировке денег на банковских приборах бывшие в употреблении банкноты имеют больше шансов порваться , увеличивается вероятность , что две купюры будут насчитаны как одна к тому же не все модели счётчиков могут реагировать на новые банкноты, поэтому вполне возможно , что потребуется закупка специального оборудования для обработки наличных евро . В условиях сжатых сроков перехода на новую валюту  всё это может вызвать определённые трудности , особенно у небольших банков .

Следует напомнить , что срок , по прошествии  которого национальные денежные знаки стран ЕВС утрачивают статус законного средства платежа , сокращён. Первоначально планировалась дата 1 июля 2002 года , затем 28 февраля 2002 года , но отдельные страны пошли ещё дальше : Нидерланды – 28 января 2002 года, Ирландия – 9 февраля 2002года, Франция – 17 февраля 2002 года.По окончании периода параллельного обращения национальные валюты стран ЕВС будут приниматься в обмен только банками – эмитентами соответствующих стран согласно утверждённым планам .В Германии , Австрии, Испании и Ирландии срок обмена для банкнот и монет не ограничен . В Финляндии и Италии  банкноты и монеты будут обмениваться в течении 10 лет . В Бельгии и Люксембурге для банкнот срок обмена не регламентируется , но монеты будут приниматься только до 31 декабря 2004 года . В Греции и Франции банкноты планируют принимать в течение 10 лет, а монеты  соответственно до конца 2003 и 2004 года. В Нидерландах банкноты можно будет обменять до 1 января 2032 года , монеты – до 1 января 2007 года .

Долгосрочные последствия . Преимущества от появления новой валюты почувствуют в первую очередь те белорусские предприятия , которые активно работают с партнёрами сразу в нескольких европейских странах (например, крупные экспортёры и импортёры  , банки, туристические фирмы и т. д.). Им введение евро поможет сократить издержки при совершении промежуточных операций в странах ЕВС  , значительно ускорить процесс международных расчётов , уменьшить валютные риски. Кроме того, существенно вырастет потенциал европейского рынка финансовых услуг , неизбежно последует унификация законодательств и систем бухгалтерского учёта , возрастёт уровень конкуренции среди банков  и предприятий , причём не только в зоне евро, но и за её пределами.

Наиболее вероятными случаями использования евро во внешнеторговой практике можно считать следующее :

·     Контракты , по которым белоруской стороне предоставляется кредит от европейского партнера ( именно он в соответствии с мировой практикой  определяет валюту контракта );

·     Контракты на поставку готовой продукции из нашей страны в страны зоны евро;

·     Покупка и продажа товаров на товарных биржах и аукционах в зоне евро .

Невыгодная для наших предприятий ситуация может сложиться при одновременном сочетании трёх факторов : увеличение доли евро во внешних заимствованиях ( это вполне вероятно , поскольку среди наших ведущих кредиторов – Германия и Европейский банк реконструкции и развития , которые будут предлагать кредитные ресурсы только в евро), преобладании доллара в экспортных поступлениях и заметном снижении курса доллара по отношению к евро. В таком случае потери на курсовой разнице неизбежны .

Евро постепенно превращается в общеевропейскую валюту , и большинство стран – кандидатов на вступление в ЕС  уже привязали свои национальные валюты к нему. Поворачивается к евро и Россия , в том числе и для того ,чтобы подстраховаться от возможного падения курса доллара , поэтому , в частности , на российском рынке банковских депозитов начался настоящий бум евро . Все наши соседи , причём не только на Западе , но и на Востоке активно выпускают номинированные в евро облигации . Переход на эту валюту даёт импульс к развитию экономики в целом, снижает учётные ставки, предоставляет иностранным инвесторам гарантии их сделок и стимулирует создание рынков долгосрочного кредита .С помощью евро углубляется интеграция  банковского сектора в международную финансовую систему .

Если же посмотреть на проблему шире , то следует признать , что евро – всего лишь инструмент , в том числе для укрепления общеевропейского экономического сотрудничества. Сейчас эксперты работают над конкретизацией инициативы ЕС, связанной с созданием единого европейского экономического пространства , включающего Россию и другие европейские страны СНГ . Поэтому для наших предприятий чрезвычайно важно найти своё место в этом процессе . Следует определить степень влияния ЕС на наши экономические интересы и его сопряжённость с двумя другими важнейшими факторами развития – союзом с Россией и планируемым вступлением в ВТО . Важная роль в этом процессе отводится  ассоциациям промышленников, банкиров , неправительственным организациям . Например, Белвнешэкономбанк активно участвует в работе Европейского делового конгресса , который приступает к реализации инвестиционных проектов в  Беларуси.[16]

                                          

          

                               

                                3. Мировая  валютная  система .

Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов , с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере.

Исторически вначале возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством  с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой. Мировая валютная система сложилась к середине XIX века. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы ( это ясно видно на примере того, как система «золотого стандарта» сменялась Бреттон-Вудской валютной системой и т.д.).

Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования, она тесно связана с национальными валютными системами.

Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран. Взаимная связь национальных и мировой валютной систем не означает их тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство.

Теория  выбора  режима  валютного  курса  предполагает, что  использование  определённого  механизма  курсообразования  налагает  на  правительство соответствующие  ограничения  при  построении макроэкономической  политики  .  При  этом  в  каждом  конкретном  случае  выбор  режима  валютного  курса  является  компромиссом  между  доверием  к  проводимой  политике   и  степенью  свободы  в применении  набора   макроэкономических  инструментов   для  достижения  поставленных  целей .

Проблема  однако  заключается  в  том, что  данные  ограничения  на  действия правительства   налагаются  лишь  теоретически . На  практике  же  совокупность  и  характер   стоящих  перед  странами  макроэкономических  проблем  часто  приводят  к невозможности  выполнения  всех  задаваемых  условий  ,  а  следовательно, повышают  уязвимость  экономики  по  отношению  к  некоторым  вариантам  развития  событий .

Дополнительным  препятствием  проведению   последовательной  макроэкономической  политики  является  существование  феномена  политического  цикла  и  предпочтение  правительством  краткосрочных  выгод в  ущерб  долгосрочным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.