скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Международная конкуренция

В основе конкурентного преимущества страны лежит структура спроса на внут­реннем рынке. Величина и характер роста этого спроса могут усилить преиму­щество, влияя на то, когда, во что и сколько денег вкладывают фирмы и почему они это делают именно так. Но есть и третий способ, которым спрос на внутрен­нем рынке может дать конкурентное преимущество. С помощью определенных механизмов спрос на внутреннем рынке интернационализируется и буквально вытаскивает производимые в стране товары и услуги на мировой рынок.

Один из основных детерминантов национального конкурентного преимущества в какой-либо отрасли -  это спрос на внутреннем рынке на товары или услуги, предлагаемые этой отраслью. Практически в каждой из отраслей спрос на внутрен­нем рынке оказывает определенное влияние. Влияя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения новаций, вводимых фирмами страны. Он характеризуется тремя важными чертами: структурой внутреннего спроса (природа покупательских потребностей), объе­мом и характером роста внутреннего спроса и, наконец, механизмами, с по­мощью которых предпочтения на внутреннем рынке передаются на зарубежные рынки. Значение двух последних качеств зависит от первого. Для конкурент­ного преимущества важнее не количественная, а качественная сторона спроса на внутреннем рынке.

Самое важное проявление влияния спроса внутреннего рынка на конкурентное преимущество - через соотношение и характер потребностей отечественных по­купателей. Структура спроса определяет то, как фирмы улавливают эти по­требности, истолковывают их и реагируют на них. Страны добиваются конку рентного преимущества в тех отраслях или их сегментах, где спрос на внутрен­нем рынке дает местным фирмам представление о потребностях покупателей раньше и точнее, чем зарубежным конкурентам. Страны также получают кон­курентное преимущество, если местным фирмам в результате покупательского давления приходится вводить новации быстрее и добиваться конкурентных преимуществ более высокого порядка, чем это делают зарубежные конкуренты. Таким образом, в основе этих преимуществ лежат различия в спросе на внутрен­нем рынке.

Для достижения национального конкурентного преимущества особенно важны три характеристики структуры спроса на внутреннем рынке:

Сегментная структура. Это - деление спроса по сегментам внутреннего рынка, или распределение спроса по разновидностям. Деление спроса по сег­ментам рынка имеет место в большинстве отраслей. Одни сегменты рынка имеют глобальный характер, в отличие от других. Фирмы могут получить конкурентное преимущество в глобальных сегмен­тах рынка, на которые приходилась значительная или вполне заметная доля спроса на внутреннем рынке, но образуют гораздо меньшую долю в других стра­нах. Размер сегментов рынка имеет значение для националь­ного конкурентного преимущества, если имеют место эффект масштаба или освоение нового товара. Те страны, где этот сектор рынка наиболее велик в абсолютном выражении, могут получить преимущество за счет эффекта масш­таба. Впрочем, роль абсолютного размера сектора рынка в стране сложна, и фирмы, конкурирующие глобально, могут получить эффект масштаба даже при маленьком внутреннем рынке в стране.

Требовательные и разборчивые покупатели. Характер отечественных поку­пателей еще важнее, чем структура внутреннего рынка как таковая. Фирмы страны добиваются конкурентного преимущества, если покупатели в этой стра­не очень разборчивы и предъявляют большие требования к товарам или услу­гам, предлагаемым фирмами. Такие покупатели - это своего рода зеркало, в котором можно увидеть наиболее высокие запросы покупателей. Географи­ческая и культурная близость к таким покупателям позволяет фирме быстро отреагировать на новые потребности. Это также позволяет установить тесный контакт в процессе развития, а если покупателями являются фирмы, то и раз­вернуть с ними совместную работу по созданию новых товаров, что для зару­бежных фирм затруднительно.

Предполагаемые потребности покупателей. Фирмы данной страны получают преимущество, если потребность в каком-либо товаре возникает в этой стране раньше, чем в других. Это служит своеобразным предупреждением того, что спрос на этот товар вскоре распространится по всему миру. Это важно не только при создании совершенно новых товаров, но и в дальнейшем, поскольку слу­жит стимулом к постоянному совершенствованию товара и повышает способ­ность конкурировать во вновь появляющихся секторах рынка. Ранний спрос на тот или иной товар иногда является еще одним - преимуществом наличия в стране особо требовательных покупателей, так как именно они часто (хотя и не всегда) первыми требуют новых товаров и услуг, на которые вскоре возник­нет спрос и в других странах.

Другими средствами распространения внутреннего спроса за пределы стра­ны являются политические союзы и исторические связи. Их последствия закреп­ляются в зарубежных странах в таких формах, как правовые системы, стандар­ты продукции и оборудования и предпочтения покупателей. Однако слишком большая зависимость от зарубежного бизнеса может подорвать конкурентные преимущества национальной экономики, так как сни­жает давление в пользу совершенствования и инноваций.

2.2 Стратегия, структура и соперничество фирм

Еще одним важным детерминантом, определяющим конкурентоспособность от­расли, является тот факт, что фирма создается, организуется и управляется в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке. В разных странах фирмы организуются по-разному, вырабатываются разные стратегии и цели. Национальные преимущества в промышленном производстве являются резуль­татом правильного соотношения между их выбором и источником конкуренто­способности в той или иной отрасли промышленности. То, как развивается со­перничество на внутреннем рынке, также играет большую роль в процессе внед­рения новшеств и в обеспечении перспектив международного успеха.

Национальные особенности влияют на управление фирмами и на форму конку­ренции между ними. Хотя ни одна страна не демонстрирует полной однород­ности своих производителей, национальный контекст все же обусловливает осо­бенности, которые могут быть замечены довольно легко. Ни одна из систем управления не может подходить всем. На­ции  достигают высот в тех отраслях промышленности, где методы управ­ления и способы организации, которым отдается предпочтение, хорошо согла­суются с источниками конкурентоспособности.

Важные национальные различия в управленческих методах можно наблю­дать также в таких областях, как профессиональная подготовка, опыт и ориен­тация лидеров, групповой или иерархический стиль управления, использова­ние индивидуальной инициативы, методы принятия решений, природа отноше­ний с потребителями, способность координировать функции, отношение между трудом и управлением. Эти различия в управленческих подходах и органи­зационных навыках ведут к возникновению как преимуществ, так и недостат­ков в процессе конкуренции в различных отраслях. Отношение между тру­дом и управлением является особенно важным во многих отраслях промышлен­ности, потому что оно является основой способности фирмы к совершенствова­нию и внедрению новшеств.

Ориентация фирм на глобальную конкуренцию приобретает особое значение в процессе конкуренции на мировом рынке. Желание и способность фирм конкурировать на глобальном уровне являются отчасти результатом действия других факторов, таких как насыщение внутренних рынков, местная конкурен­ция и влияние спроса на мировом рынке. Однако управленческие подходы так­же играют важную роль. Несколько аспектов национальной среды влияют на международный имидж фирм, на то, как легко и охотно они выходят на мировой уровень.

Политика правительства часто играет очень большую роль, облегчая или затруд­няя выход фирм на мировой рынок, а также определяя вид производства, в котором они достигают успеха. Хорошей иллюстрацией этого утверждения яв­ляется валютное регулирование, которое ограничивает прямые иностранные ин­вестиции.

Фирмы разных стран резко различаются по тем целям, которые они стремятся достичь, а также по мотивации их работников и управленцев. Нации добива­ются успеха в тех отраслях промышленности, где эти цели и мотивации совпа­дают с источниками конкурентоспособности. Во многих отраслях одним из спо­собов достижения и удержания успеха является поддерживаемое инвестирова­ние. Иначе говоря, успех - за теми отраслями, куда много вкладывают и где прилагают много усилий.

Цели компаний. Они часто во многом зависят от структуры собственности, мотивации владельцев и держателей облигации, характера управления корпо­рацией и от побудительных мотивов, определяющих деятельность высшего управленческого звена. Рынки капиталов в разных стра­нах сильно различаются по таким параметрам, как состав держателей акций, местный режим налогообложения, средняя норма прибыли. Позиции кредиторов также влияют на цели компаний. Важным различием между нациями является то, в каких размерах кредиторы владеют акциями.

Структура собственности, условия рынка капиталов и природа корпоратив­ного управления в стране влияют на национальное преимущество по двум на­правлениям. Во-первых, это вытекает из того факта, что отрасли промышлен­ности в разной мере нуждаются в фондировании, имеют разную степень риска, различные инвестиционные перспективы и разные уровни средней прибыли. Национальные рынки капиталов также определяют различные цели для разных отраслей промышленности. Национальная экономика преуспевает там, где цели владельцев и менеджеров совпадают с нуждами производства. Некая конкрет­ная институциональная структура может пойти на пользу в одних отраслях и мешать другим.

Во-вторых, влияние рынков капитала меняется с изменением потребнос­тей в инвестициях. Например, в тех отраслях промышленности, где частная соб­ственность обладает сильными позициями, страна может преуспеть, несмотря на имеющий непроизводительные цели рынок акционерного капитала.

Индивидуальные цели. Цели людей, управляющих фирмами и рабо­тающих в них, могут усиливать или ослаблять возможность достижения успе­ха в конкретных отраслях. Центральный вопрос состоит в том, имеют ли они побудительные причины к развитию своего мастерства и приложению усилий, необходимых для создания и поддержания конкурентоспособ­ности.

Один из существенных моментов, определяющих индивидуальное поведе­ние и усилия, - это система вознаграждения работников. Аспектом этого вопро­са является система социальных ценностей, влияющая на отношение к работе, и то, в какой мере действия работников определяет размер финансовых выплат, очень различный в разных странах. Также большое значение имеет порядок налогообложения.

Влияние национального престижа и национальных приоритетов. На качест­во человеческих ресурсов, занятых в данной отрасли, на индивидуальные мо­тивы и даже на поведение держателей акций оказывают влияние национальные приоритеты или престиж. Толчок новым усилиям часто дают сознание такого престижа или чувство важной национальной миссии. Если отрасль становится национальной гордостью или приобретает общенациональное значение, это часто ведет к росту ее конкурентоспособности.

Важность устойчивой приверженности делу. Цели фирмы и индивидуаль­ные цели часто проявляются через приверженность капитала и человеческих ресурсов отрасли, фирме или (для работников) профессии. Идеал экономистов - это свободные, мобильные ресурсы, которые быстро и плавно перетекают из одной отрасли в другую, исходя из наиболее продуктивного их использования.

Диверсификационная структура компании является важным моментом, ука­зывающим на приверженность той или иной отрасли и на порядок перераспре­деления ресурсов. Концентрация внимания на одном виде бизнеса или на тесно связанной с этим диверсификации является признаком этой приверженности и ее причиной. Диверсификация родственных товаров во многих случаях способна перераспределять ресурсы внутри фирмы и отражает приверженность делу. Напротив, диверсификация, не связанная с основным производством, действует на национальную конкурентоспособность в противоположную сторо­ну. Однако поддержание конкурентоспособности требует, чтобы ресурсы перетекали из одной отрасли в другую только после определенной борьбы.

 

2.3 Роль правительства

В описании факторов, от которых зависит уровень национальной конкуренто­способности, последней переменной, является роль правительства. Многие рас­сматривают правительственное воздействие на современную международную конкуренцию едва ли не как самое основное.

Сделать роль правительства в международной конкуренции основным детерми­нантом очень соблазнительно. Однако такое ее понимание нельзя признать ни правильным, ни наиболее полезным. Действительная роль правительства в фор­мировании национальных преимуществ заключается в оказании влияния на все детерминанты. Правительство может влиять и подвергаться влиянию - как позитивному, так и негативному - всех четырех детерминантов, и - это видно из ряда примеров, приведенных выше. На параметры производственных факторов воздействуют субсидии, политика в отношении рынков капитала, образования и т.д. Роль правительства в формировании параметров местного спроса часто бывает менее заметна. Правительственные органы устанавливают местные нормы и стандарты в производстве того или иного товара, а также инструкции, влияю­щие на поведение потребителей. Правительство также часто является главным покупателем различной продукции: товары для армии, телекоммуникационное оборудование, самолеты для национальных авиалиний и т.д. Роль, которую оно играет как покупатель, может как помочь, так и навредить развитию национальной промышленности.

Правительство может формировать условия развития родственных отраслей и поставщиков также и другими способами, такими как контроль над реклам­ными средствами или регулирование деятельности инфраструктуры. Правитель­ственная политика может влиять на стратегию фирм, их структуру и соперни­чество, используя регулирование рынков капитала, налоговую политику и антитрестовские законы.

В свою очередь, детерминанты тоже могут влиять на правительство. Например, распределение капиталовложений на нужды образования произво­дится в зависимости, от числа местных конкурентов. Высокий уро­вень внутреннего спроса на тот или иной товар может привести к быстрому вводу правительственных норм техники безопасности.

Очевидно, что влияние правительства на основные факторы, определяющие уровень национальной конкурентоспособности, может быть или положительным, или отрицательным. Однако если правительственные регулирование или закупки ведут к чрезмерному или слишком рано возникающему внутреннему спросу, отвлекающему местные фирмы от международных рынков, то в таком случае правительство играет не­гативную роль. Положительное или отрицательное влияние правительства на уровень конкурентоспособности становится ясным, если рассматривать правительство как институт, способный оказывать воздействие на национальную экономику. Вполне возможно существование гораздо более сложных вариантов государст­венной политики и ее результатов, чем это принято считать. Теория детерминан­тов, определяющих национальные преимущества, предлагает такую правительственную политику, которая в некоторых случаях резко отличается от вариан­тов, предлагаемых менее целостными концепциями. Например, кажется разумным сдерживать рост стоимости национальной валюты, если цены на ресурсы рассматриваются как основа в экономике с неизменным уровнем развития тех­нологий и навыков. Однако давление рынка и проистекающие отсюда научно-технические усовершенствования могут преодолеть ценовой фактор, так что слишком низкая оценка национальной валюты может препятствовать росту конкурентоспособности и ориентировать фирмы на наименее стабильные, чувст­вительные к колебаниям цен сегменты рынка. Результатом является долговре­менное падение уровня конкурентоспособности. Правительственная "помощь" фирмам, устраняющая необходимость совершенствования производственных процессов, является по сути своей контрпродуктивной.

Правительство оказывает значительное влияние на уровень национальной конкурентоспособности, хотя это влияние неизбежно оказывается частичным. Правительственная политика обязательно потерпит поражение, если она явля­ется единственным источником национальных преимуществ. Политика действу­ет успешно в тех областях, где имеются основные детерминанты, определяю­щие национальные преимущества, а правительство может только усилить их действие.

2.4 Детерминанты в будущем

В этой части своей курсовой работы я попытался рассмотреть  детерминанты национального преимущества в отрас­ли, а также   влияние правительства на их развитие. Эти детерми­нанты оценивают экономическую среду исходя из того, является ли она благо­приятной для конкуренции в этой отрасли. Отдельные детерминанты, определяющие экономическую среду в стране, взаимозависимы, так как часто действие одного из них зависит от состояния других. Опытные покупатели не будут переключаться на новые товары, если, например, качество трудовых ресурсов пока недостаточно для производства этого товара на уровне, способном удовлетворить покупательские запросы. Не­равные условия, в которых находятся компании, будут стимулировать иннова­ции, только если между компаниями существует здоровая конкуренция, а их целям соответствует постоянное инвестирование. В самом широком смысле сла­бые места каждого детерминанта будут задерживать развитие и возвышение потенциала отрасли.

В перспективе со­циальные и политические детерминанты, а также система ценностей будут оказывать большее влияние на дости­жение успеха в конкуренции. Например, социальные нормы и ценности уже сегодня сказы­вают влияние на структуру спроса на внутреннем рынке, равно как и на цели менеджеров, и на то, каким образом фирмы организуются. Социальные и поли­тические факторы  определяют те навыки, которые были накоплены нацией, и институциональные структуры, через которые конкуренция оказывает свое воздействие. То есть национальные особенности, которые принято называть культур­ными, не могут быть отделены от экономических. Культурные факторы также при ближайшем рассмотрении часто оказываются тесно переплетенными с эко­номическими. Их роль в перспективе будет также очень велика потому, что они формируют ту среду, в которой существуют фирмы. Эти факторы осуществляют свое воздействие че­рез главные детерминанты, а не в отрыве от них. Такое влияние является очень важным для уровня конкурентоспособности, так как изменяется он медленно, и аутсайдерам бывает трудно его достичь. Социальные       и политические факторы и система ценностей создают устойчивые различия между странами, играющие определенную роль в установлении уровня конкурентоспособности различных отраслей.

 Еще один фактор, который будет иметь существенное значение в будущем - это лидерство. Лидеры сталкиваются с проблемами, задачами и благоприятными ситуациями, которые продуцируются национальной средой. В разных странах лидеры имеют различные цели, что определяется совокупностью детерминантов. В самом деле, одно из определений может быть таким: лидер - это человек, который больше, чем кто-либо другой, сознает важность роли детерминантов. Лидеры верят в динамичное развитие и процесс постоянных изменений. Они не приемлют никаких принуждений и знают, что от них зависит исход многих на­чинаний. Они способны в большей мере, чем кто-либо другой, понимать окру­жающую их реальность и обладают мужеством, чтобы действовать. Часто именно лидерство определяет, какая конкретная фирма той или иной страны, обладаю­щей преимуществами, будет преуспевать или потерпит поражение.

Все вышеперечисленные факторы уже сегодня непосредственно влияют на конкурентоспособность фирмы на мировом рынке, но в ближайшие несколько десятилетий их влияние резко возрастёт.

Глава 3. Россия на Мировом рынке

3.1 Внешнеэкономическая деятельность России

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифици­рованными трудовыми ресурсами при по­ниженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в середине 90-х годов составила лишь около 1,5%, а в импорте — менее 1%.

На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей в резуль­тате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социа­листическими странами — членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машино­строительной продукции.

Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитан­ная на базе паритета покупательной способности рубля к дол­лару, составила в 1996 г. 13%, делясь между дальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 4:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных то­варов, а также играет большую роль в снабжении населе­ния России продовольствием и различными товарами потре­бительского назначения.

3.2 Структура внешней торговли России

Структура российской внешней торговли и ранее была отнюдь не характерна для промышленно развитой страны. В насто­ящее время это в основном топливно-сырьевые товары, черные и цветные металлы, оружие. Сокращение в структуре экспорта, особенно в страны даль­него зарубежья, доли машин и оборудования вызвано потерей для России традиционных для нее рынков стран — бывших членов СЭВ, благоприятно для нее расположенных и соответ­ствующих ей по техническому уровню развития. В то же время мировые рынки оборудования в тех областях, где Россия имеет технические заделы, остаются для нее закрытыми и весьма эффективно охраняются сложной системой явных и неявных протекционистских ограничений. Поставки российских машинотехнических изделий в страны ближнего зарубежья сдержи­ваются низкой платежеспособностью последних.

Существенные изменения произошли в товарной структуре российского импорта. В российском импорте сократилась доля инвестиционных товаров, тогда как доля потребительских то­варов существенно возросла, составив к концу 90-х годов около 40% всего объема импорта (табл. 1).

Таблица 1 Структура торговли России в первом полугодии 1996 г.,

 % к итогу

Товарные группы

Экспорт

Импорт

Продовольствие и сырье для его производства (включая напитки и табак) 3,4 27,2
Минеральное сырье и топливо 47,9 6,3
Машины и оборудование, транспортные средства 9,1 30,6
Химические товары, каучук 8,5 14,4
Другие промышленные товары (включая текстиль и текстильные изделия, обувь, мебель) 1,1 4,7
Черные и цветные металлы и изделия из них 19,8 8,8
Прочие товары (включая оружие и военную технику, золото и другие драгоценные металлы, дра­гоценные камни и др.) 10,2 8,0

3.3 Конкурентные преимущества и недостатки России

Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним по­мимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уро­вень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные масштабы накопленных ос­новных производственных фондов и фондов универсального

3. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капи­талоемкость технологической модернизаций производства; на­личие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.

Однако использование этих преимуществ сдерживается ря­дом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; труд­ности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном ком­плексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвы­чайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности

3.4 Перспективы развития внешней торговли  России

С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы разви­тия ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе дальнейшее возрастание его доли в экспорте (химических товаров, пиломатериалов, нефтепродуктов, удобрений и т.д.).

Имеются возможности для стабилизации и расширения тра­диционного машинотехнического экспорта, к которому отно­сятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и до­рожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внут­ренний и внешний рынок.

Имеются определенные перспективы для расширения экс­порта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических техники и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).

По мере восстановления собственного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров и увеличи­ваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.

          Внешняя торговля России ни по своему объему, ни по структуре экспорта и импорта не соответствует экономическому потенциалу страны. Более полное использование ее конкурентных преимуществ и преодоление присущих ей недостатков возможно только в процессе возрождения экономики страны, создания полноценной системы государственной поддержки ее экспортного потенциала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях перехода к рынку и плюрализму форм собственности, предоставление        всем предприятиям независимо от их форм права заниматься внешнеэкономической деятельностью Россия отказалась от государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность. Теперь главная задача государства в современных условиях — выра­ботка внешнеэкономической стратегии, адекватной рыночным принципам функциониро­вания российской экономики и ее последовательной интегра­ции в мировое хозяйство. Мировой опыт использования внешнеэкономической стратегии для преодоления отста­вания от стран-лидеров дает две базовые модели внешнеэкономической стратегии: первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая — на замещение импорта. Первой модели следовали в кон­це прошлого века США, после Второй мировой войны — за­падноевропейские страны, Япония, а за ними — новые инду­стриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Мно­гие ее черты были свойственны внешнеэкономической стратегии СССР, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от им­порта оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, ма­териалов и компонентов.

Наиболее действенной и эффективной стратегией интегра­ции России в мировую экономику является сочетание струк­турной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта и дифференциацию его потенциала. Основные средства достижения этой цели — общее улучшение инвести­ционного климата, привлечение инвестиций в соответствующие отрасли, создание механизмов стимулирования экспорта, ис­пользование различных инструментов внешнеэкономического регулирования с целью формирования жизнеспособных экс­портных производств.

Опираясь на мировой опыт и собственный потенциал Россия сможет превратиться в одну из самых конкурентоспособных держав в мире.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основы внешнеэкономических знаний  отв. ред. И.П. Фаминский М: “Международные отношения” 1994.- 316 с.

Майкл Портер. Международная конкуренция. – М.: Междунар. отношения, 1993.-  896 с.

Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1997.-816 с.

Периодика:   

1.Российская газета. 1996. 3 марта

2. Экономика и жизнь. 1996. № 46. С. 19 (VII)


Страницы: 1, 2


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.