скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Лекции по макроэкономике

3.    Формирование промежуточных целей дает ЦБ возможность действовать более конкретно в течение планового периода. Установление таких целей помогает также и частному бизнесу, дает возможность предпринимателям лучше понимать, что можно ожидать в будущем. Если ЦБ декларирует свои цели открыто и действительно им следует, фирмы лучше понимают, какова денежно-кредитная политики, и имеют возможность предсказывать будущий объем выпуска и уровень цен. Таким образом, ЦБ является ответственным за проведение денежно-кредитной политики в целом.

Идеалом являлась бы такая цель, которую ЦБ мог полностью контролировать. Предположим, что конечной целью ЦБ является определенный уровень ВНП. В случае, если бы денежный мультипликатор и скорость обращения денег были бы неизменны, ЦБ мог бы достичь своей цели, утвердив определенный размер денежной базы в качестве промежуточной цели. Но, поскольку и денежный мультипликатор, и скорость обращения денег не являются постоянными, задача ЦБ очень сложна. Ему приходится выбирать между теми факторами, на которые возможно частичное влияние, и теми, влияние ЦБ на которые очень ограничено.

Рассмотрим общие характеристики денежно-кредитной политики. В развитых странах она рассматривается как оперативное дополнение к бюджетной политике, как инструмент настройки бюджетной конъюнктуры. Очень важно, чтобы при проведении определенной макроэкономической политики эти два способа – денежно-кредитная политика и бюджетное регулирование – не вступали в конфликт друг с другом, а действовали согласованно на достижение макроэкономических целей. К сожалению, в России в 90-е годы это далеко не всегда было так, и этому существует ряд примеров. В самом начале реформ 1992 года, когда правительство проводило жесткую бюджетную политику, ЦБ вел мягкую денежно-кредитную политику, что не способствовало стабилизации ситуации в стране.

На основе денежно-кредитной политики возможно воздействие на денежную массу и ставку процента, а они, в свою очередь, влияют на потребительский и инвестиционный спрос. Денежно-кредитная политика, по сравнению с бюджетной, является более гибкой и оперативной, ее проводит ЦБ, который, по закону о Центральных банках, практически в любой стране не зависит от правительства и от политического лоббизма, главной проблемы бюджетной политики.

Каковы минусы денежно-кредитной политики? Ее ограничения связаны с тем, что денежно-кредитная политика оказывает лишь косвенной воздействие на экономику через коммерческие банки, регулируя размер избыточных ресурсов и денежный мультипликатор. Таким образом, денежно-кредитная политика определяет размер денежной массы, но не может заставить коммерческие банки повысить или понизить выдаваемые кредиты в обязательном порядке. Если бюджетная политика напрямую воздействует на экономических субъектов через субсидии, льготы и государственные закупки, то денежно-кредитная политика действует мягко, опосредованно, через коммерческие банки, повышая или понижая способность выдавать кредиты, что не обязательно влияет на реально сложившуюся ситуацию.

В настоящее время в России используется 5 инструментов денежно-кредитной политики, причем 3 из них являются стандартными для всех стран, а 2 – характерными для российской ситуации.

1.    Политика обязательного резервирования.

2.    Уровень процентной ставки ЦБ.

3.    Операции на открытом рынке. Достаточно мягкий инструмент, широко используется в странах с развитой экономикой. В России не развит.

4.    Валютная политика

5.    Условия рефинансирования коммерческих банков.

Последние два пункта, хотя и используются в других странах, но не так широко, как в России.

Валютная политика является самостоятельной отраслью, и мы будем рассматривать лишь ту ее часть, которая является инструментом денежно-кредитной политики.

Проследим, каким образом меняется денежная масса, если ЦБ меняет политику в области обязательного резервирования. Рассмотрим пример со стабильными вкладами и резервами в условиях повышения ставки обязательного резервирования.

Вклад

Фактич. резервы

R

ОР

ИР

DM2

1 20 5 10% 2 3 30
2 20 5 20% 4 1 5
3 20 5 25% 5 0 0
4 20 5 30% 6 -1 -33

Если ЦБ изменяет ставку по обязательным резервам, то это скажется на избыточных резервах и повлияет на способность банков создавать дополнительные деньги. Таким образом, этот механизм воздействует на денежную массу очень сильно, и в развитых странах установленный норматив стараются не менять, чтобы избежать сильных потрясений на межбанковском рынке. Этот инструмент применяется в критических ситуациях.

Более часто используется второй инструмент – изменение  процентной ставки. В развитых странах учетная политика, проводимая ЦБ с помощью установки и пересмотра процентных ставок, делится на 2 вида:

1.    Ставка по редисконтированию (переучету ценных бумаг).

2.    Ставка по рефинансированию.

В России нет первой ставки, так как до настоящего времени ЦБ не практиковал переучета ценных бумаг. Учетная ставка (ставка рефинансирования) – это процентная ставка, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам, берущим у него ссуду. Плата за подобный кредит и определяется ставкой рефинансирования. Беря ссуду в ЦБ, коммерческие банки увеличивают свой резервный счет, и ставка рефинансирования выступает в качестве издержек получения избыточных резервов. Если ЦБ снижает учетную ставку, он поощряет коммерческие банки к получению у него кредитов, увеличивает избыточные резервы и достигает повышения денежной массы за счет коммерческих кредитов. Увеличение ставки рефинансирования приведет к снижению избыточных резервов, падению кредитования и снижению количества денег в экономике.

Наиболее широко в развитых странах используется третий инструмент денежно-кредитной политики – операции на открытом рынке, покупка и продажа Центробанком ценных бумаг коммерческим банкам и населению. Если ЦБ приобретает ценные бумаги у коммерческого банка, его резервы увеличиваются:

Актив Пассив
Резерв 20 р. Вклад 100 р.
Ценные бумаги 50 р.
Кредит 30 р.

После того, как ЦБ приобрел все ценные бумаги,

Актив Пассив
Резерв 70 р. Вклад 100 р.
Ценные бумаги 0 р.
Кредит 30 р.

появились избыточные резервы.

При покупке ЦБ ценных бумаг у населения, операция все равно идет через коммерческий банк:

Актив Пассив
Резерв 20 р. Вклад 100 р.
Кредит 80 р. + 50 р.
Ценные бумаги + 50 р.

Лекция 9. Денежно-кредитная политика в России.

Норма обязательных резервов

Впервые норма обязательных резервов стала использоваться в качестве инструмента денежно-кредитной политики с появлением в апреле 1989 года коммерческих банков и началом формирования двухуровневой банковской системы. В Государственном Банке СССР был образован фонд регулирования кредитных ресурсов, зачислению в который подлежали резервы всех вновь созданных коммерческих банков. После того, как союзные республики были преобразованы в суверенные государства, 30 апреля 1991 г. в России был создан Резервный Фонд кредитной системы (теперь Фонд Обязательных Резервов) на основе депонирования части привлеченных коммерческими банками ресурсов.

Первоначально норма обязательного резервирования R была установлена для всех вкладов в размере 2% от суммы привлеченных средств. С 1 февраля 1992 г. начинается активная политика по изменению нормы обязательного резервирования, причем вводится дифференциация этих норм в зависимости от сроков привлечения средств. Поскольку главной проблемой 1992-1994 гг. были высокие темпы инфляции, то ЦБ повышал R для связывания денежной массы и снижения инфляции.

До февраля 1992 года эти нормы менялись трижды и причем все время в сторону повышения. Но в период 1992-1994 гг. коммерческие банки могли практически без всяких санкций нарушать требования ЦБ. Тому существует масса примеров, и очень часто за нарушением не следовали никакие ответные меры. В феврале 1992 г. были установлены следующие значения R:

Тип счета

Норма обязательных резервов

Счета до востребования 10%
Обязательства свыше 1 года 5%

В январе-феврале ЦБ приходит к выводу, что необходимо увеличить норму обязательных резервов. В феврале-марте происходит увеличение всех ставок на 5 процентных пунктов:

Тип счета

Норма обязательных резервов

Счета до востребования 15%
Обязательства свыше 1 года 10%

С 1 апреля 1992 года норма была опять повышена на ту же величину и составляла

Тип счета

Норма обязательных резервов

Счета до востребования 20%
Обязательства свыше 1 года 15%

После этого увеличения норма оставалась постоянной вплоть до 31 января 1995 г. Но, как уже говорилось выше, требования по обязательному резервированию часто нарушались.

В октябре 1994, после «черного вторника» и скачка инфляции, сменяется руководство ЦБ и на место Геращенко приходит Парамонова, которая резко изменила подход к использованию данного инструмента денежно-кредитной политики в России. Норма обязательных резервов стала активно используемым инструментом, и 1 февраля 1995 г. были объявлены новые правила регулирования деятельности коммерческих банков:

1.    Коммерческие банки должны были в обязательном порядке придерживаться установленных норм, в случае же нарушения применялись серьезные санкции вплоть до лишения лицензии

2.    Нормативы по счетам до востребования повышены, а по долгосрочным обязательствам – снижены. Появляется новая дифференциация нормативов по принципу ликвидности.

3.    Введена норма обязательного резервирования по валютным счетам. Это нововведение вызвало наибольшее негодование коммерческих банков.

В результате этих изменений были введены следующие нормы:

Тип счета

Норма обязательных резервов

Счета до востребования и со сроком погашения до  30 дней 22%
Срочные обязательства со сроком погашения от 31 до 90 дней 15%
Срочные обязательства со сроками погашения от 91 дня и более 10%
Счета в иностранной валюте 2%

После объявления этих изменений, коммерческие банки попытались нейтрализовать действия ЦБ, объединившись в Ассоциацию Коммерческих Банков во главе с Инкомбанком. Было составлено открытое письмо Президенту, с выражением недовольства политикой ЦБ и предупреждением, что, если такая жесткая денежно-кредитная политика действительно будет реализована, то банковской системе России грозит полный крах. Действительно, перечисление 1/5 части рублевых вкладов на резервные счета означает потерю ощутимой части прибыли. Противостояние ЦБ и коммерческих банков продолжалось до 1 мая 1995 г., когда было найдено компромиссное решение. ЦБ пошел на незначительные уступки:

Тип счета

Норма обязательных резервов

Счета до востребования и со сроком погашения до  30 дней 20%
Срочные обязательства со сроком погашения от 31 до 90 дней 14%
Срочные обязательства со сроками погашения от 91 дня и более 10%
Счета в иностранной валюте 1,5%

Рассмотрим ситуацию с валютными счетами. Обязательные 1,5% нужно было отчислять на резервный счет в ЦБ не в валюте, а в рублях. Для выполнения обязательств по валютным счетам коммерческие банки в июне начинают массовую продажу долларов. Одним из процессов на валютном рынке стало резкое увеличение предложения. Какова же была ситуация со стороны спроса? Главным покупателем валюты в 1995 г. был ЦБ. После «черного вторника», когда ЦБ проводил серьезные валютные интервенции для стабилизации курса рубля, в конце 1994 г. валютные резервы ЦБ иссякли, что крайне негативно отразилось на кредитоспособности и развитии внешнеэкономических отношений. И с января 1995 г. ЦБ начинает проводить политику по наращиванию золотовалютных резервов. Зимой и в начале весны ЦБ предъявлял огромный спрос на валюту, чем провоцировал рост курса доллара. К маю принимается решение о достаточности размеров золотовалютных резервов, и покупка валюты для их пополнения прекращается. Итак, спрос падает, а предложение растет, и к лету 1995 года на валютном рынке складывается достаточно интересная ситуация. Рассмотрим курс доллара в 1995 г.:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.