скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Интеграционные процессы в развивающемся мире

На основе ЛАСТ в 1980 г. была создана Латиноамериканская ас­социация   интеграции   (ЛАИ). Вместо формальной отмены по­граничных таможенных тарифов ЛАИ создала более гибкую си­стему региональных льготных таможенных пошлин и других форм экономического сотрудни­чества. Однако ЛАИ не разрабо­тала точного графика перехода к общему рынку. ЛАИ, как и ЛАСТ, почти на 90% ориентиру­ется на торговлю с третьими странами, и, прежде всего с США. На  долю  внутрирегиональной торговли приходится лишь 11% суммарного товарооборота стран - членов ЛАИ.

Андская субрегиональная груп­па, созданная в 1969 г. в рамках ЛАСТ, предусматривала введе­ние единых внешних тарифов, согласование экономической по­литики в отношении иностранного капитала посредством совместно­го программирования развития производственных отраслей  и инфраструктуры,   мобилизацию внутренних и внешних финансо­вых ресурсов, предоставление специальных льгот менее разви­тым членам союза - Боливии и Эквадору и др.

Однако региональные полити­ческие и экономические пробле­мы не позволили группе восполь­зоваться в полной мере преимуществами интеграции, поскольку на внутрирегиональную торговлю приходилось лишь 5% суммарного товарооборота стран - членов группы.

Карибское сообщество ("Кариком") было создано в 1973 г. на основании Договора Чагуарамос. Он предусматривает политиче­ское и экономическое сотрудни­чество суверенных членов сооб­щества, согласование их позиций по важнейшим международным политическим и экономическим вопросам, совместные выступле­ния на международной арене. В экономической области намечено обеспечить хозяйственное сбли­жение членов "Кариком" путем либерализации взаимной торгов­ли,  установления  совместного внешнего таможенного режима (достижение общего рынка), про­ведение координации политики в области сельского хозяйства, ин­фраструктуры, туризма, валют­ной и кредитной сферах. В рам­ках "Кариком" действует ряд самостоятельных организаций: по торговому сотрудничеству - Ка­рибский общий рынок (КОР); кредитному -Карибский банк развития и Карибская корпора­ция развития и др.

90-е годы качественно измени­ли характер латиноамериканской интеграции, в частности благода­ря восприятию принципов "откры­того регионализма" и широкого партнерства в отношениях между интеграционными группировками. Процесс либерализации торговли внутри   новых   объединений ("Меркосур" в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая) заметно опережал общерегио­нальный итог.

Бразилия, Мексика и Чили (и в меньшей мере Аргентина) предпринимали серьезные шаги для развития новых форм орга­низации технологического про­странства. Начали действовать региональные и межрегиональ­ные программы содействия тех­ническому перевооружению ла­тиноамериканских предприятий. Параллельно стимулировался рост производства и экспорта высоко­технологичной продукции.

Некоторые   страны   смогли притормозить характерную для 80-х годов тенденцию к усилению неравномерности в распределе­нии доходов. Например, в Уруг­вае доля лиц, живущих за чертой бедности снизилась с 15% в 1986 г. до 6 % десятилетие спустя. Сходные процессы наблюдались в Бразилии и Чили.

Обобщение практики интегра­ционных процессов в странах Ла­тинской Америки показывает, что ориентация на более высокие формы интеграции в отрыве от созревания объективной основы для перехода к ним не ведет к появлению подлинных интегра­ционных отношений. Именно по­этому не выдержали испытания практикой и временем и оказа­лись малоэффективными такие известные в 70 - 80-е годы груп­пировки, как ЛАЭС, ЛАИ и дру­гие, созданные без должной про­работки взаимных интересов и реальных возможностей партне­ров.

Следует также отметить, что интеграционное  сотрудничество стран Латинской Америки носит скорее экстенсивный, чем интен­сивный характер. Практически ни одна из существующих ныне ор­ганизационных форм интеграции пока не играет ощутимой роли в решении социально-экономичес­ких задач, стоящих перед лати­ноамериканскими государствами. Размер интеграционных объеди­нений весьма скромен. Реальный вклад континентальных и субре­гиональных банков еще невелик. | 4 |


2.4.3. Взаимодействие государств Латинской Америки с третьими странами и другими интеграционными группировками

В настоящее время следует отметить активно разви­вающуюся тенденцию латиноаме­риканских стран к так назы­ваемой трансконтинентальной региональной либерализации. Так в 2000 г. было подписано Согла­шение о свободной торговле меж­ду ЕС и Мексикой, которое при­звано способствовать региональ­ной диверсификации мексикан­ской внешней торговли. В настоящее время доля стран ЕС в мексиканском импорте составляет лишь 9%, а в экспорте - 4%. С 2000 г. более половины промыш­ленных товаров, экспортируемых странами ЕС в Мексику, не обла­гается таможенными пошлинами, а мексиканский промышленный экспорт в страны ЕС полностью освобожден от пошлин. Подобное соглашение  заключено  также между ЕС и Чили.

Ведутся переговоры о созда­нии зоны свободной торговли между ЕС и "Меркосур". Этот альянс, как считают эксперты, мог бы помешать усилиям США занять доминирующее положение в латиноамериканском регионе, и в частности созданию зоны сво­бодной торговли в Америке.

По мнению экономистов, пер­спективы заключения соглашения между ЕС и "Меркосур" пред­ставляются достаточно реальны­ми. В этих двух регионах про­живает в общей сложности более 580 млн. человек, а их совокуп­ный валовой продукт превышает 9 трлн. долл. Европейские госу­дарства уже являются главными торговыми партнерами указанной группы стран. Их взаимный това­рооборот в конце 90-х годов при­ближался к 50 млрд. долл. Стра­ны ЕС являются источником 43% всех прямых иностранных инве­стиций, поступающих в "Мерко­сур". В свою очередь, латиноаме­риканские страны представляют собой наиболее динамично разви­вающийся рынок для сбыта про­изводимых в ЕС товаров.

Объясняя причины притяга­тельности   стран   -   членов "Меркосур"   для   европейских компаний, эксперты Института европейско- латиноамериканских отношений ("IRELA") отмечают, что большая часть инвестиций, осуществленных ЕС в этом ре­гионе в 90-е годы, была рыночно-ориентированной и простимулирована высокими пошлинами на импорт, позволяющими европей­ским фирмам поставлять свою продукцию на внутренний рынок этих государств. К числу от­раслей, в которые направляется основная часть средств, относят связь, добычу природного газа, информационные технологии, электротехнические средства произ­водства,   туризм,   энергетику, страхование, пищевую и горнодобывающую промышленность.

Полагают,   что  соглашение принесет крупные выгоды обеим сторонам. Неограниченный торго­вый обмен между двумя блоками должен  увеличить  ежегодные доходы стран ЕС на 6,5 млрд. долл. и "Меркосур" - на 1,5 млрд. благодаря дополнительному рас­ширению экспорта в ЕС на 1,3 -1,4% в год, а в обратном направ­лении - на 2,4 - 3,4%.

Специалисты "IRELA" счита­ют, что соглашение о свободной торговле с "Меркосур" поможет европейским компаниям в про­движении на интегрированные многонациональные рынки лати­ноамериканских стран и будет способствовать повышению уров­ня занятости в ЕС. Для стран - членов "Меркосур" основное пре­имущество будет заключаться в свободном доступе на европей­ские рынки их продовольствен­ных и агропромышленных това­ров, что дало бы им возможность сократить дефицит в торговле с государствами ЕС, достигавший в конце 90-х годов 41% всего внеш­неторгового дефицита этой груп­пы стран. Более того, есть воз­можности для развития стратеги­ческого альянса с европейскими кампаниями,   способствующими совершенствованию   технологии производства и становлению мел­ких и средних компаний.

Переговоры между "Мерко­сур" и ЕС пока не дали конкрет­ных результатов, и предстоит весьма длительный период поис­ка взаимоприемлемых решений. Однако это не связано с экономи­ческими   трудностями   стран "Меркосур", а отражает долго­срочные и глубинные проблемы либерализации   международной торговли.

Трудности в переговорах ЕС - "Меркосур" представляются ча­стным случаем более общей про­блемы регулирования междуна­родных потоков товаров. После "Уругвайского раунда" перегово­ров в рамках ГАТТ, завер­шившегося в 1994 г. созданием ВТО, наступила явная пауза. По­пытки начать новый раунд пере­говоров в ноябре 1999 г. в Сиэтле закончились провалом. Очевидно, что традиционные методы либе­рализации торговли, связанные с ликвидацией нетарифных огра­ничений и снижением тамо­женных пошлин, в значительной мере исчерпали свой потенциал. Требуются принципиально новые механизмы, к внедрению которых пока не готовы ни развитые стра­ны, ни государства "третьего ми­ра". Данное обстоятельство яв­ляется дополнительным свиде­тельством неравномерности раз­вития процесса глобализации.

Однако следует отметить, что если переговоры между ЕС и "Меркосур" увенчаются успехом (даже   позже   первоначально определенного срока), то впервые в мире будет достигнуто межре­гиональное соглашение о свобод­ной торговле между двумя круп­нейшими географически отдален­ными региональными экономиче­скими объединениями. В резуль­тате возникнет, с одной стороны, прецедент, означающий в прин­ципе возможность развития более тесного межрегионального эконо­мического сотрудничества по пу­ти к глобальному сотрудничеству, а с другой - у ВТО появится не­обходимость добиваться, чтобы новое, самое крупное экономиче­ское объединение не препятство­вало развитию внешней торговли всех стран - членов этой органи­зации.

В настоящее время ведется проработка   детального  плана вхождения Чили в "Меркосур" на правах полноправного участника. Созданы три комиссии. Первая занимается юридической под­держкой планируемого интегра­ционного процесса. Вторая выра­батывает меры, направленные на либерализацию торговли стран - участников блока. Работа третьей посвящена самому сложному во­просу - созданию единого уровня импортных пошлин. Комиссии собирались в сентябре 2001 г. в Бразилии и в октябре того же года в Уругвае. Страны "Мерко­сур" намечают завершить подго­товку программы вхождения Чи­ли в блок во второй половине 2002 г.

Иначе видят ситуацию в самой Чили. Импортные пошлины там составляют 9%, а к 2003 г. власти намерены установить их на уров­не 6 % . Таким образом, экономика Чили является более открытой, чем государств "Меркосур", где ввозные пошлины составляют в среднем 14%. Поэтому пока не удастся договориться о едином уровне пошлин, Чили оставляет за собой право вести переговоры с другими торгово-экономическими группировками, такими как ЕС и НАФТА, а также с отдель­ными странами.

Такая позиция нравится дале­ко не всем в "Меркосур", и там раздаются голоса о том, что "речь идет не о вступлении блока в Чи­ли, а о вступлении Чили в блок". С другой стороны, экономика Чи­ли пока ничего не теряет от того, что страна не вошла в блок. Объ­единение, в свою очередь, безус­ловно окрепло бы при присоеди­нении к нему Чили. Речь идет не о чилийском экономическом по­тенциале, который не так велик. Через Чили страны "Меркосур" получили бы больше возможно­стей для торговли с государства­ми азиатско-тихоокеанского ре­гиона.

В целом по поводу возмож­ности   вхождения   Чили   в "Меркосур" все еще не существу­ет единого мнения. Однако, не­смотря на "чилийскую историю", в последнее время "Меркосур" смог продвинуться на пути к до­стижению торговых соглашений с Китаем, Японией, Республикой Корея, Россией, а также Евро­пейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), включающей Швейцарию, Норвегию, Ислан­дию и Лихтенштейн.

Ведутся переговоры "Меркосур" с Андской группой. Однако оче­видно, что переговоры о форми­ровании зоны свободной торговли между двумя объединениями те­ряют практический смысл в свете проблем, вставших перед участ­никами обеих группировок. Нель­зя полностью исключать возмож­ности того, что события послед­них лет подтолкнут к процессу постепенного   расформирования Андского сообщества с после­дующим включением его отдель­ных членов в состав "Меркосур". При всех обстоятельствах, объяв­ление   Эквадором   о   начале "долларизации" своей экономики ставит на повестку дня вопрос о коренном пересмотре условий функционирования Андского со­общества.

В конце 2000  г. страны "Меркосур" подписали рамочное соглашение о свободной торговле с ЮАР. Соглашение с ЮАР мо­жет придать региональному инте­грационному   проекту   новое трансатлантическое измерение.

Бразилия, Мексика и Чили (в меньшей мере Аргентина) пред­приняли в последнее время се­рьезные шаги для развития но­вых форм организации техноло­гического пространства, в том числе бизнес-инкубаторов и технопарков. Начали действовать региональные (например, "Прог­рамма Боливар") и межрегио­нальные ("Ибероэка" совместно с Испанией) программы содействия техническому   перевооружению латиноамериканских предприятий.

Для ибероамериканского сооб­щества программа  "Ибероэка" является своеобразным аналогом известной европейской програм­мы "Эврика". Соглашение о реа­лизации программы "Ибероэка" было подписано официальными представителями 21 страны в 1984 г. В качестве наблюдателей в  ней  участвуют  ЮНЕСКО, ЭКЛАК, ОАГ и МБР. В 1988 г. началась  реализация  подпро­граммы содействия технологи­ческому развитию ибероамериканских стран, а в 1991 г. - осу­ществление проектов технологи­ческого обновления предприятий на основе прямого сотрудни­чества между ними. | 6 |

2.5. Специфика региональных и субрегиональных объединений в Африке

Со­труд­ни­че­ст­во и ин­те­гра­ция су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­ют­ся от по­доб­ных про­цес­сов в дру­гих ре­гио­нах. С 50-60-х го­дов да и в на­стоя­щее вре­мя су­ще­ст­ву­ет идея об­щекон­ти­нен­таль­но­го под­хо­да к ин­те­гра­ции, при этом на про­тя­же­нии 60-80-х го­дов аф­ри­кан­ские тео­ре­ти­ки раз­ви­ва­ли идею опо­ры на соб­ст­вен­ные си­лы, т.е. ин­те­гра­ция долж­на по­зво­лить ос­во­бо­дить­ся от влия­ния политики развитых стран, вы­вес­ти из не­эк­ви­ва­лент­но­го об­ме­на. Од­на­ко ре­зуль­та­ты бы­ли не­зна­чи­тель­ны, ин­те­гра­ция бы­ла за­труд­не­на.

До­ля внут­ри­ре­гио­наль­ной тор­гов­ли на 1993 год со­став­ля­ла при­бли­зи­тель­но 5%. Это вы­зва­но ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми эко­но­мик аф­ри­кан­ских стран:

·     мо­но­куль­тур­ность;

·     од­но­тип­ность эко­но­ми­че­ских струк­тур.

В 1991 го­ду бы­ло под­пи­са­но со­гла­ше­ние об Аф­ри­кан­ском эко­но­ми­че­ском со­об­ще­ст­ве, ко­то­рое бы­ло ра­ти­фи­ци­ро­ва­но в 1994 го­ду.

Цель: соз­да­ние эко­но­ми­че­ско­го сою­за, как выс­шей це­ли ин­те­гра­ции.

На­ме­че­но прой­ти ста­дии:

        фор­ми­ро­ва­ние пан­аф­ри­кан­ской ЗСТ

        та­мо­жен­ный со­юз

        об­щий ры­нок

        еди­ный ва­лют­ный со­юз

На­ме­че­но, что пе­ре­ход­ный пе­ри­од со­ста­вит 34 го­да (до 2025 го­да).

Ре­гио­наль­ное со­труд­ни­че­ст­во раз­ви­ва­ет­ся че­рез суб­ре­гио­наль­ные груп­пи­ров­ки.

ЭКО­ВАС - эко­но­ми­че­ское со­об­ще­ст­во го­су­дарств в За­пад­ной Аф­ри­ке, соз­да­но в 1975 го­ду, на­счи­ты­ва­ет 16 чле­нов, в т.ч. Бе­нин, Бур­ки­на Фа­со, Га­на, Ма­ли.

Це­ли:

1. соз­да­ние в те­че­ние 15 лет аф­ри­кан­ско­го об­ще­го рын­ка;

2. про­ве­де­ние со­вме­ст­ной эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки.

В рам­ках этой ор­га­ни­за­ции соз­дан Фонд со­труд­ни­че­ст­ва, ком­пен­са­ции и раз­ви­тия. Та­мо­жен­ные по­шли­ны бы­ли от­ме­не­ны на 80% взаи­мо­по­став­ляе­мой про­дук­ции, но внут­ри­ре­гио­наль­ный обо­рот ме­ж­ду уча­ст­ни­ка­ми со­став­ля­ет все­го 5%, на этом ос­но­ва­нии мож­но ут­вер­ждать, что зна­че­ние груп­пи­ров­ки не ве­ли­ко. Боль­шое зна­че­ние в рам­ках ЭКО­ВАС име­ли про­ек­ты в об­лас­ти элек­тро­энер­ге­ти­ки, в гор­но­до­бы­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти, до­рож­ном строи­тель­ст­ве. Был ус­та­нов­лен сво­бод­ный ре­жим пе­ре­ме­ще­ния гра­ж­дан и их иму­ще­ст­ва, соз­дан банк с ус­тав­ным фон­дом в 100 млн. $.

ЮДЭ­АК - та­мо­жен­ный и эко­но­ми­че­ский со­юз стран Цен­траль­ной Аф­ри­ки.

1964 год - 5 стран: Га­бон, Ка­ме­рун, Кон­го, Чад, Эк­ва­то­ри­аль­ная Гви­нея. Соз­дан для раз­ра­бот­ки со­вме­ст­ных эко­но­ми­че­ских про­грамм, уни­фи­ка­ции на­ло­го­вых сис­тем, льгот­ных та­мо­жен­ных ус­ло­вий для чле­нов сою­за (осо­бен­но не имею­щих вы­хо­дов к мо­рю), функ­цио­ни­ру­ет банк раз­ви­тия, фонд со­ли­дар­но­сти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.