Реферат: Информационное общество
Реферат: Информационное общество
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр | ||
1 | Введение | 3 |
2 | Информационные технологии | 7 |
3 |
Информационное
общество для всех — информационное общество для каждого человека в
отдельности |
9 |
4 | Роль государства в формировании информационного общества | 11 |
5 | Концепция формирования информационного общества в России | 14 |
6 | Концепция развития информационного общества Европейского Сообщества | 20 |
7 | Социальные аспекты интеграции Российского научно-технического потенциала в Европейское научное сообщество | 22 |
8 |
Развитие
социальных технологий информационного общества в России: проблемы и
перспективы |
23 |
9 | Информационные источники | 25 |
Введение
Термин "информационное общество" занял прочное место в лексиконе зарубежных политических деятелей разного уровня. Именно с ним связывают будущее своих стран многие руководители. Наиболее отчетливо это проявилось в деятельности администрации Президента США (национальная информационная инфраструктура), Совета Европы (информационное общество), Канады, Великобритании (информационная магистраль). Не отстают в разработке соответствующих программ и концепций развития информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) другие государства Европейского сообщества, азиатские страны.
Происходящие крупномасштабные преобразования, связанные с внедрением ИТТ практически во все сферы жизни, должны контролироваться и направляться в интересах всего общества. Сделать это может государство в союзе со всеми заинтересованными сторонами, прежде всего частным сектором. Россия в этом процессе значительно отстала, но это дает возможность на примере других стран понять роль государственного воздействия для целенаправленного формирования основ информационного общества.
Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии. Для того, чтобы оценить этот процесс количественно, необходимо иметь соответствующие статистические данные. Однако здесь имеются серьезные трудности, поскольку статистическая система инерционна, вводит новые показатели измерений с неизбежным запаздыванием.
В силу этих причин экономическое воздействие информационного сектора трудно измерить. Со статистической точки зрения основные отрасли, вовлеченные в процесс обработки и распространения информации - телекоммуникации, массовое вещание и компьютинг - традиционно анализировались раздельно. Это создает трудности для национальной и международной статистики по оценке ситуации в этой области. В статистических отчетах информационному обществу нет соответствующих показателей. Другая сложность - в определении того, что собственно представляет собой информационная индустрия. Должна ли она включать услуги и производство оборудования, создание неэлектронной информации, почтовые услуги?
Есть опыт некоторых стран по более эффективному статистическому измерению информационной индустрии. Например, в Канаде предложена новая классификация в рубрике "Информационные технологии и телекоммуникации" (ИТТ), которая объединяет телекоммуникации, массовое вещание и компьютерные услуги. Вклад ИТТ отраслей в экономику Канады в 1993 г. оценен в 4,7% ВНП. Если добавить производство компьютерного и телекоммуникационного оборудования, то цифра вырастает до 6%. Однако общий вклад "информационной экономики" выше, поскольку измерения охватывают только добавленную стоимость и не включают информационные услуги, оказанные компаниями, не относящимися к ИТТ.
Оценки мирового информационного сектора Международным союзом связи дают основания предположить, что он растет быстрее, чем экономика в целом. Кроме того, он не подвержен воздействию экономических спадов. В него включают производство телекоммуникационных и компьютерных услуг и оборудования, программного обеспечения, радио и телевизионного вещания и оборудования, аудиовизуальных развлечений.
Информационный сектор - динамичная и быстро растущая индустрия, являющаяся источником новых рабочих мест. Воздействие ИТТ на занятость варьируется в зависимости от технологии, структуры рынка, специфики индустрии. С одной стороны, технологический прогресс часто приводит к сокращению рабочих мест, поскольку оборудование становится все более "интеллектуальным" и требует меньше занятых. Например, в области традиционной телефонии занятость снижалась на 6% ежегодно с 1982 г., еще больше - в Америке (23%). Приватизация телекоммуникационных операторов также оборачивается сокращением рабочих мест с целью снижения издержек производства, свою роль играет и острая конкуренция между операторами.
С другой стороны, новые технологии создают рабочие места. Например, в США в кабельной телеиндустрии занято более 100 тыс. человек. Аналогичные процессы происходят и с сотовой связью, внедрением оптоволоконных коммуникаций, разработкой новых программных продуктов и информационных услуг.
Существует предположение, что низкая цена коммуникаций благоприятно воздействует на другие сферы бизнеса, поскольку расширяет связи, снимает пространственные ограничения на ведения дел и снижает потребность в персонале. Это предположение трудно проверить, поскольку нет свидетельств в пользу прямой связи между стоимостью коммуникаций и занятостью. В то же время развитие новых информационных услуг, таких как закупки товаров с помощью интерактивного ТВ или компьютерных сетей могут приводить к сокращению занятости в традиционных отраслях. Мы переживаем исторический период очень быстрых технологических изменений, который порождает два главных вопроса. Первый связан с проблемой занятости: смогут ли люди адаптироваться к этим изменениям, порождают ли информационные и телекоммуникационные технологии новые рабочие места или разрушают уже сложившиеся? Второй вопрос относится к демократии и равенству: увеличит ли сложность и высокая стоимость современных технологий разрыв между индустриальными и менее развитыми странами, молодым и пожилым поколениями, теми, кто умеет с ними обращаться, и кто их не знает?
Распространение ИТТ характеризуется всепроникающим характером и скоростью внедрения во все сектора - в промышленность, сферу услуг, государственное управление, образование и т.п. Оказывают они воздействие и на обыденную жизнь людей. В связи с таким масштабным воздействием можно было бы ожидать высоких темпов экономического роста. Однако на самом деле воздействие ИТТ зависит от их социальной приемлемости, от тех структурных и институциональных изменений, которые должны быть сделаны для полной реализации потенциала ИТТ: реорганизации бизнеса, переосмысления взаимоотношений государства и частного сектора, нового вида организации работы, новых механизмов регулирования. Однако эти и другие институциональные преобразования значительно отстают от темпов технологического прогресса.
Наиболее существенной угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с ИТТ и не обладающими такими навыками. Пока ИТТ будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, сохраняется угроза существующему механизму функционирования общества. Новые ИТТ:
Ø расширяют права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации;
Ø - увеличивают возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств;
Ø - предоставляют возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять;
Ø - обеспечивают средства защиты частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций.
Однако эти потенциальные возможности и преимущества ИТТ не станут реальностью сами по себе. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур. Возникает возможность осуществления "референдной демократии" с помощью ИТТ. В то же время имеет место растущее вмешательство государства в область шифрования, что может угрожать неприкосновенности личной жизни граждан. Право людей на шифрование своих посланий не должно ущемляться государственным контролем за ключами шифрования.
Цена за удобство, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги - потеря анонимности. Все шаги по информационной магистрали можно проследить и внести в постоянно растущие базы данных. Коммерческий сектор также проявляет большую заинтересованность в мониторинге онлайновой активности, поскольку это дает возможность создать детальные портреты потребительского поведения. Компиляция коммерческими или финансовыми организациями сведений о том, как и когда люди покупают, представляет серьезную потенциальную угрозу.
В связи с особой чувствительностью к сбору персональной информации в документах Европейского Сообщества (Building the European Information Society for Us All. First Reflections of the High Level Group of Experts. Interim Report, January 1996) предлагаются следующие рекомендации:
Ø
сбор и хранение идентифицируемой информации должны быть
минимальны;
- решение открывать или закрывать сведениях, должно быть предоставлено самим
людям;
Ø - при проектировании информационных систем необходимо учитывать необходимость защиты персональной информации;
Ø - граждане должны иметь доступ к новейшим технологиям по защите личной тайны;
Ø - защита персональных сведений и личной жизни должна стать центральным пунктом политики, обеспечивающей право на анонимность граждан в информационных системах.
Информационные технологии
Граждане должны иметь доступ к технологии и программному обеспечению для защиты своей личной жизни, посланий и коммуникаций. Средством достижения этих целей являются цифровая подпись и шифрование. Методы шифрования будут совершенствоваться только в том случае, если их развитие будет частным делом. Преимущество государственных органов в этой области обеспечит государству ключи к каждой базе данных. Необходимо установить регулирующие нормы, которые определяют порядок использования средств шифрования. Право властей на просмотр и мониторинг информации должно быть строго ограничено рамками закона, модифицированного в соответствии с новыми требованиями. Право на использование средств шифрования должно быть защищено учреждением независимых общественных центров доверия, которые регулируются независимо от коммерческих структур и не являются частью государственного аппарата. Центры доверия должны быть ответственны за проверку программного обеспечения, управление ключами, содержание списков ключей и их сертификацию.
Однако необходимо иметь в виду, что постоянное технологическое совершенствование систем шифрования, включающее возможность "спрятать" одно послание в другом, приведет к созданию практически совершенных систем шифрования в ближайшем будущем. В этом случае государственные агентства, отвечающее за общественную безопасность, должны найти иные способы обнаружения коммуникаций между преступниками.
Технологические изменения могут углубить имеющиеся географические и социальные различия. С другой стороны, жизнь людей может быть улучшена с помощью более удобного доступа к информации и услугам связи.
Интенсивное внедрение ИТТ в государственные органы дает возможность:
Ø приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги, населению;
Ø - повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор;
Ø - стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и
Ø услуг частным сектором путем адекватной государственной политики.
Внедрение в органы госуправления ИТТ - сложный процесс, обусловленный рядом факторов: вертикальной структурой администрации, которую необходимо заменять на горизонтальную, недостаточным пониманием со стороны служащих (требуются интенсивные программы обучения), нехваткой баз данных, сделанных в расчет на публичный доступ, неясность с правовым статусом доступа к общественной информации.
Следующие принципы должны применяться относительно доступа к общественной информации:
Ø информация должна быть открыта для всех;
Ø - основная информация должна быть бесплатной. Разумная цена должна назначаться, если требуется дополнительная обработка, имея в виду стоимость подготовки и передачи информации, плюс небольшая прибыль;
Ø - непрерывность: информация должна обеспечиваться постоянно, и должна быть одинакового качества.
Как правило, причина неудач в реализации проектов внедрения ИТТ как на уровне предприятий, так и государства - в неумении сочетать технологические инновации с организационными.
Информационное общество для всех —
информационное общество для каждого человека в отдельности
Для
формирования и развития информационного общества в России нельзя ждать, когда
будет преодолен социально-экономический кризис и наступит стабилизация.
Наоборот, Россия войдет ускоренными темпами в число экономически развитых стран
и создаст высокие стандарты качества жизни для своих граждан только при
условии, если выход из затянувшегося кризиса будет базироваться на повсеместном
распространении и массовом использовании информационных технологий, средств вычислительной
техники и телекоммуникаций. Это первое. Второе. Данному технологическому укладу
должны соответствовать адекватные социально-экономические, политические
структуры и институты. Третье. Требуемая адекватность может быть обеспечена при
наличии в обществе соответствующего механизма согласования интересов
хозяйствующих субъектов, экономических, политических, социальных структур,
других институтов и государства в целом. И четвертое. Необходимое и самое
важное условие — учет интересов каждого конкретного человека. А этого можно
достигнуть только тогда, если осуществляется переход не просто к рыночным
отношениям, а к рыночным отношениям самого высокого уровня развития. Это
означает, что отношения между всеми хозяйствующими субъектами строятся на
договорной основе и личные потребности (спрос) удовлетворяются через
индивидуальный заказ и адресное производство, а товаром становится особый
продукт — информация. В этом случае механизм взаимосвязи производства и
потребления выступает как инструмент согласования интересов хозяйствующего
субъекта и интересов каждого конкретного человека. Иными словами, конкретный
человек во всем многообразии потребностей и их удовлетворение становятся целью
развития социально-экономической системы, а равно и целью построения информационного
общества, а критерий эффективности достижения цели — это динамичное сокращение
времени между возникновением потребности конкретного человека и общества в
целом и ее удовлетворением.
На какой методологической базе построены такие предложения? Теоретически
обоснованный выбор цели развития социально-экономической системы является
фундаментальной задачей в преодолении кризисов, в адекватном выборе форм и
методов государственного регулирования, в реформировании экономической,
социокультурной, политической, научно-технической и технологической сфер
общества. С позиции системного подхода это должна быть конечная цель, то есть
такая цель, которая не может стать средством достижения цели более высокого
порядка и которая в то же время является началом (обратной связью) качественно
нового витка развития как социально-экономической системы в целом, так и каждой
ее подсистемы. Если социально-экономическую систему и все ее подсистемы
рассматривать с позиции единой конечной цели, то в этом случае сопоставление прошлой,
наличной и прогнозируемой ситуации с этой целью позволяет получить
представление о состоянии развития, о содержании прямых и обратных связей и о
их влиянии на развитие системы как целое. Более того, если
социально-экономическая система может быть рассмотрена с позиции реализации
конечной цели, то она (цель) имеет общепланетарный, глобальный характер. Отсюда
вытекает, что если сопоставить существующую практику социально-экономического
развития как в России, так и любой другой стране мирового сообщества с
теоретически обозначенной конечной целью, то можно выявить лишние или
недостающие звенья в механизме ее (цели) реализации и определить наиболее
короткий и эффективный путь достижения. С позиции такого теоретического подхода
под конечной целью развития социально-экономической системы должен быть только
конкретный Человек во всем многообразии материальных и духовных потребностей,
создание условий равного доступа к благам при их бесконечном разнообразии и их
удовлетворение.
Что будет, если целью развития общественной системы, а равно и целью построения
информационного общества будет не конкретный Человек? Самый важный вывод
проведенных теоретических изысканий заключается в том, что если целью развития
социально-экономической системы будет не Человек, то неизбежен, по крайней мере
тупиковый вариант — это в лучшем случае, а скорее всего глобальный кризис с
катастрофическими последствиями. Если же целью развития общественной системы
будет Человек, то ей (цели) адекватна собственность общественная и в то же время
индивидуальная (частная), неадекватна — корпоративная и государственная;
избранной цели адекватны свободные договорные отношения, переходящие в
семейные, неадекватны — принудительные; избранной цели адекватны свободные
демократические отношения и неадекватны тоталитарные. Избранной цели адекватен
такой технологический уклад, который позволяет устанавливать взаимосвязь между
людьми в реальном масштабе времени — "on-line", по принципу
"здесь и сейчас". Такую взаимосвязь могут обеспечить
Интернет-технологии. Таким образом, только в данной форме человеческих
отношений адекватны друг другу собственность общественная и в то же время
индивидуальная, свободные договорные отношения, демократический выбор и
технологический уклад, обеспечивающий взаимосвязь между людьми по поводу
производства, распределения, обмена и потребления в реальном масштабе времени.