скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Государственное регулирование экономики

3) при отказе от торговли услугами .

2.2) Государственное регулирование экономики в России .

К нынешнему периоду в России осуществляется беспрецендентный по своим размерам и значимости переход от сверхцентрализованного рыночного хозяйства к рыночному , существующему по своим экономическим законам . Разгосударствление в России осуществляется путем приватизации . К середине 1995 года закончился первый этап приватизации : ваучерная приватизация . Сейчас на смену ей приходит приватизация денежная , то есть покупка бывших государственных предприятий частными лицами . Вполне логично , что механизм государственного регулирования еще не сложился . Здесь существуют лишь некоторые крайности , которых надо опасаться . Это , с одной стороны , полный уход государства из экономики и наступление экономической анархии , и , с другой стороны , преобладание в экономике государства и подавление частной инициативы . Пока государственное регулирование экономики осуществляется лишь процессом устранения деформаций . Однако механизм государственного регулирования экономики уже складывается и к настоящему моменту можно выделить приоритетные направления в государственной экономической политике .

Государственная экономическая политика  нынешнего российского руководства до 2000 года пройдёт три основных этапа:

1) остановка развала экономики , прохождение поворотной точки от обвального спада производства к оживлению ;

2) экономический рост . Приоритеты государственной экономической политики на этом этапе – структурная перестройка экономики в пользу потребительского сектора и ресурсосбережения , проводимая преимущественно на основе использования наличных , недостаточно прогрессивных технологий инвестиционной сферы ;

3) на третьем этапе экономика России переходит к широкомасштабному освоению высокотехнологических производств .

В кредитно - денежной политике своей основной задачей правительство поставило борьбу с инфляцией . Для этого правительство с января 1995 года прекратило использовать прямын кредиты Центрального Банка России (ЦБР) для финансирования дефицита федерального бюджета , за исключением некоторых пунктов . Использование прямых кредитов ЦБР планируется только в виде краткосрочных займов с последующим  сокращением их количества и сведением в конечном итоге к нулю . Рост денежной базы и предложение денег предполагается определять политикой ЦБР по предоставлению кредитов коммерческим банкам , операциями ЦБР с государственными ценными бумагами на открытом рынке , а также интервенциями (покупка или продажа валюты) ЦБР на валютных рынках . Для контроля за ростом денежной массы предполагается установить предельные размеры чистых внутренних активов кредитно - денежных органов , а также предельные размеры чистых требований денежно - кредитных органов к федеральному и расширенному правительству (т.е. объединенному федеральному правительству и органам местного управления , а также государственным внебюджетным фондам) Кроме того , намечается установить целевые показатели по объему чистых официальных международных резервов . С 1 января 1995 года правительство и ЦБР положили конец практике предоставления новых централизованных кредитов . Рефинансирование коммерческих банков намечается осуществлять через аукционы и другие рыночные механизмы . В первой половине 1995 года ЦБР проводит операции по переучету векселей и предоставлению ломбардных кредитов . Начиная с 1994 года ЦБР проводит операции на открытом рынке для контроля за ростом чистых внутренних активов денежно - кредитных органов в соответствии с целевыми показателями кредитно - денежной программы . В 1995 году правительство перестало предоставлять бюджетные ссуда по процентным ставкам ниже справочной межбанковской ставки  , а также предоставлять дотации по процентным ставкам на кредиты , предоставляемые из других источников , сверх объемов , предусмотренных в принятом бюджете . В 1996 году бюджетные ссуды по процентным ставкам ниже рыночных предоставляться не будут , за исключением выделения средств авансом для федеральных трансфертов регионам . Запрещаются отсрочки уплаты процентов и списания сумм основного долга внутренним заемщикам по кредитам , предоставленным по решениям Комиссии по финансовой и кредитно - денежной политике (КФДКП) , за исключением льгот для сельского хозяйства и районам Севера . Разработан в тесном сотрудничестве ЦБР с Федеральным Собранием новое законодательство , регламентирующее статус ЦБР и деятельность коммерческих банков . Намечается расширение совета директоров ЦБР и создание Национального банковского совета . Это все позволит обеспечить всесторонний анализ экономической политики и более четко определить стратегические цели и задачи ЦБР .

Большую роль в России государство играет и в регулировании цен на некоторые группы товаров . На федеральном уровне регулируются цены на газ , отчасти на нефть и нефтепродукты , электроэнергию , тарифы железнодорожного транспорта и некоторые другие товары . Значительно регулирование цен местной администрацией (от 3 до 50 групп товаров в зависимости от региона подвергаются ценовому регулированию)[7]

Большое значение имеют государственные заказы и закупки . Государство закупает около 30% ВВП [8]. Цены при закупках у сельского хозяйства устанавливаются в контрактах . Системой Росконтракт , Комитетом по торговле осуществляется согласование закупок по определенному перечню товаров для обеспечения выполнения государственных обязательств . Велики размеры государственного заказа на нефть и нефтепродукты для экспортных целей . Так велики размеры государственных закупок из-за боязни закупки крупных партий сельскохозяйственной продукции или других товаров местными предпринимателями , поэтому государство само осуществляет перераспределение продукции между регионами .

Отношения между ЦБР и Министерством финансов очень разнообразны . ЦБР и Министерство финансов совместно разрабатывают организационные структуры , необходимые для обеспечения адекватной координации кредитно - денежной политики , управления государственным долгом и валютной политики , в т. ч. :

1)проводятся регулярные консультации на уровне руководителей департаментов по важнейшим вопросам макроэкономической политики ;

2)Обмен информацией об исполнении бюджета , потребностях финансирования федерального правительства , ситуации в кредитно - денежной сфере , на финансовых и валютных рынках ;

3)ЦБР управляет объемом и струтурой чистых международных резервов на основе консультаций с Министерством финансов .

          В налогово - бюджетной политике также уже определены основные направления . Правительство консолидирует в федеральном бюджете все внебюджетные фонды , формирующиеся за счет  обязательных отчислений предприятий , кроме пенсионного фонда , Федерального фонда обязательного медицинского страхования , Фонда социального страхования и Фонда занятости . Правительство устанавливает квартальные пределы дефицита расширенного правительства . В 1995 году доходы государственного бюджета составили 134,3 трлн. руб. (это 14,5% ВВП) , расходы составили 206,3 трлн. руб. (22,3% ВВП) , а дефицит составил 72 трлн. руб. (7,8% ВВП)[9]. В экономическую программу правительства на 1996 год заложено снижение уровня бюджетного дефицита до 4% ВВП .

Для обеспечения достижения улучшения показателей в налогово - бюджетной сфере федеральное правительство осуществляет меры по увеличению доходов федерального бюджета и сокращению бюджетного дефицита . С этой целью правительство ограничивает свои расходы суммой фактически собранных доходов и заранее заложенным объемом дефицита . Также предпринимаются усилия по повышению собираемости налогов . Проводится политика уменьшения количества категорий , подвергаемых льготному налогообложению .

Наращиваются усилия по расширению неэмиссионного финансирования бюджетного дефицита за счет заимствований на внутреннем финансовом рынке на рыночной основе с тем , чтобы профинансировать таким образом значительную часть общей суммы дефицита бюджета (например , в 1995 году ЦБР разместил внутри страны ценных бумаг на сумму 42,5 трлн. руб. , а всего эмиссия государственных обязательств составила 99,8 трлн. руб. )[10]. Здесь приоритет отдается таким направлениям , как развитие региональных рынков государственных ценных бумаг путем создания дополнительных торговых площадок , привлечение дополнительных сбережений населения , выпуск государственных среднесрочных и долгосрочных купонных облигаций .

Осуществляется переход к исполнению федерального бюджета через Казначейство . Производится перевод исполнения бюджета и отчетности на новую систему классификации , в целом соответствующую методологии Статистики государственных финансов (GSF) Международного валютного фонда (МВФ) .

Планируются и проводятся также и другие меры , имеющие своей целью установление сбалансированности экономики средствами государственной экономической политики . Здесь можно выделить следующие меры : выпуск правил государственных закупок и заявок на участие в них на конкурентной основе , создание нового налогового кодекса РФ , изменяющего акценты при налогообложении .

В области политики валютного курса и международных резервов также намечаются к осуществлению некоторые меры . Это прежде всего развитие и совершенствование функционирования рынка иностранной валюты при сохранении принципов системы единого валютного курса . Не будут вводится никакие ограничения на рыночные принципы формирования обменного курса рубля . ЦБР и правительство разрабатывают инструменты наблюдения за валютными курсами . Правительство и ЦБР продолжают придерживаться системы плавающего обменного курса , ограничивая интервенцию кредитно - денежных органов на валютных рынках операциями по сглаживанию курсовых колебаний , соответствующими кредитно - денежной программе . ЦБР при консультационном участии Министерства финансов будет управлять объемом и структурой официальных чистых международных резервов в соответствии с общими целями кредитно - денежной политики .

В области платежного баланса и отношений с кредиторами принимаются меры по стимулированию экспорта , соответствующие усилиям по интеграции страны в систему международной торговли через вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) . Планируется и привлечение иностранных инвестиций путем :

1) совершенствования методов регулирования рынка капиталов в целях привлечения портфельных инвестиций ;

2) совершенствования налогового и другого необходимого законодательства .

          В области внешней торговли намечается как можно более быстрая либерализация режима внешней торговли с целью дальнейшей интеграции России в мировую экономику . Роль государства в регулировании внешней торговли будет ограничиваться признанными международными стандартами и осуществляться в полном соответствии с правилами и нормами ВТО и ГАТТ . Здесь планируется вмешательство государства , причем недискриминационное , основанное на цене , точное и временное , в целях защиты отечественных производителей товаров , аналогичных импортируемым .

          Сравнительный анализ .

          Начиная сравнительный анализ систем государственного регулирования экономики в США и России прежде всего необходимо отметить существенные разницу во количестве времени , в течение которого формировалась эта сложная система . Если в США развитие экономики происходило по рыночному пути с самого появления государства , то Россия встает на путь рыночного развития впервые за всю историю своего существования , за неучетом некоторых попыток исключения подавляющей роли государства из экономики , закончившихся неудачей . Тем не менее система государственного регулирования экономики в России уже складывается и обретает свои особенности и отличия . Однако она все - таки имеет временный , переходный характер , и поэтому включает в себя некоторые чрезвычайные меры .

          В чем же схожи и различны системы государственного регулирования США и России?  Рассмотрим некоторые существенные различия в формах , методах и объемах государственного вмешательства в экономику в обеих странах .

          В сфере основных задач государственной экономической политики с первого взгляда видна стабильность американской экономики и пока лишь стремление к этому необходимому условию экономического роста экономики российской . Главной задачей государства в экономической сфере в США является сокращение государственного долга , достигшего астрономической суммы . Основной задачей российского правительства остается подавление инфляции , избавление от гиперинфляции и достижение ее нормального уровня . Однако общей для обоих стран первостепенной задачей является сокращение дефицита федерального бюджета . Однако к решению этой проблемы правительства стран подошли по - разному . Если в США сокращение дефицита достигается за счет уменьшения расходов федерального правительства (в основном за счет свертывания некоторых социальных программ) , то в России изыскиваются дополнительные источники финансирования , такие как займы у населения (яркий пример - ГКО - государственные краткосрочные обязательства) и улучшение собираемости налогов .

          Интересным является различие между законодательными основами государственного регулирования . В США законы , относящиеся к этой сфере , как правило , приняты до 70-х годов и мало корректировались в дальнейшем . Поэтому нередка очень туманная постановка основных проблем , оставляющая простор для двоякого толкования (в качестве примера в части , посвященной государственному регулированию экономики в США приводились противоположные решения суда по антитрестовскому законодательству в аналогичных ситуациях) . В законодательстве России (в частности , в антимонопольном законодательстве) вопросы поставлены более четко и ясно , однако отсюда возникает необходимость постоянного их корректирования. Тем не менее и в своде российских антимонопольных законов наблюдается некоторая туманность в толковании тех или иных понятий  .

          В разделении сфер экономического вмешательства между федеральным и местным уровнем власти наблюдается довольно резкое различие : государственные закупки в США сосредоточены на местном уровне власти , т. е. в руках правительств отдельных штатов , в России же большинство закупок государства осуществляется на федеральном уровне . Это объясняется жесткой подчиненностью правящих органов субъектов федерации федеральному правительству в целях проведения единой стабилизирующей политики в России и довольно свободной позицией органов самоуправления штатов , заложенной в законодательство США .

          Заметна разница и в инвестировании отдельных отраслей народного хозяйства , нерентабельных или малоприбыльных . В России осуществляется крупномасштабная поддержка сельского хозяйства , льготное кредитование и создание условий экономического благоприятствования для отдельных крупных предприятий , эти меры необходимы , чтобы поддержать оказавшихся под давлением импортеров товаропроизводителей , помочь им выдержать конкуренцию и перестроиться под рыночные условия . В США проводится крупномасштабная политика существенного сокращения бюджетного финансирования отстающих отраслей , планируется сведение их к абсолютному минимуму . Субсидирование же отдельных предприятий в хозяйственной практике американского правительства не используется совсем либо используется в крайних случаях , например , при угрозе потери в случае банкротства рабочих мест огромным количеством людей . Однако надо заметить , что и в России в последнее время производится некоторое ужесточение условий льготного кредитования и субсидирования .

          Сравнение государственной экономической политики в области регулирования цен указывает на интересную особенность : нынешней российской экономике свойственны методы ценового регулирования , применявшиеся американским правительством в середине 70-х годов . Это жесткое установление тарифов и цен на некоторые стратегически важные группы товаров , таких как нефть , газ и т. д. В современной американской практике они не применяются или применяются при наличии на рынке естественной монополии . В случае их применения одновременно устанавливаются и некоторые другие нормы : например , норма прибыли . В России же пока эти методы находят широкое применение .

          Это основные сферы хозяйственной деятельности , государственная политика по отношению к которым обрела в России к нынешнему периоду более или менее сложившиеся формы . По этим сферам и по некоторым закономерностям экономического развития России уже сейчас можно заметить , что государственное регулирование экономики в России будет в ближайшем будущем носить более глубокий характер , чем это сложилось в США . Регулированию будут подвержены некоторые области экономики , принципиально практически нерегулируемые правительством США либо слабо регулируемые только рыночными методами , такие как ценообразование на конкурентных рынках , банкротство предприятий и т. д. Политика российского руководства включает в себя довольно сильный аппарат социальной защиты и перераспределения доходов , тогда как в США вмешательство государства в эти сферы носит довольно поверхностный характер . То есть экономическая политика России направлена на создание рыночного государства с довольно значительным участием государства в  смягчении социальных расслоений , неизбежных при капиталистическом способе производства . Для этой экономики будет характерно эффективное государственной регулирование экономическими средствами , становление смешанной экономики и рыночного менталитета , либерализация внешнеэкономических отношений , открытый доступ иностранному капиталу . В то же время необходимо учитывать переходный характер современной российской экономики и возможность существенных изменений в ближайшем будущем . 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Итак , государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах , в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы . Этих сфер с развитием экономики становилось все больше , и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы . На нынешнем уровне развития рыночного способа производства формы вмешательства государства приобрели настолько сложный вид , что рассмотреть все последствия экономической деятельности государства невозможно . Тем не менее существует ряд сфер , вмешательство государства в которые жизненно необходимо . Это : перераспределение доходов и ресурсов , регулирование занятости , антиинфляционная и антимонопольная политика , исправление последствий внешних эффектов и многое другое . Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенных характер . К прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор экономики (также и долевое участие государства в АО) , кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов , принятие регулирующих законодательных актов . К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций , обеспечение занятости , налогообложение , стимулирование экспорта/импорта и т. д. Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные . Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов , находящихся в распоряжении государства , а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке . Генеральной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики , приспособление ее к изменяющимся внешним условиям . Кроме того , на современном этапе именно от государственной экономической политики зависит здоровье частного сектора экономики – основы рыночного хозяйства , а значит и всей страны. 

         

                          Список литературы

                    

1.  Булатов А. С. “Экономика” , М.-1995 г.

2.  Денисов Б. А. “Современное государство и экономика” ,       М.-1988 г.

3.  Долан Э. Д. , Линдсей Д. Е. “Рынок : микроэкономическая модель” , СПб.-1992 г.

4.  Законодательство Российской Федерации .

5.  Колесов В. П. “Экономика” , М.-1990 г.

6.  Лившиц А. Я. “Введение в рыночную экономику” М.-1994 г.

7.  Маевский В. И. “Структура экономики России” , М.-1993 г.

8.  Макконнелл К. Р. , Брю С. Л. “Экономикс” , М.-1994 г.

9.  Парканский А. В. “США – государство и рынок” , М.-1990 г.

10.Осин Г. П. “Рыночная экономика” , Минск - 1991 г.

11.Пияшева Л. “Запланированное будущее” // “Деловой мир”   27 декабря 1995 г.

12.Правительство Российской Федерации , Центральный Банк России . Заявление от 10 марта 1995 года “Об экономической политике на 1995 год” .

13.Рубин Ю. Б. “Рыночная экономика” , М.-1992 г.

14.Рудакова И. Е. “Современный рынок : природа и развитие” М.-1993 г.

15.Чепурина М. Н. , Киселева Е. А. , “Курс экономической теории” , Киров - 1993 г.

16.Ясин Е. “Когда в стране конфликты , “ночные сторожа” не спят” // “Российские вести” , 6 апреля 1994 г.


[1] Булатов А. С. “Экономика” М.-1994

[2] Денисов Б. А. “Современное государство и экономика” М.-1988 г.

[3] Парканский А. В. “США - государство и рынок” М.-1990г.

[4] Рудакова И. Е. “Современный рынок : природа и развитие” М.-1993 г.

[5] Парканский А. В. “США - государство и рынок” М.-1990 г.

[6] Рудакова И. Е. “Современный рынок : природа и развитие” М.-1993 г.

[7] Ясин Е. “Когда в стране конфликты , “ночные сторожа” не спят .” // “Российские вести” , 6 апреля 1994 г.

[8] См. то же

[9] Пияшева Л. “Запланированное будущее” // “Деловой мир” 27.12.95 г.

[10] Пияшева Л. “Запланированное будущее” // “Деловой мир” 27.12.95г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.