скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Þ  В случае участия органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, разработка и утверждение этих инвестиционных проектов осуществляются по согласованию с органами местного самоуправления.

Þ  При осуществлении инвестиционной деятельности органы местного самоуправления вправе взаимодействовать с органами местного самоуправления других муниципальных образований, в том числе путем объединения собственных и привлеченных средств на основании договора между ними и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Þ  Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации[4].

4.   Государственное регулирование на рынке ценных бумаг.

 

Во всем мире одной из самых распространенных форм инвестиционной деятельности юридических и физических лиц считается вложение свободных финансовых средств в ценные бумаги. Как известно, несколько последних лет в Российской Федерации идет активное формирование цивилизованного рынка ценных бумаг. Стихийно этот процесс начался еще на заре создания первых открытых акционерных обществ и особенно после начала реальной приватизации и акционирования государственных и муниципальных предприятий в 1993-1995 годах.

Однако вплоть до последнего времени в какой-либо серьезной степени его цивилизации, сравнимой или приближенно сопоставимой с практикой и отлаженным механизмом функционирования фондового рынка экономически развитых стран, говорить не приходилось.

В соответствии с давно сложившейся мировой практикой рынок ценных бумаг регулируется государством. Для России процесс формирования такой системы правовых регуляторов и организационных механизмов начался недавно и практически с чистого листа.

С принятием за последние годы нового Гражданского кодекса и Закона "Об акционерных обществах" в Российской Федерации появилась уже вполне соответствующая зарубежному опыту первичная законодательная база, необходимая для поступательного формирования этого пока еще остающегося диковинным для большинства рядовых российских граждан сегмента рыночной экономики. Однако особо знаменательным событием для нашей страны в деде создания целостной правовой основы государственного регулирования и развития, возрождающихся в России спустя восемьдесят лет разновидностей имущественных и финансовых отношений, установления единых процедур и механизмов по выпуску и обращению ценных бумаг явилось принятие и вступление в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ.

Дело в том, что наряду с гражданским законодательством, регулирующим полноправные имущественные отношения между различными субъектами и участниками фондового рынка в процессе их обращения, специфика функционирования этого рынка обусловливает также необходимость регулирования со стороны государства властно-имущественных отношений, принадлежащих к отрасли финансового, а не гражданского права.

Осуществляется такое регулирование посредством установления порядка легализации участников рынка и правил работы на нем, порядка выпуска и регистрации самих ценных бумаг, контроля за реализацией установленных правил и процедур, а также определения и применения финансовых санкций и иных мер пресечения в случаях их нарушений.

Основными субъектами государственного регулирования и контроля на рынке ценных бумаг выступают Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Как было отмечено выше, фондовый рынок - это, прежде всего сфера финансовых инвестиций, доход от которых предполагается не от результатов работы и реализованной продукции, произведенной, например, субъектами хозяйственной деятельности за счет прямых вложений в их развитие, а за счет разницы котировок ценных бумаг тех же хозяйствующих субъектов в процессе их обращения.

Сами же ценные бумаги представляют собой документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, которые могут быть осуществлены или переданы только при их предъявлении.

К наиболее распространенным разновидностям, легализованных большинством национальным законодательством большинства стран мира ценных бумаг, относятся акции и облигации, чеки и векселя, сертификаты и некоторые другие.

Основным субъектом исполнительной федеральной власти, специально уполномоченным на регулирование от имени государства отношений на фондовом рынке, является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Первоначально данный специализированный орган был образован Указом Президента России от 4 ноября 1994 года N 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" в форме Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ.

Принятым весной 1996 года Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" было установлено, что государственное регулирование в данной сфере должно осуществляться самостоятельным органом в системе исполнительной федеральной власти. В этой связи Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года N 1009 было утверждено Положение о ФКЦБ России.

В соответствии с этим Положением Федеральная комиссия является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области фондового рынка, а также обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

Указом данный федеральный орган был подчинен непосредственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законодательством России.

В рамках своей компетенции Федеральная комиссия:

Þ  осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

Þ  утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

Þ  разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, в том числе стандарты страхования и гарантии на рынке ценных бумаг:

Þ  устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, в том числе обеспеченными недвижимым имуществом, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности. Правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками фондового рынка устанавливаются ФКЦБ России совместно с Министерством финансов Российской Федерации;

Þ  устанавливает единые требования к порядку ведения реестра именных ценных бумаг;

Þ  устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

Þ  выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональные участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. Аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных; - устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ России;

Þ  определяет стандарты деятельности инвестиционных (в том числе паевых), негосударственных пенсионных фондов, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

Þ  осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ России:

Þ  обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, деятельности, связанной с управлением имуществом паевых инвестиционных фондов, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;

Þ  обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

Þ  утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг;

Þ  разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;

Þ  разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

Þ  осуществляет руководство региональными отделениями ФКЦБ России;

Þ  ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;

Þ  устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированных в Российской Федерации;

Þ  обращается в арбитражные суды с исками о ликвидации юридических лиц, нарушивших требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации;

Þ  осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;

Þ  устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.

Федеральная комиссия принимает решения (в форме постановлений) по вопросам регулирования как самого рынка ценных бумаг, так и деятельности профессиональных участников рынка, саморегулируемых организаций профессиональных участников и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актах о ценных бумагах.

Таким образом, государственное регулирование инвестиционной деятельности на фондовом рынке в России осуществляется различными способами и проявляется в различных формах.

Во-первых, государство посредством законодательных и подзаконных актов устанавливает общие правила функционирования рассматриваемого специфического сегмента формирующейся в России рыночной экономики, а также крут и пределы правоспособности субъектов, работающих на рынке ценных бумаг.

Во-вторых, государство создает соответствующую систему органов и учреждений, уполномоченных им для оперативного регулирования деятельности на фондовом рынке и контроля за соблюдением прав инвесторов и выполнения установленных правил работы с ценными бумагами профессиональными участниками данного рынка.

Наконец, государство само (в лице уполномоченных федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) напрямую работает с инвесторами, выпуская и реализуя государственные ценные бумаги, выступая при этом в качестве эмитента и одновременно гаранта их возвратности.

5.   Регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации – инфраструктура государственных органов.

 

Как известно, стабильность правового регулирования инвестиционной деятельности во многом обусловлена ясностью и стабильностью реализуемой властями государственной инвестиционной политики, разработкой, осуществлением, координацией и контролем за реализацией которой должен кто-то предметно и на профессиональной основе заниматься.

Исходя из мировой практики организация привлечения инвестиций в национальную экономику государство помимо создания четкой и стабильной законодательной базы формирует и соответствующую систему управления, прежде всего в лице специально уполномоченных органов, прежде всего в системе исполнительной власти.

Что касается реализации государственной политики по привлечению иностранных инвестиций и контролю за ними, то этим в ряде стран предметно занимается единственное правительственное ведомство с широкими полномочиями, включая право предоставления определенных льгот иностранным инвесторам (в США, например, таким ведомством является Комитет по иностранным инвестициям).

В Российской Федерации предложение о создании подобной структуры было одобрено правительством еще в октябре 1992 года. Таким органом стало, образованное указом Президента РФ Российское агентство международного сотрудничества и развития (РАМСиР), на которое были возложены задачи:

ü разработки и обоснования предложений по формированию государственной инвестиционной политики,

ü регистрация на федеральном уровне предприятий с участием иностранного капитала;

ü экспертиза конкретных инвестиционных проектов и программ, а также создание и координация деятельности соответствующих институтов, необходимых для целенаправленной работы на федеральном уровне с иностранными и отечественными инвесторами.

Такими институтами должны были стать:

Þ  Федеральная регистрационная палата, осуществляющая легализацию на территории России хозяйственных организаций с участием иностранного капитала посредством их регистрации по простой и открытой процедуре, позволяющей избежать зависимости от узковедомственных интересов и коррупции, а также призванная выдавать в необходимых случаях лицензии на  отдельные виды деятельности;

Þ  централизованный информационный банк данных об инвестиционных проектах (Росинформинвестцентр)

Þ  Российский банк реконструкции и развития, осуществляющий финансирование проектов на конкурсной основе из бюджетных средств и средств внешнего заимствования под правительственные гарантии;

Þ  Государственная инвестиционная корпорация (Госинкор), призванная обеспечивать работу над реализацией конкретных инвестиционных проектов по приоритетному правительственному перечню;

Þ  Центр проектного финансирования, осуществляющий независимую экспертизу, разработку технико-экономических обоснований и аранжировку приоритетных инвестиционных проектов;

Þ  Международное агентство гарантий инвестиций в Россию в структуре Европейского банка и развития (со страховым фондом на паевых началах с участием Правительства России, Всемирного банка, ЕБРР и частных международных инвестиционных фондов), которое должно было проводить страхование инвестиционных коммерческих рисков.

Практически вся указанная инфраструктура было образована при активном участии РАМСиР уже к осени 1993 года, чем были созданы необходимые предпосылки для будущей эффективной и профессиональной работы с иностранными и отечественными инвесторами. К этому времени РАМСиР уже успело приобрести определенный вес и авторитет в международных валютно-финансовых организациях и среди иностранных государственных органов, отвечающих в своих странах за экспансию своих национальных капиталов. Однако с начала 1994 года внимание со стороны правительства к этому агентству и его работе стало явно недостаточным, была значительно понижена его роль, а в сентябре 1994 года оно было ликвидировано без каких-либо достаточно ясных и мотивированных оснований.

В результате в настоящее время задача формирования и реализации сколь-нибудь ясной национальной политики привлечения иностранных инвестиций пока так и остается нереализованной, а функции государственного регулирования инвестиционной деятельности в России вновь оказались распыленными между большим количеством федеральных министерств и ведомств. В связи с этим практически любое решение, касающееся серьезных инвестиционных проектов, в той или иной форме стимулирующее приток частных российских и зарубежных капиталовложений в экономику страны, может по-прежнему келейно вырабатываться и приниматься в бездонных ведомственных недрах.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.