скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Экономика Дании

В целом, говоря о сельском хозяйстве Дании можно отметить, что эта страна обладает одним из самых развитых АПК. По расчётам датских экономистов, производимого здесь продовольствия хватит не только на всё население страны, но и для насыщения потребностей двух самых крупных городов мира: Нью-Йорка и Токио. Один датский фермер способен прокормить 115 потребителей на уровне западноевропейских стандартов. Следовательно, Дания может обеспечить продовольствием население в 30 млн. человек, что в 6 раз превышает её собственное население.8

        IV. ГОСУДАРСТВЕННО – МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДАНИИ.

Важнейшую роль в ускорении структурных сдвигов и расширении позиции Дании в международном разделении труда за послевоенный период играло развитие государственно-монополистического капитализма (ГМК) в стране. Дания - страна развитого государственно-монополистического капитализма, поскольку именно этот показатель является основным в оценке развитости капитализма в нашу эпоху.

Показателями специфики ГМК в отдельных капиталистических странах являются особенности механизма, по которому реализуются взаимоотношения между трудом и капиталом в той или иной стране, между государственным и частным капиталом, между отечественным монополистическим и иностранным капиталом.

Главные объекты государственно-манополистического регулирования экономики - это частный сектор, в первую очередь ведущие монополии, и государственный сектор. Соответственно систему государственно-монополистического регулирования экономики и следует рассматривать на двух уровнях: частномонополистическое регулирование и экономическая политика государства.

На уровне монополий влияние ГМК на развитие экономики выражалось прежде всего в ускорении процесса концентрации и централизации производства и соответственно в усилении экономической мощи и политического влияния в стране ведущих финансовых групп и международных монополий Дании. Государство вынуждено подчинять свою экономическую политику и интересы развития национальной экономики интересам этих монополий .

1) Частномонополистическое регулирование

При анализе ГМК в Дании экономистами было проведено исследование мощи частномонополистического сектора и государственного сектора в экономике страны. 150 датских фирм (т. е. 0,7% общего числа фирм в стране) держат в своих руках 50% всего экспорта промышленной продукции. Из подсчётов мы видим, что даже без учёта позиций ведущих монополий в обеспечении внутреннего рынка под их контролем находится не менее 25% промышленного производства в стране. Этот показатель для государственного сектора составляет около 3%, что отражает значительное превосходство частнокапиталистического сектора над государственным.

Укрепление экономического и политического влияния монополий в стране обеспечивается одним из важнейших рычагов частномонополистического регулирования хозяйственных процессов - концентрацией и централизацией производства. По сравнению с северными соседями Дания уступает им, кроме Финляндии, по степени концентрации рабочей силы в самых крупных предприятиях (свыше 500 человек). На таких предприятиях занято 27% датских промышленных рабочих. В промышленности страны  насчитывается около 100 подобных предприятий, что составляет 1,5% общего числа промышленных предприятий. В то же время и в самых мелких фирмах, с числом занятых от 10 до 50 человек, в Дании заняты лишь 21,8% рабочих - меньше, чем в остальных странах Скандинавии, что свидетельствует о наибольшей стабильности средних фирм в датской экономике. По концентрации промышленных рабочих в фирмах величиной более 50 человек Дания занимает ведущее положение в Скандинавии.

Необходимо отметить, что одной из особенностей Дании является вертикальное развитие концентрации, т.е. преобладающей формой концентрации является диверсификация производственной программы ведущих компаний путём поглощения фирм других промышленных отраслей, что выгодно для них с нескольких позиций. Например это налоговые льготы 

Особенно типична такая модификация для Дании. В условиях малой страны предпосылки для горизонтальной концентрации ведущих компаний ограничены: число основных производителей незначительно и к тому же они очень часто уже объединены в единый картель. В качестве примера можно привести объединение двух крупнейших датских пивоваренных концернов "Карлсберг брюггериерне" и "Туборг брюггериерне", которые в 1970 г. образовали фирму "Де форенеде брюггериер".

Как и в промышленности, степень концентрации банковского капитала в Дании слабее, чем в остальных малых развитых странах. Это объясняется специфическим образованием структуры датской экономики. Пока определяющей сферой ВНП оставались отрасли, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, возможности роста банковской системы были ограничены, т.к. кооперативная форма аграрного сектора экономики была основана преимущественно на принципе самофинансирования. Лишь превращение Дании в индустриально-аграрную страну с конца 50-х годов привело к значительному ускорению процесса концентрации банковского капитала. Число коммерческих банков в Дании сократилось в это время по сравнению с началом 60-х годов почти в 4 раза. Три самых крупных датских банка, где представлены почти все ведущие компании страны, только за 1960 - 1975 гг. более чем удвоили свой капитал (с 1,4 млрд. до 3 млрд. крон) и контролируют в настоящее время до 60% банковских операций в стране9. Это - Сельскохозяйственный банк (Ландмандсбанкен), Частный банк (Приватбанкен) и Торговый банк (Хандельсбанкен).

Механизм частномонополистическое регулирование можно рассматривать на трёх уровнях: 1) крупные промышленные и банковские монополии; 2) финансово-монополистические группы; 3) отраслевые и общенациональные объединения предпринимателей. Для малых стран, в частности для Дании, наиболее характерно частномонополистическое регулирование на уровне финансово-монополистических групп. Через систему финансовых групп монополии промышленности и банков стремятся решать проблемы финансирования, осуществлять структурные изменения производства, обеспечивать специализацию и кооперирование путём межфирменного сотрудничества. На уровне монополий Дания, недавно ещё аграрная, отстаёт по экономической мощи и политическому влиянию монополий в стране от крупных индустриальных держав. В Дании выдвигаются предложения об усилении частномонополистического регулирования на уровне общенациональных и отраслевых объединений предпринимателей. Через такие союзы монополистическая буржуазия стремится воплощать в жизнь свои общие экономические концепции развития страны.

Однако присоединение Дании к ЕЭС и подчинение её экономики режиму миграции капитала, предписанному "Общим рынком", крайне затрудняет эффективную реализацию этой идее. Типичным уровнем частномонополистического регулирования в Дании остаётся регулирование хозяйственных процессов финансово-монополистическими группами. Наиболее мощной среди них является Восточноазиатская компания (ВАК), контролирующая во всём мире деятельность 185 дочерних фирм и 68 филиалов, в которых в целом занято 40 тыс. человек. В конце прошлого века при основании фирмы акционерный капитал ВАК насчитывал всего 2 млн. крон, в середине 70-х годов он превышал уже 500 млн., а общий объём оборота капитала составил более 10 млрд. крон. Почти 90% доходов она получает от своих зарубежных предприятий. Её основные сферы деятельности - судоходство, торговля, промышленность и сельское хозяйство. Среди наиболее сильных дочерних предприятий выделяются "Плумрос" (пищевая промышленность), судостроительная верфь "Накскоу скибсверфт", "Думплекс" (производство медицинских препаратов), торговые филиалы в Австралии, Японии, Таиланде, плантации каучука и фабрика резиновой обуви в Малайзии, ряд заводов и плантаций в Южной Африке и Латинской Америке. ВАК занимает ведущие позиции  в других крупных инвестиционных компаниях - "Адела" и "Пика", является главным совладельцем фирмы "Скансервис" - крупной судоходной      компании, контролирующей морские перевозки между Европой и Индией, а также занимает ведущее положение в области торговли европейских фирм с КНР.

Второй по величине многонациональной монополистической группировкой в Дании является "А.П.Мёллер" - одна из пяти крупнейших судоходных компаний мира. Она имеет филиалы в 11 странах, в которых занято около 20 тыс. человек; 90% доходов получает от международных морских перевозок, осуществляемых в тесном сотрудничестве с нефтяными монополиями мира. Кроме судоходства в сферу деятельности "А.П.Мёллер" входят воздушные сообщения, разведка и добыча нефти на море, строительство типовых домов, производство и торговля пищевыми продуктами. Крупнейшими фирмами, контролируемыми "А.П.Мёллер", в Дании являются судоходные компании "Пароходство 1912 года", а/о "Свендборг" и "Мерск лайн Лимитед", авиационная компания "Мерск эйр", крупные судоверфи "Оденсестолскибсверфт" и "Линдеверфтет" (специализируется на выпуске крупнотоннажных судов), промышленный синдикат "Диса", изготавливающий формовочные машины для литейного производства. Среди дочерних предприятий "А.П.Мёллер" за границей следует выделить авиакомпанию "Ориентал эйр" в Гонконге, плантации сахарного тростника "Танганьика плантинг компани" в Танзании и техасскую нефтеперерабатывающую компанию "Атлантик - пасифик марин корпорейшн". С её приобретением "А.П.Мёллер" ,стала за короткое время четвёртой по величине компанией в мире по разведке месторождений нефти на дне моря. "А.П.Мёллер" принимала участие в компании "Скандинавиэн минерал синдикат" по разведке минеральных ископаемых в Канаде.

Третья транснациональная монополистическая группа в Дании, "Ф.Л.Смит ог компани", отличается от ВАК и "А.П.Мёллер" характером первоначальной сферы деятельности и преимущественным применением своих капиталов внутри Дании. "Смит" является крупнейшей финансовой группировкой внутри страны. Её главные сферы деятельности - производство цемента и оборудования для цементной промышленности (занимает монопольное положение на датском рынке), жилищное и промышленное строительство. В Дании ей принадлежит 18 дочерних фирм с общим числом занятых около 10 тыс. человек. В их числе наиболее крупные фирмы: а/о "Потагуа", а/о "Нордиск кабель ог тродфабриккер", сталепрокатный завод в городе Варде, машиностроительный завод "Норден", ряд крупных транспортных фирм и страховых компаний. Кроме этого "Смит" имеет предприятия и филиалы в 15 странах мира.

Серьёзное влияние оказывают монополии на датское законодательство, на государственную политику стимулирования экспорта, амортизационную политику, политику ценообразования, правительственной помощи развивающимся странам и др. Примером может служить принятие законов, защищающих интересы деловых кругов (например - предоставление экспортных льгот). В списке фирм, которым предоставлены экспортные гарантии и займы, ведущее место занимают ВАК и "Смит", и именно они получают огромную долю государственных дотаций.

Датское правительство стимулирует и поддерживает экспорт главным образом через Совет по гарантии экспортных кредитов, который значительно увеличил масштабы своей деятельности в послевоенный период. Роль государства в стимулировании экспорта особенно увеличилась в 60-х годах вследствие быстрого повышения в структуре экспорта доли машин и оборудования и соответственного повышения конкурентной борьбы на мировых рынках. Нужно отметить, что внешнеторговая политика датского правительства носит протекционистский характер. Она включает ограничение импорта, валютные ограничения, дискриминацию третьих стран в силу торгового регламента ЕЭС, а также общего экономического кризиса капиталистического мира с 1973 года.

Следует выделить активную роль государства в поддержке и развитии НИОКР, в первую очередь в финансировании капиталоёмких научно-исследовательских разработок. Ведущим государственным органом по поддержанию и развитию НИОКР является Совет по научным исследованиям.

Большую роль в становлении и укреплении датских международных монополий сыграли правила амортизационных отчислений. Используя законы об амортизационных отчислениях, только лишь компании "А.П.Мёллер" удалось утаить от налоговых властей более 3,3 млрд. крон.

2) Государственное регулирование экономики

В системе государственно-монополистического капитализма государство обладает относительной самостоятельностью. Его основные средства воздействия на капиталистическое производство следующие: 1) государственная собственность и государственное предпринимательство; 2) участие государства в изъятии и перераспределении национального дохода, и 3) государственное регулирование экономики, включая программирование на общенациональном уровне. Если первое представляет собой форму прямого государственного воздействия на экономику, то второе и третье - формы косвенного воздействия. Основными направлениями экономической политики является антициклическая и антиинфляционная политика, политика экономического роста, регулирование и политика, связанная с регулированием внешнеэкономических связей.

Необходимо перечислить этапы развития ГМК и системы государственно-монополистического регулирования в Дании:

- экономический кризис после первой мировой войны;

- кризис 1929 - 1933 гг. (особое усиление роли ГМК под влиянием идей Кейнса);

- кризисный период непосредственно после второй мировой войны;

- конец 50-х и начало 60-х годов в связи с присоединением Дании к ЕАСТ;

- вступление Дании в ЕЭС в начале 70-х годов.

Для Дании характерно преобладание краткосрочных мер антициклического регулирования. Это кредитно-финансовые рычаги налоговой, кредитной, ценовой политики и манипулирование государственными расходами, в том числе военными, а также меры по ограничению и стимулированию спроса. Эти элементы были разработаны во время кризиса 1929 - 1933 гг.

Одним из основных методов антициклического регулирования являлась система бюджетного регулирования. Теория так называемого дефицитного регулирования показала в США, что хроническое пассивное сальдо бюджета ведёт к истощению валютных резервов и к инфляции. Компенсация, полученная от повышения деловой активности, оказалась недостаточной для стабилизации таких процессов. Именно инфляция и последовавшее за ней состояние общей нестабильности финансовой системы капиталистического мира стали главной причиной глубокого экономического кризиса в капиталистическом мире с середины 70-х годов, а это в свою очередь вызвало падение покупательной способности населения.

Таким образом, действительная эффективность отдельных методов государственно-монополистического регулирования довольно ограничена и зависит от многих конкретных факторов объективного и субъективного порядка, влияющих в тот или иной период на развитие экономики.

Для того чтобы обнаружить причины малой эффективности бюджетного регулирования в Дании, нужно анализировать налоговую политику, которая является базой для реализации бюджетного регулирования. Доля налогов в ВНП Дании одна из самых высоких в мире. В послевоенный период она постоянно возрастала и составляет почти 45%. При этом поступления от налогообложения достигла 90%.

Особенностью Дании является низкий уровень прямого налогообложения прибылей фирм, который уступал соответствующему уровню других скандинавских стран в среднем в 2 раза. Но характерным был быстрый рост косвенного налогообложения в периоды высокой деловой активности (например, в первую половину 60-х годов), когда с помощью этого рычага правительство стремилось ограничивать рост внутреннего потребления. Целью и смыслом такой политики является обложение наиболее жёсткими налогами почти всех товаров первой необходимости, потребление которых довольно стабильно, с тем чтобы добиться двойного эффекта: увеличиваются поступления в государственную казну, а у потребителей остаётся меньше денег для потребления других товаров и услуг, не обложённых налогом.

Однако налоговая политика датского правительства не оказалась эффективной. По мнению специалистов, периоды её интенсивного применения привели не только к снижению потребительского спроса, но и к непосредственному ухудшению реального платёжеспособного спроса населения и к значительному росту стоимости жизни в стране (особенно это проявилось после присоединения Дании к ЕЭС).

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.