скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Экономические системы и их историческое развитие

Во всех «цивилизованных» странах давно уже осознана опасность экспансии рыночной системы в не подходящие для нее сферы жизни общества и найдены соответствующие меры, ограничивающие действие рыночных механизмов. С негативными последствиями огульных рыночных преобразований в нашей стране мы уже столкнулись: снижение эффективности системы здравоохранения, разрушение фундаментальной науки и «утечка мозгов», ангажированность основных телеканалов, разгул порнографии и распространение культа силы и жестокости, снижение объемов сельскохозяйственного производства. Полное проведение в жизнь идей рыночников-радикалов, нарушение границ «меры» в формировании рыночного хозяйствования могут привести только к полному развалу народного хозяйства, отбрасывание его к уровню слаборазвитых стран, к снижению эффективности самой рыночной системы, к ее полной дискриминации.


6. КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВА

Экономической основой анализируемой системы является директивное (централизованное) планирование. Все и вся определяющий центр материализует свою политическую волю в виде экономических планов. В экономике господствует государственная собственность. Абсолютно централизованный экономический план имеет разбивку директив по регионам, отраслям, отдельным производителям, включая и сельское хозяйство. Непременным элементом системы является административная коллективизация сельского хозяйства, имеющая следствием экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые централизованным государством, полностью монополизированными экономику и власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание доводится до каждого объекта планирования.

Общую схему взаимодействия государства и экономики в планируемой системе можно рассмотреть на основании рис. 1.

Подпись: ГОСУДАРСТВО

Плановое задание
Плановое задание,Планируемый объем


Рис. 1.


В такой системе хозяйства, как видно из рисунка отсутствует обратная связь между потребителями и производителями.

Реализация хозяйственных решений в системе, основанная на плановых директивах, представлена на рис. 2, 3, 4.



При определении планового задания на определенный временной период центр фиксирует объем предложения (S1S1). Одновременно устанавливается цена Р1, предполагающая точку равновесия Е1 между спросом P1P1и предложением S1S1 Назначая административную цену, плановые органы исходят из явно нереальной предпосылки, что спрос в течение времени не изменится, что в сущности,


равнозначно отсутствию каких-либо изменений в потребностях населения.



В том случае, если спрос на запланированную продукцию поднимается до уровня P2P2, то при фиксированной цене Р1 спрос на продукцию составит ОS2 вместо прежнего ОS1. При неизменном запланированном предложении образуется дефицит в размере S1S2.


При свободном рыночном ценообразовании изменение спроса до уровня Р2Р2 повлекло бы за собой изменение цен до уровня Р2 и перемещение точки равновесия в Е1-2, что сделало бы невозможным дефицит.



В другом варианте с падением спроса до уровня Р3Р3 спрос составит величину S3О при цене Р1, а предложение по-прежнему осуществляется в объеме ОS1 и как результат – излишек S3S1. При рыночных ценах в силу изменения спроса до уровня Р3Р3 цена понизилась бы до положения Р3, а точка равновесия между спросом и предложением перешла бы в Е1-3, без возникновения излишка продукции.


Одновременно нужно сказать о механизме принятия экономических планов в командно-административной системе. План принимается в высшем форуме правящей политической партии и в высшем законодательном органе страны, его освящает сращивание политических, исполнительных и законодательных структур общества и обладание одним из главных признаков тоталитаризма. После этого контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности.

Директивное задание плана сопровождается выделением бесплатных для производственной единицы ресурсов и фондов заработной платы, определяемых административным центром страны. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров.

Руководящий центр является безраздельным, т.е. абсолютным собственником любой продукции, изготовленной на предприятиях Пробная экономическая практика в отсутствии конкуренции приводит именно к одному результату – производители могут работать, не взирая на качество продукции.

Производители и оптовые потребители промышленной продукции связаны экономически и административно друг с другом. Потребители лишены права выбора, они получают лишь то, что им выделено по воле центра.

В командной системе заработная платане является рычагом эффективного распределения труда в силу жесткого декретирования ее государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции. Результат – отсутствие стимула к производительному труду.

Процентная ставка не может служить в командной экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, о хронических списывания долгов нерентабельным предприятия говорить не приходится. Инвестиции осуществлялись исходя из единоличных и идеологических приоритетов правящего центра.

Ресурсы достаются производителям либо бесплатно (земля), либо по низкой цене, а следовательно, неизбежно расточительное их использование.

В директивной экономике в принципе не возможно существовать такой категории, как альтернативные издержки, а следовательно, нет и разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль.

В практике неконкурентной системы экономики отсутствует состояние предельной фирмы, а может нет предприятия, получающего квазиренту или фирмы – банкрота. В результате убыточности предприятия – на дотации, прибыльные – переводят средства в бюджет и не существует объективного механизма определенно эффективно работающих предприятий. Отсутствие стимулирующей роли прибыли и угрозы банкротства из-за убытков лишает предприятия необходимости эффективной работы. Основная цель – выполнение плановой директивы.

Важно отметить, что предприятия, стремятся выполнить плановую директиву, сталкиваясь с бюджетными ограничениями. Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его денежных фондов должна быть равна сумме расходов предприятия за определенный период.

В командной экономике предприятие действует в условиях мощного бюджетного ограничения. Во-первых, социалистическое предприятие может переложить часть своих ресурсов на потребителей – ведь в такой системе господствуют формы–монополии, или, как говорят, поставщик диктует цены. Во-вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т.д.). В-четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляется не для развития производства, а для покрытия возникающих финансовых трудностей и все это – за счет государственной казны. Использовать  заемные средства при помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме.

В нерыночном хозяйстве происходит административное установление заработной платы (рис.5).



Рыночная заработная плата устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда и равна  при объеме труда LЕ и точке пересечения Е. В командной экономике государство устанавливает заработную плату ниже равновесного уровня (ниже ). Движение заработной платы к уровню


равновесия исключительно затруднено.

Каждый индивидуум в каждой системе имеет в соответствии своей специальностью заработную плату одного уровня по всей стране. Предприятию диктуются и количество занятых и специализация.

Если материальные стимулы не работают, нужно принуждение к труду. Важнейшей из мер принуждения в командной системе является идеология.

Продлил существование командно-административной системы, основанной на внеэкономическом принуждении, и такой фактор, как природный. Неоценимые рынком бесплатные природные ресурсы фактически отбирались у будущих поколений для поддержания функционирования системы.

Командно-административная, т.е. социалистическая экономика ввиду имманетарного присущего ей хронического дефицита не может существовать без «черного рынка», олицетворяемого теневой экономикой.

Теневая экономика определяется как неконтролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг. Она включает в себе все лучшие, нерегламентированные, отличные от изложенных в нормативных документах и правилах хозяйствования вида экономической деятельности.

Структура теневой экономики определяется следующим образом:

-     криминальная экономика, включающая экономическую и общеуголовную преступность;

-     фиктивная экономика – это официальная экономика, выдающая фиктивные результаты своей деятельности за реальные;

-     неформальная экономика – базируется на личных контактах между экономическими субъектами, заменяющими официально установленную организацию экономических взаимосвязей;

-     нелегальная вторая экономика – состоит из незарегистрированных и запрещенных законом видов деятельности.

Основной причиной существования теневой экономики в больших масштабах является отсутствие частной собственности на средства производства и существование десятилетиями командно-административных методов управления.

Одним из главных факторов, питающих теневую экономику, является разрыв между ценами спроса потребления и административными ценами, с которыми связаны дефицит и государственное распределение товарных ресурсов.

Командная система, устанавливая неверные ставки заработной платы, должны иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цель подобной экономической политики – подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.

Результат социалистического ценообразования можно рассматривать, используя уравнение обмена (уравнение Фишера) MV=PQ.

Если предприятиям невыгодно наращивать объем товарной массы Q в следствии фиксированных цен, то неизбежен товарный дефицит. Нарастающий объем денежной массы (М) вследствие устанавливающихся трудностей ее превращения в товары приводит к ажиотажному спросу – ускорению V, что в целом давит на цены в сторону их повышения. Государство оставляет цены фиксированными, что означает развитие и стимулирование подавленной инфляции в виде дефицита, очередей и т.п.

В отношении с мировым хозяйством в социалистической экономике господствовал принцип, диктовавший обеспечение независимости стран от импорта. Экспорт осуществлялся в таких объемах, чтобы можно было заработанной валютой оплатить импорт. Деление контрагентов осуществлялось мировоззренческими критериями: социалистическая, капиталистическая, развивающаяся страна.

Вся внешнеэкономическая деятельность проводилась через государственные организации. Ни о какой конвертируемости денежной единицы не может быть и речи. Иначе говоря, командная система экономики — это всегда автаркия в отношении морового рынка.

Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработицы, гарантированные заработки) скрывает за своим фасадом подавленную информацию и подавленную безработицу.


6.1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МИР РОССИИ: СОВЕТСКОЕ

ОБЩЕСТВО

Хозяйственный мир, России еще менее чем хозяйство любого западного общества, можно ограничить узкими рамками чисто экономических отношений. Тем более, что ее экономика так и не развилась в обособленную и самостоятельную сферу, осталась в подчинении политики, идеологии, военным нуждам. Это не означает, однако, что хозяйствующие субъекты здесь ведут себя сплошь традиционно. Просто у каждого из них, от директора до передового работника, чисто экономическая рациональность отходит как минимум на второй план, заслоняется соображениями «высоко» и «бытовой» политики.

В советский период подчинение экономики интересам партийного руководства доходило порой до максимальных пределов. Плановая система создала гигантскую редистрибутивную машину, переиначивавшую через механизмы финансировавших цен и прямых изъятий огромную массу ресурсов между хозяйственными корпорациями и регионами. При этом не все имели равные права на получение своей доли, экономическая эффективность отнюдь не являлась решающим аргументом.

Главным были приоритетность отрасли, статус территории, категория предприятия, наличие связи и заслуги руководства.

Важным рычагом воздействия хозяйствующих субъектов, помимо централизации материальных и денежных ресурсов, становился ограниченный доступ к информации.

Командно-административными методами суть хозяйственной организации в советский период далеко не исчерпывалась. Рядом с этой формальной организацией и ее порах, по горизонтали и вертикали раскладывались плотные сети неформальных отношений, складывались сложные системы обмена услуг и неофициальных торгов, зачастую безденежных и не всегда эквивалентных

С социалистической точки зрения хозяйственная активность в СССР выросла из недр специфичной социалистической структуры, образуемой сложной комбинацией стратификационных систем. Стержневую роль среди них, на мой взгляд, играла этакратическая система. Она характеризовалась чрезвычайно высокой степенью огосударствления собственности и проникновения государства в сферы хозяйственной и общественной жизни. Вытеснение негосударственной собственности фактически ликвидировало базу разделения общества на экономические классы.

Социально-экономическая дифференциация по размерам личной собственности и уровню получаемых доходов, разделяется, не устранилась. Однако классовые признаки играли не более чем второстепенную роль. Популярные рассуждения о «новом классе» спровоцированные М. Джиласом (см. Djilas M. The New Class: An Analysis of the Communist System. London: Tames and Hudson 1957), а поддержанные Восленским, 1985 г., и в нашей стране С. Андреевым в 1988 г., следует считать метафорой, с помощью которой обозначается властная элита, организованная посредством наменклатурной системы. Ключевые позиции в ней занимают политическая и военная элиты, а хозяйственная и культурная элиты – подчиненное место.

Несмотря на сложность своего состава, советская властная элита, при всех перепитиях невидимой борьбы, являла собой артикулированную общность групповых интересов. Остальная часть общества была достаточно аморфна, атомизирована, обращена в совокупность статистических групп. В противовес колсалидированной элите ее вполне справедливо именовали «массами». В составе «масс» были обозначены пунктирные линии, отделяющие так называемый новый средний класс. Его костяк образовывали специалисты с высшим образование. Дипломы освобождали их от тяжелого физического труда, обеспечивали сносный доход и определенный престиж занятий. Советская система, выступив в период своей зрелости, предоставляла многим квалифицированным работникам отдельное жилье, минимальный набор предметов потребления длительного пользования, относительные возможности для профессионального и культурного роста. Отделение «образованных» от «простых людей» воспроизводилось весьма отчетливо, хотя различия между ними по уровню жизненных стандартов были минимальными или просто отсутствовали, проявляясь скорее в условиях труда и опыте жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.