скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций)

Таковы наиболее важные факторы, от которых зависит конкретная величина ЗП.

Чтобы лучше представлять природу ЗП, необходимо уяснить две ее основные формы, - повременную и сдельную и их разновидности  (системы), в том числе: повременное – премиальную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, многофакторную, аккордную и другие. (см. учебник по политэкономии для вузов. Под.ред.В.А.Медведева, 1988, с.421-422, а также другие источники).

Особое внимание заслуживает и такой аспект ЗП как номинальная и реальная ЗП.

Номинальная ЗП – это сумма денег, полученная в виде вознаграждения за труд, а реальная сумма жизненных благ, которые приобретаются за номинальную ЗП при данном уровне цен на товары и услуги.

На размер реальной ЗП сильно влияет рост цен (инфляция) «Голопирующая» инфляция 70-х годов вынудила трудящихся многих стран активизировать борьбу за свои жизненные интересы, в которой они добились определенных успехов, в частности, в виде индексации  ЗП. В 1986г. в США, например, в половине заключенных коллективных договоров была предусмотрена индексация ЗП. Но в странах Западной Европы в 1987г. национальные системы индексации были демонтированы.

В связи в ростом потребительских цен на Украине и других странах СНГ началась практика индексации денежных доходов населения (см. «Правду Украины» и другие издания за 06.08.91г., в которых опубликован Закон об этом, а также Закон о повышении социальных гарантий для трудящихся и Закон о минимальном потребительском бюджете. Каждый из законов может стать предметом рассмотрения на групповых занятиях).

Индексация, сказано в упомянутом Законе, это законодательно установленный механизм повышения денежных доходов граждан, позволяющий частично или полностью возместить им подорожание потребительских товаров и услуг. Индексация – часть госсистемы социальной защиты граждан; она направлена на поддержание покупательской способности их денежных доходов, особенно социально уязвимых слоев населения – пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, учащейся молодежи. (см. статью 1). В данном Законе определены: а) лица и доходы индексации – все работающие, военнослужащие, студенты, пенсионеры (соответственно их оплаты труда, денежное содержание в/служащих, стипендии, госпенсии, социальная помощь и т.д.)- см. статью 2;

б) порог индексации установлен в 5 –10-15 и выше процентов роста цен по отношению к ценам на 2 апреля 1991г., а Указом Президента Украины от 28.02.92г. индексация в 1 квартале 1992г. проводится к базовым ценам, сложившимся в январе 1992г. (см. «Правду Украины», 1992г. 29 февраля);

в) порядок индексации, включающий:

-           определение минимального потребительского бюджета (на 1991г., он, по данным Кабинета Министров был определен в размере 256 руб. в месяц на душу населения, но его введение будет происходить поэтапно, исходя из реальных возможностей экономики);

-           размер минимальной зарплаты ( в июле 1991г. она составляла 185 руб.), который множится на величину индекса цен, но в пределах двойного размера минимальной зарплаты и т.д. (статьи 4,5,8,10);

г) источники средств на проведение индексации – хозрасчетный доход предприятий, бюджеты различных уровней, пенсионный и другие специальные социальные фонды; индексация стипендий – за счет средств предприятий, учреждений и организаций, направляющих на учебу, а также за счет бюджета (см. статью 6 Закона, а также «Днепр вечерний», 1991, 13 декабря).

В связи со вступлением в РЭ существенно обновляется весь подход к заработной  плате. В статье 19 Закона Украины «О предприятиях» по этому поводу зафиксированы следующие принципиально новые положения:

-     предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда (ФОТ) без ограничения его роста со стороны государства;

-     доходы наемного работника предприятия определяются трудовым договором в соответствии с законодательством, а для других работников – соглашением между ними;

-     минимальный размер оплаты  труда наемного работника всех видов предприятий не может быть меньше прожиточного минимума, установленного законодательно;

-     предприятие самостоятельно устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов работников (например, премий);

-     предприятие может использовать (но необязательно) государственные тарифные ставки и должностные оклады в качестве ориентиров для дифференциации оплаты  труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и условий выполняемой ими работы. Заметим , что использование этой нормы Закона уже в 1991г. предопределило разные размеры ЗП, а именно: в госсекторе – 500 руб., в других и арендных предприятиях – 545 руб (на 5% больше), а в акционерных обществах – 750 руб., или больше на 50% по сравнению с госсектором.

Подводя итог, отметим, что ЗП по своему существу является превращенной (денежной) формой стоимости особого товара – рабочей силы. Ее фактическая величина зависит от многих факторов. Она характеризуется номинальный и реальным содержанием, двумя основными формами и множеством систем. В странах с рыночной экономикой практикуется индексация ЗП вследствие постоянного роста цен на потребительские товары и услуги. Индексацию ЗП и других доходов населения ввели с 1991г., страны СНГ, в том числе Украины.

Общее заключение по теме делается методом краткого изложения основных ее положений. В конспекте опущен материал о государственной политики Украины по отношению к помощи безработным. Он подлежит рассмотрению в одной из последующих тем, либо может быть представлен на групповых занятиях в виде, например 1-2 выступлений студентов по материалам Закона Украины «О занятости населения» (см. «Правду Украины» за 19.03.91г.), о чем преподаватель обязан побеспокоиться заранее.

ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

П  Л  А  Н.

                Введение.

1.   Сущность, функции и методы управления. Роль информации в управлении.

2.   Уровни управления предпринимательством:

а) государственное управление;

б) управление и самоуправление предприятиями.

3.   Эффективность управления: методы определения, критерии, показатели.

4.   Опыт зарубежных фирм в области (сфере) управления.

Заключение.

     Введение :

В предыдущих темах познакомились с содержанием, субъектами и результатами (доходами) предпринимательской деятельности.

Тема данной лекции завершает Ш-й раздел курса. Она позволяет представить смысл управления предприятиями (фирмами) и его влияние на предпринимательство.

С началом экономических реформ по переходу к Р.Э. у нас ведутся жаркие споры о том, как вывести экономику и общество из тяжелого состояния. В этих дискуссиях большое место занимают вопросы управления. Одни считают, что для выхода из кризиса нужны толковые руководители всех уровней, которых надо «импортировать» из-за рубежа за хорошие деньги. Другие полагают, что наша система отторгнет «варягов». А потому  надо менять самую систему и изменить условия, тогда и появятся нужные управленческие кадры. Эти и другие спора напоминают дискуссию « что появилось раньше: курица или яйцо?»

Суть дела находится в одновременных действиях по преобразованию хозяйствования и подготовке людей, способных действовать в условиях РЭ. При этом, конечно же, необходимо использовать зарубежный лучший опыт управления, на который весьма богаты прежде всего наиболее развитые страны.

1.   Сущность, функции и методы управления. Роль информации в управлении.

Управление прежде всего является функцией собственности, включающей в себя общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Именно собственник по своему усмотрению владее, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. (см. статью 2 п.1 и статью 4 п.1 Закона Украины «О собственности»). Он вправе совершать  в отношении своего имущества любые действия – использовать его для хозяйственной и иной, не запрещенной законом деятельности, в т.ч. передавать его безвозмездно либо за плату во владение и пользование другим лицам (статья 4 п.2). В первую очередь собственник  праве использовать принадлежащее ему имущество для предпринимательской деятельности (см. статью 6 п.1 того же Закона).

Все это и определяет социально-экономическую суть управления. Это, во-первых.

Во-вторых, каждый собственник, в частности, предприниматель, реализует свои права в отношении имущества не на обитаемом острове, а в сложной системе связей со многими другими субъектами (физическими и юридическими лицами) обладающими аналогичными правами и функциями в отношении своего имущества, своей собственности.

В сфере предпринимательства любой собственник вынужден считаться с внешним окружением, с другими предпринимателями, банками, торговлей, государством, заграницей, а также с тем как организовать отношения внутри предприятия, где заняты люди разных специальностей и профессий, объединенные в различные структуры самого предприятия – цеха, участки, линии, службы, отделы и т.д. В той и другой сфере требуется координация, учет, контроль, а в конечном счете управление, вытекающее из кооперации труда (производства). Здесь уместно заметить, что если отдельный скрипач (музыкант) играет сам, то оркестр нуждается в дирижере, т.е. в управлении. (К.Маркс).

Итак, социально-экономическая природа управления коренится  собственности и в кооперации труда.

Есть и другие объяснения управления.

Одно из них состоит в принципе «невидимой руки» (А.Смит), согласно которому поведение человека, как экономического, хозяйствующего субъекта, нуждающегося в многообразных продуктах труда других людей, строится на неосознанном им содействии существенной пользе и преследующем лишь собственную выгоду.

Невидимой рукой направляется к цели, которой совсем не руководствовался; преследуя собственные интересы, он зачастую далее действенно служит интересам общества нежели тогда. Когда сознательно стремится служить им. Этот взгляд, появившейся более  200 лет назад, длительное время разделяли многие экономисты, в том числе некоторые в XX веке, разумеется с отдельными оттенками.

Небезинтересным является и другой, современный взгляд на давление экономикой, с которым можно познакомиться в книге-учебнике Пола Хейне «Экономический образ мышления». Существующий в обществе порядок он объясняет участием каждого человека в общественном сотрудничестве. В экономической сфере сотрудничество (управление) сводится к следованию собственным (не «эгоистическим») интересам, посредством денег, которые подобны «смазочному материалу», крайне важны для механизма естественного сотрудничества; это сотрудничество достигается процессом непрерывного взаимного приспособления к изменениям в частной выгоде, возникающим в результате  их взаимодействия». (см.стр.19-26 упомянутой книги). А все общественные взаимодействия он трактует как рыночные процессы, которые протекают с свойственным РЭ правилам игры, независимо от того, что останется «игрой» – бизнес, правительство, наука, семья, дорожное движение, баскетбол или шахматы , и что все участники игры должны соблюдать эти правила – правила РЭ.

Механизм общественного сотрудничества и взаимодействия П.Хейне демонстрирует примером автомобильно-транспортного движения в большом городе.

Подобный же подход к управлению, основанный на рыночном механизме смешанной экономики, изложен в самом распространенном на Западе учебнике «Экономикс» под авторством П. Сальсона и В.Нордхауа.(см. «Экономические науки», 1990, №№1-12).

Как видим управление производством трактуется неоднозначно.

В широком смысле управления включает:

1.   Цели, стратегию управления.

2.   Принципы, т.е. правила управления.

3.   Функции управления.

4.   Методы управления.

5.   Культуру управления.

Постановка целей управления позволяет видеть перспективу, подчинять ей действия и решения данного (текущего ближайшего) времени, выявить противоречия и определить способы и формы их разрешения, утверждать и развивать новые социально-экономические отношения – ныне двигаться по пути к РЭ.

В связи с переходом к РЭ обновляется и принципы управления. Например, снят принцип демократического централизма, и утверждается принцип свободы выбора предпринимательства; по-иному реализуются и такие принципы, как режим экономики, стимулирования, ответственность и другие.

Управление предпринимательской деятельностью призвано осуществлять систему (блок) функций. Важнейшими среди них являются:

1.   Планирование.

2.   Организация, включающая координацию и стимулирование.

3.   Контроль – учет, анализ и т.д.

4.   Регулирование, координация.

5.   Проектирование и др.

Методы управления, т.е. способы воздействия на управляемый объект, обычно сводят к 3-м группам:

1-я: организационно-распорядительные, которые  построены на  стабилизирующем воздействии, послушании, «делать так» и т.п., на распорядительном воздействии – приказах, распоряжениях, на дисциплинарном воздействии;

2-я:  экономические методы , построенные на учете экономических интересов (см. лекцию 4 и др.) ; они в свою очередь делятся на :

а) методы прямого экономического расчета и воздействия – госзаказ, регулируемые цены и тарифы, санкции (штрафы), тарифные ставки и оклады, механизмы распределения прибыли (доходы) и т.п.;

б) хозяйственный (коммерческий) расчет – договорные цены, рыночные цены и тарифы, опирающиеся на возмездную (эквивалентную) базу, качество и т.п.;

3-я:  группа методов – методы социально-психологического воздействия (прежде воспитательные методы).

Вторая и третья группа методов имеет огромный потенциал, который при переходе к РЭ надо всемерно развивать и использовать. Об этом говорит опыт многих стран.

Большое значение имеет культура управления, включающая знания, опыт, профессионализм, нравственно-этические качества. Культура управления неотделима от культуры руководителя, состоящей из многих составляющих – грамотность (говорить, писать), умение реагировать на недостатки других и свои, выслушать и понять мнение других, интеллигентность ,стиль управления – авторитарный, демократический и т.д.

В условиях РЭ исключительно важную роль в управлении выполняет информация.  

          В 50-60-е годы XX века на основе НТР основные страны Запада (США, Япония, ФРГ, Италия и другие, а вслед за ними Сингапур, Тайвань, Южная Корея) вступили в информационную эру – преимущественный рост в экономике сферы услуг, отраслей, связанных с переработкой информации. Само производство на базе НТП становится гибким, ориентированным на запросы потребителей, на отдельные сегменты и «нишы» рынка. Повышение его эффективности происходит в основном за счет экономии прошлого труда, издержек в реализации и снижении накладных расходов в целом, т.к. изменилась структура издержек производства. В них доля затрат во многих фирмах составляет 2-10%. Возросла роль средних и мелких предприятий, основанных на кооперативной собственности, где работники реально участвуют в принятии управленческих решений. Произошли перемены в соотношении численности рабочих, их качественном составе и работников преимущественно умственного труда. Например, в промышленности США за 1948-1987 гг. доля инженерно-технического административно-управленческого состава выросла в общей численности занятых с 16 до 34%, а в фонде зарплаты за 1954-1987 гг. с 25 до 47%. (см. кн. В.Е.Хруцкого, И.В.Корнеева, Е.А.Автухова «Современный маркетинг».М., «Финансы и статистика», 1991., Ст.3-6 и др.).

Эти и другие перемены в самом производстве выдвинули информацию на одно из первых мест в управлении, т.к.:

а) уменьшается риск принятия решений с дорогостоящими ошибками;

б) информация необходима для обоснования решений;

в) она подтверждает или опровергает интуитивно построенное решение.

Хорошая достоверная информация позволяет управленцам и маркетологам:

1)   получать конкурентное преимущество;

2)   снижать финансовый риск;

3)   определять отношение потребителей;

4)   следить за внешней средой;

5)   координировать стратегию;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.