скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Дальневосточный экономический район

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую си­туацию региона в целом. За счет внешнеэкономической деятель­ности удается в значительной степени компенсировать отрицательные последствия отдаленности от основных промышленных центров страны, создавать дополнительные рабочие места, расширять рынки сбыта продукции, обеспечивать насыщение рынка товарами и бесперебойно снабжать население продуктами пита­ния.

В экономическом плане поворот дальневосточной экономики в сторону сопредельных стран иногда рассматривается как единственная возможность выживания отдельных предприятий. Но созидательный потенциал внешне­экономической специализации в условиях Дальнего Востока не реализует­ся. Весьма вероятно, что его значение чрезмерно преувеличено и для страны в целом. Тогда политика "открытых дверей" нуждается в серьезных коррек­тивах, основанных на отечественной оценке прогрессивности внешнеэко­номических связей не вообще, а для данного этапа развития страны и с уче­том конкретных форм осуществления такой деятельности.

2.4 Экологическая оценка размещения производственных сил и перспективы развития свободных экономических зон Дальнего Востока

В районе Дальнего Востока обострены экологические про­блемы. В связи с очаговым характером расселения и нагрузкой на окружающую среду создается ситуация, которая приводит к локальным нарушениям природной среды. В связи с обширной площадью вечной мерзлоты экосистемы Дальнего Востока, осо­бенно в Северной его части, очень хрупки. Хозяйственная дея­тельность, транспорт ведут к уничтожению оленьих пастбищ, уменьшают их продуктивность, что влияет на жизнеобитание народов Севера. В приморских районах экологическую обста­новку ухудшают сбросы загрязненных вод, морской транспорт и хищническая добыча рыбы и морепродуктов. В настоящее время Дальневосточное отделение Академии наук России разработало долговременную программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Помимо выше перечисленных к экологическим проблемам Дальнего Востока можно отнести лесные пожары, последствия тайфунов и зем­летрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объек­тах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов производства.

Для решения проблем в регионе создано НПО "Экопрос", разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа.

Дальневосточный экономический район имеет большие перспективы для активизации деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зелан­дия, Китай. Он обладает благоприятными условиями для формиро­вания на своей территории совместных предприятий различ­ного типа и свободных экономических зон. Наиболее крупные из них — СЭЗ "Находка" и "Сахалин".

Целью создания СЭЗ "Находка" является расширение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубеж­ными странами для обеспечения социально-экономического раз­вития Дальнего Востока, комплексного освоения его природных богатств, увеличения экспортных возможностей района и страны в целом, а также для развития трансконтинентального транзита.

Территория СЭЗ "Находка" располагается в административ­ных границах г. Находки и Партизанского района Приморского края. Город Находка имеет выгодное географическое положе­ние и развитую транспортную сеть, расположен вблизи крупней­ших экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Это конечный пункт Транссибирской магистрали, а также глав­ный внешнеторговый порт Дальнего Востока. Через Находку вдет основной поток внешнеторговых перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона и весь транскон­тинентальный железнодорожный транзит. В настоящее время здесь созданы 470 совместных предприятий. В пределах зоны действуют льготные налоговый и таможенный режимы и упро­щенный порядок осуществления экспортно-импортных опера­ций, иностранные инвестиции пользуются правовой защитой. Разрешается создание предприятий с иностранными инвести­циями в банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Все предприятия и организации СЭЗ "Находка" имеют право на внешнеэкономическую деятельность. Вывоз производимых в зоне товаров освобождается от квот и лицензий, кроме това­ров, вывоз которых ограничивается законом. Предприятиям, работающим в СЭЗ "Находка", предоставлено право за счет об­разующихся у них валютных фондов выплачивать заработную плату рабочим в иностранной валюте. Создан единый орган административного управления — административный комитет.

СЭЗ "Находка" будет специализироваться на рыбной промышленности, судостроении и ремонте судов, производстве холодильного оборудования для морского и наземного транспорта, на производстве продукции электронной, приборостроитель­ной, легкой промышленности, продукции медико-фармаколо­гического производства, производстве продукции на базе био­ресурсов океана и местной флоры, стройиндустрии, международном туризме, а также развитии транспортно-складского хо­зяйства и отраслей агропромышленного комплекса.

Для обеспечения функционирования СЭЗ предусматривает­ся проведение мероприятий по развитию строительной индуст­рии, жилищно-коммунального хозяйства и объектов социаль­ной сферы, созданию дополнительных мощностей энерго- и теплоснабжения, реконструкции и увеличению пропускной способности грузовых железнодорожных станций Находка и Находка-Восточная. Необходимо решить вопрос о передаче во­енного аэродрома в районе г. Находки для гражданского ис­пользования. Предполагается создание в Находке валютной биржи, центра международной торговли, представительства МИД, биржи труда. Намечено строительство крупных складов, которые будут сдаваться в аренду иностранным фирмам для временного хранения товаров и поставок их в третьи страны.

Свободной экономической зоной "Сахалин "является терри­тория в административных границах Сахалинской области вме­сте с включенными в нее районами континентального шельфа. В рамках СЭЗ предполагается создание субзоны, или мини-зоны, "Курилы", которая включает территорию в администра­тивных границах Северо-Курильского, Южно-Курильского и Курильского районов.

В настоящее время в рамках СЭЗ "Сахалин" действуют льготный налоговый таможенный режим, упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, специальный государственный орган управления — администрация СЭЗ "Сахалин". В целях рационального хозяйственного использова­ния природных ресурсов в СЭЗ действует Государственная ин­вестиционная корпорация по освоению природных ресурсов, которая предоставляет в установленном порядке лимиты, квоты и лицензии на использование природных ресурсов. Для расши­рения банковского обслуживания и финансовой поддержки свободного предпринимательства, содействия развитию малого бизнеса, а также крестьянских фермерских хозяйств в СЭЗ соз­дается специальный коммерческий банк регионального разви­тия (Банк развития Сахалина) с привлечением иностранных акционеров. Разведка и разработка на территории зоны нефти и газа, драгоценных металлов и других природных ресурсов регулируются администрацией СЭЗ "Сахалин". В пределах зоны могут создаваться предприятия, осуществляющие в соответст­вии с законодательством России любые виды деятельности. Разрешается создание предприятий с иностранными инвести­циями в банковской и страховой сферах. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием месторождений топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов на террито­рии зоны, осуществляется на основе лицензий. Местные орга­ны власти Сахалинской области в соответствии с действующим законодательством разрешают предприятиям с иностранными инвестициями долгосрочную (на срок до 50 лет) аренду земли, рыбопромысловых угодий и других природных объектов, а так­же зданий и сооружений.

Свободная экономическая зона "Сахалин" должна специализироваться на рыбном промысле, переработке рыбы и морепродуктов, газохимии, отечественном и иностранном туризме, гостиничном хозяйстве.

В субзоне "Курилы" Сахалинской области предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно использо­вать производимую ими продукцию, в том числе для поставки на экспорт, а также распределять полученные лимиты на добычу рыбы и морепродуктов в Курильском промысловом районе. Они освобождены от обязательной продажи на внутреннем-валютном рынке валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории соответствующих районов Куриль­ских островов. Здесь предусматривается строительство и реконст­рукция аэропортов, автомобильных дорог, объектов энергетики, развитие морских перевозок, средств связи, портового хозяйства и портовых сооружений. Специализация субзоны "Курилы" — рыбный промысел и переработка рыбы и морепродуктов.

ГЛАВА 3: Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района

Перспективы развития Дальнего Востока в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Юж­но-Якутского территориально-производственного комплекса.

В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного нового комплекса, основу которого составит черная ме­таллургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железо­рудных месторождений этого же района.

Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский ком­плекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других по­лезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения. Энергетическая база нового комплекса усилится за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут отрасли машиностроения — произ­водство дорожных машин, будет создана мощная ремонтная ба­за. На основе использования богатейших лесных ресурсов нач­нут развиваться лесная и лесохимическая промышленность.

В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западно-сибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

На северо-западе от Комсомольска-на-Амуре находятся крупные месторождения олова — Буржальское и Комсомольское и уже рабо­тает комбинат, который в дальнейшем может быть расширен.

На восточном участке трассы БАМа формируется Совгаванский ТПК. Советская Гавань превратится в мощный транспортный узел Дальнего Востока. Идет реконструкция порта, введена паромная пе­реправа на Сахалин через Татарский пролив Ванино — Холмск. Рас­тет судоремонтная и рыбоперерабатывающая промышленность.

В перспективе намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн. га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется заготовку древеси­ны довести до 6 млн. куб. м. (особенно ели, пихты). Новое строитель­ство в районе Дальнего Востока потребует развития мощной строи­тельной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.

В настоящее время продолжает развиваться Южно-Якутский ТПК: построены мощный угольный разрез, обогатительная фабри­ка, Нерюнгринская ГРЭС. Южно-Якутский ТПК формируется на базе сочетания высококачественных углей и железных руд. В бас­сейне р. Алдан, к северу от Станового хребта (в 80—100 км) и неда­леко от южно-якутских высококачественных железных руд, нахо­дится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Угли отличаются высоким качеством и пригодны для коксования. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения. Мощ­ность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50 м. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизон­тальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в экс­плуатацию шахта производительностью 6 млн. т угля в год.

Вблизи угольного бассейна находятся Алданский железоруд­ный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения Таежное, Пионерское, Сиваглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд. т.

В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты, это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.

В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев и других полезных ископаемых.

Выход якутским углям на БАМ и к Транссибирской магист­рали дает железная дорога БАМ — Тында и ее продолжение от Тынды на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна в значительной своей части будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургиче­ские заводы и на экспорт в Японию. Их вывоз в Японию пойдет через крупный порт — Восточный.

Вместе с тем освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Необходимы поэтому приори­тетная инвестиционная программа для региона и привлечение ино­странных инвестиций, в первую очередь соседних государств — Япо­нии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов сахалинского шельфа. Подписано Соглашение с Китаем о демаркации государст­венной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов. Будут создаваться совместные предприятия. Создана сво­бодная экономическая зона «Находка», которая успешно развивается и приносит региону немалые дивиденды.

Первоочередной экономической задачей Дальневосточного района являются укрепление энергетической базы, перевод теп­ловых электростанций на более эффективное газовое топливо, реконструкция их и наращивание мощностей. В недалекой пер­спективе эта проблема будет решена за счет строительства маги­стрального газопровода от Ковыктинского месторождения газа в Иркутской области на Дальний Восток и в соседние государства — Китай, Японию

Наиболее перспективным направлением в экономическом развитии региона является развитие промышленности по добыче и переработке природного сырья за счет конверсии оборонного комплекса, предприятиями которого перенасыщен регион. Сто­ят задачи дальнейшего развития рыночных отношений, создания рыночной инфраструктуры, переориентации экономики на по­требности населения, развития свободных экономических зон, решения экологических и демографических проблем и расшире­ния транспортно-экономических связей с другими регионами и зарубежными странами. Приоритетной задачей в регионе долж­на стать задача всемерного развития малого бизнеса, совместных предприятий с совместными странами.

15 апреля 1996 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. Государственными заказчиками Программы были Минэкономики (координатор), Минтруд, Госкомпром, МВЭС, голов­ным разработчиком - Совет по размещению производительных сил и эко­номическому сотрудничеству (СОПСиЭС).

Программа предусматривает три этапа, отражающие изменения при­оритетов, внутренних и внешних условий: первый (1996-1997 гг.) - осуще­ствление неотложных мер по выходу из кризиса; второй (1998-2000гг.) -  экономическая и социальная стабилизация; третий (2001-2005 гг.) - концен­трация усилий на задачах структурной перестройки и обеспечения устойчи­вого развития. Она включает основные подпрограммы: комплекс первооче­редных мер государственной поддержки (его реализация составляет содер­жание первого этапа Программы); структурная перестройка экономики; со­действие занятости и стабилизации населения; экономическое сотрудниче­ство со странами АТР.

В составе первоочередных мер по стабилизации социально-эконо­мического положения в регионе предусматривается ликвидация дефицита энергоснабжения путем увеличения поставок энергоресурсов из Сибири и обеспечения устойчивого объема добычи местного угля. Дотационная под­держка предприятий топливно-энергетического комплекса должна соче­таться с политикой сдерживания тарифов на электроэнергию. Для сниже­ния транспортных затрат, особенно при осуществлении экономических свя­зей с центральными регионами, планируется расширить применение льгот­ных тарифов на дальние расстояния и перевозки в порожних направлениях, рационализировать транспортные схемы обеспечения региона с учетом возможностей импорта из стран АТР. Предусмотрены меры по ликвидации последствий стихийных бедствий, происшедших в последние годы на Са­халине, Курильских островах, Камчатке, в Приморском и Хабаровском кра­ях, а также намечено приступить к решению долгосрочных задач по со­зданию необходимой научной и материально-технической базы для предупреждения стихийных бедствий и ликвидации их последствий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.