скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере

Руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и его постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда.

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – второй по значению внебюджетный социальный фонд. Он действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года. Основными задачами Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников; подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования образуется за счет:

·      страховых взносов граждан и юридических лиц;

·      доходов от инвестирования части временно свободных средств;

·      добровольных взносов граждан и юридических лиц;

·      ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели.

Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях – аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях – координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по закону РСФСР «О занятости населения РСФСР» (19 апреля 1991г.). Он создан для финансирования мероприятий связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране особой категории граждан – безработных.

Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным советом РФ 8 июня 1993 г. В соответствии с Положением Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Дополнительными источникам могут быть добровольные взносы юридических и физических лиц и другие средства.

ГФЗН представляет собой совокупность федеральной части Фонда и фондов занятости, у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи с этим вначале страховые взносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов РФ. Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых субъектами Федерации.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» (от 28 июня 1991г.)[7].

Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

Федеральный фонд медицинского страхования предназначен для: выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования; финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств.

Финансовых средства Федерального фонда образуются за счет: части страховых взносов предприятий и организаций на обязательное медицинское страхование; взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования; добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от использования временно свободных средств Фонда и иных поступлений.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, создается представительной властью субъектов Федерации. Он осуществляет: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми организациями, имеющими соответствующие лицензии;  финансово- кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования; выравнивания финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение страхования; предоставление кредитов страховщикам при нехватке у них  финансовых средств; накопление резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;    контроль за рациональным использованием средств.

Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет: части страховых взносов предприятий и организаций и иных хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование; доходов, получаемых от использования временно свободных средств; финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований; добровольных взносов и других поступлений, не запрещенных законодательством.

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды осуществляет Государственная налоговая служба РФ.


2.5  Межбюджетные отношения:  современная ситуация, проблемы и пути их решения

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные  с  формированием  и исполнением  соответствующих  бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах :

·     распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

·     разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

·     равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

·     выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

·     равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.

Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения не существует. Вместе с тем анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма:

·     сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы;

·     законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;

·     наличие устойчивых представлений о величине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;

·     использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов учета их особенностей для корректировки величины расходов;

·     закрепление за каждым уровнем бюджетной системы налоговых и неналоговых доходных источников;

·     установление в классификации расходов федерального и региональных бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений региональной политики, как компенсация нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно распределяемых расходов; реализация программ поддержки развития отдельных регионов; принятие мер по поддержке депрессивных территорий и т.п.

Российская модель бюджетного федерализма формально строилась в соответствии с описанным «стандартом». Она опиралась на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, её субъектами и муниципальными образованьями и исходила из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в стране налогов. В её рамках использовался «формульный», внешне свободный от субъективизма механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам РФ[8].

Для повышения заинтересованности регионов в наполнении федерального бюджета доходами должна быть установлена прямая зависимость получения из федерального центра финансовой помощи от степени выполнения задания по мобилизации доходов в федеральный бюджет.

Федеральный центр должен разработать и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важнейшим условием выделения финансовой помощи. Основными параметрами при этом должны стать:

·     доля приоритетных расходов (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и пр.) в расходах регионального бюджета;

·     доля населения в оплате жилищно-коммунальных услуг и общественного транспорта;

·     наличие административного контроля цен;

·     наличие и интенсивность ограничений доступа на региональные рынки отечественных товаров и услуг;

·     предельные бюджетные заимствования и объем налоговых освобождений и льгот.

Оздоровлению региональных бюджетов должно способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральному классификатору, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.

Важным условием нормального функционирования межбюджетных отношений является финансовый контроль со стороны федерального центра за правильным и целесообразным расходованием средств региональных бюджетов. Необходимо восстановить практику проведения ревизий исполнения  бюджетов субъектов Федерации, получающих средства из федерального бюджета по каналам межбюджетных отношений. Обязательна также оценка потенциала и степени использования доходной базы региона, в том числе находящихся в его собственности и распоряжении природных ресурсов, недвижимости и т.д. Аналогично должны декларироваться и расходы, потому что вполне возможны ситуации, когда регион, претендующий на финансовую помощь, расточительно использует свои средства, «живет не по средствам».

Логическим развитием вышесказанного может стать требование обязательного подтверждения соответствующими органами власти фактической результативности использования ранее выделенных средств. Такие официальные подтверждения могли бы быть дополнительными основаниями для получения  очередной порции средств поддержки. При этом важно не полное расходование полученных средств, а именно результативность их использования для улучшения или стабилизации в регионе по конкретным параметрам (снижение уровня бедности, рост числа рабочих мест и т.д.)[9].

Вывод: На каждом из уровней бюджета решаются ряд проблем. Это и перераспределение состава и структуры средств между уровнями, так и изменение отношений внутри каждого из уровней в отдельности. Следует отметить что в целом государство идет правильным курсом, и по ежегодному увеличению ВВП на 7% это прекрасно видно. Значит политика в плане бюджета идет полным ходом, и причем в правильном направление. Но это только начало реформ, много задач и проблем предстоит еще решить, что и попытаемся сделать в третьей главе.


3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В соответствии с законом доходы федераль­ного бюджета 2004 составят 2 трлн. 742 млрд. 850 млн. руб. расходы — 2 трлн. 659 млрд. 447 млн. руб., профицит бюджета — 83 млрд. 400 млн. руб. В те­кущем году валовой внутренний продукт в Рос­сийской Федерации составит 15 трлн. 300 млрд. руб., инфляция прогнозируется на уровне 10%, экономический рост — 5,2% ВВП.

Принятие федерального бюджета на 2004 г. является в равной степени заслугой Президента, Правительства, Федерального Собрания Россий­ской Федерации, результатом тех реформ, ко­торые были проведены, той экономической и финансовой стратегии, которая формировалась и осуществлялась последние 3-4 года. В 2004 г. бу­дет продолжаться экономический рост, обуслов­ленный новыми тенденциями как в отечествен­ной, так в мировой экономике.

Мировой рынок капитала стал очень мобиль­ным, технические средства позволяют очень быстро вывозить капитал из страны, тем самым обрушивать внутренний рынок — фондовый, валютный. Только грамотная кредитно-денежная, "финансовая политика страны, правильная эко­номическая политика, которая стимулирует кон­куренцию, снижение участия государства в хо­зяйственных процессах, выдвижение бюджет­ных, макроэкономических параметров, других фундаментальных показателей на должный уро­вень ограждают страну от рисков.

Сокращение государственного вмешательства в экономику не означает, что государство не регулирует рынок. Оно устанавливает налоги, определяет правила, принимает законы, но оно не должно в нем участвовать как хозяйствующая составляющая.

Сегодня государство слишком в большой сте­пени участвует в бизнесе через свои государствен­ные компании (начиная с Газпрома, РАО ЕС, Российских железных дорог, Аэрофлота). И если собрать все компании, включая и оборонные предприятия, в которых государство имеет бо­лее 50% в уставном капитале, то выяснится, что половина российской экономики находится в руках государства и под контролем государства. Таким образом, являясь регулятором рынка, го­сударство одновременно выступает участником этого рынка, не обеспечивая достаточную кон­куренцию на рынке. Влияя на рынок, оно иска­жает его. И сегодня стоит задача - продолжение приватизации, выстраивание регуляторов рын­ка, отделение регуляторов рынка от исполните­лей нормативных документов. Все это - элемен­ты формирования конкурентного рынка, кото­рые сделают каждый рубль более эффективным.

Инвестиции государства должны осуществ­ляться в инфраструктурные объекты: в дороги, водные пути, гидротехнические сооружения, железные дороги, трубопроводный транспорт, в то, что пока остается в руках государства.

Важным фактором экономического роста яв­ляются инвестиции в новые предприятия, в но­вую продукцию, в совершенствование старой продукции, инвестиции в любую продукцию, которая на выходе должна быть конкурентос­пособной, получать спрос и признание на ми­ровом рынке. Такая продукция в стране есть, круг ее расширяется, хотя и недостаточно, в силу целого ряда факторов: неразвитости на­шего рынка, неразвитости механизмов финан­сирования.

  При этом очень важно добиться отдачи каж­дого рубля. Сейчас отдача инвестиций разная - в российской экономике, в экономике Восточной Европы, в экономике США. Это также зависит от той конкурентной среды, которая создает дви­жение рубля в ту точку, где он будет наиболее эффективным. Таким образом, при создании конкурентной среды, при определенных элемен­тах открытости экономики, которая, безуслов­но, тоже обеспечивает эту конкурентную среду, рубль становится более эффективным.

Создание конкурентной среды, в первую оче­редь путем открытости экономики, является очень важным фактором повышения эффектив­ности. И экономика США, и экономика Европы закрыты от всего мира, но средняя эффективная ставка по таможенным импортным пошлинам для США и для Европейского Сообщества со­ставляет 3-4%. В российской экономике она со­ставляет 10-15%. В результате переходного пери­ода она должна понизиться до 5-7%.

Открытость экономики определяется и целым рядом других факторов: валютным законодатель­ством, валютной либерализацией, движением капитала. Особенно важным является движение по валютным счетам, капитальным счетам. При­нятие закона о валютном регулировании являет­ся фундаментальным шагом в создании цивили­зованного валютного пространства и с точки зре­ния валютного регулирования, адекватного За­паду. Хотя здесь сохраняются определенные пра­ва по введению ограничений, которые оставле­ны за Центральным Банком и Правительством, в случае, если будет ощущаться слабость рынка, его чрезмерная подверженность конъюнктурным моментам, что может негативно отразиться на экономике и на уровне жизни населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.