скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Безработица как социально-экономическое явление

Однако данное положение зако­на не имеет прямого действия, а потому Правительство РФ должно обеспечить скорейшую разработку Порядка отнесения территорий к напряженным по ситуации, сло­жившейся на рынке труда, упомянутого в новой редакции закона. В нем необходимо предусмотреть особые механизмы регулирования занятости на таких территориях, финансирования мероприятий по регулированию рынка труда, госу­дарственной поддержки территорий с критической ситуацией на рынке труда и т.п.

3.2 Предложения по реформированию закона

Целесообразно принять радикальные превентивные меры, направленные, с одной стороны, на повышение ответственности работодателей и профсоюзов за состояние рынка труда, с другой - на ужесточение условий, регламентирующих поддержку незанятого населения со стороны государства (в частности, при присвоении статуса безработного, определении порядка и размера назначаемых пособий). Одновременно следовало бы расширить полномочия регионов, касающиеся функционирования местных рынков труда, передав им некоторые права из Центра (например, формирование региональных фондов занятости населения, стимулирование работодателей, инвестирующих средства в создание рабочих мест и т д.).

Кроме того, назрела необходимость корректировки позиции Министерства труда и социального развития РФ в осуществлении политики на рынке труда как в Центре, так и в регионах, финансировании федеральных и региональных программ занятости населения.

С учетом сказанного хотелось бы сформулировать ряд предложений по изменению существующего законодательства о занятости населения.

Пoвышeнue ролu coцuaльныx партнеров на рынке труда:

  1. сделать обязательными заключение коллективных договоров между работодателями и представителями наемных работников на предприятиях с численностью более 5(10) человек и их репарацию в службе занятости;

2. включить в коллективный договор обязательства работодателей по своевременной уплата страховых взносов в фонд занятости населения, предусмотрев личную административную ответственность руководителей предприятий в случае их невыполнения;

3. при массовом высвобождении профсоюзам и работодателям осуществлять совместные мероприятия за счет средств предприятий, объединенных в специальных страховых фондах;

4. предусмотреть стимулирование работодателей, создающих дополнительные рабочие места,  например, полностью или частично освободить их от взносов в фонд занятости после предъявления ими документов о произведенных расходах (а не как сейчас, когда деньги выдаются под проект  бизнес-план);

5. ввести санкции к работодателям, имеющим необоснованно высокую текучесть кадров, в том числе увеличение по требованию профсоюзов и трудовых инспекций размера страховых взносов в  фонд занятости в установленных законодательством пределах.

Совершенствование организации финансирования программ занятости:

6. предусмотреть, что размер взносов по обязательному личному страхованию от безработицы должен быть не менее 50-100% ставки взносов с работодателей (возможно за счет соответствующего снижения ставки подоходного налога с заработной платы). Страховые взносы с заработной платы работников перечисляются в региональные фонды;

  7. вместо единого Государственного фонда занятости населения образовать двухуровневую систему, состоящую из Федерального фонда занятости и региональных фондов занятости. В связи с этим  изменить существующий порядок перечисления работодателями страховых взносов в фонд занятости и установить двухканальную уплату взносов на уровне предприятий - отдельно в Федеральный фонд занятости и в региональные фонды. При этом в зависимости от состояния местного рынка труда региональные органы власти могли бы в соответствии с федеральным законом уменьшать или увеличивать размер отчислений взносов в региональные фонды занятости.

Такая децентрализация формирования фондов занятости (двухканальная система сбора средств) позволит, с одной стороны, обеспечить стабильность Федерального фонда, с другой - даст возмож­ность региональным органам регулировать политику на рынке труда посредством установления региональных нормативов, имея в виду ее социальную направленность, стимулирование работода­телей к организации и сохранению рабочих мест, создание благоприятных условий для внешних инвестиций и экономической миграции населения. Из средств Федерального фонда занятости не­обходимо финансировать федеральные программы занятости, дотировать депрессивные регионы, предоставлять краткосрочные субсидии и субвенции региональным фондам. При их недостатке (или неполном сборе) предусмотреть дотации из федерального бюджета (как вариант - бюджетное кредитование регионов напрямую или через Федеральный фонд занятости). Из средств региональ­ных фондов можно было бы финансировать региональные программы занятости населения, вклю­чая содержание региональных и местных служб занятости, программы обучения и переобучения безработных, выплату пособий безработным и другие мероприятия активной и пассивной полити­ки на рынке труда;                                                                   

8. установить ответственность федерального и местных бюджетов за принятие органами власти решений, вызывающих рост безработицы, предусмотрев возмещение непредвиденных расходов фондов занятости соответствующих уровней;

  9. предоставить территориальным службам занятости населения право (по согласованию с Минтрудом РФ и региональными администрациями) на взаимное краткосрочное кредитование расхо­дов по материальной поддержке безработных и профессиональному обучению незанятого населе­ния;

10. установить порядок, в соответствии с которым при переезде безработного, получающего посо­бие, с одной территории на другую расходы фонда занятости принимающей территории, в том числе и по выплатам пособий по безработице, и по затратам на профессиональное обучение, ком­пенсируются из средств территории выезда (возможно, в рамках соответствующих межтеррито­риальных соглашений);

11. в случаях массового переселения незанятого населения из депрессивных регионов, обусловлен­ного решениями или действиями федеральных органов власти, на территории с благоприятными с точки зрения занятости условиями затраты региональных фондов занятости компенсируются из Федерального фонда занятости или федерального бюджета.

Изменение критериев присвоения статуса безработного и установления размера пособия по безработице

Включить в перечень критериев, по которым гражданин не может быть признан 6езработным с правом получения пособия по безработице:

- наличие у него (его семьи) во владении собственности (земли, недвижимости, вкладов, акций и т.п.) сверх определенного законом уровня;

- превышение определенного законом уровня среднедушевого дохода в семье;

 - увольнение с последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин. (Доля этой категории безработных в числе получающих пособие составляет по регионам 30-60%, поэтому введение подобного ограничения не только позволит сократить расходы фонда занятости, но и заставит наемных работников активно защищать свои трудовые права, а также повысить тре­бования к профсоюзам.);

-        отсутствие стажа работы и документов,

подтверждающих уплату страховых взносов в фонд за­нятости; на эту категорию граждан распространяются программы, связанные только с трудоуст­ройством, профессиональным обучением (без выплаты стипендий) и т.д.                                                            

           Предварительные расчеты показывают, что реализация указанных мер позволит сократить рас­ходы фонда занятости населения только на выплату пособий по крайней мере на одну треть, повысить ответственность федеральных органов управления, субъектов Российской федерации, а также профсоюзов и руководителей предприятий и организаций за проведение социальных реформ.

Упорядочение системы управления

Министерство труда и социального развития РФ как центральный орган, определяющий coциальную политику государства, по нашему мнению, вряд ли должно непосредственно управлять региональными исполнительными структурами. Его задача - обеспечить эффективное управление

В системе министерства, как нам представляется, целесообразно образовать самостоятельную Федеральную службу занятости населения с правами юридического лица, возглавляемую руководителем в ранге первого заместителя министра.

К функциям Федеральной службы занятости населения следовало бы отнести:

подготовку предложений в области законодательства о занятости и труде;

разработку проектов федеральной программы занятости, консолидированного и федерального бюджетов ФЗ, включая выделение дотаций, субвенций и субсидий депрессивным регионам, представление их в Минтруд РФ;

исполнение федеральных программ занятости;

анализ состояния рынка труда, выполнения федеральных и региональных программ занятости,  а также поступления страховых взносов в Федеральный фонд занятости;

разработку относящихся к федеральному ведению типовых стандартов, положений и инструкций по вопросам деятельности региональных органов занятости;

подготовку и реализацию программ массового переселения незанятого населения из депрессивных регионов в рамках соответствующих федеральных программ;

содействие деятельности негосударственных служб занятости и учебных центров для незанятого населения;

рассмотрение программ массового высвобождения с крупных предприятий;

контроль за соблюдением законодательства о занятости в регионах, целевым использованием средств, выделенных на федеральные программы, и др.

Региональные службы занятости населения находятся в ведении региональных администраций, отвечают за реализацию политики занятости на территории. Сметы на содержание их аппаратов утверждаются в рамках региональных программ занятости населения. Руководитель региональной СЗ является федеральным государственным служащим и назначается министром труда РФ, его содержание обеспечивается за счет федерального бюджета. Остальные работники являются госслужащими соответствующего регионального уровня. Решения Минтруда и ФСЗ в пределах их полномочий являются обязательными для региональных служб.

К их функциям целесообразно отнести:

разработку проектов региональных программ занятости населения и бюджетов ФЗ, включая расчеты по дотациям из Федерального фонда занятости, представление на рассмотрение региональных органов власти проектов программ, бюджетов и отчетов об их исполнении;

реализацию федеральных и региональных программ занятости населения на подведомственной территории;

анализ состояния рынка труда в регионе;

контроль за исполнением законодательства о занятости на предприятиях и в организациях региона;

исполнение бюджета региональных ФЗ;

финансирование городских и районных программ занятости на основании утвержденных областных бюджетов ФЗ;

отчетность перед Минтрудом РФ и федеральной службой занятости населения по выполнению федеральных программ занятости, использованию средств Федерального фонда занятости.

В этих условиях за Министерством труда РФ по-прежнему сохраняются главные политические и управленческие функции в области труда, занятости и социального развития: разработка  направлений социальной политики на краткосрочную перспективу, соответствующих реальных программ, социальных стандартов и нормативов; определение "правил игры" для сегментов рынка труда и социальных партнеров; определение источников финансирования социальной политики и координация деятельности федеральных внебюджетных социальных фондов на основе увязки их бюджетов и финансового взаимодействия; оценка деятельности федеральных социальных программ и контроль за целевым использованием выделенных средств.

3.3 Устройство службы занятости РФ и других стран

Потенциальные возможности службы занятости в России по ряду причин недоиспользо­ваны. Ее позитивное влияние на рынок труда даже в условиях экономического спада может быть повышено. Помимо таких "внешних" обстоятельств, как ограниченное число имеющих­ся вакансий, ухудшающееся финансовое положение Фонда занятости, ведущее к сокраще­нию активных программ, име­ются и другие, "внутренние", факторы, активизация которых позволит мобилизовать допол­нительные резервы и повысить эффективность ее деятель­ности.

Учитывая, что в российских ис­следованиях данные вопросы представлены весьма скупо, мною использованы материалы ОЭСР, а также ряд других зару­бежных источников, касающих­ся современ­ных концеп­ций развития служб занято­сти в различ­ных странах.

  Современная служба занятости строится на следующих принципах, способствующих повышению эф­фективности программ и услуг на макро- и микроуровнях:

1. Интеграция ключевых функций службы занятости: посредничества при подборе работы и работника; управление выплатами пособий по безработице; направление граждан на активные программы.

2. Стратегия активного вмешательства с целью снижения продолжительности    безработицы (ранняя идентификация ищущих работу и находящихся под риском стать длительно безработными;

индивидуальные планы поиска работы; тесты на активность; ограничение доступа к пособиям и т.д.).

3. Применение внутренних индикаторов эффективности программ и услуг службы занятости.

4. Переход от традиционной оценки деятельности по степени выполнения планов расходов к оценке работы по результатам для клиента как показателя конечной эффективности расходов.

Данные принципы в последние годы стали универсальными для многих стран мира. Они вошли, например, в ряд документов ОЭСР, принятых в последнее время. На их основании каждая из стран-участ­ниц организации разрабатывает собственные концепции и планы по повышению эффективности дея­тельности национальных служб за­нятости.




Интеграция ядра функций службы занятости

Один из наиболее мощных ин­ституциональных факторов, влия­ющих на эффективность пассивной и активной политики занятости,  - степень интеграции трех ее ключе­вых функций: подбор рабочего ме­ста и работника; администрирова­ние в области выплат пособий по безработице; направление безра­ботных на участие в активных про­граммах. Так как окончательная цель всех трех функций службы за­нятости состоит в том, чтобы реинтегрировать безработного в обще­ственное производство настолько быстро, насколько возможно, важ­но принять во внимание, что между ними существует тесная связь и взаимозависимость. С учетом этого большей эффективности работы службы занятости можно добиться, если обеспечить тесную координа­цию и сотрудничество:

1. между подбором работы и выплатой пособий, что позволяет эффективно применить тест на го­товность к работе и, следователь­но, выполнить одно из ключевых предварительных условий для воз­никновения права на пособие;

2. между посредничеством в по­иске работы и активными програм­мами профессиональной подго­товки, чтобы гарантировать для безработного приобретение при­знаков, необходимых для заполне­ния доступных вакансий;

3.между администрацией, занятой выплатами пособий, и подразделениями, занимающимися направлением безработных на активные программы с тем, чтобы избежать фактов участия в программах с единственной целью возобновления права на пособия.

               Политика вмешательства в течение периода безработицы

Характер политики вмешательства должен быть различен в начале периода безработицы и после многих месяцев, проведенных в поисках подходящего места. Например, нет смысла требовать от квалифицированного работника, находящегося в состоянии безработицы одну или две недели, чтобы он участвовал в общественных работах. И аналогично – едва ли стоит после 12 месяцев безработицы обучать человека составлению резюме: вряд ли это расширит возможности занятости.

Российский закон о занятости вообще обходит данный вопрос. Ряд его статей предусматривает некую систему приоритетов доступа к программам службы занятости. Так, ст.13 предусматривает “дополнительные гарантии” широкому спектру групп населения. В отношении этих групп закон гарантирует ряд мер, в частности: создание дополнительных рабочих мест, специальных организаций, разработку специальных программ обучения и т.д. Выбор данных групп в качестве целевых сделан скорее по социальным соображениям и в меньшей степени связан с их реальным положением на рынке труда.

Чтобы обеспечить более рациональный выбор, определить периодичность и степень вмешательств в течение периода безработицы, необходимо устанавливать некие нормы относительно того, что должно быть, с одной стороны, правом, а с другой – обязательством безработных (в особенности получателей пособий по безработице) на различных стадиях безработицы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.