Реферат: Анализ инвестиционной привлекательности предприятий в отраслевом разрезе. Пути её повышения
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что успех реализации инвестиционных программ и проектов связан с нахождением гибких соотношений участия в них частных, смешанных и общественных организаций. Во многом успеху содействует система так называемого координационного управления, предусматривающая согласованность действий всех участников проекта.
Так в функции государства входит содействие координации управления региональной программой и созданию эффективного механизма её реализации. Это включает:
1. обеспечение правового регулирования, оформление договорных отношений с муниципальными и региональными организациями по делегированию им ответственности, в том числе в области зонального планирования;
2. создание условий для объединения финансовых и материальных ресурсов, установление приоритетов налогового регулирования (льготное кредитование и др.);
3. определение форм ответственности местных органов за реализацию проекта и возможные негативные последствия (нарушение экологической среды, зонального земельного планирования и др.);
4. обеспечение связи с общественностью через средства массовой информации для широкой демонстрации предлагаемого проекта с целью привлечения общественных организаций и населения к участию в принятии решения о целесообразности его реализации.
Правительства многих стран проводят активную региональную инвестиционную политику, включая поддержку развития малоосвоенных и депрессивных регионов, однако центр тяжести этой политики перемещается на уровень местных органов власти.
Роль регионов в инвестиционной политике развития городских и сельских территорий особенно усилилась в 70-80-е годы благодаря законодательному наделению их широкими полномочиями. Цель региональной инвестиционной политики – с помощью различных льгот привлечь внимание крупных корпораций и других частных предпринимателей к данной территории.
Правительство оказывает содействие фирмам, ведущим строительство в регионе, в правовой защите, использовании налоговых льгот и льготных тарифов на транспорт и энергию. В ряде случаев осуществляется прямое бюджетное финансирование проекта. Как правило, государство инвестирует большие суммы на социальную и производственную инфраструктуру, создание которой предшествует реализации крупного регионального проекта.
Впервые в США тенденция опережающего развития инфраструктуры проявилась при освоении Аляски, сейчас это стало и во многих других странах обычной практикой при реализации крупных региональных проектов и реконструкции городских и сельских районов.
В Великобритании в 80-е годы были созданы три подобные государственные корпорации, подчинённые министерству торговли и промышленности. Они имеют сеть районных организаций, которые распределяют между частными фирмами – участниками регионального проекта земельные участки, занимаются подготовкой территорий под строительство и создание инженерных коммуникаций.
Одним из важных источников финансирования строительства на региональном уровне является выпуск муниципальных облигаций.
В США, например, такие облигации, выпускают правительства штатов, местные (городские и сельские) власти, а также их агентства и департаменты.
Привлекательность муниципальных облигаций для инвесторов состоит в том, что доход по ним, как правило, не облагается федеральным налогом. Более того, для резидентов (жителей штата) облигации, выпущенные властями штата или муниципалитетами внутри них, освобождаются от штатных и местных налогов.
В целом законодательные и финансово-экономические стимулы в региональной инвестиционной политике стран Запада способствовали подъёму депрессивных регионов, многофункциональному развитию городских и сельских территорий, реконструкции и модернизации крупных городов, решению социально-экономических и экологических проблем. Зарубежный опыт стимулирования и регулирования капиталовложений на региональном уровне может быть полезен для России сейчас.
Проблема децентрализации инвестиционной политики актуальна в связи с тем, что в столь обширной стране, как Россия, между субъектами Федерации имеются существенные различия по всей совокупности факторов, определяющих экономическую и инвестиционную ситуацию. Поэтому законодательное закрепление прав и ответственности федеральных, региональных и местных властей, создание соответствующих механизмов стимулирования капиталовложений являются необходимыми условиями саморазвития территорий.
Одними из важнейших макроэкономических процессов, тесно переплетённых с инвестициями (а именно с большими капиталовложениями в начальный период), являются структурные преобразования промышленности. Но структурной перестройке промышленности в развитых капиталистических странах предшествовал подготовительный период, в течение которого определялись подотрасли, предприятия и производства, подлежащие свёртыванию в первую очередь. Они классифицировались как структурно-депрессивные. В частности, особое внимание уделялось свёртыванию экологически вредных, трудоёмких, ресурсоёмких производств. Длительность подготовительного периода зависит от масштабов промышленного потенциала страны, его текущего состояния и глубины структурного кризиса. Также важны традиции структурных преобразований промышленности в той или иной стране. Например, в США и Японии эти процессы проходили значительно быстрее, чем в Западной Европе.
Крупномасштабное техническое перевооружение в США, Японии, Великобритании и Германии сопровождались массовой ликвидацией устаревших неперспективных предприятий и производств. Например, в США в 1981 году в автомобильной промышленности, чёрной металлургии и текстильной промышленности были закрыта на переоборудование или ликвидированы десятки предприятий. Так, только с 1980 по 1985 года было закрыто 250 текстильных предприятий. В сталелитейной промышленности США с 1978 по 1987 года было ликвидировано 700 заводов, цехов, участков, на 25% сократился станочный парк в металлообрабатывающих отраслях.
Аналогичные процессы происходили в Японии. Для отраслей, не соответствующих общемировым тенденциям научно-технического прогресса, государством были определены конкретные ориентиры для свертывания при производства. Сокращение мощностей проводилось согласно специальным государственным пятилетним программам, принятым в рамках чрезвычайных законов 1978 и 1988 годов, действие которых распространялось на 14 отраслей («Специальный чрезвычайный закон о структурно-депрессивных отраслях» и «Временный закон для структурной перестройки ряда отраслей»). Ликвидация устаревшей техники в структурно-депрессивных отраслях достигла огромных масштабов. Только в алюминиевой промышленности она составила около 2/3 стоимости всего оборудования.
В Великобритании правительство М. Тэтчер сделало ставку на содействие упорядоченному свёртыванию и реорганизации старых подотраслей и развитию новых. Государственная помощь предоставлялась исключительно под проведение модернизации, сокращение старых мощностей, расширение конкурентной среды.
В Германии структурные преобразования промышленности осуществлялись через деконцентрацию, дедиверсификацию предприятий. Ликвидации подвергались устаревшие производства в целых территориальных округах.
В целом государственная политика капиталовложений в развитых странах в течение последних 20 лет направлена на структурную перестройку экономики на основе ресурсосберегающих и новейших технологий, широкой компьютеризации, а также новых систем управления, включающих повышение роли и ответственности региональных властей. Местным властям отводится важная роль в региональном планировании и зонировании территорий, экологической политике и управлении инвестиционными программами. Именно они определяют социальный аспект территориальных программ, составляют (с помощью научных учреждений), демографические прогнозы регионов, разрабатывают планы создания рабочих мест и необходимых объектов социальной и производственной инфраструктуры, а также занимаются вопросами привлечения подрядчиков, проектировщиков, инвесторов и деловых партнёров (спонсоров).
Методология выявления путей повышения инвестиционной активности в промышленном комплексе.
1. Классификация факторов, определяющих инвестиционную ситуацию.
Реальный инвестиционный климат представляет собой систему социально – экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро-, микро - и собственно территориальных уровнях управления в промышленном комплексе, создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций.
Следует выбрать такой круг показателей, которые будут классифицировать факторы, определяющие инвестиционную ситуацию и в силу своей специфики будут отличаться либо достаточным постоянством, либо постоянной тенденцией к изменению. Подобный подход реален при достижении определённой стабильности общеэкономического положения как по стране в целом, так и на уровне отдельных территорий региона. В условиях же продолжающегося экономического кризиса, крайней неустойчивости, а главное – непредсказуемости макроэкономической ситуации, когда большинство качественных характеристик социально – экономического развития на региональном уровне не только варьирует в широком диапазоне, но и испытывает воздействие разнонаправленных тенденций, оценка перспектив формирования инвестиционного климата на базе анализа и обобщении одинаковых по каждой территории региона показателей затрудняется и искажается до такой степени, что становится практически бесполезной. К тому же ни один из инвестиционных показателей и даже их совокупность не дают оснований для окончательного вывода о состоянии инвестиционного климата в целом по региону, так как они складываются в значительной степени под влиянием особенностей развития отдельных отраслей и поэтому отражают закономерности развития именно их динамики и, следовательно, формирование отраслевого, а не территориального климата.
Итак, методический аспект классификации факторов, определяющих инвестиционную ситуацию в промышленном комплексе, заключается в обосновании таких подходов, которые обеспечат учёт как чисто отраслевых и территориальных изменений, так и их взаимовлияние. При этом необходимо иметь в виду и традиционные факторы, определяющие ход инвестиционного процесса, и собственно последствия рыночного реформирования всей системы экономических отношений в целом по региону, а не только в инвестиционной сфере.
В литературе экономическое состояние объекта обычно описывается с помощью системы индикаторов. Отклонение от нормального состояния определяется измерением значений индикаторов и определением их отклонений от некоторых нормативов или эталонов. Поэтому задача оценки инвестиционного потенциала региона состоит, по сути, в определении целесообразного набора индикаторов и установлению эталонных значений.
Формирование набора индикаторов зависит:
1. от объектов сравнения. Состояние отраслей сферы материального и нематериального производства описывается различными группами индикаторов, поскольку целевые установки такого анализа различны. Диагностика состояния базовых отраслевых комплексов в настоящее время на первое место выдвигает проблему привлечения инвестиций в промышленность. Для отраслей потребительского комплекса (лёгкой, пищевой, инфраструктурных), наряду с инвестициями, не менее важны проблемы конкурентоспособности их продукции на внутреннем и внешнем рынках товаров и услуг.
2. от критерия нормы. Понятие нормы может быть охарактеризовано индикатором, описанным:
2.1. средним арифметическим для совокупности объектов анализа;
2.2. значением, наиболее часто встречающимся в данной совокупности (модой);
2.3. срединным значением данного индикатора на всех объектах анализа (медианой);
2.4. максимальным значением индикатора из исследуемой совокупности объектов анализа.
3. от уникальности объекта анализа. Например, промышленные отрасли хозяйственного комплекса Урала, связанные с переработкой уникальных по составу минерально-сырьевых ресурсов, могут претендовать на нетипичную парадигму экономического поведения, что также влияет на выбор системы индикаторов.
Как показал анализ отечественной и зарубежной литературы, состояние отраслевых комплексов может быть описано несколькими десятками (а может быть и более) групп индикаторов, учитывающих влияние как внутренних (внутриотраслевых), так и внешних (экономико-правовой среды) факторов экономического роста.
В мировой литературе для определения инвестиционной привлекательности территорий в качестве основных параметров используется ряд индикаторов: уровень сбалансированности промышленного комплекса, интенсивность выполнения базовых функций, региональный мультипликатор и др. Источниками информации для расчёта этих показателей служат информационно-аналоговые базы. Например, для сравнения конкурентных преимуществ территорий в основном используется «Ежегодная статистическая карта США».
В последнее время в отечественной экономической литературе стали появляться материалы, посвященные интегральным качественным показателям оценивающие изучаемые объекты. Например, «рыночная реакция» территории на проводимые реформы. Принципиальная особенность данного понятия заключается в том, что с его помощью можно охарактеризовать степень адаптации экономики территории к новым условиям, в том числе и с точки зрения воспроизводства капитала.
В настоящее время рыночную реакцию практически невозможно описать количественно, но вполне реально на основе экспертных подходов оценить её с качественных позиций и использовать как основополагающий критерий при ранжировании регионов. В результате удастся избежать привлечения множества не всегда достоверных показателей и максимально ограничить число формируемых групп регионов.
Рыночную реакцию можно определить по наличию ряда элементов. Для удобства использования при ранжировании регионов их можно сгруппировать следующим образом:
1. Стартовые условия вхождения регионов в рынок характеризуют сложившиеся к началу проведения реформ объективные и субъективные предпосылки, способствующие или препятствующие трансформационным процессам. К таким условиям относятся:
1.1. наличие экспортного потенциала (ресурсов, котирующихся на мировом рынке);
1.2. территориальная удалённость и транспортная освоенность
1.3. интеллектуальный и инновационный потенциал (в том числе и невостребованный) и его соответствие целям развития региона;
1.4. уровень развития социальной сферы и потенциальные возможности региона в области её совершенствования с целью обеспечения нормального воспроизводства трудовых ресурсов;
1.5. состояние производственного потенциала и сложившийся уровень инвестиционной активности (объёмы инвестиций и качественные характеристики инвестиционной деятельности);
2. Оценка стратегии и тактики проведения реформ на региональном уровне с выделением направлений специальной федеральной поддержки отдельных регионов невозможна без изучения следующих важнейших параметров:
2.1. особенностей реформирования экономики региона;
2.2. динамики рыночных преобразований, в том числе складывающихся под воздействием как стартовых условий вхождения в рынок, так и создание среды для благоприятного проведения реформ;
2.3. практики централизованной инвестиционной помощи и системы государственных инвестиционных приоритетов как основы рыночной поддержки регионов со стороны центра, ускорения (замедления) темпов рыночных преобразований;
2.4. политико-экономической ситуации в регионах и её влияние на ход реализации стратегии реформ;
3. От результативности реформ и степени адаптации регионов к рыночным отношениям зависят их место в рыночном пространстве, уровень готовности к рыночным преобразованиям и перспективы изменения инвестиционного климата. При этом необходимо учитывать следующие факторы: преобразование форм собственности и их влияние на инвестиционный климат; тенденции формирования и развития бюджетной системы, финансов хозяйствующих субъектов, а также финансовых рынков; склонность производителей к обновлению основного капитала, степень и результативность регулирования обуславливающих её факторов на федеральном и региональном уровнях; привлекательность региона для независимых, в том числе зарубежных инвесторов; влияние процесса реформирования федеральных отношений на ход социально-экономических преобразований в регионах с выделением собственно инвестиционной сферы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10