скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: "Великая депрессия" и ее роль в развитии теории и практики регулирования рыночной экономики

Основные направления антикризисной программы американского правительства заключались в следующем.

Правительство наделялось полномочиями регулировать заработную плату, цены, продолжительность рабочего времени, процесс конкуренции в промышленности.

Была введена минимальная заработная плата, установлена максимальная продолжительность рабочего дня, действовали "кодексы честной конкуренции".

Правительственные органы приняли и реализовали ряд программ-заказов (на накапливаемые и приобретаемые государством стратегические материалы, сырье, оборудование). Поставки оплачивались из федерального бюджета.

Федеральное правительство организовало общественные работы, затратив в 1933-1939 гг. на их финансирование более 12 млрд. долларов.

Была принята и реализована федеральная программа чрезвычайной помощи. Объем финансирования программы составил 1 млрд долларов, из них 500 млн. долларов передано штатам непосредственно, а остальная часть предоставлялась с условием, что на каждый доллар федеральных средств правительства штатов и местные органы власти выделяют на меры по снижению безработицы еще 3 доллара.

Осуществлены организация, государственная поддержка и стимулирование жилищного и дорожного строительства, лесонасаждений, гидромелиорации, обустройства национальных парков. В частности, в 1933 г. создана Ссудная корпорация владельцев жилья, эмитирующая облигации для обеспечения рефинансирования закладных, а в 1938 г. - Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA, или "Фани-Мэй" - FM). После того как ипотечные банки выдали кредиты гражданам на покупку жилья, они продают эти кредиты (долговые обязательства граждан) FM. Полученные от FM в результате такой сделки деньги служат ипотечным банкам источником выдачи кредита другим гражданам.

Начальный капитал FM был сформирован за счет федерального бюджета, затем она выпустила акции для продажи частным инвесторам, но по-прежнему продолжает оставаться под определенным контролем правительства. FM имеет кредитную линию в министерстве финансов США.

В марте 1933 г. по решению президента Ф.Рузвельта были закрыты коммерческие банки и за две недели проведена их ревизия. 1/3 банков ликвидирована. Образованная реконструктивная финансовая корпорация взяла на себя функции многих разорившихся банков. Устойчивые банки получили разрешение продолжать операции, неустойчивые ставились под контроль государственных уполномоченных. Коммерческие банки получили право лишь принимать у акционерной компании депозиты и давать ей кредиты. Что касается функций инвестиционного института (проведение операций по купле-продаже ценных бумаг), то выполнять их могли лишь специализированные инвестиционные организации (инвестиционные компании, инвестиционные банки, фонды).

Для повышения цен на некоторые виды сельскохозяйственной продукции приняты меры к сокращению ее производства (в целях компенсации ущерба фермерам предоставлялись субсидии, источником которых стали налоги на предприятия, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства).

Правительство стремилось повысить цены на сельскохозяйственные продукты до такого уровня, чтобы соотношение между ними и ценами на промышленные товары соответствовало соотношению среднего уровня сельскохозяйственных и промышленных цен за пятилетие, предшествовавшее первой мировой войне.

Усилился государственный контроль за деятельностью на рынке ценных бумаг, ужесточились условия включения акций предприятий в листинг бирж, повысилась индивидуальная и коллективная ответственность биржевых посредников за осуществленные операции. Установлены ограничения колебаний котировок акций в течение одного заседания. Под государственный контроль поставлен биржевой кредит.

В 1930 г. принят закон о таможенном тарифе, в соответствии с которым средний уровень импортных пошлин на облагаемые товары увеличился до 30-40% (по отдельным товарам до 70%), вводилась защита "зарождающихся отраслей".

Университетам разрешено распоряжаться своей собственностью, а вырученные деньги направлять на уставную деятельность, прежде всего на финансирование НИОКР.

Наряду с экономико-организационными применялись и монетаристские методы:

1) понижение официальной учетной ставки. Так, учетная ставка Нью-Йоркского резервного банка периодически снижалась - с 6% в октябре 1929 г. до 1,5% в сентябре 1931 г.;

2) расширение покупки федеральной резервной системой векселей и государственных ценных бумаг на открытом рынке;

3) передача в 1934 г. золота Федеральной резервной системы в распоряжение казначейства. Было принято решение отказаться от золотого стандарта, запретить экспорт золота, установить свободно колеблющийся курс доллара относительно других валют. Отметим, что именно с этой даты национальная валюта США не имеет обеспечения золотом;

4) увеличение расходов федерального бюджета, в основном за счет роста государственного долга (повышения бюджетного дефицита). Если в 1929 г. государственный долг составлял 16,9 млрд долл. (16% ВВП), то в 1940 г. - 50,7 млрд долл. (51% ВВП).

Практически аналогичные процессы в экономическом развитии происходили и в странах Европы. В наибольшей степени кризис поразил экономику США и Германии, самых развитых капиталистических стран мира, господство мощных монополий в хозяйственной жизни которых было безраздельным. Несколько меньшей была глубина экономического кризиса во Франции, но зато кризис затянулся там до 1935 г. Примерно таким же было падение промышленного производства и в Италии (почти на 1/3), несмотря на предпринятые фашистским режимом энергичные противокризисные меры. В Англии, промышленность которой лишь накануне кризиса достигла уровня 1913 г., падение производства было сравнительно небольшим. Сравнительно менее глубоким был кризис и в Скандинавских странах.


2. Понятие и сущность рынка и рыночной экономики

Рынок – это обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства. Объективная необходимость рынка обусловлена теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что рынок появился еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до нашего времени как одно из значений слова. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» находит все более сложное толкование.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена.

Можно выделить и еще одно понимание рынка – как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямо и обратное воздействие на производство и потребление.[2]

Сущность рынка находит отражение в главных его экономических функциях, выражающих основное значение данной категории и отражающих ее сущность. Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также продавцов-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не может удовлетворить свои потребности. Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?

Стимулирующая функция состоит в побуждении проиводителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.

Ценообразующая функция – установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства.

А. Смит писал: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда когда сознательно стремится служить им».[3] То есть по мнению Смита, рынок регулируется некой невидимой рукой, или, вернее регулируется самостоятельно. Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современные рынок превращается в гигантский «компьютер», собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выающий обощенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.

Однако по мере развития рыночной системы хозяйства все ощутимее проявляются и определенные недостатки этой системы. Рынок по своей внутренней природе не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. Рыночное распределение отражает реальный вклад владельца факторов производства в общественный продукт и, конечно, характеризуется значительнм неравенством. Отражая реальный вклад каждого, оно является единственно справедливым. Но то, что справедливо с рыночной, экономической точки зрения, не всегда приемлемо с позиции социальной. Общество в целом понимает необходимость поддержки престарелых, инвалидов, многодетных матерей. Понятно, что решить проблему можно только через рынок, путем регулирования цен, невозможно, для этого нужны коллективные усилия общества, которые организует правительство.[4]

«Государственное вмешательство в экономику, - пишет И. П. Николаева, - может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка».[5]

По мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов, росту безработицы.

«Макроэкономическое равновесие на практике – скорее удивительная случайность, исключение, подтверждающее правило: рыночная экономика нестабильна. Экономическая история последних двух столетий дает нам великое множество примеров этой нестабильности. за периодами успешного промышленного развития и всеобщего экономического процветания всегда наступали периодыв спадов, сопровождающихся падением производства и безработицей».[6]

Казалось бы, рынок и рыночная экономика обладают полным набором инструментов и широкими возможностями для саморегуляции. Тем не менее есть множество примеров, когда в кризисных экономических ситуациях эти инструменты попросту не применяются участниками рынка. Объясняется это, на мой взгляд, довольно просто: как правило, ни у кого из участников нет цели всеобщего выхода из кризиса, так как каждый участник рынка действует в собственных интересах.

Выходу из кризисной ситуации может способствовать только вмешательство государства.


3. Развитие взглядов на государственное регулирование рыночной экономики

3.1 Развитие теории государственного регулирования рыночной экономики до «Великой депрессии»

Вмешательство государства в производственный процесс было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. Оно существовало уже на ранних этапах развития государства, но «было минимальным и сводилось к обеспечению: финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов, расходованием бюджетных средств; охраны правопорядка и занятости; нормативных отношений с другими государствами; организации национальной обороны и др».[7]

Несмотря на то, что государственное регулирование экономики сложилось в ходе исторического развития государства и экономики, существует ряд экономических течений, вовсе отрицающих необходимость государственного контроля за экономическими процессами.

Приверженцы старых принципов – неоконсерваторы – выступали за невмешательство государства в хозяйственную деятельность фирм и утверждали, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Неоконсерваторы считали, что именно нормальный рыночный механизм в силах эффективно регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист Хайкс отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы.

В 1880 году вышла в свет книга отца-основателя неоклассического направления в экономике Альфреда Маршалла «Принципы политической экономии». А. Маршалл (1842-1924) был добропорядочным сторонником классической школы, но не мог не учитывать результатов маржинального анализа. Тип мышления А. Маршалла заметно отличался от типа мышления его предшественников. Экономисты-классики искали причину ценности. А. Маршалл использовал функциональный подход, смысл которого состоит в том, что все экономические явления находятся между собой не в причинно-следственной, а в функциональной зависимости. Проблема состоит не в том, чем цена определяется, а в том, как она изменяется и какие функции в экономике выполняет. Поэтому задача экономической науки состоит в том, чтобы не быть наукой о богатстве и причинах его роста, а изучить реально действующий механизм рыночного хозяйства и понять принципы его функционирования.[8] А. Маршалл разработал концепцию, явившуюся своего рода компромиссом между различными направлениями экономической науки, и в частности теориями стоимости. Его концепция и работы получили широкое распространение в конце ХIХ — начале ХХ в. (до Кейнса). Ключевая идея Маршалла состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих протекающие на рынке процессы. Он обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены. Маршалл использовал понятие равновесной цены: когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».

Еще одно научное направление – неолиберализм – тесно примыкает к неоклассицизму. Основной принцип неолиберализма, заложенный еще А. Смитом, сводится к минимизации государственного воздействия на экономику и предоставлению максимально возможной свободы действий производителям, предпринимателям, торговцам. Сторонники либерализма тяготеют к так называемой «чисто рыночной» экономике, подверженной минимальному государственному регулированию. Ближе всего к этому направлению стоят Фридрих Август Хайек (1899-1992) и, в некоторой степени, талантливый экономист и социолог австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883-1950).

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.